Урок развития речи. Описание помещения как средство характеристики персонажа.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок развития речи. Описание помещения как средство характеристики персонажа.    

 6 класс.УМК Баранова Т.М

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи.

Описание помещения как средство характеристики персонажа.

                     

Григорьева Марина Анатольевна

6 «А»

Урок развития речи. Описание помещения как средство характеристики персонажа.

Баранова Т.М., Русский язык. 6  класс . М.; 2018г.

Цель  урока: Планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями: находить в тексте важную информацию, анализировать и обосновывать свой выбор, описывать интерьер, характеризуя персонажа литературного произведения.

Задачи:

- обучающие способствовать  развитию  навыков ознакомительного чтения, развитие устной и письменной речи учащихся; совершенствовать навыки анализа литературного произведения

-развивающие создать условия для развития логического мышления, памяти, наблюдательности; развивать умение обобщать данные и делать выводы, сравнивать; развивать культуру речи.

-воспитательные обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма; способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.

Тип урока : актуализация знаний

Необходимое техническое оборудование компьютер, проектор.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА№

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организация начала урока

  1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.
  2. Озвучивает тему и цель урока.

находить в тексте важную информацию, анализировать и обосновывать свой выбор, описывать интерьер, характеризуя персонажа литературного произведения.

  1. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
  2. Выдвигает проблему.

Что читателям дает знакомство с описанием помещения того или иного персонажа?

Слушают, воспринимают информацию, отвечают на вопросы.

1 м

2

Подготовка к активной УПД каждого ученика на основном этапе урока

Демонстрация видео ролика

  1. Создает эмоциональный настрой на работу с текстом литературного произведения.
  2. Напоминает обучающимся, как развивались события в повести.
  • Какое впечатление оставляет повесть после прочтения?
  • Почему история жизни станционного смотрителя грустная?

Какая трагедия сломала его жизнь и погубила его?

Формулируют выводы по итогам восприятия, наблюдений.

  • Какое впечатление оставляет повесть после прочтения?
  • Почему история жизни станционного смотрителя грустная?
  • Какая трагедия сломала его жизнь и погубила его?

3 м

3

Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала.

 Викторина

  1. Обеспечивает мотивацию выполнения последующих заданий по работе с описанием.

Организует:

  1. коллективную проверку;
  2. беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
  • Что узнал рассказчик о Дуне, когда приехал на ту же станцию через несколько лет?
  • Попав в квартиру, сквозь отворённую дверь комнаты смотритель увидел Минского и свою Дуню. Заметив отца, Дуня вскрикнула и без памяти упала на ковёр. Что сделал Минский?
  • «Приходила, я смотрю на неё издали, она легла здесь и лежала долго, а потом барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала ,а мне дала пятак серебром- славная барыня» Кому принадлежат эти слова?
  • Как звали смотрителя?
  • Как звали дочку смотрителя?
  • В какой город поехал смотритель, когда искал Дуню?
  • С кем Дуня жила в Петербурге?
  • Кто вместо смотрителя жил в его доме?
  • Куда пошла барыня, когда узнала, что её отец скончался?

Отвечают на вопросы

Озвучивают содержание повести, называют персонажей, демонстрируют степень понимания сюжета, событий.

10 м

4

Закрепление знаний. Словарная работа.

Работа над демонстрационным рядом презентации.

1) Почему дом смотрителя назван «смиренной обителью мученика 14 класса» ?

Чтобы дать ответ на этот вопрос нужно хорошо представлять значение слов, входящих в это определение.

2-3 )Значение слова смиренный связано  с православной культурой  нашей страны.

4) -Почему жилище станционного смотрителя названо смиренным?

 Что нам об этой черте смотрителя может рассказать интерьер?

5) слово «мученик» тоже имеет значение , которое заставляет нас вспомнить об обязательных для всех заповедях.

6) Каким мы видим Самсона Вырина в начале повести?

Почему он счастлив и не жалуется на свою жизнь?

7-8) Православная семья.

9) Притча о блудном сыне.

Почему жилище смотрителя украшено картинками с изображением истории блудного сына?

10) Найдите в повести описание.

Что мы может рассказать о хозяине, благодаря этим строчкам?

11)Что стало со смотрителем, когда он потерял дочь?
Как это отразилось на интерьере его жилища?

Организует оценочные высказывания обучающихся; обсуждение ,поисковую работу ,беседу, связывая результаты урока с его целями. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

  1. Анализируют, определяют причины, по которым автор остановился на выборе слова.
  2. Формулируют выводы наблюдений.
  3. Объясняют свой выбор.
  4. Высказывают свои предположения.
  5. Читают текст.
  6. Подчеркивают характеристику.

13 м

5

Самопроверка знаний. Самостоятельная работа.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ

   1.  Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2.  Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.
3.  Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.
4.  Исходное положение. 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

Самостоятельная работа.

Опишите увиденное на картине так, чтобы можно было угадать , какому литературному персонажу  принадлежит помещение.

Материалы к изложению:

  1. помещение: каморка над кухней, обустроена по своему вкусу;
  2. мебель: кровать из дубовых досок, на четырех крепких чурбанах, богатырская; трехногие стулья, такого же крепкого свойства, поднял одной рукой и усмехнулся; простой деревянный стол; сундук под кроватью;

Выполняют под руководством учителя, снимая напряжение.

Выполняют задание.

Читают текст.

Высказывают свое мнение

2 м

10 м

6

Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели).

фразы закончить.
я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую …

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

  1. Осуществляют:

самооценку;

предварительную оценку.

  1. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему.)

7

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

1 группа: выписать из романа «Дубровский» описание помещения;

2 группа: написать сочинение – описание помещения «Комната Марии Кирилловны» или «В доме Дубровского»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Смиренная обитель мученика 14 класса»

Слайд 2

смиренный Смирение – Богу угождение, уму просвещение, душе спасение, дому благословение и людям утешение. Русская пословица Любовь, милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действия имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви. преп. Амвросий Оптинский

Слайд 3

Смирение по отношению к Богу – это видение своих грехов , надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей . Смирение – стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле благой и всесовершенной По отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Человек, обладающий смирением по отношению к самому себе , не смотрит за недостатками других, зато прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов произнести искреннее: «прости».

Слайд 4

Обитель Значение устар. то же, что монастырь ◆ Трудные у нас годы настали, государь! И в божьих обителях опальным укрыться нельзя. А. К. Толстой , «Князь Серебряный», 1842—1862 г. устар. , высок. или шутл. жилище , место проживания ◆ Одну половину времени князь Андрей проводил в Лысых Горах с отцом и сыном, который был еще у нянек; другую половину времени в богучаровской обители , как называл отец его деревню. Л. Н. Толстой , «Война и мир», 1867—1869 г. Синонимы монастырь жилище , пристанище , приют , угол , обиталище , кров , крыша над головой

Слайд 5

-Почему жилище станционного смотрителя названо смиренным? Что нам об этой черте смотрителя может рассказать интерьер?

Слайд 6

мученик Мученик-трудоголик – истощает себя делами и не восполняет свои силы. Спит по три часа, питается кое-как, дома появляется редко или ближе к ночи. Такой человек часто помогает всем. Му́ченик ( греч. μάρτυς, ма́ртис, лат. martyr, ма́ртир — свидетель) в христианстве — древнейший сонм святых , прославляемых Церковью за свидетельство о Христе «даже до смерти» (Фил.2:6-8).

Слайд 7

Каким мы видим Самсона Вырина в начале повести? Почему он счастлив и не жалуется на свою жизнь?

Слайд 8

Православная семья Большая семья Почитание патриархальных законов

Слайд 9

Пока семья едина – есть надежда на счастье.

Слайд 10

Притча о блудном сыне Почему жилище смотрителя украшено картинками с изображением истории блудного сына?

Слайд 11

Описание жилища смотрителя Найдите в повести описание. Что мы может рассказать о хозяине, благодаря этим строчкам? "Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, так же как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавеской, и прочие предметы, меня в то время окружавшие".

Слайд 12

Что стало с Самсоном Выриным, когда он потерял дочь? Как это отразилось на интерьере его жилища? "Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображавшие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку развития речи "Описание природы. Зима.", 6 класс.

Презентация к уроку развития речи (по программе В.В. Бабайцевой) поможет учителю активизировать внимание учащихся, используя принцип наглядности. Яркие иллюстрации, картины художников, тексты, план ра...

Урок развития речи. Описание помещения.

Цель: Научить учащихся описывать помещение.Сочинение по русскому языку для учащихся 6 класса....

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ Описание помещения (интерьер)

Обучение описанию интерьера помещения....

Урок развития речи. Описание помещения.

Урок развития речи в 6 классе по учебнику Ладыженской (ФГОС). Описание помещения. Интерьер....

Урок развития речи "Описание помещения". 6 класс

На этом уроке ребята учатся логически строить рассказ на заданную тему....

Урок Развития речи "Описание помещения"

Конспект урока по развитию речи 6 класс...