Кружок "Юный лингвист"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Волкова Наталья Александровна

Рабочая программа кружка по русскому языку "Юный лингвист" для 9 класса (34 часа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_russkogo_yazyka_yunyy_lingvist.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Агибаловская  средняя школа» Холм-Жирковского района

Смоленской области

Рабочая программа кружка для 9 класса

«Юный лингвист»

на 2021-2022 учебный год

Волкова Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

д. Агибалово, 2021 г

                                               

                                                 Пояснительная записка.

Кружок русского языка «Юный лингвист» предназначен для обучающихся 9 класса.

        Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями, развитие творческих способностей учащихся.  

        Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС и направлена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельного подхода к обучению русскому языку; направлена на обеспечение качественной  подготовки учащихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний  и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение  для формирования коммуникативной личности; подготовки учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

        На изучение данного курса отводится 1 час в неделю.

        Общий объем программы: 34 часа.

        Срок освоения программы: 1 год обучения.

Планируемые результаты освоения программы кружка:

Главным результатом является готовность учащихся к участию в экзамене. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам экзамена.

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и

личностному самоопределению.

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении

учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами

и сверстниками.

Предметные: знать/понимать/уметь

знать трудные случаи правописания.

понимать их роль в общекультурном развитии человека.

объяснять языковое явление.

уметь применять знания при тестировании.

формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала.

формировать научный тип мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами:

активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;

определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;

работать над расширением словарного запаса;

опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;

работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю); 

четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;

выполнять различные типы тестовых заданий;

самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;

хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

правильно отмечать в бланке вариант ответа;

вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.    

Тематическое планирование с указанием количества часов

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Форма контроля

1

Структура ОГЭ по русскому языку в 9 классе

2

2

Сжатое изложение

6

Сжатое изложение

3

Сочинение-рассуждение

6

Сочинение-рассуждение

4

Тестовая часть. Повторение основных норм русского языка

14

Тестирование

5

Работа с текстом.

4

Анализ текста

6

Итоговая зачётная работа в форме ОГЭ

2

Итоговый зачёт

Итого:

34

Содержание курса

Введение. Содержание ГИА по русскому языку. 

Критерии оценки разных элементов экзаменационной работы

 Сжатое изложение.

Изложение. Виды изложений

Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.

Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста

Извлечение информации из различных источников

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) С1

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения 9.1. 

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Сочинение-рассуждение 9.2 Объяснение смысла фрагмента текста.

Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему 9.3.: тезис – аргументы – вывод. 

Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 9.1.

Написание сочинения-рассуждения 9.2. Объяснение смысла фрагмента текста.

Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему 9.3.

           Тестовая часть. Повторение основных норм русского языка

            Синтаксический анализ текста. 

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Типы сказуемых. Виды односоставных предложений. Обособленные члены предложения. Однородные члены. Виды связи в сложных предложениях.

           Пунктуационный анализ.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

         Синтаксический анализ. 

 Словосочетание. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Орфографический анализ.

Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.

Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.

Работа с текстом. 

Анализ содержания текста.

Анализ средств выразительности. 

Лексический анализ.  

                                             

  Тематическое планирование

Тема

Дата проведения

План

Факт

1

Содержание ГИА по русскому языку. 

2

Критерии оценки разных элементов экзаменационной работы

3

Сжатое изложение. Умения, необходимые для его написания.

4

Приемы компрессии текста.  Памятка. Как писать сжатое изложение

5

Упражнения на понимание содержания текста и его структуры

6

Комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических связей.

7

Упражнения на освоение приемов сжатия текста.

8

Тренировочная работа по написанию изложения.

9

 Сочинение на лингвистическую тему. Анализ задания 9.1.  

10

Написание сочинения на лингвистическую тему.

11

Сочинение-рассуждение. Объяснение смысла фрагмента текста. Анализ задания 9.2.

12

Написание сочинения - объяснения фрагмента текста.

13

 Сочинение на морально-этическую тему. Анализ задания 9.3.  

14

Написание сочинения на морально-этическую тему.

15

Синтаксический анализ текста. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

16

Типы сказуемых.

17

Виды односоставных предложений.

18

Обособленные члены предложения.

19

Однородные члены.

20

Виды связи в сложных предложениях.

21

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

22

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

23

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

24

Синтаксический анализ. Словосочетание.

25

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления.

26

Орфографический анализ. Правописание корней.

27

Правописание приставок.

28

Правописание суффиксов.

29

Работа с текстом. Анализ содержания текста.

30

Анализ средств выразительности. 

31

Лексический анализ текста.  

32

Решение тестовых задач.

33

Итоговая зачётная работа в форме ОГЭ.

34

Итоговая зачётная работа в форме ОГЭ.

 

Литература

1.ОГЭ -2021: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – АСТ: «Астрель», 2021.

2.С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Готовимся к итоговой аттестации. – «Интеллект-Центр».

3. А.Г. Нарушевич. Эффектная подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над сочинением. 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О.А.Булатов. «Лаборатория Исследователей - лингвистов: Межкультурная коммуникация» Программа лингвострановедческого факультатива-семинара

Программа - "почасовка" факультатива-семинара лингвострановедческой направленности для "продвинутых" учеников 8 и 9 классов. Программа призвана сформировать основу для дальнейшего всестороннего р...

КВН по русскому языку "Юные лингвисты"

Занимательные формы работы по русскому языку...

КВН по русскому языку "Юные лингвисты"

Занимательные формы работы по русскому языку...

Социальная адаптация учащихся в системе занятий НОУ «Лингвист» и учебного курса «Русская словесность»

Статья раскрывает формы и результаты  работы по социальной адаптации обучающихся в рамках дополнительного образования...

Программа городского летнего профильного лагеря «Лингвист»

Эта программа – программа организации жизнедеятельности детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет в городском летнем профильном лагере «Лингвист». Лагерь ставит своей задачей развитие у детей спосо...

Выдающиеся ученые лингвисты

Презентации о ученых-языковедах. Работы учеников....