Рабочий лист Синтаксическая роль инфинитива
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Абрамова Евгения Александровна

для 8 кл  Материал взят из группы в ВК ://vk.com/teach_workshop (Учительская мастерская Людмилы Крыловой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_list._sintaksicheskaya_rol_infinitiva.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Синтаксическая роль инфинитива

Теория

  1. Инфинитив входит в составное глагольное сказуемое, если относится к вспомогательному глаголу:

Нам хотелось танцевать.

  1. Инфинитив является подлежащим, если обозначает предмет речи:

Жить - родине служить.

  1. Инфинитив входит в форму сложного будущего времени:

Ябуду работать. Мы будем строить. Ты будешь отвечать;

  1. Инфинитив является дополнением, если глагол и инфинитив относятся к разным субъектам действия:

Все просили её (о чём?) спеть.

  1. Инфинитив является обстоятельством цели при глаголе движения:

Я вышел на улицу (зачем?) погулять.

  1. Инфинитив является определением, если относится к существительному:

У меня есть желание (какое?) искупаться в речке.

  1. Инфинитив может входить в состав распространённых обстоятельств и определений (деепричастных и причастных оборотов); в этих случаях инфинитивы являются зависимыми словами и относятся к деепричастиям или причастиям.

Отец, желая отдохнуть от работы, ушёл в беседку.

Отец, желавший отдохнуть от работы, ушёл в сад.

Упражнения

Упражнение 1

Распределите сочетания слов с инфинитивами в зависимости от их синтаксической роли.

Начал искать, будем рассказывать, хочу отдохнуть, мечта отдохнуть, приказали приехать, вышел прогуляться, желание поспать, рисовать будем, попросили помыть, люблю плавать, зашёл купить, продолжим заниматься, стремление похудеть, приехал погостить, попросили подежурить, просьба приехать, решивший поступить, закончив убирать, стремившийся уехать, буду открывать, продолжая обсуждать, продолжили обсуждать, остался пообедать, прекратил грубить, привыкший тренироваться.

ПГС, выраженное сложным будущим временем

Входит в СГС

Дополнение

Обстоятельство цели

Определение

Входит с состав распространённого определения, выраженного причастным оборотом

Входит в состав распространённого обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом

 

Упражнение 2

Сопоставьте предложения и синтаксическую роль инфинитива в них. Соедините стрелками.

Упражнение 3

Составьте предложения так, чтобы инфинитив ИГРАТЬ был разными членами предложения. Используйте вспомогательные слова с вопросами.

Член предложения

Вспомогательные слова с вопросами

Предложения

Подлежащее

(что такое?) развлечение

_____________________________________

_____________________________________

ПГС, выраженное сложным будущим временем

будем (что делать?)

_____________________________________

_____________________________________

Часть СГС

люблю (что делать?)

_____________________________________

_____________________________________

Дополнение

разрешили (что?)

_____________________________________

_____________________________________

Обстоятельство цели

вышли на поле (зачем?)

_____________________________________

_____________________________________

Определение

желание (какое?)

_____________________________________

_____________________________________

Упражнение 4

Распределите предложения по двум группам: 1) инфинитив входит в СГС; 2) инфинитив входит в причастный или деепричастный оборот. Расставьте запятые.

  1. В классе ребята продолжили читать роман «Дубровский» и ответили на вопросы к произведению.
  2. Ребята продолжив в классе читать роман «Дубровский» ответили на вопросы к произведению.
  3. Андрей любивший проводить свободное время на природе отправился на выходные в горы.
  4. Андрей любил проводить свободное время на природе поэтому на выходные он отправился в горы.
  5. Спортсмены начали тренироваться ещё в январе и к открытию летнего спортивного сезона они хорошо подготовились.
  6. Начавшие тренироваться ещё в январе спортсмены хорошо подготовились к открытию летнего сезона.
  7. Маша выступала на всех соревнованиях но продолжала готовиться к экзаменам в школе.
  8. Маша выступала на всех соревнованиях продолжая готовиться к экзаменам в школе.

1) Инфинитив входит в СГС

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Инфинитив входит в причастный или деепричастный оборот:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 5

Выделите грамматические основы предложений. Определите синтаксическую роль инфинитива.

  1. Я уже хотел было с ним поговорить, как вдруг на меня налетел Бобби, схватил меня за локоть и затолкал в угол.
  2. Он стал ещё быстрее и агрессивнее раскачиваться на своём стуле.
  3. У меня не было ни малейших оснований сомневаться в правдивости его слов.
  4. Он внезапно перестал качаться на стуле.
  5. Я знал, что если покину остров, не сделав этого, то буду жалеть о своем бездействии до конца жизни. 
  6. Но у меня не хватило ни мудрости, ни опыта, ни желания настаивать на своём.
  7. — Желаю вам приятно провести время, — с натянутой улыбкой прощебетала директриса. 
  8. Вам, возможно, кажется, что мы нашли способ победить смерть, но это иллюзия.
  9. Воображение рисовало мне ужасающие сцены, и я опасался набрести на гору одетых в обуглившееся тряпье скелетов.
  10. Вскоре все без исключения умоляли Клэр съесть хоть что-нибудь.
  11. На следующий день… группа мужчин отправилась осматривать сараи и заглядывать под перевёрнутые лодки, обходя места, где холостой любитель выпить мог бы отсыпаться.

Упражнение 6

Выделите грамматические основы предложений. Определите тип сказуемых. Определите синтаксическую роль инфинитива.

  1. Он боялся идти к врачам.
  2. Приходил лакей звать меня к княгине.
  3. Старуха ушла хлопотать об отъезде.
  4. Он попросил меня похлопотать об отъезде.
  5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком.
  6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь.
  7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня.
  8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.
  9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле.
  10. Долго будет моросить осенний дождь.
  11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь.
  12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи.
  13. Стали носиться зловещие слухи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксическая роль инфинитива

Научиться методом сопоставления и анализа определять синтаксическую роль инфинитива в предложении...

План-конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Синтаксическая роль инфинитива»

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихсяЦели урока:учебная цель: углубление знаний учащихся о синтаксической роли инфинитива в простом  предложении;развивающ...

Грамматические основы, виды сказуемых, синтаксическая роль инфинитива

ПОДЛЕЖАЩЕЕКто? Что?СКАЗУЕМОЕЧто делает предмет? Каков предмет? Что происходит с предметом? Кто или что такое предмет? ПГС  СГС СИСЛюбой глагол в любом наклонении, времени, лице, чи...

Памятка "Синтаксическая роль инфинитива"

Особенности синтаксической роли инфинтива с примерами. Памятка для учеников 8 класса....

Рабочий лист к уроку по теме "Социальные статусы и роли"

Рабочий лист к уроку  по теме "Социальные статусы и роли" поможет организовать самостоятельную работу учащихся с текстом учебника "Обществознание 8 кл", автор - Л.Н.Боголюбов....

Синтаксическая роль инфинитива

Данная статья объясняет наличие различных синтаксических функций инфинитива...