«Рабочая программа по русскому языку для 8 класса»
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Вероника Владимировна Ч.

 «Рабочая программа по русскому языку для 8 класса»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_8_klass_rp.doc284.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. Нормативные документы:
  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ

Рабочая образовательная программа по русскому языку для 8  класса   составлена в соответствии с:

  • примерной программы основного общего образования  по русскому языку;
  • федеральным  государственным  образовательным стандартом   основного общего  образования  по русскому языку;
  • программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений  (5-9 классы), авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов/ М.: Дрофа, 2014.
  • основной образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средней школы №68».
  • методического письма о преподавании учебного предмета «Русский язык)» в 2020-2021 учебном году (региональный уровень)
  • приказа директора «О годовом календарном учебном графике» №01-05/205 от 01.09.2020 г.

 В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, включенных в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса русского языка в 5-9 классах. В ней  также учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы, и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по  русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-9,10-11 классы /сост. Е.И.Харитонова (авторы программы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова и др.)- 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013.

Свободное владение родным, русским языком – необходимость в жизни каждого современного россиянина. Для реализации этой потребности необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока. Изучение русского языка опирается в основном на действующую программу и уже устоявшийся минимум понятий по синтаксису. Однако предполагается более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка, а также пунктуационных правил. Особое внимание уделяется таким вопросам, как «Речевые умения и навыки учащихся», «Интонация и пунктуация», «Назначение знаков препинания», «Принцип русской пунктуации».

Главная цель занятий русским языком в 8 классе - речевое и языковое развитие школьников - решается с помощью двух подходов: через языковые разделы курса и на основе специальных речеведческих понятий. Это означает, что материалом языкового и речевого разделов изучается не в линейном порядке, а параллельно перемежаясь.

Задачи курса:

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

  • совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности умение проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, типографический, анализ способов и средств связи предложений, полный и комплексный анализ текста;

  • формирование умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания.

Программа по русскому языку для учащихся 8 классов под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львова, Г.А.Богданова составлена в расчёте на 102 часа. Рабочая программа ориентирована на требования ФГОС и требования итоговой аттестации в новой форме (ОГЭ).

Содержание тем учебного предмета «Русский язык» 8 класс

О языке

Русский язык в кругу других славянских языков.

Роль старославянского (церковнославянского)языка в развитии русского языка.

Выдающиеся лингвисты: И. И. Срезневский.

Речь

Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.

Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства. Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, посёлка, улицы, музея).

Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке).

Высказывание, ориентированное на жанр проблемной

статьи «Хочу и надо — как их примирить?».

Язык. Правописание. Культура речи

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание и предложение

Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания.

Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов.

Интонация простого предложения и её элементы. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения.

Культура речи.

Правильное построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием.

Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приёмы, повышающие выразительность речи.

Синтаксис простого предложения

Двусоставное предложение.

Главные и второстепенные члены предложения

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.

Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Пунктуация предложений со сравнительными оборотами.

Культура речи.

Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращёнными словами.

Синонимика составных сказуемых. Единство видо-временных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика.

Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика.

Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.        

Односоставные простые предложения

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные). Особенности интонации простого односоставного предложения.

Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы.

Культура речи. 

Наблюдение за использованием в художественном тексте односоставных предложений

Неполные предложения

Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного предложения.

Культура речи. 

Наблюдение за использованием неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи.

Предложения с однородными членами

Однородные члены предложения, их признаки. Однородные члены, связанные без союзов и с помощью сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Особенности интонации простого предложения с однородными членами.

Выдающиеся лингвисты: Ф. Ф. Фортунатов.

Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но и...; как..., так и... .

Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи.

Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями

Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Особенности интонации предложений с вводными словами и предложениями.

Культура речи.

Правильное произношение сочетаний русских имён и отчеств, использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи.

Наблюдение за использованием обращений в разных стилях речи, а также в художественных текстах как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Синонимика вводных слов, стилистические различия между ними. Вводные слова как средство связи предложений в тексте.

Предложения с обособленными членами

Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с обособленными и уточняющими членами.

Культура речи.

Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами.

Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, и простых сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, как средство связи предложений в тексте.

Прямая и косвенная речь

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог. Интонация предложений с прямой речью. Интонационное своеобразие диалога.

Культура речи.

Замена прямой речи косвенной.

Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

К концу 8 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

Анализ текста. Находить в молодежных газетах проблемные репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя.

Воспроизведение текста. Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нем свое понимание проблематики текста и позиции автора, давать письменный анализ текста — стилистический, типологический, включая анализ характерных для стиля и типа речи выразительных средств языка. Пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.

Создание текста. Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинения о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.

Совершенствование написанного. Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.

Предметные результаты:

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
  • по морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
  • по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым словарем;
  • по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
  • по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами;
  • по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
  • по пунктуации: находить пунктограммы и простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенстванию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  •  устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  •  осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

1. Владение всеми видами речевой деятельности;

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

2. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни ; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, иностранного языка и других).

3. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  •  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
  •  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  •  извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  •  владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  •  излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  •  строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  •  уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  •  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  •  уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  •  уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  •  осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
  •  оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
  •  высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  •  задавать вопросы.

Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:

1. Представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли русского языка в жизни человека и общества;

2. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования а также роли русского языка в процессе самообразования;

3. Владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения(цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным , изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями;
  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в Ом числе на электронных носителях;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием текста, с понимание его основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, тезисы);
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических и грамматических норм СРЛЯ; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных ситуациях общения;
  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их совершенствовать и редактировать собственные тексты; усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи; текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5. Проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей оформления, использования выразительных средств языка;

6. Осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Учебно-тематический план

Тема раздела

Кол-во часов в рабочей программе

Язык и речь

4

Орфография и морфология (повторение)

7

Речь (повторение)

2

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

5

Простое предложение. Двусоставное предложение.

Главные и второстепенные члены предложения

12

Речь. Жанры публицистики. Репортаж

13

Неполное предложение

3

Речь. Жанры публицистики (продолжение)

3

Предложение с однородными членами

12

Предложения с обращениями и вводными конструкциями

11

Предложения с обособленными членами

16

Речь. Жанры публицистики (продолжение)

5

Прямая и косвенная речь

9

Итого

102

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

урока

Дата проведения

Тема урока

Планируемые результаты

Примечание

Домашнее задание

план

факт

Предметные

(содержание)

Метапредметные

Личностные

1

Русский язык в семье славянских языков.

Иметь представление о месте русского языка среди славянских языков.

Развитие познавательной, коммуникативной компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Составл. связан. высказ., раб с текстом.

Иметь представление о месте русского языка

среди славянских языков

2

Разновидности речи

Речь и её разновидности.

Текст, его тема и основная мысль. Стили речи.

Средства выразительности в художественной

речи

Развитие познавательной, коммуникативной компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Повторить изученное в разделе «Речь» в 5—

7 классах. «Читать» таблицы и схемы. Строить высказывание на лингвистическую тему с опорой на таблицу и план ответа

3

Сжатое изложение без концовки. Анализ изложения.

Написать изложение, сохраняя композицию,

тему, основную мысль текста, стиль речи, выразительные языковые средства. Закончить рассказ, сформулировав в заключении вывод, к которому пришёл автор, а вместе с ним — читатели

4

5

Буквы Н-НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий.

Уметь безошибочно разграничивать имена прил, прич. нареч,; опознавать и образовывать полные и краткие формы страдательных причастий. Уметь соотносить конкретные суффиксы с определенными группами слов. Правильно писать суффиксы с буквами Н-НН

Развитие общеучебных компетенций. Закрепить знания о частях речи, трудноусваиваемых орфограмм

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Составл. связан. высказ., раб с текстом.

Безошибочно разграничивать имена прилагательные, причастия, наречия; опознавать и образовывать полные и краткие формы страдательных причастий; соотносить конкретные суффиксы с определёнными группами слов; правильно писать суффиксы с буквами н и нн

6

7

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Понимать и верно писать НЕ 1) с глаголами и деепричастиями; 2) с причастием; 3) с существительным и наречием.

Развитие общеучебных компетенций. Закрепить знания о частях речи. Уметь аргументировать деление частей речи в связи со слитным и раздельным написанием НЕ.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Составл. связан. высказ., раб с текстом. Закрепляются понимание и верное написание не: 1) с глаголами и деепричастиями; 2) с причастиями; 3) с существительными, прилагательными и наречиями (такую группировку частей речи со слитным и раздельным написанием не учащиеся должны уметь аргументировать)

8

Слитное и раздельное написание НЕ - НИ с местоимен. и наречиями

Различать сходство и различие в написании НЕ-НИ с местоимениями и наречиями, безошибочно писать данные группы слов.

 Закрепить знания о частях речи. Уметь аргументировать деление частей речи в связи с написанием НЕ-НИ.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Отчётливо осознавать сходство и различие в написании не и ни с местоимениями и наречиями,

безошибочно писать данные группы слов

9

10

Употребление в тексте частицы НИ.

Отработать основные функции употребления частицы НИ: усиление отрицания,усилительно-обобщенное значение в придаточном предложении.

Развитие общеучебных компетенций. Закрепить знания о функции частицы НИ.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Отрабатываются основные функции употребления частицы ни: усиление отрицания, усилительно обобщённое значение в придаточном

предложении

11

12

Употребление дефиса

Закрепить основные навыки употребления дефиса в написании слов разных частей речи на основе знания дефисного написания в предлогах, именах существительных и прилагательных, местоимениях, наречиях, глаголах.

Развитие общеучебных компетенций. Закрепить дефисное написание слов разных частей речи.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Верно употреблять дефис в словах разных частей речи на основе знания правил дефисного написания в предлогах, именах существительных

и прилагательных, местоимениях, наречиях, глаголах

14

Слитное, дефисное  и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи.

Слитное, дефисное  и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи на основе

разграничения смысла слов, различия их лексическое и грамматическое значения слов, их морфемное строение.

Развитие общеучебных компетенций. Закрепить слитное, полуслитное и раздельное написание слов разных частей речи.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Правильно писать данные слова на основе разграничения смысла слов, различия их лексического и грамматического значений, морфемного

строения

15

Диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»

Знать орфографические правила. Уметь различать слова разных частей речи, знать их лексическое, грамматическое, морфемное значение.

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Определяется уровень усвоения закрепляемого

материала и намечаются темы для дальнейшей тренировки

16

Типы речи

Три типа речи

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Написать небольшое домашнее сочинение «Легко ли быть молодым?» с опорой на структуру и

языковые средства выразительности текста_образца; тип речи — рассуждение

17

Способы и средства связи предложений в тексте

Последовательный и параллельный способы связи предложений в

тексте. Средства связи:

лексический повтор,

местоимения, синонимы, слова со значением

«целое и его части» и др.

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Определять способ и средства связи предложений в тексте

18
19

Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания.

Что такое словосочетание. Словосочетание и

предложение. Три типа связи главного и зависимого слов в словосочетании. Синтаксический

разбор словосочетания

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Понимать роль словосочетания; различать словосочетания и предложения. Вычленять из

предложений словосоч. с разными типами связи (согласование, управление, примыкание). Правильно употреблять словосочетания в составе предложений. Проводить устный и

письменный синтаксический разбор словосочетаний

20

21

22

Предложение

Знать и уметь характеризовать типы предложений: утвердительные и отрицательные; по цели высказывания; по эмоциональной окраске; по количеству грамматических основ; по характеру основы; по наличию второстепенных членов.

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Характеризовать разные типы предложений:

утвердительные и отрицательные; по цели высказывания; по эмоциональной окраске; по количеству грамматических основ; по характеру

основы; по наличию второстепенных членов. Правильно произносить термины русского языка (в основном из области синтаксиса), а также

общеупотребительные слова

23

Интонация простого предложения

Понятие об интонации.

Пауза, логическое ударение, мелодика, тон, темп, тембр голоса как

основные элементы интонации

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Знать, что такое интонация и её основные элементы. Проводить интонационную разметку текстов. Выразительно читать тексты, соблюдая интонационный рисунок каждого предложения и текста

24

25

Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения.

Главные члены предложения и их роль в простом двусоставном предложении. Подлежащее

и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Знать и пояснять функцию главных членов предложения. Знать, что такое подлежащее; уметь находить и характеризовать подлежащее в предложении. Знать, что такое сказуемое; уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении

26

27

Тире между подлежащим и сказуемым.

Знать правило постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь применять правило в письменной речи.

Знать правило постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь применять правило

в письменной речи.

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Знать правило постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь применять правило в письменной речи. Читать с правильной интонацией предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Различать тире и дефис и правильно их обозначать при письме

28

29

Правильное согласование главных членов предложения.

Правильное согласование подлежащего и сказуемого, применяя соответствующие правила и учитывая в ряде случаев сосуществующие в литературной речи варианты согласования.

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Правильное согласование подлежащего и сказуемого, применяя соответствующие правила и учитывая в ряде случаев сосуществующие в литературной речи варианты согласования.

30

Второстепенные члены предложения, их функция. Определение

Второстепенные члены предложения и их функции. Знать, что такое определение, согласованное и несогласованное определение и способы его выражения в предложении.. Знать, что такое приложение; соблюдать правила написания приложений: правильно и уместно употреблять определения в речи.

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Знать и рассказывать о роли второстепенных

членов в предложении. Знать, что такое определение, виды определений. Знать, что такое приложение; соблюдать правила написания приложений; правильно и уместно употреблять определения в речи

31

32

Дополнение

Дополнение прямое и косвенное и способы его выражения в предложении

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Знать, что такое дополнение, виды и способы выражения дополнения. Уметь отличать подлежащее от дополнения, выраженного в омонимичной форме

33

34

Обстоятельство

Обстоятельство. Разряды обстоятельств, способы их выражения. Сравнительный оборот и его выделение на письме

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Знать, что такое обстоятельство; знать разряды обстоятельств, способы их выражения. Правильно употреблять знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами

35

Порядок слов в предложении.

Прямой и обратный порядке слов в простом предложении

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Иметь представление о прямом и обратном порядке слов, о месте главных и второстепенных членов предложения. Осознанно использовать порядок слов для большей выразительности речи.

36

Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

Умение определять второстепенные члены предложения и их функцию в предложении

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Определить уровень усвоения темы

37

Репортаж

Репортаж, его тематика, задачи речи.

Развитие коммуникативной компетенции.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Иметь представление о данном жанре. Сопоставлять репортаж с информационной заметкой, замечая общее и различное. Учиться сжатию текста.

38

Репортаж-повествование

Репортаж-повествование, его строение, характерные языковые средства

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Иметь представление о композиции репортажа, об особенностях строения зачина, центральной части репортажа, его концовки; о языковых

средствах для создания динамичности, «сиюминутности», экспрессивности повествования

39

Сочинение в жанре репортажа

40

Репортаж-описание

Репортаж-описание, его строение. Подготовка к домашнему сочинению-репортажу из музея, экскурсии по городу и т.п.

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Сопоставлять и различать репортажи двух типов. Учиться создавать репортажи двух типов, подбирать к ним материал.

41

Виды односоставных предложений.

Основные группы односоставных предложений

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Понимать роль односоставных предложений, их значение; знать и различать их виды: четыре глагольных и назывное.

42

Определенно-личное предложение.

Знать особенности употребления в речи определенно-личных предложений, формы сказуемого; опознавать эти предложения в тексте и верно, а также уместно употреблять их в собственных высказываниях.

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Знать особенности употребления в речи определенно-личных предложений, форм сказуемого; опознавать эти предложения в тексте и верно и уместно употреблять их в собственных высказываниях

43

44

Неопределенно-личное предложение.

Обобщённо-личное предложение

Неопределенно-личное предложение.

Обобщённо-личное предложение

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Знать, когда употребляется в речи неопределенно-личные предложения какие формы имеет сказуемое; опознавать в тексте эти предложения, уметь использовать их в собственных высказываниях, знать функцию обобщенно - личных предложений в речи, форму сказуемого. Опознавать данные предложения в речи и употреблять их в собственных высказываниях.

45

Безличное предложение

Безличное предложение

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Знать особенности употребления в речи безличных предложений, и способы выражения сказуемого; опознавать эти предложения в тексте и верно и уместно употреблять их в собственных высказываниях

46

Назывное предложение

Назывное предложение

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Знать особенности употребления в речи назывных предложений, и способы выражения сказуемого; опознавать эти предложения в тексте и верно и уместно употреблять их в собственных высказываниях. Сопоставлять изученные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям.

47

Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме.

Неполное предложение. Оформление неполных предложений.

Развитие общеучебных компетенций

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Понимать назначение неполных предложений в общении; опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях. Иметь навык грамотного пунктуационного оформления неполных предложений при письме.

48

49

Изложение

Развитие коммуникативной компетенции.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Уметь использовать в речи односоставные предложения

50

51

52

Статья

Статья в газету. Понятие о жанре

Развитие коммуникативной компетенции.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Сформировать представление о жанре. Работа с газетой, анализ наиболее интересных статей. Рассмотреть композицию статьи, ведущий тип речи, и сопутствующие типовые фрагменты, языковые средства, воздействующие на читателя.

53

54

Статья

Статья в газету. Строение текста

Развитие коммуникативной компетенции.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Анализировать композицию статьи, ведущий

тип речи и сопутствующие типовые фрагменты,

языковые средства воздействия на читателя

55

Изложение с дополнительным заданием: закончить текст, сделав вывод

Конструировать отдельные части статьи: тезис,

вывод; подбирать аргументы и примеры для доказательства того или иного тезиса

56

Понятие однородности членов предложения

Предложения с однородными членами (общая характеристика)

Развитие общеучебных компетенций

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Знать, какие члены предложения считаются однородными и каковы их особенности. Уметь схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами. Владеть интонацией перечисления. Общее представление о пунктуации при однородных членах, соединенных бессоюзной и союзной связью. Знаки препинания в предложениях с однородными членами без обобщающих слов.

Отличие простого предл. с однород. членами, соединенными неповторяющимся союзом и, да (=и) от сложного предложения с аналогичной связью.

57

58

Средства связи между однородными членами предложения

Средства связи между однородными членами предложения. Сочинительная связь. Интонация перечисления.

Развитие общеучебных компетенций

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Знать особенности сочинительной связи. Знать группы сочинительных союзов по их значению: соединительные, противительные, разделительные. Опознавать эти виды связи, грамотно интонировать соотв. Предложения. Оформлять пунктуацию предложений с данными видами связи.

59

Однородные и неоднородные определения.

Однородные и неоднородные определения

Развитие общеучебных компетенций

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Понимать, что такое однородные и неоднородные определения; уметь опознавать эти виды определений в тексте, грамотно оформлять их пунктуацию при письме.

60

Сочинение с грамматическим заданием по картине К.Брюллова «Всадница»

Определение уровня практического владения материалом.

Развитие коммуникативной компетенции.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Использовать однородные и неоднородные определения при описании картины, правильно употреблять  знаки препинания при однородных членах

61

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Простые предложения

с обобщающими словами при однородных членах предложения. Обобщающие слова до и после однородных членов

Развитие общеучебных компетенций

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Особенности данной синтаксической конструкции, умелое употребление в речи.

Знать особенности данной синтаксической конструкции, умело употреблять её в речи. Знать и корректно применять правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами

62

Диктант по теме «Предложения с однородными членами предложения»

Уметь правильно ставить знаки препинания в предложении с однородными членами предложения

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Определить уровень усвоения темы «Однородные члены» для дальнейшей работы

63

Обращение

Однословное и неоднословное обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложения с обращением. Произношение русских имен и отчеств

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Повторить представление об обращении. Углубить представление об этой конструкции за счет осмысления основного назначения обращения в речи. Характеризовать синт, интонац, пунктуац особенности предложений с обращениями. Обобщать сведения о синтаксической роли им. существ. в форме И. п. и тренировать в определении функции этой словоформы: как обращения и как главного члена предложения

64

Предложения с  вводными конструкциями

Понятие водности  как речевой категории. Вводные слова, словосочетания и предложения. Группы вводных

конструкций по значению

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Познакомить с явлением водности как речевой категории. Учить объяснять смысловые различия разных вариантов предложения, появляющиеся при замене вводного слова. Познакомить с основными группами вводных слов по значению. Опознавать вводные слова и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами. На основе семантико-грамматического анализа отличать вводное слово от омонимичного члена предложения.

65

66

67

Вставные конструкции

Вставные конструкции

и их отличие от вводных

слов и предложений.

Предложения с междометиями и словами да,

нет 

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений. Учиться опознавать вставные конструкции, расставлять знаки препинания на письме. Совершенствовать умение опознавать междометие и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями и словами ДА, НЕТ

68

Диктант по теме «Вводные слова и вставные конструкции»

Умение находить в тексте обращения и водные слова и правильно выделять их на письме

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Определяется уровень усвоения темы «Вводные

и вставные конструкции»

69

70

71

Понятие обособления второстепенных членов предложения.

Обособление второстепенных членов предложения в простом предложении. Сущность и условия обособления. Интонационные и пунктуационные особенности таких предложений..

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенному члену предложения

относительную смысловую самостоятельность,

особую значимость в высказывании. Характеризовать разные признаки обособленных оборотов:

смысловые, грамматические, интонационные

и пунктуационные. Совершенствовать умение опознавать обособленные члены, выраженные

причастными и деепричастными оборотами

72

73

74

Обособленные определения и приложения

Обособленные определения и приложения. Причастный оборот как разновидность распространённого согласованного

определения

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Повторить и обобщить сведения об определении как второстепенном члене предложения и его разновидностях. Знать основные условия обособления определений и применять знания на практике. Повторить и обобщить сведения об определении

как второстепенном члене и его разновидностях.

Знать основные условия обособления определений и приложений и применять знания при

пунктуационном оформлении письменного текста. Совершенствовать умения опознавать причастия, причастные обороты и правильно расставлять знаки препинания в предложениях, содержащих эти категории. Дать представление об

изобразительно-выразительной функции обособленных определений в художественной речи. Знать особенности интонации предложений

с обособленными определениями, учиться составлять схемы таких предложений и правильно произносить подобные высказывания

75

Диктант по теме «Обособленные определения и приложения»

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

76

Обособленные обстоятельства

Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный

оборот как разновидность обособленных обстоятельств. Особенности их употребления в

устной и письменной

речи. Предупреждение и

исправление соответствующих ошибок

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Повторить и обобщить сведения об обстоятельстве как второстепенном члене и разных способах его выражения. Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах. Уметь правильно оформлять предложения пунктуационно. Совершенствовать умения опознавать деепричастия, дееприч. обороты и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с ними.

77

78

79

Уточняющие члены предложения

Уточняющие члены предложения. Их смысловые и интонационные особенности

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Дать представление об уточняющих членах предложения и свойствах, отличающих их от обособленных оборотов. Учить опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания.

80

Контрольная работа по теме «Уточняющие члены предложения»

Определить уровень усвоения темы «Обособленные определения и приложения»

81

Портретный очерк

Портретный очерк; общее представления о жанре.

Развитие коммуникативной компетенции.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Дать представление о жанре, рассмотреть предметное содержание, задачи речи, набор микротем.

82

Портретный очерк

Портретный очерк: его композиция, используемые в нём типы речи и языковые средства

Анализировать тексты-образцы, тренироваться

в построении отдельных фрагментов очерка

83

84

85

86

87

Сочинение в жанре портретного очерка

Портретный очерк: его

композиция, используемые в нём типы речи

и языковые средства

Развитие коммуникативной компетенции.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

При подготовке к домашнему сочинению ответить на вопросы: 1) о ком будете писать; 2) чем

интересен этот человек; 3) какую черту характера будете подчёркивать?

88

89

Урок-деловая игра «Мы делаем газету»

В процессе деловой игры обучить работе над составлением газеты.

Развитие коммуникативной компетенции.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Проводится в форме группового обучения

90

91

Прямая речь и ее оформление

Прямая и косвенная речь. Их оформление на письме. Схемы предложений с прямой речью и диалогом.

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Знать, что такое прямая речь. Уметь правильно оформлять прямую речь и диалог на письме. Уметь правильно произносить фразы с прямой речью, пользоваться схемами при обозначении предложений с прямой речью.

92

93

Диалог

94

95

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной

Косвенная речь. Синонимия предложений с

прямой и косвенной

речью

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Иметь представление о косвенной речи Уметь правильно трансформи ровать предложения с прямой речью в косвенную и наоборот.

96

97

98

99

100

Цитаты и их обозначение.

Цитирование. Способы

включения цитат в высказывание

Развитие общеучебных компетенций.

Свободное выражение мыслей в процессе речевого общения

Иметь представление

о цитировании. Уметь цитировать различные устные и письменные высказывания с соблюдением норм письменной и устной речи.

101

Итоговая контрольная работа

102

Анализ итоговой контрольной работы

Мониторинг успешности усвоения учебного материала

Дата

Тема контрольной работы

Кол-во уч-ся в классе

Выполняли работу

Справились

Получили «4»-«5»

Стартовая работа по русскому языку (тест)

Анализ выполнения программы

Параметры

Учебный период

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный

год

Кол. часов

%

1

2

3

4

5

6

7

Кол-во часов по программе

Проведено фактически

Разница в часах

Причины

Выполнение программы

Дата заполнения

--


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...