Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Туратпаева Жанар Лагукасовна

Тема урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

Цель урока:

создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску и закреплению знаний об орфоэпических нормах.

Планируемые результаты:

Предметные:

-усвоение понятий орфоэпия и орфоэпической нормы;

-формирование навыков правильной речи (нормы ударения и произношения);

-развитие общеучебных умений:

- применение изучаемых орфоэпических правил;

-обогащение словарного запаса учащихся.

Личностные:

- уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные:

- умение  самостоятельно получать знания по теме урока и формирование навыка самостоятельной поисковой работы с учебной литературой.

-развитие внимания к собственной устной речи и речи собеседника;

- развитие мыслительных операций (анализ и синтез), памяти и внимания, логического мышления, речевых способностей и личностных качеств (ответственность и самостоятельность), коммуникативные навыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_5_klasse_russkaya_orfoepiya_.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

Тема урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

Цель урока:

создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску и закреплению знаний об орфоэпических нормах.

Планируемые результаты:

Предметные:

-усвоение понятий орфоэпия и орфоэпической нормы;

-формирование навыков правильной речи (нормы ударения и произношения);

-развитие общеучебных умений:

- применение изучаемых орфоэпических правил;

-обогащение словарного запаса учащихся.

Личностные:

- уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные:

- умение  самостоятельно получать знания по теме урока и формирование навыка самостоятельной поисковой работы с учебной литературой.

-развитие внимания к собственной устной речи и речи собеседника;

- развитие мыслительных операций (анализ и синтез), памяти и внимания, логического мышления, речевых способностей и личностных качеств (ответственность и самостоятельность), коммуникативные навыки;

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Оборудование:

-презентация

Ход урока.

  1. Мотивация.

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам все постигать.

-  Прочитай девиз нашего урока.

- Как ты думаешь, какое главное слово в этом изречении? (Сам)

- А можно ли заставить кого-то учиться? (Нет, он сам должен этого захотеть)

- Я уверена, что у тебя есть желание узнавать что-то новое.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Проверка домашнего задания. Тест.

Этап выявления места и причины затруднений. Постановка учебной задачи.

Прочитай слово соответственно рисунку.  Скажи, а значение слов одинаковое или разное. Меняется ли ударение в словах и как ?

Итак, почему  к одному слову два разных рисунка? Сделаем вывод.

В каждом слове скрыто два, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги)

-Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение.

Как ты думаешь , о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Тема урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения)

        - Скажите, опираясь на тему, что мы должны сделать на уроке (цель урока). Используй опорные слова:

Мы должны

       1) узнать, что такое …( орфоэпия)

2) познакомиться с … ( орфоэпическими нормами произношения)

3) учиться … (правильно ставить ударение в словах).

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Сегодня мы познакомимся с разделом науки о языке, который связан с произношением — орфоэпией.

Как  ты думаешь , что изучает орфоэпия?

Орфоэпия — это раздел науки о языке, который изучает нормы литературного произношения слов и ударения в словах. Запись в тетрадь.

Орфоэпия учит нас грамотно  произносить слова в устной речи, соблюдая орфоэпические нормы

Прочитай на стр. 88 теоретические сведения и выпиши из текста , что означает  понятие « орфоэпические нормы».Прочитай, что ты выписала

-Какие бывают орфоэпические нормы? На этот вопрос мы постараемся ответить на уроке.

Орфоэпические нормы, можно разделить на 3 вида:

  • нормы произношения гласных и согласных звуков;

нормы ударений.

  • нормы произношения заимствованных слов

Данную информацию мы зафиксируем в виде кластера( схемы)

  1. Физминутка. Немного отдохнём.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так ─

Не обидятся никак.

(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Рассмотрим нормы произношения  согласных звуков

Прочитаем Лингвистические заметки

Сохранилось ли произношение шн в современном русском языке.( лишь в немногих случаях)

Выполним упр. 95

-Как нужно произносить сочетание чн в слове скучный

 -Прочитай Говорите правильно

Скажи, где мы можем проверить норму произношения слов?

В каком словаре?

В орфоэпическом словаре закреплены принятые нормы произношения и ударения, и очень важно уметь с ним работать. Вот какие пометки мы можем в нем встретить прочитаем в теоретических сведениях  на стр.90

Использую данную информацию выполни упр. 96

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Спиши   слова, расставь  ударение.

Банты, свекла, торты, центнер, шарфы, договор, квартал, маляр, столяр, цемент, цепочка, шофер.

Проверь  свои записи по учебнику стр. 92 раздел «Говорите правильно»

  1.  Включение в систему знаний и повторение.

Мини-тест

Найдите ошибку: Алфавит, торты, досуг, звонит.

Найдите “лишнее” слово: Что, скворечник, скучный, гречневый.

-Что изучает орфоэпия?

-Какие бывают орфоэпические нормы?

- Для чего нужно изучать орфоэпические нормы ?

  1. Рефлексия.

«Закончи предложения»:

- Сегодня я узнала…

- Я поняла, что…

- Я научилась…

- Было трудно…

12. Домашнее задание.

На «5», на «4» одно задание

1. Упражнение 101

2. Составить орфоэпический диктант (15 слов)

инструме́нт
Предъявите документ —
Мы дадим вам... (инструмент).

звоня́т
Он звонит, они звонят.
Очень встретиться хотят.

Алфавит, квартал, красивее, документ, досуг,инструмент,звонят.

В стихотворном фельетоне В. Масса и М. Червинского "Между прочим" есть такие строки о человеке, не желавшем придерживаться правил литературной речи:

Говорил он, между прочим,
"КрасивЕе", "Мы так хочим"
"ДОсуг, шОфер, прОцент, зАем,
КвАртал, пОртфель, билитень"
"ПОверх плана выполняем"
"Агент звОнит цельный день".

 Я конечно же люблю сладкое. Ты нарочно это делаешь?

Ход урока:

1. Организационный момент. (2 мин.)

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Стихотворение В.ГРОМОВА.«Шутка»

- Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог-

Как говорить вернее: творог?!

А может, правильней – творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….

А как спросить: «Почем творог?

А может, правильнее - творог?»

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же все-таки - творог,

А может, правильнее – творог?!»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило … творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

Она распродата уже!»

- А в вашей жизни бывали подобные ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова? Как вы выходили из них? А может вы вообще не обращаете внимание на произношение или вам режет слух неправильная речь?

3. Восприятие учащимися учебного материала. (8 мин.)

- Так как же правильно: «творог» или «творог»?

Подбери пару. Ученику предлагается лист, разделенный на две части. В одной из них — вопросы по теме, в другой части листа — ответы. Задача: подобрать правильный ответ для каждого вопроса.

Этот опрос можно проводить и используя ИКТ.

- Между тем многие из нас, не говоря уже о людях известных, политиках например, совершенно не умеют говорить. Публичное выступление превращается в кошмар для слушателя. А ведь все мы хотим быть услышанными и понятыми. Поэтому владение литературным языком является признаком культурного человека, способного к общению в разных сферах деятельности. Расставьте ударения в словах.

- В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований и, тем не менее, произносим их правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков.

Но это не значит, что мы не допускаем ошибок.

Поэтому надо знать нормы произношения.

- Что такое «НОРМА» в языке? 
Норма - это образец общепризнанного употребления элементов языка

- Какой раздел науки о языке изучает нормы произношения в языке? (Орфоэпия)

- Что такое орфоэпия?

Орфоэпия – это (от греч. orthos — прямой, правильный + epos — речь) -раздел языкознания, который изучает нормативное литературное произношение

- Орфоэпические нормы подразумевают под собой: 

- нормы произношения гласных звуков,

- нормы произношения согласных звуков,

- нормы произношения заимствованных слов

Открытие нового знания

Беседа с демонстрацией орфоэпических словарей .

За последние десятилетия вместе с работой по упорядочению правописания проведена большая работа по упорядочению произношения. Сводка важнейших правил литературного произношения приложена к "Толковому словарю русского языка" Д. Н. Ушакова, а в самом словаре даются необходимые указания ко многим словам. Такие же указания находим в "Словаре русского языка", составленном С. И. Ожеговым. В 1951 г. была издана брошюра-словарь "В помощь диктору" под редакцией К. И. Былинского с указанием ударений в словах с неустойчивым произношением. На ее основе был создан "Словарь ударений для работников радио и телевидения" (1960, 6-е изд. М., 1985; около 75000 слов).

В 1955 г. был издан словарь-справочник "Русское литературное произношение и ударение" под редакцией Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова, содержавший около 50000 слов (2-е изд. М., 1959; около 52000 слов). В 1983 г. вышел в свет "Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы" (авторы С. Н. Борунова и др., под ред. Р. И. Аванесова; 2-е изд. М., 1985). В словаре содержится около 63500 слов, разработаны системы нормативных указаний, введены запретительные пометы. Небольшой "Словарь произношения, ударения и формообразования" имеется в книге Л. И. Скворцова "Правильно ли мы говорим по-русски?" (см. § 48). В нем дается нормативное ударение и произношение, отмечаются допустимые произносительные варианты, приводятся запретительные пометы.

В 1997 г. был издан "Словарь ударений русского языка" /Ф. Л. Агеенко, М. В. Зарва, а также "Словарь трудностей русского произношения" /М. Л. Каленчук, Р. Ф. Касаткина. В словаре даны варианты с пометами: допустимо, допустимо разговорное, допустимо устаревающЕс.

.1. Составление алгоритма работы со словарём

2 Проверка работы по карточкам по словарю.

4.Физминутка. (2 мин.)

5. Первичная проверка понимания усвоенного. (22 мин.)

Прочитайте слова, выделяя голосом ударение

ФенОмен, знАмение, досУг, ходАтайство, обеспЕчение, украИнский, донЕльзя, задОлго, дремОта, одновреЕенно, квартАл

- Возникают трудности и в постановке ударения?

Проходило исследование в одной из российских школ, были опрошены 100 обучающихся 9-11 классов. Им были предложены слова, в которых нужно было поставить ударение. По результатам ни в одном из слов не было правильно поставлено ударение всеми участниками опроса.

Можно сделать вывод, что правильное произношение слов является актуальной проблемой современного русского языка.


Карточка №1

  • А что это мне никто не звонИт? Сейчас же выйди из Сети.
  • У вас нет недвИжимости? Ну и радуйтесь, меньше хлопот.
  • Мои намЕрения не изменились.
  • А где у вас мусоропровОд?

Карточка №2.

  • ДоговОр с вами заключАт в конце следующей недели.
  • Выбери товар по каталОгу.
  • Розничные цены зависят от оптОвых.
  • Когда же наконец включАт свет?

Карточка №3.

  • Я в этой афЕре участвовать не буду!
  • Он получает хорошие дивиденДы.
  • УстАвный капитал предприятия превышает миллион рублей.
  • Здесь необходимо экспЕртное заключение

Карточка №4.

  • Кусочек тОрта остался на протИвне.
  • БАрмен приготовил вкусный коктейль.
  • Меня принУдили к этому.
  • Сотрудника решили премировАть- и премировАли.

Каротчка №5.

  • Хочешь жизнь себе облегчИть? Ищи новую работу.
  • Ваше ходАтайство отклонено.
  • ОбеспЕчение безопасности на дорогах- основная задача ГАИ.
  • Они балУют своих детей, а потом мы удивляемся, что дети получаются избалОванными.

3.В 11 классе вы будете сдавать ЕГЭ по русскому языку, в экзаменационной работе есть задание, проверяющее ваше знание акцентологических норм. 

Выглядит оно так:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово

начАвший

донЕльзя

откупОрил

красИвее

знАчимый

- Вы поняли, что материал темы, которую мы изучили сегодня, пригодится при подготовке к ЕГЭ


Задание. Орфоэпические нормы 

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

укрАла

клАла

звонИт

прИняли

сливОвый (сок)

2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

квартАл

мЕстностей

ободрИть

принУдить

нОвостей

3. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

ловкА (какова?)

защЕмит

бАнты

создАв

красИвее

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

убыстрИть

позвонИм

опОшлить

вручИт

вклЮчит

5. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

гУсеница

прожИвший

предпрИняв

нет кремнЯ

безУдержный

6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

отдалА

оптОвый

недУг

дОсуг

поделЁнный

7. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

вероисповедАние

оптОвый

заперлА

красИвее

прожОрлива

6.Итоги урока. (2 мин.)

7.Рефлексия(2 мин.)

Закончите фразу:

-Сегодня на уроке Я….

-Узнал, открыл для себя…

-В каких жизненных ситуациях вам пригодится тема урока ?

8.Домашнее задание .(2 мин.) повторить теоретический материал , выполнить задание на карточках.

Тест по теме «Орфоэпические нормы»

1. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный?

1)тембр 2) морфема 3) шинель 4) крем

2. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?

1) ателье 2) кофе 3) коттедж 4) свитер

3.В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают твердые согласные?

1) макраме, шоссе, теннис 3) модернизация, шинель, кашне

2) кафе, кофе, гротеск 4) интеграция, дефис, деликатесы

4. В каком ряду слов буквы чн обозначают звуки шн ?

1) дачный, скворечник 3) яичница, вечный

2) конечно, съемочный 4) скучный, конечно

5.В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительной роли?

1) ирис – ирис 2) атлас – атлас 3) искра –искры 4) клубы – клубы

6. В каком слове ударение падает на третий слог ?

1) намерение 2) начата 3) медикаменты 4) зимовщик

7. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?

1)цемент, брала, эксперт 3) дефис, оптовый, созыв

2) статуя, свекла, поняли 4) тортов, фетиш, звонит

8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Эксперт; 2) кухОнный; 3) ходатАйство; 4) закУпорить.

9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) ЗанялА; 2) нАчала; 3) дОбела; 4) Умерла.

10. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) БухгАлтеров; 2) катАлог; 3) исчерпАть; 4) клалА

Карточка №1

  • А что это мне никто не звонит? Сейчас же выйди из Сети.
  • У вас нет недвижимости? Ну и радуйтесь, меньше хлопот.
  • Мои намерения не изменились.
  • А где у вас мусоропровод?

Карточка №2.

  • Договор с вами заключат в конце следующей недели.
  • Выбери товар по каталогу.
  • Розничные цены зависят от оптовых.
  • Когда же наконец включат свет?

Карточка №3.

  • Я в этой афере участвовать не буду!
  • Он получает хорошие дивиденды.
  • Уставный капитал предприятия превышает миллион рублей.
  • Здесь необходимо экспертное заключение

Карточка №4.

  • Кусочек торта остался на противне.
  • Бармен приготовил вкусный коктейль.
  • Меня принудили к этому.
  • Сотрудника решили премировать- и премировали.

Каротчка №5.

  • Хочешь жизнь себе облегчить? Ищи новую работу.
  • Ваше ходатайство отклонено.
  • Обеспечение безопасности на дорогах- основная задача ГАИ.
  • Они балуют своих детей, а потом мы удивляемся, что дети получаются избалованными.

Орфоэпический словарик

агЕнт

алфавИт

апострОф

арЕст

асимметрИя

баловАть(ся) бАрмен

бесОвщина

блАговест

вАловые

валОм вАлит

вероисповЕдание

верховЕнство вЕчеря

гЕнезис

граждАнство

гротЕсковый

дефИс

диоптрИя

диспансЕр

дОгмат

дрЕвко

духовнИк

жалюзИ

жерлО

завИдно

знАмениЕ

изЫск

Иконопись

иконопИсец

исчЕрпать

каталОг

кладовАя

коклЮш

кремЕнь

кУхонный

мАркетинг

мастерскИ

мЕльком

многочасовЫе мусоропровОд намЕрение

нЕнецкий

непроторЁнный

несказАнно

нефтепровОд

новорождЁнный

обеспЕчение обесцЕнить

облегчИть

односостАвное

оптОвый

освЕдомиться

Отзыв (на рукопись)

отзЫв (депутата)

откУпорить

отчАсти

пАмятуя

пИхта

повторЁнный

предвосхИтить

принУдить

разгосударствлЕние

санитарИя

свЁкла

слИвовый (джем)

скрОенный

созЫв

сосредоточЕние

срЕдства

столЯр

торгИ

танцОвщица

травянИстый

углубИть

украИнский умЕньшить

упрОчение

устАвный

факсИмиле

феЕрия

фенОмен (явление)

фетИш

хвОя

хлОпковое

ходАтайство христианИн

ценовАя

шассИ

щавЕль

экспЕрт

языковАя (норма)

языкОвая (колбаса)

Тема урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

Цель урока:

создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску и закреплению знаний об орфоэпических нормах.

Планируемые результаты:

Предметные:

-усвоение понятий орфоэпия и орфоэпической нормы;

-формирование навыков правильной речи (нормы ударения и произношения);

-развитие общеучебных умений:

- применение изучаемых орфоэпических правил;

-обогащение словарного запаса учащихся.

Личностные:

- уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные:

- умение  самостоятельно получать знания по теме урока и формирование навыка самостоятельной поисковой работы с учебной литературой.

-развитие внимания к собственной устной речи и речи собеседника;

- развитие мыслительных операций (анализ и синтез), памяти и внимания, логического мышления, речевых способностей и личностных качеств (ответственность и самостоятельность), коммуникативные навыки;

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Оборудование:

-презентация

Ход урока.

  1. Мотивация.

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам все постигать.

-  Прочитай девиз нашего урока.

- Как ты думаешь, какое главное слово в этом изречении? (Сам)

- А можно ли заставить кого-то учиться? (Нет, он сам должен этого захотеть)

- Я уверена, что у тебя есть желание узнавать что-то новое.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Проверка д/з

Тест

1.Выбери правильный ответ:

А) Литературный язык – это образцовый язык, нормы которого обязательны для каждого говорящего по-русски.

 Б)   Литературный язык  -язык, который мы понимаем без словаря и которым пользуемся в общении.

2.Выбери правильный ответ:

А). Нормы литературного языка – это общие правила произношения и написания слов.

Б) Нормы литературного языка – это общие правила  слов

.

3.Выбери правильный ответ:

А) Чистота речи- отсутствие в ней нелитературных, просторечных, жаргонных слов, слов- паразитов.

Б) Чистота речи- общее правило, образец или пример

Проверяем

Дома ты еще должна была составить словарик слов- паразитов. Какие слова ты записала в свой словарик.

На доске написаны слова замок и гвоздики.

-Почему рисунков  больше, чем слов. ( слово может произносится по –разному)

  1. Этап выявления места и причины затруднений. Постановка учебной задачи.

Прочитай слово соответственно рисунку.  Скажи, а значение слов одинаковое или разное. Меняется ли ударение в словах и как ?

Итак, почему  к одному слову два разных рисунка? Сделаем вывод.

В каждом слове скрыто два, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги)

-Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение.

Как ты думаешь , о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Тема урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения)

        - Скажите, опираясь на тему, что мы должны сделать на уроке (цель урока). Используй опорные слова:

Мы должны

       1) узнать, что такое …( орфоэпия)

2) познакомиться с … ( орфоэпическими нормами произношения)

3) учиться … (правильно ставить ударение в словах).

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Сегодня мы познакомимся с разделом науки о языке, который связан с произношением — орфоэпией.

Как  ты думаешь , что изучает орфоэпия?

Орфоэпия — это раздел науки о языке, который изучает нормы литературного произношения слов и ударения в словах. Запись в тетрадь.

Орфоэпия учит нас грамотно  произносить слова в устной речи, соблюдая орфоэпические нормы

Прочитай на стр. 88 теоретические сведения и выпиши из текста , что означает  понятие « орфоэпические нормы».Прочитай, что ты выписала

-Какие бывают орфоэпические нормы? На этот вопрос мы постараемся ответить на уроке.

Орфоэпические нормы, можно разделить на 3 вида:

  • нормы произношения гласных и согласных звуков;

нормы ударений.

  • нормы произношения заимствованных слов

Данную информацию мы зафиксируем в виде кластера( схемы)

  1. Физминутка. Немного отдохнём.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так ─

Не обидятся никак.

(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Рассмотрим нормы произношения  согласных звуков

Прочитаем Лингвистические заметки

Сохранилось ли произношение шн в современном русском языке.( лишь в немногих случаях)

Выполним упр. 95

-Как нужно произносить сочетание чн в слове скучный

 -Прочитай Говорите правильно

Скажи, где мы можем проверить норму произношения слов?

В каком словаре?

В орфоэпическом словаре закреплены принятые нормы произношения и ударения, и очень важно уметь с ним работать. Вот какие пометки мы можем в нем встретить прочитаем в теоретических сведениях  на стр.90

Использую данную информацию выполни упр. 96

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Спиши   слова, расставь  ударение.

Банты, свекла, торты, центнер, шарфы, договор, квартал, маляр, столяр, цемент, цепочка, шофер.

Проверь  свои записи по учебнику стр. 92 раздел «Говорите правильно»

  1.  Включение в систему знаний и повторение.

Мини-тест

Найдите ошибку: Алфавит, торты, досуг, звонит.

Найдите “лишнее” слово: Что, скворечник, скучный, гречневый.

-Что изучает орфоэпия?

-Какие бывают орфоэпические нормы?

- Для чего нужно изучать орфоэпические нормы ?

  1. Рефлексия.

«Закончи предложения»:

- Сегодня я узнала…

- Я поняла, что…

- Я научилась…

- Было трудно…

12. Домашнее задание.

На «5», на «4» одно задание

1. Упражнение 101

2. Составить орфоэпический диктант (15 слов)

 

   

 Тест

1.Выбери правильный ответ:

А) Литературный язык – это образцовый язык, нормы которого обязательны для каждого говорящего по-русски.

 Б)   Литературный язык  -язык, который мы понимаем без словаря и которым пользуемся в общении.

2.Выбери правильный ответ:

А). Нормы литературного языка – это общие правила произношения и написания слов.

Б) Нормы литературного языка – это общие правила  слов

.

3.Выбери правильный ответ:

А) Чистота речи- отсутствие в ней нелитературных, просторечных, жаргонных слов, слов- паразитов.

Б) Чистота речи- общее правило, образец или пример

Мини-тест

1.Найдите ошибку: Алфавит, торты, досуг, звонит.

2.Найдите “лишнее” слово: Что, скворечник, скучный, гречневый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Орфоэпические нормы произношения. Ударение".

Разработка открытого урока по теме"Орфоэпические нормы произношения в русском литературном языке. Ударение" позволит осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказывания...

Орфоэпия. Нормы произношения.

Орфоэпия. Нормы произношения....

Урок русского языка в 10 классе "Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке"

Изучение основных норм современного литературного произношения и ударения в русском языке.          ...

«Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения» (урок русского родного языка) 5 класс.

Урок русского родного языка в 5 классе в соответствии с ФГОС...

Технологическая карта урока русского родного языка “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс.

Технологическая карта урока “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс....

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

Тема урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.Цель урока:создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску и закреплению знаний об орфоэпических нормах.Планируемые резуль...