Конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Омонимы и их употребление"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Татьяна Игоревна Андреева

Цель урока: повторение и углубление знаний об омонимии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_dlya_10a.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Класс: 10а

Тема урока: «Омонимы и их употребление»

Цель урока: повторение и углубление знаний об омонимии

Задачи урока:

Обучающая:

  • закрепить определение понятия "омонимы";
  • различать омонимы и их виды.

Развивающая:

  • развивать мышление и речь учащихся;
  • активизировать внимание школьников к семантической стороне языкового факта.

Воспитывающая:

  • воспитывать внимание к значению слова;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитывать интерес к урокам русского языка посредством изучения лексического богатства языка.

Тип урока: урок-обобщение

Вид урока: комбинированный

Оборудование: доска, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оргмомент

Приветствует учащихся, создает настрой на урок

Приветствуют учителя, настраиваются на восприятие информации и работу на уроке

Объяснение теоретического материала

Задает ученикам вопрос: «Знакомы ли они с явлением омонимии? Что это такое?» Корректирует их ответы при необходимости. Запускает презентацию. Рассказывает теоретический материал по смежным явлениям (омофоны, омоформы, омографы), называет причины возникновения омонимов в языке.

Отвечают на вопросы учителя. Записывают необходимый материал в тетради, задают вопросы, если что-то непонятно.

Первичное закрепление

На слайде презентации представляет ученикам задание (выполняется устно) на закрепление только что изученного материала. (см. приложение 1)

Устно выполняют задание (отвечают по одному).

Продолжение изучения теоретического материала

Выдает ученикам заранее подготовленный раздаточный материал. Объясняет ученикам теорию по морфологической омонимии, задает вопросы. Объяснение сопровождается презентацией для наглядности.

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Задают свои вопросы, если что-то непонятно.

Закрепление материала

На слайде выводит задание формата ЕГЭ на закрепление изученной теории, которое выполняет вместе с учениками (см. приложение 2).

Далее дает небольшую самостоятельную работу для контроля усвоенного материала (см. приложение 3).

Устно выполняют задание.

Пишут самостоятельную работу.

Подведение итогов урока, домашнее задание

Предлагает ученикам обобщить материал, изученный на уроке.

Домашнее задание: из стихотворения В. Брюсова «На пруду» («Ты белых лебедей кормила…») выписать слова-омонимы, определить их части речи и разновидности (см. приложение 4).

Обобщают материал, изученный на уроке. Записывают домашнее задание.

Приложение 1.

Примерять платье – примирять друзей, атлас (географический) – атлас (материал), пушкинский стих – ветер стих, полы (у одежды) – полы, сидеть дома – седеть от горя, в форточке нет стекла – вода еще не стекла, орган (тела) – орган (музыкальный инструмент), род – рот, три товарища – три морковь.

Приложение 2.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. На Земле ещё до появления человека (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили события, менявшие нашу планету: поднимавшиеся из морских вод горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин.

2. Во многих странах зоны отдыха расширяются (ЗА)СЧЁТ обширных территорий бывших карьеров: (НА)ПРИМЕР, в Греции планируется освоение нескольких карьеров, где будут расположены спортивные площадки, аттракционы и пляжи.

3. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгих часов Андрей Рублёв оставался в храме (НА)ЕДИНЕ со своим учителем Феофаном Греком, который открывал иконописцу тайны живописи.

4. Своеобразная композиция текста определяется вариативными повторами, когда тезис (С)НАЧАЛА формулируется, а (ЗА)ТЕМ многократно повторяется.

5. Отблистали молнии, и полчища туч унеслись КУДА(ТО) (В)ДАЛЬ.

Приложение 3.

Задание 1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1.  Драматическое произведение нужно строить так, ЧТО(БЫ) смысл его возвышался над ним (НА)ПОДОБИЕ шпиля.

2. (НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место в творчестве Репина занимает историческая живопись, к которой он периодически возвращается (В)ТЕЧЕНИЕ всей своей жизни.

3. Блок ПРЕДПОЧЁЛ (БЫ), ЧТО(БЫ) «молчаливая, ушедшая в себя душа» поэта, для которой весь мир — «балаган», так и осталась погружённой в туманные грёзы.

4. (И)ТАК, баллада Пушкина исторически достоверна, (ТО)ЕСТЬ по сравнению с балладами Жуковского она более приближена к реальности.

5.(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

Ответ:__________________________________.

Задание 2.  Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.

2. По некоторым мелочам, ПО(ТОМУ), например, как оба они (В) МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.

3. Выражение лица у неё было такое, словно она готова (ТОТ)ЧАС заплакать, (НЕ)СМОТРЯ на то что новости были очень хорошие.

4. (В)СКОРЕ Степан привезёт почту, а ТАК(ЖЕ) продукты.

Ответ____________________

Задание 3. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд многое решал.

2. Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

3. Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

4. (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.

5. (НА)ПРОТЯЖЕНИИ многих веков из леса (В)ВИДЕ брёвен вывозятся лишь стволы деревьев, а пни остаются в земле.

Ответ: ___________________________

Приложение 4

В. Брюсов «На пруду»

Ты белых лебедей кормила,

Откинув тяжесть черных кос...

Я рядом плыл; сошлись кормила;

Закатный луч был странно-кос.

По небу полосы синели,

Вечеровой багрец кроя;

В цветах черемух и синели

Скрывались водные края.

Все формы были строго-четки,

Миг ранил сердце сотней жал...

Я, как аскет сжимает четки,

В руке весло невольно жал.

Вдруг лебедей метнулась пара...

Не знаю, чья была вина...

Закат замлел за дымкой пара,

Алея, как поток вина.

Была то правда ли, мечта ли, -

Уста двоих слились в одно.

Две лодки, как и мы, мечтали,

Как будто вонзены во дно.

Я свято помню эту встречу:

Пруд, берег, неба яркий плат...

Миг тот же если вновь я встречу, -

И жизнь ничтожная из плат!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка по теме:«Правописание имен собственных и употребление их в предложениях».

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание имен собственных и употребление их в предложениях». Данный урок с использованием нестандартных приёмов работы можно также использовать  в пери...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...