Повторение по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу по теме «Наречие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_22g.docx208.61 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 7 классе.

Дата: 21.02.2022г.

Тема: Повторение по теме «Наречие».

Учебник: Русский язык. 7 класс Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч., М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2020.

Класс: 7.

Раздел: Морфология и орфография. Культура речи.

Комбинированный урок.

Цель: Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу по теме «Наречие».

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: 

Гражданского воспитания:

-готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

 Духовно-нравственного  воспитания:

-ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;  готовность  оценивать  своё  поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с  учётом осознания последствий поступков;

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

-умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том  числе  опираясь  на  примеры  из  литературных  произведений,  написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Ценности научного познания:

-установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

-потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

Метапредметные :  

Регулятивные УУД:

Умение осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника и вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей

 Коммуникативные УУД:

 Умение владеть коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; умение  проявлять способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: умение объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения условия правописания корня.

Предметные:

-распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания;

-соблюдать нормы правописания наречий;

- различать  условия  выбора между слитным и раздельным написанием не с наречиями на о и е, одной и двумя буквами н в наречиях на о и е;

- правильно писать слова с изученной орфограммой;

- графически обозначать условия выбора правильных написаний; группировать слова по видам орфограмм.

Методы и формы обучения.

Частично-поисковый, исследовательский, наглядный; групповая работа, фронтальная, самостоятельная, работа в парах

Образовательные ресурсы.        

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3e2e556-556a-4604-aae0-0cd654ddcffd/%5BRUS9_216%5D_%5BIA_076%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a4cd4593-063d-478b-9fbe-31943f4dc22e/%5BRUS9_216%5D_%5BTD_091%5D.html


Оборудование.

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал.

Презентация PowerPoint, раздаточный материал с практическими заданиями.

Основные понятия.

Наречие, степени сравнения наречий, слитное и раздельное написание наречий.

Ход урока.

1.Оргмомент, мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: письменные принадлежности, учебник.

Ребята, сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Сегодня мы с вами, как обычно , проведём игру  «Станция ДЧЭМП», чтобы сосредоточиться на вопросе «Для чего это мне понадобится?».

- Ребята, а что нужно для успешной работы  на уроке? (Внимание, сосредоточенность, желание думать и работать).

А сейчас послушайте сказку и попробуйте угадать , о какой части речи пойдёт речь. В государстве русского языка существовало 3 главных правителя которые правили всем этим царством,

На народных собраниях правители отвечали на вопросы на подобии: «Что? Кто?», «Какой? Какие? Какая?», «Что сделать? Что сделаем?», но когда правителям задавали вопрос «КАК?», никто из 3 правителей ответить не мог.

2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть много нового.

Вы получили карточки. На карточках запись:

1. ...Жизнь — это подъем, ряд бесконечных ступеней (в)верх. На каждой из них нужно оглянуться (во)круг...и двинуться дальше. (В. Пашенная)

2. И пусть бывает в жизни (не)легко

И (не)всегда судьба к тебе послушна

Живи красиво воль...о широко

Люби людей — светло и простодуш...о.

Ищи свою дорогу с малых лет

Увере...о (в)перед или сквозь годы

Оставь на этой лучшей из планет

Свой яркий след свои живые всходы. (С. Островой)

3. Светить (в)сегда, светить везде вот лозунг мой

и солнца. (В. Маяковский)

2 : 3 : ?

Начнем  наш урок с работы в группах. Возьмите карточки. Прочитайте стихотворные строки С. Острового, В. Маяковского и высказывание В. Пашенной. Рассмотрите цифровую формулу. Подумайте, какую цифру надо

поставить вместо вопросительного знака и с чем она связана. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Три группы учащихся выполняют задания. Они работают по принципу игры «Что? Где? Когда?». В течение минуты обсуждают вопрос. Ответ дает один ученик от группы (Вместо вопросительного знака надо написать цифру «десять». Она показывает число наречий в одном из отрывков). Итак, вернёмся к сказке.

-Начались поиски 4 правителя! Который сможет ответить на вопрос «Как?», и они нашли его, говорил он редко, тихо , скромно как никто другой...и дали имя ему столь великое .... Наречие. Учитель записывает тему урока на доске.

3. Орфографическая разминка.

Проекция на экран интерактивной доски. Открытие флипчарта.  Выполните задания, вставляя пропущенные буквы.  

Повторим теперь изученные орфограммы по теме «Наречие».

(Текст) Все живое в природе (не)удержимо стремится  к об…единению. Только (в)месте, только (по)настоящему веря друг в друга, можно добиться счастья. (В)двоем легче перен…сить трудности дальнего пути, проще согре(т, ть)ся  в (не)нас…ную погоду. (Со)обща веселее ж…ве(т, ть)ся на свете, ведь (в)одиночку любая беда (не)жданно-(не)гаданно превр…щае(т, ть)ся в трагедию. (Чуть) чуть присмотритесь к окружающему миру, и вы (по)всюду найдете друзей.

 Учитель. Отталкиваясь от темы и учитывая, что с теоретическим материалом по наречию мы уже познакомились, сформулируйте цель урока.

Цель урока: повторить изученное о наречии, совершенствовать умение по использованию наречий в устной и письменной речи.

Учитель. Приступим к работе по первой части поставленной вами цели. Вспомним, что такое наречие как часть речи. Каждая группа готовит свой ответ по плану.

1. Что такое наречие?

2. Что имеют общее и чем отличаются наречия от других частей речи?

3. Какие смысловые группы наречий вам известны?

4. С помощью каких способов образуются наречия?

4. Физминутка.

Мы с вами хорошо поработали, а теперь проведем небольшую физ.минутку.

- Выполните мои просьбы в точности. Сколько наречий  вы услышите в моей речи?

 (12 наречий)

      Медленно встаньте, поверните голову налево, направо, посмотрите вверх, вниз, слегка закройте глаза, посмотрите вверх, резко поднимите руки,  плавно их опустите,  чуть  подпрыгните,  низко присядьте,  тихо сядьте за парту.

5. Закрепление.

Упражнение 1

Учитель. Начнем работу по второй части цели урока. Напишите данные в карточках предложения в соответствии с составленной формулой. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы.

Учитель. Расскажите о написании наречий из данных отрывков. Первая группа — о написании наречий с н. Вторая — о написании наречий с не. Третья — о написании наречий с приставками.

Упражнение 2 (словарно орфографическая работа)

На доске написаны слова: отлич...о, неслыха...о, радост...о, интерес...о, цивилизова...о, еженедель...о, ненадеж...о, точ...о, естестве...о, абсолют...о, цинич...о, извест...о, яв...о.

Учитель. Более детально поговорим о написании н и нн в наречиях. Прочитайте вслух написанные на доске слова. Напишите те из них, в которых имеется одна буква н. Соедините последовательно их первые буквы и назовите новое словарное слово.

Учитель. Назовите составленное словарное слово. Новое словарное слово ориентация.

Учитель. Какие вам известны значения слова ориентация? Ориентация — это определение места своего нахождения, например ориентироваться в лесу.

Ориентация — это умение разбираться в чем-либо, в каких-либо вопросах, например хорошая ориентация в вопросах искусства.

Ориентация — это направленность деятельности в интересах кого-либо, чего-либо, например ориентация на ту или иную профессию, специальность.

Учитель. Составьте предложение, в котором присутствовало бы слово ориентация в последнем значении. Введите в него возможно большее число наречий.

Упражнение 3

Держаться увере(нн, н)о; относиться (не)легкомысле(нн, н)о, а серьез(нн, н)о;

говорить то спокой(нн, н)о, то взволнова(нн, н)о; (ни)чуть не теряться; (не)зачем торопиться; вниматель(нн, н)о слушать; точь (в) точь повторить;

понят(нн, н)о объяснять; (с)легк... поправить; пройти (в)перед; вернуться (на)зад; повернуться (на)прав...; чуть (чуть) улыбнуться; одобряющ... кивать.

Учитель. Давайте попробуем сориентироваться на профессию с помощью данных словосочетаний и фраз. Прочитайте их вслух. Скажите, в каких специальностях могут совершаться обозначенные с их помощью действия.

Учитель. Напишите эти словосочетания и фразы, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Добавьте к ним словосочетания, которые отражают действия, свойственные профессии летчика (первая группа), библиотекаря (вторая группа), продавца (третья группа). Все добавленные словосочетания должны соответствовать теме урока.

Учитель. Сгруппируйте словосочетания (данные учителем и составленные в группах, по имеющимся в них орфограммам. Начните ответ с группы, к которой относится большее число орфограмм.

Учитель. Какие наречия вы могли бы выделить из числа

написанных и почему?

Можно выделить наречие легкомысленно. Это сложное слово, в нем два корня. Остальные наречия — простые  слова.

Можно выделить наречие точь-в-точь. В нем все согласные звуки глухие. В остальных наречиях есть звонкие и глухие согласные или только звонкие.

Упражнение 4

1. Есть люди, которым (не)достаточ(нн, н)о одного, даже самого любимого дела. Они старатель(нн, н)о находят новые сферы приложения своему уму, таланту, щедрости души. Это стремление называют «второй любовью». Эта

«вторая любовь» привела (не)нароком врача Луиджи Гальвани к открытию электричества. Военный врач Владимир Даль стал создателем уникального словаря русского языка, коллекции из двухсот тысяч пословиц и поговорок.

Композитор Ян Сибелиус (с)начал... был юристом. Писатель Леонид Леонов был талантливым резчиком по дереву. Великий ученый Циолковский прекрас(нн, н)о совмещал в себе все «космические» процессы. Он был теоретиком, конструктором, астрономом, биологом и медиком одновреме(нн, н)о.

(А. Макаренко)

2. «Чудесным доктором» звали в народе Николая Ивановича Пирогова. Он стал первым в России профессором госпитальной хирургии. (В)первые применил гипсовую повязку, предложил хорошо продуманную систему эвакуации раненых с поля боя, создал новую форму медицинской помощи

на войне в виде труда сестер милосердия. После Крымской войны целиком посвятил себя педагогической и общественной деятельности.

(По М. Поповскому)

Учитель. Талантливые люди часто ориентируют себя на

несколько специальностей и прекрасно в них себя проявляют. Об этом наше следующее упражнение. Прочитайте два текста. Сформулируйте задание к этому упражнению. Надо сократить второй текст до одного простого предложения и ввести его в первый текст. Составленный текст написать, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы.

Учитель. Расскажите о написании наречий измененного первого текста по самостоятельно составленной формуле.

Учитель. Подберите к наречиям старательно, сначала, прекрасно слова других частей речи с такими же орфограммами.

Первая группа работает со словом старательно, вторая — со словом сначала, третья — со словом прекрасно. Выполненные работы проверяют.

Учитель. Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором пять однородных дополнений.

4. Итог урока

Учитель. О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?

Учитель. Сделайте краткое сообщение о наречии как о части речи и об особенностях его орфографии.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

  • Чем вам запомнился сегодняшний урок?
  • Какие новые знания вы усвоили?
  • Что вызывало затруднения? Как удалось их преодолеть?
  • Что показалось наиболее интересным?

Дайте оценку нашей работе:  заполните , пожалуйста, карточки на вашем столе.

Карточка эмоционального состояния

Ф.И. ___________________________________класс __________ дата ______________

Заполните карточку значками

На уроке мне было интересно

Я чувствовал (а) себя комфортно

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

Я был(а) успешен (успешна)

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Домашнее задание из РЭШ.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2264/train/#197949 

Домашнее задание из SKYSMART.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.

Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс"  направлен не только  на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...

Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"

Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний  и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...

Подготовка к ЕГЭ. Повторение художественно-изобразительных средств и стилистических фигур речи.Повторение пунктуации в СПП.

Повторение и обобщение знаний учащихся о художественно-изобразительных средствах и стилистических фигурах речи; подготовка к выполнению задания №24 ЕГЭ по русскому языку; развитие ключевых компетенций...

Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»

Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...

Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различных исходных положений. Повторение техники нижней прямой и верхней прямой подач».

Данная методическая разработка предназначена для подготовки преподавателя по дисциплине «Физическая культура» по теме: «Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различн...

Конспект открытого урока физкультуры по теме: "Повторение верхней и нижней передачи в прыжке. Повторение прямого нападающего удара в прыжке"

Задачи урока: совершенствовать технику приема и передачи мяча сверху и снизу, развивать быстроту, ловкость и прыгучесть, воспитать смелость, настойчивость, волю, трудолюбие и товарищескую взаимопомощь...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...