Урок и - ы после ц, 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Анцупова Анастасия Олеговна

Конспект урока русского языка  "И-ы после ц" , урок для 5 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_y_posle_ts.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Буквы и – ы после ц.

Цели:

  • познакомить учащихся с правописанием букв и-ы после Ц (с орфограммой № 15);
  • продолжить формирование умений и навыков фонетического, морфемного анализа слов, синтаксического разбора предложения, орфографической грамотности (повторение орфограмм по темам: "Приставки рас-, раз-" "Буквы Е-О после шипящих в корне слов");
  • продолжить формирование интереса учащихся к русскому языку.

Оборудование: учебник, таблица "Буквы И-Ы после Ц"

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие.

О  чём  будет  наш  урок?  Какую  тему  мы  будем  сегодня  изучать?  Для  вас

маленькое стихотворение – подсказка.  

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ЦИ и ЦЫ?

Буквенный диктант.

1. Учащиеся выписывают только чередующиеся гласные в корне.

Возложить, доложить, излагать, врасти, вырастить, отросток, отраслевик, Ростов, предложение предполагать.

Ключ. О-о-а-а-а-о-а-о-о-а.(Контрольный лист №1.)

2. Учащиеся выписывают гласные, стоящие после шипящих в корне слова.

Бесшёрстный, бечёвочка, жёлудь, крыжовник, жёсткий, капюшон, шоссе, шёпот, шоколад, шорох.

Ключ. Ё-ё-ё-о-ё-о-о-ё-о-о. .(Контрольный лист №2.)

Изучение новой темы.

На доске записаны предложения. Продолжите их.

Ученик для построения окружности использует________(циркуль).

Дрессированные животные выступают на арене________(цирка).

Поставьте, пожалуйста, над последним предложением цифру 4.

- Выполним синтаксический разбор этого предложения.

- Поставьте над словом "циркуль" цифру 1. Выполним фонетический анализ этого слова.

Циркуль- цир-куль

Ц - [ц] - согл., глух., тв.

и - [ы] - глас., уд.,

р - [р] - согл., зв.,тв.

к - [к] - согл., глух., тв.

у - [у] - глас., безуд.

л - [л,] - согл., зв., мяг.

ь - [- ]

7б., 6 зв., 2 слога.

Комментирование по ходу разбора:

Учитель: Обратите внимание: звук "ц" всегда глухой и твердый.

Учитель: какой звук мы слышим после "ц"?

Ученик: "ы".

Учитель: А какую букву вы написали в этом слове после "ц"?

Ученик: "и".

Учитель: А вот другое слово: сестрицын . Какую букву вы напишете после "ц" в этом слове?

Ученик: "ы".

Учитель: Как же нам быть? Оказывается, слова с буквами и-ы после Ц подчиняются определенному правилу.

Работа с учебником. П.87, стр.182, орф.№15.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с правилом.

Итак, скажите, когда после Ц мы пишем букву "ы", а когда - "и"?

Ученик: Буква "ы" после Ц пишется:

в окончаниях слов;

  • в суффиксах слов;
  • в корнях слов-исключений: цыплёнок, на цыпочках, цыкнуть, цыган.

Учитель: Давайте с вами запишем и хором повторим предложение "Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: "Цыц!"".

-Чем интересно это предложение? Объясните постановку знаков препинания в нём. Ученик: Буква "и" после Ц пишется:

  • в корнях слов;
  • в словах на - ция.

Учитель: Теперь вы можете объяснить, почему в словах "ЦИРК" и "ЦИРКУЛЬ" после Ц пишется И, в слове "СЕСТРИЦЫН -Ы.

Таблица по теме "Буквы и-ы после Ц".

Ы

И

-в окончаниях и суффиксах;

- в корне слов-исключений.

-в корнях слов;

-слова на -ция.

Тренировочные упражнения.

Цинга**, куцый**, овцы, акация**, цыплята, цирк, циркуль, секция**, цыган, синицын, у гостиницы, циновка* (*см. толковый словарик в учебнике на стр. 309; **толковый словарь Ожегова.).

Ученики выполняют задания по цепочке и комментируют написание орфограмм, подчеркивают буквы-орфограммы двумя чертами.

**Цинга - болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме.

Куцый - о животном: с коротким, обрубленным или обрезанным хвостом; в перен. значении: бессодержательный, неполноценный (куцые мысли).

Акация - род деревьев и кустарников семейства мимозовых.

Секция - подразделение в составе какого-н. учреждения, организации (спортивная секция).

Я читаю предложение, а вы называете слова на изученную орфограмму.

1. В Москве возле цирка находится памятник известному клоуну Юрию Никулину. 2.Эйфелева башня – символ Франции- названа в честь ее конструктора Густава Эйфеля. 3. Неаполитанский цикламен напоминает стаю бабочек над зелеными листьями. 4. Индейцы-коренные жители Америки - строили жилище из шкур животных.

5. Из Древней Греции пришли к нам многие виды спорта.

6. Несколько столетий назад цыгане перекочевали к нам из Индии.

7.  Птицы, живущие в джунглях, например тукан, имеют яркое оперение.

Предупредительный  распределительный смысловой диктант(Узнать слово по лексическому значению и записать в два столбика.)

1) Детёныш курицы (цыплёнок).
2) Знак для обозначения числа на письме (цифра).
3) Одноглазое мифологическое существо (циклоп).
4) Инструмент для вычерчивания окружности (циркуль).
5) Встать на кончики пальцев (на цыпочки).
6) Род перчаток с отделением только  для большого пальца (рукавицы).

Задание: вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

Разр…слись, нар…щивать, выр..сли, отр..стать, отр…стить, р…сток.

2. Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. Сделайте графический комментарий.

Зар_сли крапивы, утренняя р_са, выр_щивать огурцы, подр_сший кактус, интересное р_стение, опытный р_стениевод, отр_сль промышленности, маленький р_сток, возр_щать на место, прозрачная р_синка, зар_сли кустарника, высокор_стущее р_стеньице, прор_щивать фиалку, умный Р_стислав, жадный р_стовщик.

Вставьтепропущенныебуквы:

  1. изл_гать, 
    2) пол_гать, 

    3) сл_гаемое, 
    4) предл_гать, 

    5) возл_гать, 
    6) изл_жение, 

    7) возл_жить, 
    8) перел_жить, 

    9) распол_гать, 
    10) сл_гать, 
    11) предпол_гать

    12) прил_гательное, 

  2. 14) р_стение, 
    15) прор_сти, 

    16) отр_сль, 
    17) р_стовщик, 

    18) р_сток, 
    19) подр_сли, 

    20) прор_сти, 
    21) выр_щенный, 

    22) дор_сти, 
    23) р_стительность, 

    24) возр_ст, 
    25) прир_сти.

Взаимопроверка, выставление оценок.

Рефлексия.

Домашнее задание: придумать маленькую сказку, используя слова из пройденного правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

В процессе работы на уроке ребята  узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Урок  русского языка в 6 классеТема.  Гласные  О и Е после шипящих в суффиксах существительных.Цели. 1 Образовательная: повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова и в ок...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

Урок русского языка в 5 классе "Обозначение фонемы <и> после ц".

Этот урок проведён в классе, который занимается по учебнику русского языка под редакцией М.В.Панова....

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...