Техкарта урока русского языка в 5 классе "Фонетика, графика, орфография. Звуки речи и буквы.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Жукова Валентина Валентиновна

На уроке используются технология критического мышления и методика развития читательской грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_zvuki_i_bukvy_5kl._.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Четверть

Класс

Дата проведения урока

УРОК № 3

Тема урока:

Фонетика, графика, орфография. Звуки речи и буквы.

Цель урока:

закрепить навык сопоставления разделов русского языка и лингвистических понятий; акцентировать внимание на важности фонетики, графики, орфоэпии; формировать представление об отличии буквы от звука; познакомить с понятием «фонема»; развивать умение извлекать информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля; воспитывать культуру речи и интерес к родному языку.

Тип урока:

Урок формирования новых знаний и умений.

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей).

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Технология критического мышления и методика развития читательской грамотности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности.

Добрый день! Сегодня день отличный,

И я, признаться, счастлива опять,

Что предоставила судьба мне шанс

Совместно с вами многое познать!

(дети садятся)

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку …(пять).

«Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких»

Н.В. Гоголь

Задание:

1. Прочитайте высказывание Н.В. Гогодя

2. Как вы думаете, почему именно эти слова великого русского писателя взяты эпиграфом к уроку?

3. Объясните смысл высказывания.

4. Как Н.В. Гоголь относится к языку?

III. Актуализация опорных знаний.

Вопросы для беседы.

1. Что такое язык?

2. Что такое речь? Чем язык отличается от речи?

3. Какой бывает речь? (устная и письменная)

4. Чем устная речь отличается от письменной?

IV. Постановка целей и задач.

На сегодняшнем уроке мы будем учиться разграничивать звуки речи и буквы, познакомимся с такими разделами о языке как фонетика, графика, орфоэпия.

Как можно сформулировать тему нашего урока?

V. Работа над темой урока.

1. Чтение учебно-научного текста (аудирование)

Задание:

Прочитайте учебно-научный текст. Заполните таблицу.

1 группа:

Раздел науки о языке

Что изучается в разделе?

2 группа:        3 группа:

Звуки речи

Буквы

3 группа:

Звуки речи

Буквы

Текст

Приходилось ли вам слышать такое рассуждение: «Зачем нужно изучать лингвистику в школе? Ведь каждый младенец начинает говорить на своём родном языке, ничего не зная о его строении и происхождении.

Однако давно установлено, что знание научных сведений о языке помогает человеку, во-первых, научится лучше понимать речь других людей – устную и письменную. Во-вторых, лингвистика даёт возможность овладеть секретами хорошей речи, самому научиться точно, ясно, грамотно и выразительно высказывать свои мысли и чувства. В-третьих, лингвистика обогащает человека, раскрывает тайны родного языка, рассказывает много удивительных историй о языке и речи.

Человека окружают разнообразные звуки: тиканье часов, пение птиц, гудение мотора автомобиля, плач младенца, мяуканье кошки, шум деревьев...

И только звуки речи способны образовывать слова, с помощью которых называются предметы, явления окружающего мира. Звук речи – мельчайшая неделимая единица языка.

Звуки речи изучает специальный раздел языкознания – фонетика. Фонетика – от греч. phone»звук». Лингвисты, занимающиеся фонетикой, исследуют естественную речь, записанную с помощью специальных знаков на бумаге. Эти звуки называются буквами.

Правила обозначения звуков речи буквами изучает раздел лингвистики, который называется графика. А правила написания слов и частей слов изучает орфография.

Знание фонетики развивает способность слышать свою речь и речь окружающих людей, оценивать её с точки зрения правильности и чёткости. Кроме того, фонетика помогает понять законы русского письма и многие орфографические правила.

Чтобы передать звучание слова, используется специальная фонетическая запись – транскрипция. Транскрипция, транскрибировать – от лат. transcription «переписываю»

2. Выступления групп.

Составление языковой схемы (Слайд) (2-е учащихся у доски составляют схему) (см. презентацию)

3. Вопросы для беседы.

1. Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?

2. Существуют ли в природе звуки, кроме звуков речи? Чем они отличаются от звуков речи. (При помощи звуков речи создаются слова).

4. Наблюдение над языковым материалом (Языковая лаборатория).

Задание.

Произнесите записанные на доске слова и запишите их звуковой состав.

Как называется запись звуков речи на бумаге? В случае затруднения при ответе на этот вопрос обращаемся к учебнику стр. 15 или к научному тексту (фонетическая транскрипция).

Яблоко [j´аблака], лук [лук], мел [м´эл], кот [кот], молоко [малако], люк [л´ук], мял [м´ял], кит [к´ит].

Что мы видим? Какова роль звуков? Сделайте вывод. Для чего надо изучать фонетику?

Вывод

Звуки речи и буквы не совпадают. Звуки речи разные люди произносят по-разному, не всегда отчётливо. Чтобы зафиксировать нормы произношения создаются орфоэпические словари. Орфоэпия занимается изучением норм произношения звуков и слов.

Для того чтобы единообразно фиксировать звуки речи, были придуманы буквы письма – графическое обозначение звуков речи. Правила написания слов и частей слов изучает орфография.

Звуки помогают различать слова по смыслу. Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. Звуки обладают так же смыслоразличительной функцией. (Мел – мёл, лук – люк, кит – кот, люк – лук и т.д.)

5. Проблемный вопрос.

Как вы считаете, почему именно с фонетики начинается изучение языка?

Изучать фонетику нужно для того, чтобы видеть различия между звуками речи и буквами письма, между произношением и написанием. Это – залог грамотной письменной речи.

VI. Закрепление нового материала.

1. Упр. 19 стр. 15.

2. Прочитайте двустишия, найдите и запишите «заблудившийся» звук.

1. Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!» [     ]

2. На виду у детворы

Крысу красят маляры. [     ]

3. Тает снег, течёт ручей,

На ветвях полно врачей. [     ]

4. Мы собрали васильки,

На головах у всех щенки. [     ]

5. Жучка будку не доела,

Неохота, надоело. [     ]

6. На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву. [     ]

7. Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами. [     ]

8. Сели в ложку и айда!

По реке – туда-сюда. [     ]

(И. Андреева)

3. Комплексная работа с текстом.

Задания

1. Запишите текст.

2. Озаглавьте его, определите тему, идею. Перескажите текст.

3. Объяснить правописание Ь знака после шипящих.

4. Запишите фонетическую транскрипцию слов:

1 ряд – земле, умная.

2 ряд – хорошая, люди.

3 ряд – если, книга.

(4 человека у доски).

Текст.

Нет ещё на земле чуда большего, чем хорошая, умная книга. Если научишься дружить с ним, чудо расскажет тебе, о чём думали люди тысячи лет назад, как они жили. Если научишься понимать его, ты услышишь музыку, колоса птиц и людей. Чудо это может стать лучшим другом и помощником4.

VII. Рефлексия. Приём «незаконченное предложении».

- Продолжите предложения.

1. «Фонетика изучает....».

2. «Звук речи....».

VIII. Домашнее задание.

1. Опираясь на схему, составленную на уроке, подготовить устный рассказ на тему «Звуки речи и буквы».

2. Учебник стр. 14-15

3. упр. 20, 21 стр. 15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Изменение звуков в речи"

Урок русского языка в 5 классе "Изменение звуков в речи" по УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Раздел: Фонетика Цели:- дать представление о том, что изучают графика и каллиграфия, и о назн...

Контрольная работа по русскому языку "Фонетика, орфоэпия,графика, орфография"

Контрольная работа по русскому языку "Фонетика, орфоэпия,графика, орфография" - 1 курс...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка на тему "Повторение орфографии"

Обобщающий урок русского языка в 5 классе "Повторение орфографии"...

Урок приобретения новых знаний по русскому языку для пятого класса по теме " Фонетика, графика, орфография. Звуки речи и буквы.".

Цель урока: закрепить навык сопоставления разделов русского языка и лингвистических понятий; акцентировать внимание на важности фонетики, графики, орфоэпии; формировать представление об отличии б...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Звуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс)

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСЗвуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс) Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.Форма урока: традиционный.Мет...

Техкарта урока русского языка в 5 классе "Звук и слог*. Деление слова на слоги и для переноса. Фонетический разбор".

Урок построен на технологии критического мышления и развития читательской грамотности....