Конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Омонимы и их употребление"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Цель урока: повторение и углубление знаний об омонимии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_dlya_10a.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Класс: 10а
Тема урока: «Омонимы и их употребление»
Цель урока: повторение и углубление знаний об омонимии
Задачи урока:
Обучающая:
- закрепить определение понятия "омонимы";
- различать омонимы и их виды.
Развивающая:
- развивать мышление и речь учащихся;
- активизировать внимание школьников к семантической стороне языкового факта.
Воспитывающая:
- воспитывать внимание к значению слова;
- обогащать словарный запас учащихся;
- воспитывать интерес к урокам русского языка посредством изучения лексического богатства языка.
Тип урока: урок-обобщение
Вид урока: комбинированный
Оборудование: доска, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Оргмомент | Приветствует учащихся, создает настрой на урок | Приветствуют учителя, настраиваются на восприятие информации и работу на уроке |
Объяснение теоретического материала | Задает ученикам вопрос: «Знакомы ли они с явлением омонимии? Что это такое?» Корректирует их ответы при необходимости. Запускает презентацию. Рассказывает теоретический материал по смежным явлениям (омофоны, омоформы, омографы), называет причины возникновения омонимов в языке. | Отвечают на вопросы учителя. Записывают необходимый материал в тетради, задают вопросы, если что-то непонятно. |
Первичное закрепление | На слайде презентации представляет ученикам задание (выполняется устно) на закрепление только что изученного материала. (см. приложение 1) | Устно выполняют задание (отвечают по одному). |
Продолжение изучения теоретического материала | Выдает ученикам заранее подготовленный раздаточный материал. Объясняет ученикам теорию по морфологической омонимии, задает вопросы. Объяснение сопровождается презентацией для наглядности. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Задают свои вопросы, если что-то непонятно. |
Закрепление материала | На слайде выводит задание формата ЕГЭ на закрепление изученной теории, которое выполняет вместе с учениками (см. приложение 2). Далее дает небольшую самостоятельную работу для контроля усвоенного материала (см. приложение 3). | Устно выполняют задание. Пишут самостоятельную работу. |
Подведение итогов урока, домашнее задание | Предлагает ученикам обобщить материал, изученный на уроке. Домашнее задание: из стихотворения В. Брюсова «На пруду» («Ты белых лебедей кормила…») выписать слова-омонимы, определить их части речи и разновидности (см. приложение 4). | Обобщают материал, изученный на уроке. Записывают домашнее задание. |
Приложение 1.
Примерять платье – примирять друзей, атлас (географический) – атлас (материал), пушкинский стих – ветер стих, полы (у одежды) – полы, сидеть дома – седеть от горя, в форточке нет стекла – вода еще не стекла, орган (тела) – орган (музыкальный инструмент), род – рот, три товарища – три морковь.
Приложение 2.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. На Земле ещё до появления человека (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили события, менявшие нашу планету: поднимавшиеся из морских вод горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин.
2. Во многих странах зоны отдыха расширяются (ЗА)СЧЁТ обширных территорий бывших карьеров: (НА)ПРИМЕР, в Греции планируется освоение нескольких карьеров, где будут расположены спортивные площадки, аттракционы и пляжи.
3. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгих часов Андрей Рублёв оставался в храме (НА)ЕДИНЕ со своим учителем Феофаном Греком, который открывал иконописцу тайны живописи.
4. Своеобразная композиция текста определяется вариативными повторами, когда тезис (С)НАЧАЛА формулируется, а (ЗА)ТЕМ многократно повторяется.
5. Отблистали молнии, и полчища туч унеслись КУДА(ТО) (В)ДАЛЬ.
Приложение 3.
Задание 1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Драматическое произведение нужно строить так, ЧТО(БЫ) смысл его возвышался над ним (НА)ПОДОБИЕ шпиля.
2. (НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место в творчестве Репина занимает историческая живопись, к которой он периодически возвращается (В)ТЕЧЕНИЕ всей своей жизни.
3. Блок ПРЕДПОЧЁЛ (БЫ), ЧТО(БЫ) «молчаливая, ушедшая в себя душа» поэта, для которой весь мир — «балаган», так и осталась погружённой в туманные грёзы.
4. (И)ТАК, баллада Пушкина исторически достоверна, (ТО)ЕСТЬ по сравнению с балладами Жуковского она более приближена к реальности.
5.(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
Ответ:__________________________________.
Задание 2. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.
2. По некоторым мелочам, ПО(ТОМУ), например, как оба они (В) МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.
3. Выражение лица у неё было такое, словно она готова (ТОТ)ЧАС заплакать, (НЕ)СМОТРЯ на то что новости были очень хорошие.
4. (В)СКОРЕ Степан привезёт почту, а ТАК(ЖЕ) продукты.
Ответ____________________
Задание 3. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд многое решал.
2. Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
3. Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
4. (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.
5. (НА)ПРОТЯЖЕНИИ многих веков из леса (В)ВИДЕ брёвен вывозятся лишь стволы деревьев, а пни остаются в земле.
Ответ: ___________________________
Приложение 4
В. Брюсов «На пруду»
Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос...
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно-кос.
По небу полосы синели,
Вечеровой багрец кроя;
В цветах черемух и синели
Скрывались водные края.
Все формы были строго-четки,
Миг ранил сердце сотней жал...
Я, как аскет сжимает четки,
В руке весло невольно жал.
Вдруг лебедей метнулась пара...
Не знаю, чья была вина...
Закат замлел за дымкой пара,
Алея, как поток вина.
Была то правда ли, мечта ли, -
Уста двоих слились в одно.
Две лодки, как и мы, мечтали,
Как будто вонзены во дно.
Я свято помню эту встречу:
Пруд, берег, неба яркий плат...
Миг тот же если вновь я встречу, -
И жизнь ничтожная из плат!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка по теме:«Правописание имен собственных и употребление их в предложениях».
Конспект урока русского языка по теме: «Правописание имен собственных и употребление их в предложениях». Данный урок с использованием нестандартных приёмов работы можно также использовать в пери...
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...