Типы речи
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Попова Наталья Леонидовна

Методическая разработка урока по теме: Типы речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkiy_tipy_rechi_raspechatat.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Типы речи

Ход урока.

  1. Организационный момент 

- Здравствуйте ребята.

   2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 

- Ребята, прослушайте шуточное стихотворение и попробуйте определить тему урока.

В стране русского языка, под деревом сидели трое...

Первый очень странный тип -Целый день в теньке сидит

Никого не замечает -Рассуждает, рассуждает:

И второй тип непростой, Сообщает день – деньской.

Словно сводка новостей,  Полон всяких он вестей.

Обо всем на свете знает, Ничего он не скрывает.

Третий тип нас не обидит! Он опишет всё, что видит.

Он расскажет, кто какой -Птица, рыба, зверь лесной…

 Кто такие здесь сидят? Каждому помочь хотят

Очень мудрым, умным быть И красиво говорить.

 - О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Определите тему урока. Записываем тему:   Типы речи. Какие мы поставим цели перед собой?

Цели:

1.Развивать навыки работы по определению типа речи предложенного текста;

2. Добиться понимания характерных черт каждого типа речи;

3.Уметь  составлять текст определенного типа.

II. Актуализация знаний

-Ребята, а что это такое? – типы речи. Это способы изложения речи.

- Правильно. Тип речи – это способ отражения окружающей действительности.

- Как вы понимаете выражение « окружающая действительность»?  -  Мы говорим и пишем о том, что видим, о чём думаем, как понимаем происходящее вокруг.
- Итак, в своей речи мы отражаем окружающую действительность. Тип речи- способ отражения окружающего нас мира. Таким образом, значение текста, создаваемого нами , зависит от содержания высказывания.
- Сколько различают типов речи?
 ( Три: повествование, описание, рассуждение)
1. - Каково значение каждого типа речи?

Описание -

Повествование -

Рассуждение –

2. Когда мы описываем, повествуем, рассуждаем, что мы создаем? – текст.

- Что такое текст? Это неск предлож связанных по смыслу и грамматич

- Назовите признаки текста.  Вступление, основная часть, заключение. А также заголовок, гл. мысль и тема.

3.Составление синквейна слова ТЕКСТ

4. Задания на определения типа речи на слайдах.

5. Рефлексия.

- Давайте поиграем в игру «Да-нет», таким образом мы оценим себя сами. Я вам буду зачитывать утверждение, если Вы согласны, то ставите в своём Маршрутном листе +, если нет - -. Всем понятно?

Игра «да-нет»

- Правда ли, что в текстах-повествованиях происходят какие-то события? ДА

- Правда ли, что текстах-повествованиях что-либо доказывается, раскрывается причина события или явления? НЕТ

- Правда ли, что главное в текстах-описаниях – это признаки предметов или явлений? ДА

- Правда ли, что в текстах-рассуждениях приводятся доказательства какой либо мысли? ДА

-Используя разные типы речи, опишем наш сегодняшний урок, а помогут нам в этом такие слова:

Урок сегодня (какой? познавательный, интересный…)

Настроение ( какое? радостное, спокойное….)Какого типа текст мы сейчас создали все вместе? (описание)

Теперь вспомним, что мы делали на уроке?Узнали…..Учились…..Стремились….

Какого типа текст мы сейчас создали все вместе? (повествование)

Теперь докажем, что мы все работали хорошо. Это будет наш тезис.

Во-первых, мы узнали….( какие бывают типы речи и чем они отличаются )

Во-вторых, учились…..( определять типы речи на примерах разных текстов)

Вывод: урок сегодня… ( познавательный, интересный, запоминающийся, необычный).

Домашнее задание  

Спасибо за урок! Можете быть свободны!

Тема:

Функционально-смысловые типы речи

Тип занятия:

Урок комплексного применения знаний и умений

Форма:

Урок развития речи

Цель:

  • закрепить и расширить теоретические знания обучающихся по обозначенной теме, добиться понимания  характерных черт каждого типа речи;
  • развивать навыки работы по определению типа речи предложенного текста; по написанию текстов разных типов и их практическому применению;
  • развивать устную и письменную речь обучающихся, соответствующую нормам русского литературного языка;
  • расширять представления обучающихся о формах организации учебной деятельности, способах получения учебной информации в целях повышения качества образования, результативности, развития умения учиться;
  • способствовать устранению тревожности, ощущения психологического дискомфорта учеников, возникающих вследствие неуверенности в собственных знаниях, повышать мотивацию к учебной деятельности в целом и к предмету «Русский язык» в частности.

Содержание учебно-познавательной деятельности:

отработка и осознание понятий «тип речи», «описание», «повествование», «рассуждение», алгоритма определения типологической отнесенности текста.

Содержание учебно-практической деятельности:

отработка навыков учебного сотрудничества, поиска информации, выхода из проблемной ситуации, оценивания деятельности, коммуникативных навыков создания текстов по определенным установкам, аргументированного выражения мнения.

Формируемые УУД и планируемые результаты:

Личностные: оценивание усваиваемого содержания;

Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения; контроль, коррекция, оценка;

Познавательные: закрепление представления об особенностях текстов разных типов речи, совершенствование навыков по составлению текстов, расширение кругозора, целеполагание; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

На уроке обучающиеся научатся:

-различать и определять типы речи;

- выявлять особенности каждого типа речи;

-составлять текст по определенному типу речи.

Эти навыки потребуются обучающимся при выполнении заданий 8,10 в Всероссийской проверочной работе по русскому языку за 5 класс, а также при написании сочинений на ОГЭ и ЕГЭ.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный

момент

- организовывает внимание и дает пояснение по работе с оценочным листом.

Распределение по группам (карточки 3-х цветов в виде смайлика)

- распределяются в группы в соответствии выбранного цвета;

- определяют своё эмоциональное состояние на начало урока.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации.

Стихотворение о типах речи

- высказывают предположения, с помощью учителя (если затрудняются)  формулируют тему и цель для изучения на уроке;

- записывают тему урока в оценочный лист;

-планируют собственную деятельность на уроке.

  1. Актуализация знаний

- организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог;

- организует выполнение учащимися пробных учебных действий.

Конструирование текста

- выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал;

- заполняют оценочные листы;

- отвечают на вопросы учителя;

Расставляют цифры предложений в правильном порядке для создания текста

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

- организует ситуацию для применения и добывания знаний учащимися в новой ситуации.

Работа в группах. Определить тип текста. Выполнить задания к тексту.

- применяют новые знания, способы деятельности в измененной ситуации.

  1. Физминутка

- создает условия для снятия переутомления учащихся, смены вида деятельности, переключения внимания.

- выполняют физминутку.

  1. Обобщение и систематизация знаний

- контролирует выполнение работы;

 - обеспечивает формирование целостной системы ведущих знаний, установление внутрипредметных и межпредметных связей.

- организует выполнение творческого задания.

1.Создание памятки «Как определить тип речи». 2. Создание текста определённого типа речи (по группам).

- выполняют задание, пользуясь алгоритмом и знаниями полученными ранее;

- выполняют предложенные учителем задания;

- обобщают знания об изученном материале;

- отвечают на вопросы учителя; - проговаривают вслух формулировки правил.

  1. Рефлексия (подведение итогов урока)

- организует работу по рефлексии и самооценке деятельности учащихся на уроке;

- подводит итог урока, выставляет оценки.

Игра «Да-нет» (+ или - ) Оцениваем соседа справа.

Используя разные типы речи описываем наш урок.

- анализируют свою деятельность и деятельность группы по достижению цели; - определяют своё эмоциональное состояние на конец урока; - осуществляют самооценку своей учебной деятельности.

 

 

Маршрутный лист_(кого?)________________________________________________________

Дата: Двадцать седьмое сентября

Классная работа

Тема урока:__________________________________________________

Задание № 1

Расставьте цифры, которые покажут последовательность предложений в тексте.

1.Бедная девочка осталась одна на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц.
2.Олень не смел остановиться, пока не добежал до куста с красными ягодами.

3.Затем он стрелой пустился назад.
4.Тут он спустил девочку и по щекам его покатились крупные блестящие слезы.

5.Она побежала вперед что было мочи.

Ответ:___________________________

К какому типу речи относится этот текст? Из какой сказки этот отрывок?

Задание №2

Жил-был Тролль, злой-презлой – сущий дьявол. Как-то раз он был в хорошем настроении, потому что смастерил зеркало, отражаясь в котором всё доброе и прекрасное исчезало, а всё плохое и безобразное, напротив, выглядело ещё отвратительнее и бросалось в глаза.

1.Определите тип речи _________________________________________________________________
2. Сформулируйте вопрос к тексту _______________________________________________________
3. Выпишите слова, которые помогают раскрыть основную мысль текста _______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________
Что объясняется в данном тексте? _______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Игра «Да-нет»

Оценка за урок:___________

Маршрутный лист_(кого?)_______________________________________________________

Дата: Двадцать седьмое сентября

Классная работа

Тема урока:__________________________________________________

Задание № 1

Расставьте цифры, которые покажут последовательность предложений в тексте.

1.Бедная девочка осталась одна на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц.
2.Олень не смел остановиться, пока не добежал до куста с красными ягодами.

3.Затем он стрелой пустился назад.
4.Тут он спустил девочку и по щекам его покатились крупные блестящие слезы.

5.Она побежала вперед что было мочи.

Ответ:___________________________

К какому типу речи относится этот текст? Из какой сказки этот отрывок?

Задание №2

1.В тот вечер, когда Кай вернулся домой и уже почти совсем разделся перед сном, он вскарабкался на стул у окна и стал смотреть сквозь круглое окошко в том месте, где лёд на стекле растаял. За окном порхали снежинки; одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти. Росла, росла, пока, наконец, не превратилась в женщину.
Определите тип речи _________________________
Сформулируйте вопрос к тексту ______________________
От какого лица ведётся повествование?__________________________________

Какая часть речи преобладает в тексте? Запишите._________________________________________

Оценка за урок:___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски

Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...

Функциональные стили речи.Типы речи.

Ресурс содержит презентацию к циклу уроков развития речи....

Урок развития речи по теме «Дождь» (5 класс. Повторение стилей и типов речи, широкой и узкой темы)

Материал урока станет основой для целого ряда уроков. Поможет детям увидеть особенности стилей речи. Можно применять для подготовки к ГИА....

методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...

Урок. Типы речи. Рассуждение. Материал для развития речи. 6 класс.

Урок выполнен с использованием SMART BOARD в программе Notebook...

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи  на уроках русского языка как средство формирования...

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи.

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи....