Омонимы и их употребление
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Тема урока: «Омонимы и их употребление»
Цель урока: повторение и углубление знаний об омонимах
Задачи урока:
Обучающая:
закрепить определение понятия «омонимы»;
различать омонимы и их виды.
Развивающая:
развивать мышление и речь учащихся;
активизировать внимание школьников к семантической стороне языкового факта.
Воспитывающая:
воспитывать внимание к значению слова;
обогащать словарный запас учащихся;
воспитывать интерес к урокам русского языка посредством изучения лексического богатства языка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rya_no1.docx128.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Омонимы и их употребление»

Цель урока: повторение и углубление знаний об омонимах

Задачи урока:

Обучающая:

  • закрепить определение понятия «омонимы»;
  • различать омонимы и их виды.

Развивающая:

  • развивать мышление и речь учащихся;
  • активизировать внимание школьников к семантической стороне языкового факта.

Воспитывающая:

  • воспитывать внимание к значению слова;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитывать интерес к урокам русского языка посредством изучения лексического богатства языка.

Тип урока: урок-обобщение

Оборудование: доска, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал

Ход урока

Примечания

Время

Организационный момент:

У: Здравствуйте, ребята! Кто сегодня отсутствует в классе?

Д: Здравствуйте, отсутствующих нет.

1 мин

Самоопределение к деятельности:

У: Сегодняшний урок мне бы хотелось начать с притчи.

Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену – ученика, для того, чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе своих учеников и сказал : Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную тяжёлую дверь вон в той стене?»

Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой.

Другие же решили осмотреть дверь, поговорили о том, какие подручные средства можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается.

И только один единственный ученик подошёл к двери и с особым вниманием изучил её. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время, как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашёл своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им …..

Как вы думаете, что именно сказал мудрец своим ученикам?

Д: Не спешить, всегда обдумывать свои решения. Любить жизнь.

У: Молодцы, давайте посмотрим на слайд, что же сказал мудрец.

Что же сопутствует  успеху  в жизни, мои дорогие ученики?

Во-первых, сама жизнь.

 Во-вторых, не спешите.

В-третьих, будьте готовы к тому, что придётся принимать решения.

В-четвёртых, не смейте отступать, коль уж решении  принято.

 В-пятых, не жалейте сил и энергии.

И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни.

Текст притчи на слайде №1.

Ответ на слайде №2.

3 мин

Актуализация знаний:

У: Получается, ребята, что мы не должны с вами бояться говорить неправильно, совершать ошибки, ведь именно на ошибках учатся. А сейчас отгадайте загадку, которую видите на слайде.

Он ботанический, фруктовый, зоологический, вишневый

И даже детским он бывает, кто это слово знает?

(Сад)

Д: Сад

У: Правильно! Как называется такое явление, когда слово пишется одинаково, слышится одинаково, но имеет разное лексическое значение?

Д:Омонимы

У: Молодцы! Действительно, это омонимы.

Загадка на слайде №3.

Ответ на слайде №4.

2 мин

Сообщение темы и цели урока:

У:

Слова – хамелеоны,

Они живут спеша.

У них свои законы,

Особая душа.

Они спешат меняться,

Являя все цвета;

Поблекнут – обновятся,

И в том их красота.

(К. Бальмонт)

 Значит, о чем пойдет сегодня речь на уроке? Какова будет тема урока?

Д: Омонимы и их употребление

У: Молодцы, верно! На ваших столах есть маршрутные листы. В них есть пропущенные строчки, где нужно будет вписывать ответы. Сейчас напишите на них свои фамилии и имена, а также тему урока.

Д: Вписывают

У: Тогда какой будет цель урока?

Д: Повторить и углубить  знания об омонимах

У: Какие вы молодцы, правильно!

Чтение стихотворения учителем. Слайд №5 с текстом.

Заранее раздать маршрутные листы. Приложение 1.

Слайд с темой урока №6.

2 мин

Работа с маршрутным листом:

У: Знакомо ли нам уже понятие омонимии? Давайте вместе вспомним то, что нам знакомо.

Д: Знакомо.

У: Что такое омонимы?

Д: Омонимы- это слова, совпадающие в звучании и написании, но имеющие разное лексическое значение.

У: Давайте впишем определение в наш лист.

Д: Вписывают.

У: Какие типы омонимов различают?

Д: Омографы, омофоны, омоформы.

У:Дайте определение омографам.

Д: Омографы- это слова, совпадающие в написании, но различающиеся ударением.

У: Правильно! Впишите себе в лист.

Д: Вписывают

У: Омофоны- это..?

Д: Омофоны- это слова, разные по написанию, но одинаковые по произношению.

У: Молодцы! Впишите себе в лист.

Д: Вписывают

У: А омоформы- это что?

Д: Омоформы- это слова, совпадающие по звучанию и написанию в какой-либо одной  или нескольких грамматических формах.

У: Отлично, верно! Запишите себе в лист.

Текст с определениями на слайде №7.

3 мин

Работа с учебником:

У: Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на стр.17. Обратите внимание, что здесь мы с вами видим определения омонимов. Ориентируясь на записи в листах и  в учебнике, давайте поработаем устно над упр. 12. Прочитай, пожалуйста, …, задание.

Д: Прочитайте стихотворение М. Цветаевой. Определите вид омонимов.

Решение:

мУка и мукА- омографы, так как пишутся одинаково, но ударение падает на разный слог.

У: Давайте прочитаем в слух стихотворение.

Д: Читают.

У: Подумайте, что же за вид омонимов у нас представлен.

Д: Омографы

У: Верно, почему?

Д: Так как пишутся одинаково, но ударение падает на разный слог.

5 мин

Работа  с текстом:

У: Давайте разделимся на 2 команды. Каждой из команд я дам по 1 листочку, где будет написан текст. Одной группе нужно будет найти в нем омофоны, а другой- омографы. Время выполнения- 5 мин. Та команда, которая справится быстрее, поднимает руку.

Д: Выполняют

1 группа:

Найдите омофоны, объясните их написание.

         

1)Ел хлеб с ухой. – Ел хлеб сухой. 2)Не под дождем – Постоим да подождем. 3)Илья тобою очарован. – Иль я тобою очарован? 4)Лет до ста расти нам без старости. 5)Не дай мне бог сойти с ума, нет, легче посох и сума. 6)Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. 7)Злато, злато! Сколько от тебя зла-то!

Решение:

1)Ел хлеб с ухой (предлог с сущ. в тв.п). – Ел хлеб сухой(прил.). 2)Не под дождем(предлог с сущ. в тв.п) – Постоим да подождем(гл.). 3)Илья(сущ) тобою очарован. – Иль я(частица+ мест.) тобою очарован? 4)Лет до ста расти(числит.+гл.) нам без старости(сущ. в р.п.). 5)Не дай мне бог сойти с ума(пр.+сущ. в р.п.), нет, легче посох и сума(сущ.).

2 группа:

Найдите омографы, объясните их значение.

1) Чай пили в саду. – Пили скорей дрова.

2) Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам!

Взбей яичные белки, И печенье испеки.

3) Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они.

В ведерко руку окуни, Не бойся: это окуни.

4) Плывут по озеру пироги – На остров нет другой дороги.

Любишь кушать пироги – Печь их маме помоги.

5) В дом войти никто не мог: На двери висел замок.

Я песок руками рою, королевский замок строю.

Решение:

1) Чай пИли(гл. в изъяв.накл.) в саду. – ПилИ(гл.в  пов.накл.) скорей дрова.

2) БЕлки(сущ. в Им.п.) прыгают по веткам, Принесли орешки деткам!

Взбей яичные белкИ(сущ. в В.п.), И печенье испеки.

3) Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они.

В ведерко руку окунИ(гл. в пов.накл), Не бойся: это Окуни(сущ.в  в Им.п).

4) Плывут по озеру пирОги(вид лодки у индейцев;сущ. в Им.п.) – На остров нет другой дороги.

Любишь кушать пирогИ(сущ. в В.п.)– Печь их маме помоги.

5) В дом войти никто не мог: На двери висел замОк(сущ. в Им.п.).

Я песок руками рою, королевский зАмок(сущ. в В.п.) строю.

У: А теперь, команды, поменяйтесь листами с другой командой. На экране вы увидите ответы. Ваша задача проверить работы ребят и поставить им оценку.

1-2 ошибки- «4»

3-4 ошибки- «3»

5 и более ошибок- «2».

Д: Проверяют работы

У: Ребята, давайте поработаем у доски. Обратимся к упр.13. К доске пойдет,…, остальные у себя в рабочих листах. Возьмем только 2 последних словосочетания.

Решение:

ПлАчу-плачУ:

Я плАчу сегодня из-за того, что получила в школе двойку.

Я плачУ каждый месяц за счета.

СтОю-стоЮ:

Я стоЮ на перекрестке, жду зеленый цвет светофора.

Сколько стОит это украшение?

Вид омонимии: ОМОГРАФЫ.

Тексты на слайде №8.

Заранее раздать листы с текстом.(Приложение 2)

15 мин

Включение новых знаний в систему знаний:

У: А вы знаете, что в первой половине 19 века части речи в русском языке выделяли строго по набору морфологических признаков. Затем появился такой учёный, как Лев Владимирович Щерба(1880-1944), а вслед за ним Виктор Владимирович Виноградов(1895-1969). Они заявили, что части речи – это лексико-грамматический класс, а поэтому надо учитывать такие значения в контексте. Идея понравилась, но, как всегда, начались споры. Нам, современным учителям и школьникам, важно другое: наступила светлая эра ЕГЭ, и тема морфологической омонимии стала предметом заданий 13.

Поэтому давайте обратимся к одному из заданий, который есть у вас в маршрутном листе.

Задание № 13 ЕГЭ.

Найдите строку, где все слова пишутся слитно.

  1. (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета, (ПО)МЕРЕ таяния снегов, появляются на горах все новые и новые лужайки зеленой травы.
  2. Многому надо было научиться, ЧТО(БЫ) и здесь чувствовать себя в полёте ТАК(ЖЕ) уверенно, как в небе Крыма.
  3. Валька спешил (НА)ВСТРЕЧУ со своими дружками, ЧТО(БЫ) идти на день рождения к Димке Сомову. 
  4. Причёсанный с обычной тщательностью - волосок к волоску, как всегда, замкнутый, державший всякого (НА)РАССТОЯНИИ некоторой своей официальностью, Александр Леонтьевич почти не изменился (В)ПОРУ войны.
  5. Всю зиму петляли (ВО)КРУГ дома кошачьи следы. Большая кошка не попадалась на глаза, маленькую (ИЗ)РЕДКА встречали.

Решение:

5.        Всю зиму петляли ВОКРУГ(наречие) дома кошачьи следы. Большая кошка не попадалась на глаза, маленькую ИЗРЕДКА(наречие) встречали.

Портреты ученых на слайде №9.

Разбор задания в слух.

5 мин

Резервное задание:

Тест по теме "Омонимия слов разных частей речи"

 

1. При образовании от значимых слов предлоги застывают в определённой форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е, производные от имён существительных.

А) В течен.. реки, в продолжен., повести, в заключен., не был.

Б) В течен.. часа, в продолжен.. суток, в заключен.. выступления.

2. Союзы тоже и также пишутся слитно, их можно заменить синонимом — союзом и. Определите написание слов-омонимов, переставляя или отбрасывая частицу же от местоимения то и наречия так.

1. На ней то(же) платье, что и вчера.

2. Так(же), как и много лет назад...

3. Друзья то(же) приехали.

4. Луна скрылась. Звёзды так(же) пропали.

А) Слитное написание союза.

Б) Раздельное написание слов с частицей же.

3. Союз чтобы пишется слитно, в отличие от частицы бы при местоимении что. В каком примере он употреблён?

А) Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.

Б) Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.

4. Раскройте скобки, определяя слитное или раздельное написание слова.

1. На то и щука в море, что(бы) карась не дремал.

2. Что(б) других учить, надо свой разум наточить.

3. Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

А) Слитное написание союза.

Б) Раздельное написание частицы бы и местоимения что.

5. Проанализируйте написание производных предлогов.

1. (На)счёт, (в)место, (на)подобие.

2. (В)целях, (по)причине, (в)продолжение.

А. Слитное написание. Б. Раздельное написание.

 

Решение:

1.Б

2.1,2 –Б; 3,4- А.

3.Б

4.1,2,3-А

5.1-А;2-Б

Приложение 3.

Обобщение материала:

У: Ребята, вы очень хорошо сегодня поработали. Давайте закрепим то, что с вами сегодня повторили. Пробегитесь еще раз глазами по нашему маршрутному.

Д: Повторяют материал.

У: Что такое омонимы?

Д: Омонимы- это слова, совпадающие в звучании и написании, но имеющие разное лексическое значение.

У: Давайте впишем определение в наш лист.

Д: Вписывают.

У: Какие типы омонимов различают?

Д: Омографы, омофоны, омоформы.

У:Дайте определение омографам.

Д: Омографы- это слова, совпадающие в написании, но различающиеся ударением.

У: Правильно!

Д: Вписывают

У: Омофоны- это..?

Д: Омофоны- это слова, разные по написанию, но одинаковые по произношению.

У: Молодцы!

Д: Вписывают

У: А омоформы- это что?

Д: Омоформы- это слова, совпадающие по звучанию и написанию в какой-либо одной  или нескольких грамматических формах.

У: Отлично, верно!

2 мин

Рефлексия:

У: Ребята, в качестве рефлексии заполните, пожалуйста, таблицу, которая есть у вас на столах. Перед уходом сдайте этот листок мне, пожалуйста.

Д: Заполняют

Приложение №3.

2 мин

Домашнее задание:

У: Найти стихотворение В.Брюсова «Ты белых лебедей кормила», выписать из него слова-омонимы, определить часть речи.

Большое спасибо вам за работу! До скорых встреч.

Слайд №10.

1 мин

Приложение 1.

ФИО:_______________________________________________________________________

Девятнадцатое сентября

Классная работа

Тема урока:___________________________________________________________________

Омофоны- это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упр. 13

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 13 ЕГЭ.

Найдите строку, где все слова пишутся слитно.

1.        (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета, (ПО)МЕРЕ таяния снегов, появляются на горах все новые и новые лужайки зеленой травы.

2.        Многому надо было научиться, ЧТО(БЫ) и здесь чувствовать себя в полёте ТАК(ЖЕ) уверенно, как в небе Крыма.

3.        Валька спешил (НА)ВСТРЕЧУ со своими дружками, ЧТО(БЫ) идти на день рождения к Димке Сомову.

4.        Причёсанный с обычной тщательностью - волосок к волоску, как всегда, замкнутый, державший всякого (НА)РАССТОЯНИИ некоторой своей официальностью, Александр Леонтьевич почти не изменился (В)ПОРУ войны.

5.        Всю зиму петляли (ВО)КРУГ дома кошачьи следы. Большая кошка не попадалась на глаза, маленькую (ИЗ)РЕДКА встречали.

Приложение 2.

1 группа:

Найдите омофоны, объясните их написание.

1)Ел хлеб с ухой. – Ел хлеб сухой. 2)Не под дождем – Постоим да подождем. 3)Илья тобою очарован. – Иль я тобою очарован? 4)Лет до ста расти нам без старости. 5)Не дай мне бог сойти с ума, нет, легче посох и сума. 6)Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. 7)Злато, злато! Сколько от тебя зла-то!

2 группа:

Найдите омографы, объясните их значение.

1) Чай пили в саду. – Пили скорей дрова.

2) Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам!

Взбей яичные белки, И печенье испеки.

3) Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они.

В ведерко руку окуни, Не бойся: это окуни.

4) Плывут по озеру пироги – На остров нет другой дороги.

Любишь кушать пироги – Печь их маме помоги.

5) В дом войти никто не мог: На двери висел замок.

Я песок руками рою, королевский замок строю.

Приложение 3.

Тест по теме "Омонимия слов разных частей речи"

1. При образовании от значимых слов предлоги застывают в определённой форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е, производные от имён существительных.

А) В течен.. реки, в продолжен., повести, в заключен., не был.

Б) В течен.. часа, в продолжен.. суток, в заключен.. выступления.

2. Союзы тоже и также пишутся слитно, их можно заменить синонимом — союзом и. Определите написание слов-омонимов, переставляя или отбрасывая частицу же от местоимения то и наречия так.

1. На ней то(же) платье, что и вчера.

2. Так(же), как и много лет назад...

3. Друзья то(же) приехали.

4. Луна скрылась. Звёзды так(же) пропали.

А) Слитное написание союза.

Б) Раздельное написание слов с частицей же.

3. Союз чтобы пишется слитно, в отличие от частицы бы при местоимении что. В каком примере он употреблён?

А) Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.

Б) Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.

4. Раскройте скобки, определяя слитное или раздельное написание слова.

1. На то и щука в море, что(бы) карась не дремал.

2. Что(б) других учить, надо свой разум наточить.

3. Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

А) Слитное написание союза.

Б) Раздельное написание частицы бы и местоимения что.

5. Проанализируйте написание производных предлогов.

1. (На)счёт, (в)место, (на)подобие.

2. (В)целях, (по)причине, (в)продолжение.

А. Слитное написание. Б. Раздельное написание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов.

Урок с презентацией для 5 класса на тему: Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов....

Презентация к уроку на тему "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов.

Презентация к уроку на тему "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов....

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Омонимы и их употребление"

Цель урока: повторение и углубление знаний об омонимии...

Разработка урока "Синонимы, омонимы, антонимы и паронимы. Их употребление"

Синонимы, омонимы, антонимы и паронимы. Их употребление....

Презентация к уроку русского языка в 10 классе по теме: "Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление"

Данная презентация может быть использована на уроке русского языка в 10 классе при подготвке занятия по теме: "Омонимы. Паронимы. Синонимы. Их употребление" и при повторении заданий ЕГЭ 4,5,...

Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Их употребление. Подготовка к тестированию в формате ЕГЭ. 10 класс

Презентация для подготовки к ЕГЭ (задание 5) и тестовые задания в формате ЕГЭ для закрепления материала....