Внеурочная деятельность по русскому языку
методическая разработка по русскому языку

irinka1801

Цель: способствовать знакомству учащихся с праздником – Международным днем родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_po_russkomu_yazyku.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочной деятельности учащихся по русскому языку

Тема: Мой язык – культура нашего народа

Цель: способствовать знакомству учащихся с праздником – Международным днем родного языка.

Задачи (планируемые результаты)

Предметные:

  • понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения
  • знать, что такое «Вавилонское столпотворение»;
  • уметь выразительно рассказывать стихотворение наизусть;
  • знать, что такое пословицы, их роль в русском языке;
  • знать, что такое фразеологизмы, их роль в русском языке;
  • уметь продолжать конкретные половицы по началу фразы;
  • уметь раскрывать значение конкретных фразеологизмов;
  • знать, что такое имя существительное, имя прилагательное, глагол;
  • знать падежи русского языка, их вопросы;
  • знать местоимения 1, 2 и 3 лица;
  • уметь различать единственное и множественное число имен существительных;
  • уметь преобразовывать форму единственного числа имени существительного в форму множественного;
  • знать, что такое словари, их типы.

Личностные:

  • формирование этических норм на основе взаимодействия учащихся;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • понимать, принимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
  • выполнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • фиксировать удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные:

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) в соответствии с возрастными нормами;
  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, карточки с заданиями для конкурсов, словари (орфографический, толковый, словари синонимов и антонимов, орфоэпический, этимологический), цветные квадратики для рефлексии (синий, красный, зеленый, желтый).

Ход мероприятия

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия)

I. Вступление. Сообщение темы мероприятия

– Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка. И это неслучайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. Как вы думаете, ребята, а всегда ли это было так? (Ответы детей)

– Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых (Ной – библейский персонаж, который был спасён Господом во время Всемирного потопа вследствие благочестия его и его семейства) жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Со временем они так размножились, что было необходимо разойтись в разные стороны. Тогда сыновья Ноя, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая своей вершиной достигла бы неба. Господу не понравилась эта затея. В наказание за такое суетное и гордое предприятие он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Это событие получило название «Вавилонского столпотворения». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Святой истории Ветхого Завета»).

– В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.

– Как вы знаете, Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Свыше 270 языков звучат в нашей стране.

– Какие языки мы можем услышать в нашей республике? (Русский, татарский, мордовский, …)

– В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.

Стихотворение Н. Банко «Родной язык» (читает учащийся) – Приложение 1.

– Константин Георгиевич Паустовский говорил «Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость». А Н. Г. Чернышевский говорил «Изучать родной язык необходимо... чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей».

– Знать свой язык обязан каждый. Сейчас мы проверим, являетесь ли вы знатоками родного языка. Объявляется конкурс «Знатоков родного языка».

Знать, что такое «Вавилонское столпотворение» (История)

Понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения

Уметь выразительно рассказывать стихотворение наизусть.

Включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками (коммуникативные УУД)

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД)

II. Этапы конкурсной программы

Представление команд. Каждая команда придумывает себе название и девиз и презентует себя.

Этапы конкурсной программы.

1 конкурс «Дополни пословицу» 

– Наш родной язык богат пословицами. Что такое пословица? (Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость).

– Для чего нужны пословицы? (Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной).

– Пословицы не даром молвятся,

Без них прожить нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни новые друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

– Вспомните пословицы по началу и продолжите их:

Век живи – ... (век учись).

Крепкую дружбу топором ... (не разрубишь).

Без труда ... (не выловишь и рыбку из пруда).

Землю солнце красит, а человека – ... (труд).

Нет друга – иши, ... (а нашёл – береги).

Человек без Родины, ... (что соловей без песни).

Семеро одного ... (не ждут).

Делу – время ... (потехе – час).

Дети сверяются со слайдом презентации.

2 конкурс «Правила и определения русского языка»

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что? (Имена существительные)

Сколько падежей в русском языке? (6)

Какие вопросы имеет родительный падеж? (Кого? Чего?)

Какие вопросы имеет винительный падеж? (Кого? Что?)

Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: что

делать? что сделать? и др. (Глаголы)

Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? (Имена прилагательные)

Назовите местоимения 1, 2 и 3 лица? (1 лицо: я, мы; 2 лицо: ты, вы; 3 лицо: он, она, оно, они)

3 конкурс «Крылатые выражения»

– Что такое фразеологизм? (Устойчивое сочетание слов)

– Фразеологизмы попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений, Они придают нашей речи особую меткость и выразительность.

– Раскроите смысл следующих выражений:

Во весь дух. (Быстро)

Сесть в лужу. (Оказаться в неловком положении)

Прикусить язык. (Замолчать)

Знать на зубок. (Знать хорошо)

Оказаться у разбитого корыта. (Остаться ни с чем)

В час по чайной ложке. (Медленно)

Водить за нос. (Обманывать)

Зарубить на носу. (Запомнить)

Чесать языком. (Болтать)

Делать из мухи слона. (Преувеличивать)

За красивые глаза. (Бесплатно, даром, просто так)

Стихотворение Г. Пурга «О родном языке» (читает ученик) – Приложение 1.

4 конкурс «Игра на внимание»

– Если я называю имя существительное в единственном числе, вы хлопаете в ладоши, если во множественном числе – топаете ножками.

Самолет, ножницы, сапог, туфли, линейка, доска, люди, ученик, карандаши, плоскогубцы, взгляд, любовь.

А теперь я буду называть вам слова в единственном числе, а вы должны назвать данное слово во множественном:

Цветок – …

Железо – …

Хлопок – …

Глаз – …

Озеро – …

Дом – …

Зверь – …

Молодёжь – …

– Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч слов. Слово – это удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке великое множество слов. Но сколько их? На этот вопрос не может утвердительно ответить ни один специалист. Вся лексика русского языка собрана в словарях.

Что такое словари? (Словари – это сборники слов в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык). 

Показать типы словарей.

Стихотворение С. Барузлина «Стихи о человеке и его словах» (читает ученик) – Приложение 1.

5 конкурс «Весёлые вопросы»

Сколько горошин может войти в стакан? (Они не могут ходить)

Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет разговаривать)

Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным)

Что самое первое мы делаем утром? (Просыпаемся)

Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой)

Что произойдет 31 февраля? (31 февраля не бывает)

За чем во рту язык? (За зубами)

Почему шапку покупают? (Потому что бесплатно не дают)

Назовите имя первой женщины-лётчика? (Баба-Яга)

Без чего хлеб не испечёшь? (Без корки)

У кого есть шляпа без головы, а нога без сапог? (У гриба)

Чем заканчивается день и ночь? (Мягким знаком)

Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (Буква б)

– Что нужно делать, чтобы наша речь была грамотной, вежливой? (Ответы детей)

– Предлагаю вам ознакомиться с заповедями речевого этикета.

Заповеди речевого этикета

1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

2. Помни, что вежливость – основа речевого поведения.

3. Уважай собеседника, не перебивай его.

4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень

тактично помочь ему от них избавиться

5. Говори просто, четко, понятно.

6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.

Знать, что такое пословицы, их роль в русском языке.

Уметь продолжать конкретные половицы по началу фразы.

Знать, что такое имя существительное, имя прилагательное, глагол; знать падежи русского языка, их вопросы; знать местоимения 1, 2 и 3 лица.

Знать, что такое фразеологизмы, их роль в русском языке; уметь раскрывать значение конкретных фразеологизмов.

Уметь выразительно рассказывать стихотворение наизусть.

Уметь различать единственное и множественное число имен существительных; уметь преобразовывать форму единственного числа имени существительного в форму множественного.

Знать, что такое словари, их типы.

Уметь выразительно рассказывать стихотворение наизусть.

Формирование этических норм на основе взаимодействия учащихся (личностные УУД)

Выполнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него (регулятивные УУД)

Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) в соответствии с возрастными нормами (познавательные УУД)

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (коммуникативные УУД)

Понимать, принимать учебную задачу и стремиться её выполнить (регулятивные УУД)

Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) в соответствии с возрастными нормами (познавательные УУД)

Включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками (коммуникативные УУД)

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий (познавательные УУД)

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД)

III. Подведение итогов мероприятия

– В день родного языка

Мы станем ценить каждое слово,

Участь его была не легка,

Но мы сохраним наследие живое!

Прадеды наши и наши отцы

Нам передали красу неземную

Русского слова из русской души,

Что задевает всех нас за живое.

С праздником Вас, весь российский народ,

Мы поздравляем и смело желаем

Освободиться от бренных забот.

И пусть страна зацветёт, процветает!

– Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. К какому выводу мы пришли? (Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту родного языка)

– У вас на столах лежат цветные квадратики, выберите тот, который отражает вашу деятельность. (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их)

– Кто для себя сделал открытие? (Синий) 

– Кто про себя может сказать: «Я активно работал!»? (Красный)

– Кому было интересно? (Зелёный) 

– Кому мероприятие подарило хорошее настроение? (Жёлтый)

Подведение итогов мероприятия. Раздача подарков.

– Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом. Будем беречь, любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества (личностные УУД)

Фиксировать удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой, объективно относиться к своим успехам/неуспехам (регулятивные УУД)

Приложения

Приложение 1

Стихотворения

«Родной язык» (Н. Банко)

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой – это честь.

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком.

Ты говоришь всегда, индус,

О языке своём.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, –

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот по-русски говорю.

Уже тринадцать лет.

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден, и могуч,

И грозен для врагов.

Суворов одобрял солдат

На русском языке!

Бессмертный Пушкин сочинял

На русском языке!

Законы Менделеев дал

На русском языке!

«Долой царя!» – народ сказал

На русском языке!

«О родном языке» (Г. Пурга)

Уму и сердцу язык твой проводник,

Без него попадёшь ты в тупик.

Язык твой – жизнь твоя, твои мечты,

Ты без него уже не ты.

Язык твой как родная мать,

Которую не унижать нельзя, не оскорблять.

Его ты должен, друг, благодарить

За то, что правильно умеешь говорить.

Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч,

Люби его за то, что он могуч.

Язык твой – щит, твоё общенье

Не допусти к нему пренебреженья.

Не дай повесить родному языку чужой ярлык.

Наследие твоё – твоя земля и твой язык

И искажать его невеждам не давай,

Об этом, ты, дружок не забывай.

«Стихи о человеке и его словах» (С. Барузлин)

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твёрдые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

Много слов на свете,

Много дел на свете,

Если дела нету –

Слово – это ветер.

Слово улетает,

Не поймаешь снова...

Человек без дела –

Человек без слова!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

План внеурочной деятельности учителя русского языка "Усиление роли русского языка"

Данный план представляет собой перечень мероприятий, направленных на усиление роли русского языка в процессе образования в основной школе....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка"

Программа курса по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для 6 класса составлена...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык" 7 кл

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык"  7 кл...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка" 8 кл

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка"  8 кл...