Рабочая программа элективного курса "Читаем, думаем, спорим"
элективный курс по русскому языку (9 класс)

Наумова Наталия Владимировна

Рабочая программа элективного курса "Читаем, думаем, спорим" (17ч.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_elekt_russk_yaz_na_17_ch.docx42.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Южно-Степная средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Читаем, думаем, спорим»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Русский язык и литература»

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ:   Русский язык

УРОВЕНЬ:    профильный

КЛАСС:    9

Пояснительная записка

Одна из основных проблем современного изучения русского языка – это недостаточная орфографическая грамотность обучающихся.Причин здесь несколько. Это и низкий уровень чтения, и достаточно высокая сложность отдельных орфограмм. Тем более, что в 8-9 классах основным содержанием программы является изучение синтаксиса и пунктуации. Таким образом, возникает необходимость регулярного повторения орфографии, что поможет учащимся успешно сдать  ОГЭ.

Эта проблема может быть решена с помощью элективного  курса, включающая в свое содержание вопросы орфографии и правописания.

Данный курс рассчитан на учащихся 9 классов и предполагает комплексное и целенаправленное повторение  орфографии. Система подачи орфографических  правил, имеющих общую основу, может быть представлена в едином блоке, что упрощает их понимание и, следовательно, запоминание.

Программа содержит теоретический и практический блоки.

Целью теоретического блока является повторение и расширение знаний орфографии по основным разделам школьного курса русского языка.

Целью практического блока является:

  • развитие орфографической грамотности учащихся;
  • формирование комплекса умений и навыков, необходимых для успешной сдачи ГИА по русскому языку.

Задачи курса:

  1. повторить, обобщить, систематизировать и углубить знания по орфографии;
  2. сформировать навыкиработы с получаемой информацией;
  3. развить навыки работы с различными видами тренировочных заданий и форм контроля;
  4. расширить активный словарный запас обучающихся.

Программа  рассчитана на  17 часов.  

УМК. Русский язык.Теория 5-9 кл.:учебник  для общеобразоват. учреждений/ В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова-М.:Дрофа, 2012 (электронный учебник)        

Планируемые результаты:

• личностные:

- сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру;

- осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики.

• метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии.

-владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.

• предметные:

- сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка;

- освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;

- владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка.

Выпускник на базовом уровне научится

- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте использовать языковые средства адекватно цели и ситуации речевого общения;

-оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

-использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

- опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм; осуществлять речевой самоконтроль.

-совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

-использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств.

Содержание курса

  1. Вводное занятие. Для чего нужны знания орфографии.

Теория.Орфограмма. Орфографическое правило.

Практика. Отработка алгоритма применения правила.

Задания.Упражнения.

2. Трудные случаи правописания гласной в корне слова:

а) проверяемая ударением;

б) непроверяемая ударением;

в) чередующиеся гласные.

Теория. Сильная и слабая позиция гласных, оглушение и озвончение согласных. Орфограммы, определяемые правилами (проверяемые ударением, чередующиеся), орфограммы, непроверяемые правилами.

Практика. Отработка алгоритма применения правила.

Задания.Алгоритм,разноуровневые упражнения. Тест.

3. Трудные случаи правописания согласной в корне слова:

а) непроизносимые согласные и  сомнительные согласные;

б) удвоенные и непроверяемые  согласные.

Теория. Орфограммы, определяемые правилами, орфограммы, непроверяемые правилами.

Практика. Отработка алгоритма применения правила.

Задания. Алгоритм, разноуровневые упражнения. Тест.

4. Правописание гласных после шипящих и Ц:

а) гласные после шипящих в корне, суффиксе и окончание;

б) гласные И-Ы после Ц.

Теория. Условия выбора гласной.

Практика. Отработка алгоритма применения правила.

Задания. Упражнения. Самостоятельное составление алгоритма для орфограммы «Гласные и-ы после ц». Тест.

5. Правописание приставок:

а) на –З и –С;

б) Ы-И после  приставок,  оканчивающихся на согласную;

в) при- и пре- .

Теория. Условия выбора гласной, согласной.

Практика.Отработка правила.

Задания.Самостоятельное составление алгоритма для орфограммы. Упражнения.Тест

6. Правописание суффиксов  существительных,прилагательных, глаголов, причастий.

Теория.П\п суффиксов

Практика. Выбор правильного написания.

Задания. Упражнения. Составление алгоритма. Тест.

7. Н и НН в различных частях речи:

а) в отыменных частях речи: в прилагательных, наречиях, существительных;

б) в отглагольных частях речи.

Теория. Условия выбора орфограммы.

Практика. Применение алгоритма выбора орфограммы.

Задания. Самостоятельное составление алгоритма для орфограммы. Упражнения. Тест.

8. Трудные случаи правописания  окончаний разных частей речи:

а) падежных окончаний существительных, прилагательных;

б) безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.

Теория. Правило выбора орфограммы.

Практика. Применение алгоритма выбора орфограммы.

Задания. Упражнения. Тест.

9.Правописание Ь и Ъ:

а) разделительные Ь и Ъ;

б) Ь после шипящих.

Теория. Правило выбора орфограммы.

Практика. Применение алгоритма выбора орфограммы.

Задания. Упражнения.Тест

10. Правописание сложных слов:

а) существительных;

б) прилагательных;

в) правописание слов с пол- и полу-.

Теория. Правописание сложных слов

Практика. Отработка орфограммы.

Задания. Упражнения. Тест.

11. Правописание частиц:

а) слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи;

б) написание частиц БЫ, ЖЕ, ЛИ, ТО.

Теория. Общие условия выбора написания.

Практика. Наблюдение, составление и применение алгоритма.

Задание.Упражнения. Тест.

12. Итоговый тест.

Календарно-тематическое планирование

        

Содержание учебного материала

Всего часов

Форма и методы организации деятельности

Предполагаемый результат

Материал для самостоятельного изучения

1

Вводное занятие.

Для чего нужны знания орфографии.

1

Форма учебного занятия: интерактивная лекция.

Метод проблемных задач

применять знания орфографии на практике.

  1. Русский язык:справ.материалы: учеб.пособие для учащихся/ М.Т.Баранов, Т.А.Костяева и др.; под ред Н.М.Шанского-М.:Просвещение, 1997.

(Тема. Орфография. Орфограмма. Орфографическое правило. Группы орфограмм.)

2

Трудные случаи правописания гласной в корне слова:

а) проверяемая ударением;

б) непроверяемая ударением;

в) чередующаяся гласная.

1

Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг.

 Поисковый метод

Знать п/п гласной в корне слова, находить слова в тексте с данной орфограммой, грамотное  написание слов.

  1. Справочник школьника.5-11классы:Русский язык/ под ред. О.Л.Соболевой. –М.:АСТ-ПРЕСС,2004

(Тема.Часть8. Орфография. Правописание гласных.)

  1. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8класс\н.В.Егорова.-М.: ВАКО,2011

(тест2,вариант№1,2)

3

Трудные случаи правописания согласной в корне слова:

а) непроизносимые согласные и  сомнительные согласные;

б) удвоенные и непроверяемые  согласные.

1

Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг.

 Самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации.

Знать трудные случаи п\псогл.  в корне слова и

уметь находить данную орфограмму в тексте.

  1. Русский язык. 9 класс. Сборник текстов для подготовки к ГИА/Т.М.Пахнова.- м.:Дрофа,2011.

4

Правописание гласных после шипящих и Ц:

а) гласные после шипящих в корне, суффиксе и окончании;

б) гласные И-Ы после Ц.

1

Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг.

 Поисковый метод

Составлять алгоритм по теме, делать итоговый мониторинг.

  1. Русский язык:справ.материалы: учеб.пособие для учащихся/ М.Т.Баранов, Т.А.Костяева и др.; под ред Н.М.Шанского-М.:Просвещение, 1997.

(Тема. Орфография. Гласные после шипящих и Ц)

5

Правописание приставок:

а) на –З и –С;

б) Ы-И после  приставок,

оканчивающихся на согласную;

в) при- и пре- .

1

Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг.

 Поисковый метод

Составлять алгоритм по теме, работать со справочным материалом.

  1. Справочник школьника.5-11классы:Русский язык/ под ред. О.Л.Соболевой. –М.:АСТ-ПРЕСС,2004.

(Тема. Часть8. Орфография. Неизменяемые приставки.)

  1. Словарь иностранных слов под ред. Л.С.Шаумяна-М.:Рус.яз.,

1996.

6-7

Правописание суффиксов существительных, прилагательных,

глаголов,

 причастий.

2

Форма учебного занятия: интерактивная лекция ,практикум, итоговый мониторинг.

 Поисковый метод

Составлять алгоритм, обосновывать правила п\п суффиксов в разных частях речи.

  1. Русский язык:справ.материалы: учеб.пособие для учащихся/ М.Т.Баранов, Т.А.Костяева и др.; под ред Н.М.Шанского-М.:Просвещение, 1997.

(Тема.Орфография.Гласные в суффиксах сущ., прил.,гл.,причастий)

  1. Русский язык. 9 класс. Сборник текстов для подготовки к ГИА/Т.М.Пахнова.- м.:Дрофа,2011.

8-9

Н и НН в различных частях речи:

а) в отыменных частях речи: в прилагательных, наречиях, существительных;

б) в отглагольных частях речи.

2

Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг.

 Поисковый метод

Составлять алгоритм, находить слова в тексте с данной орфограммой, объяснять ее.

  1. Русский язык:полный школьный курс/ под ред. О.Л.Соболевой.-М.:АСТ-ПРЕСС, 2000.

(Тема.Причастие.Деепричастие.)

  1. Тесты по русскому языку:8 класс/С.И.Львова,В.И.Капинос.-М.: «Экзамен»,

2011.

Тест №1,2

10-11

Трудные случаи

правописания окончаний разных частей речи:

а) падежных окончаний существительных, прилагательных;

б) безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.

2

Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг.

 Поисковый метод

Находить данную орфограмму в тексте и объяснять ее.

  1. Русский язык:полный школьный курс/ под ред. О.Л.Соболевой.-М.:АСТ-ПРЕСС, 2000.

(Тема. Существительное,

глагол)

12

Правописание Ь и Ъ:

а) разделительные Ь и Ъ;

б) Ь после шипящих.

1

Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг.

 Поисковый метод

Находить данную орфограмму в словах.

  1. Справочник школьника.5-11классы:Русский язык/ под ред. О.Л.Соболевой. –М.:АСТ-ПРЕСС,2004.

(Тема. Часть8. Орфография.Употребление Ь и Ъ)

  1. Русский язык. 9 класс. Сборник текстов для подготовки к ГИА/Т.М.Пахнова.- м.:Дрофа,2011.

13

Правописание сложных слов:

а) существительных;

б) прилагательных;

в) правописание слов с пол- и полу-.

1

Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг.

 Поисковый метод

Знать все случаи правописания сущ. и прил.,образованных способом сложения, правильно писать слова с данной орфограммой.

  1. Русский язык:справ.материалы: учеб.пособие для учащихся/ М.Т.Баранов, Т.А.Костяева и др.; под ред Н.М.Шанского-М.:Просвещение, 1997.

(Тема. Орфография. Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных и служебных слов)

14-16

Правописание частиц:

а) слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи;

б) написание частиц БЫ, ЖЕ, ЛИ, ТО.

3

Форма учебного занятия: интерактивная лекция ,практикум, итоговый мониторинг.

 Поисковый метод

 Знать п/п НЕ и НИ  с разными частями речи, составлять алгоритм по теме, находить данную орфограмму в тексте.

  1. Русский язык:справ.материалы: учеб.пособие для учащихся/ М.Т.Баранов, Т.А.Костяева и др.; под ред Н.М.Шанского-М.:Просвещение, 1997.

(Тема. Орфография. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами.)

  1. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8класс\н.В.Егорова.-М.: ВАКО,2011

(тест4,вариант№1,2)

17

Итоговый мониторинг

1

Итоговый тест

Применять полученные знания в письменной речи.

Русский язык. 9 класс. Сборник текстов для подготовки к ГИА/Т.М.Пахнова.- м.:Дрофа,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Рабочая программа математического кружка«Думаем, считаем, повторяем»

Математический кружок «Думаем, считаем, повторяем» рассчитан на 144 учебных часа (4ч в неделю)  для учащихся  10-11  классов....

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.

Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)

Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...

Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...