Односоставные предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Сабанцева Ольга Анатольевна

Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения в 8 классе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме «Односоставные предложения» в 8 классе

Целеполагание

1. Образовательные:

  • обобщить знания учащихся об односоставных предложениях - показать их роль как средства художественной выразительности в произведениях художественной литературы; обобщение и систематизация знаний о стилях и типах речи, орфографии и пунктуации.

2. Воспитательные:

  • культура речи;
  • взаимопонимание;
  • толерантности;
  • ответственности;
  • взаимопомощи;
  • трудолюбия;
  • воспитание любви к русскому языку;
  •  воспитание сознательной дисциплины;
  • активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач.

3. Развивающие:

  • способствовать развитию навыков логического мышления - развивать творческое мышление и воображение - развивать навыки анализа художественного текста
  • развитие умения аргументировать, доказывать;
  • развитие умения слушать, задавать уточняющие вопросы;
  • развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
  • развитие умения выделять главное, обобщать;
  • развитие абстрактного и наглядно-образного мышления.

Оборудование: презентация, раздаточный материал с фрагментами текстов из произведений русских поэтов.

Применяемые технологии: ИКТ, технология проблемного обучения, технология креативного мышления, дифференцированного подхода, кейс-технологии

Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся на уроках  русского языка.

Методы, используемые на уроке:

  • метод проблемного обучения;
  • дифференцированное обучение ;
  • задания творческого характера ;
  • использование ИКТ на уроке;
  • метод взаимо- и самоконтроля;
  • самостоятельная работа (работа по карточкам, у доски);

Оборудование: проектор, доска, использование икт

Этапы урока

  1. Организация начала урока.
  2. Актуализация знаний
  3. Комплексное обобщение материала
  4. Закрепление знаний и способов действий
  5. Контроль и самопроверка знаний
  6. Рефлексия урока
  7. Информация о домашнем задании

                     

                                           Ход урока

1. Организационный момент.

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Сообщение целей урока и плана работы на урок, запись темы урока. (Слайд 1)

2.         Актуализация знаний

      1.Проверка домашнего задания .

  • проверка домашнего упражнения по цепочке;
  • фронтальный опрос (какие предложения называются односоставными; какие виды односоставных предложений мы знаем, какие определенно-личные, какие неопределенно-личные, чем они различаются; какие предложения мы называем безличными; какие предложения мы называем назывными.)

2.Словарная работа (один ученик у доски исправляет ошибки в словах, остальные работают в тетрадях, после выполнения работы ребята меняются тетрадями, проверяют и ставят оценки).

(Слайд 2)

Дочь, луч, муж, молодежь,  стая туч, у стойбищ, реванш, тишь, невтерпеж, медвежьи, кыш, замуж, тысячью, чья, еще, постричься, хлеб свеж, занимаешься, вскачь, помочь, шью, кактус колюч, нарежьте, лишь, поешь.

3.        Комплексное обобщение материала. (На партах у каждого ученика лежат листочки с предложениями)

1.выполнение задания

Назовите типы односоставных предложений в стихах А.Фета

  1. Учись у них – у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

  1. Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-

Я ничего не пойму.

  1. Шепот, робкое дыханье,

трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной , ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

2. Диктант со взаимопроверкой

Тропические циклоны. Среди необычных и грозных явлений природы они занимают не последнее место. Разновидности тропических циклонов – тайфуны и ураганы. Названия им дают зависимости от района возникновения.

В Северной Атлантике, на юге и юго-востоке Тихого океана их называют ураганами, в западной части Тихого океана – тайфунами, а в Индийском океане – штормами и циклонами. Представьте пятиэтажный дом. Такова высота волны, вызванной тайфуном. Недавно страшным тайфуном , обрушившимся на страны Юго-восточной Азии, смыло не только постройки, но и тысячи людей. Весь мир оказал посильную помощь пострадавшим.

Задание:

-подчеркнуть грамматические основы предложений

-указать тип односоставных предложений

3. Проверочный тест. 

Задание: определите вид односоставного предложения или каждой из частей сложного предложения.

1.        С утра морозит. ( безличное)

2.        В избе жарко натоплено. ( безличное)

3.        В избе жарко натопили. ( неопределенно – личное)

4.        Вам не видать таких сражений. ( безличное)

5.        Приготовьтесь к уроку. ( определенно – личное)

6.        Бездонную бочку водой не наполнишь. ( обобщенно – личное)

7.        Дерево зажгло грозою. (безличное)

8.        Воздухе пахнет сосновой смолою. ( безличное)

9.        Небо продолжало расчищаться, в лесу чуть – чуть светлело. (двусоставное и безличное)

10.        Иду, и легко мне дыщится. ( определенно – личное и безличное)

4.        Контроль и самопроверка знаний

После выполнения заданий происходит самопроверка

(Слайд 11)

5.Рефлексия урока.

-Какова роль односоставных предложений в текстах?

-Что вам показалось трудным в изучении данной темы

-Выставление оценок

9.Информация о домашнем задании. Упр.289.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Односоставные предложения.Главный член односоставного предложения

Методическая разработка предназначена для учащихся 8-ых классов....

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."

Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Презентация к уроку русского языка  в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...

Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений.8 класс

Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся 8 (9) классов по теме: "Односоставные предложения, их виды"...

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"

Учащиеся знакомятся с понятием "односоставное предложение", с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления....

Схема - алгоритм определения видов односоставных предложений и контрольная работа по теме "Односоставные предложения" для учащихся 8 класса

В схематичном сжатом виде таблица  представляет алгоритм определения вида односоставного предложения, что значительно облегчает работу учащихся по усвоению данного теоретического материала, очень...