Урок русского языка в 10 классе "Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Толстых Майя Валерьевна

 

 

Изучение основных норм современного литературного произношения и ударения в русском языке. 

 

          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_10_klasse.docx43.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 10 классе

Тема: Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

Цели и задачи:

Образовательные:

  • дать представление о предмете изучения орфоэпии;
  • ввести понятие орфоэпической нормы;
  • познакомить с особенностями русского ударения;
  • обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний;
  • систематизировать и обобщить имеющиеся знания о постановке ударения в именах прилагательных, глаголах, некоторых причастиях.

Развивающая:

  • развивать познавательные способности;
  • развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать и выявлять главное);
  • развивать умение связно и грамотно излагать свои мысли;
  • развивать внимание, память, эмоциональную сферу;
  • развивать коммуникативные качества речи.

Воспитательная:

  • формировать уважительное, бережное отношение к родному языку;
  • формировать чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;
  • воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся;

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний, постановка проблемы, сообщение темы и целей урока

- Сегодняшний урок я хотела бы начать с небольшого стихотворения

- Мой дядя  выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог-

Как говорить вернее: твОрог?!

А может, правильней – творОг?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….

А как спросить: «Почем твОрог?

А может, правильней - творОг?»

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же все-таки - творОг,

А может, правильнее – твОрог?!»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило … творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

Она распродата уже!» (В.Громов)

 - Так как же правильно: «твОрог» или «творОг»? (Слайд №1)

 Итак, Словарь Академии Российской, 1789-1794, говорит нам, что в этом слове правильно ставить ударение на последний слог: творо́г

Владимир Иванович Даль в своем в Толковом словаре живого великорусского языка (1882г.) предложил ещё один вариант произношения слова с ударением на первый слог: тво́рог

- Сегодня "Орфоэпический словарь Т.Ф.Ивановой" (2007) также закрепляет оба варианта произношения этого слова

- Получается, что нет разницы как говорить твОрог или творОг, и оба варианта правильные !

- О чём сегодня будем говорить на уроке? 

-    Итак, тема урока: Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Сегодня на уроке познакомимся не только с основными произносительными нормами в русском языке, но и с особенностями русского ударения (Сл.№2)

- Эпиграфом к уроку можно взять слова Сократа: "Заговори, чтоб я тебя увидел.."          (Слайд №3)

- Как вы понимаете эти слова?

III. Изучение нового

1. - В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований и, тем не менее, произносим их правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков.

Но это не значит, что мы не допускаем ошибок.

Поэтому надо знать нормы произношения.

- Что такое «НОРМА» в языке? 
Норма - это образец общепризнанного употребления элементов языка (Слайд№4)

- Какой раздел науки о языке изучает нормы произношения в языке? (Орфоэпия)

- Что такое орфоэпия? (Слайд №5)

Орфоэпия – это (от греч. orthos — прямой, правильный + epos — речь) - раздел языкознания, который изучает нормативное литературное произношение

- Орфоэпические нормы подразумевают под собой: (Слайд №6)

- нормы произношения гласных звуков,

- нормы произношения согласных звуков,

- нормы произношения заимствованных слов

2. – Несколько ребят подготовили сообщение о нормах произношения отдельных звуков и их сочетаний , послушаем их

Приложение 1

Нормы произношения гласных звуков(Слайд №7)

Гласные звуки отчётливо произносятся лишь под ударением.

В безударном положении звучание гласных меняется. Процесс ослабления чёткости звучания гласных в безударном положении носит название редукции.

Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», т.е. в безударном положении все гласные, кроме У, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [ и ]. Например:

лес [ э ] - л[и]сник

грязь [ a ] – в гр[и]зи

После согласных Ж и Ш буквы О, Э в первом предударном слоге реализуются звуком [ ы ], этот же звук произносится на месте буквы А в словах: ж[ы]леть лошадей, ж[ы]кет

Нормы произношения согласных звуков(Слайд №8)

Согласные звуки отчётливо произносятся перед гласными, перед согласными сонорными Л, М, Н, Р, Й, перед буквой В, перед разделительными Ъ и Ь знаками [ниЗак]

Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются, происходит ассимиляция (лат. assimilatio- уподобление) по глухости: бег [к], лодка [т],

а глухие согласные перед звонкими озвончаются происходит ассимиляция по звонкости отбавить – о[д]бавить.

Перед мягкими согласными парные твёрдые согласные смягчаются: казнь [ з н ].

Правила, отражающие современные орфоэпические нормы(Слайд №9-10)

1. Буква Г на конце слова бог произносится как [х].

2. –ОГО/-ЕГО в прилагательных мужского и среднего родов произносятся как о[в]о/ е[в]о.

3.  СЖ и ЗЖ произносятся как долгий твердый согласный [жж]: сжать – [жж]ать

4. ЗЧ и СЧ произносятся как [ щ ] (на стыке морфем): расчёт- ра[ш’ш’]ет

5. ДЧ и ТЧ произносятся как [ ч ] (на стыке морфем): отчёт- о[ч’ч’]ет

6. –ТСЯ и –ТЬСЯ произносятся как [ ца ] (в глаголах): улыбаться - улыба[ццъ]

7. ЖД произносится как [ шт ] и [ щ ] в слове дождь и производных.

8. ЧН произносится как [ ч н ] - в большинстве слов; вечный, но произносится как [ шн ] в словах ску[шн]о, коне[шн]о, наро[шн]о, праче[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а и др.

9. ЧТ произносится как [шт]: чтобы, что и т.д., но нечто [чт].

10. ГК произносится как [ х к ] – в словах лёгкий, мягкий.

11. ГЧ произносится как [ хч ] – в словах легче, мягче.

12. СТН, НТСК, СТЛ, НДСК, ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ, ЛВСТВ – содержат непроизносимую согласную: солнце [сонце]

Слова иноязычного происхождения(Слайд №11-12)

Смягчение согласных перед Е.

В соответствии с нормами произношения в русском языке перед гласным Е произносится мягкий согласный звук: текст [т´э], брюнет [н´э], термин [т´э], конкретно [р´э], терапевт [т´э], декада [д´э], академия [д´э], музей [з´э], фанера [н´э], фланель [н´э]

Но обычно в книжных словах и терминологии продолжает произноситься с твердым согласным звуком (интеграл [тэ], тенденция [тэ], артерия [тэ], фонетика [нэ], Вольтер [тэ], Шопен [пэ], бифштекс [тэ], тембр [тэ], термос [тэ]), ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], стенд [тэ], резю[мэ], шедевр [шэ]).

Двойной согласный произносится как двойной в одних словах (ва[нн]а, ка[сс]а, ма[сс]а, капе[лл]а), в других – как одиночный (аккуратно - а[к]уратно, аккомпанемент - а[к]омпанемент, аккорд - а[к]орд, ассигновать - а[с]игновать, грамм — гра[м])

- Итак, обобщим! (ещё раз по слайдам)

3. Выполнение упражнений

- Давайте попробуем на практике применить,то,что мы услышали об орфоэпических нормах

а)– Прочитайте отрывки из стихотворений в соответствии с произносительными нормами. Объясните произношение выделенных слов (3 учащихся)

               1. И скучно и грустно, и некому руку подать

                В минуту душевной невзгоды.

                Желанья!... что пользы напрасно и вечно желать?

                А годы проходят – все лучшие годы! (М.Ю.Лермонтов.)

                2. И что за диво? …издалёка,

                Подобный сотням беглецов,

                На ловлю счастья и чинов

                Заброшен к нам по воле рока… (М.Ю.Лермонтов.)

                3. В глуши, во мраке заточенья

                Тянулись тихо дни мои

                Без божества, без вдохновенья,

                Без слез, без жизни, без любви. (А.С.Пушкин.)

б) Вставьте пропущенные буквы, разделите слова на две группы (с твёрдым и мягким согласным) (Слайд №13)

Брюн..т, инт..рьер, шат..н, кларн..т, т..рмин, кокт..йль, с..рвиз, с..рвис, фан..ра, т..ннис, р..ктор, т..мп, кр..м, шин..ль, пат..нт, компьют..р, ст..нд, д..кор, басс..йн, свит..р

(Слайд №14)

Твёрдый

Мягкий

Интерьер, шатен, коктейль, сервис, теннис, темп, компьютер, стенд, декор, свитер

Брюнет, кларнет, термин, сервиз, фанера, ректор, крем, шинель, патент, бассейн (басс[э]йн)

- Проверьте и поставьте себе "+" или "-" над словом.

- Как мы увидели, выполняя предыдущее задание, существуют варианты произношения

Варианты произношения – различия в произношении одного фонетического элемента, допускаемые в литературном языке (Слайд №15)

- А что нужно делать, если возникают трудности при произношении?

( Обращаться к словарям)

- Итак, чтобы правильно произнести слово, какие нормы помогут нам правильно произносить слова?(орфоэпические)

4. Прочитайте слова, выделяя голосом ударение

ФенОмен, знАмение, досУг, ходАтайство, обеспЕчение, украИнский, донЕльзя, задОлго, дремОта, одновреЕенно, квартАл(Слайд №16-17)

- Возникают трудности и в постановке ударения?

Проходило исследование в одной из российских школ, были опрошены 100 обучающихся 9-11 классов. Им были предложены слова, в которых нужно было поставить ударение. По результатам ни в одном из слов не было правильно поставлено ударение всеми участниками опроса.

Можно сделать вывод, что правильное произношение слов является актуальной проблемой современного русского языка.

5. Выполнение упражнения. Работа у доски.

- Измените слово или подберите родственное ему таким образом, чтобы ударение перешло сначала на один, потом на другой слог корня, обозначьте ударение (задание выполняется на доске и выглядит следующим образом)

Ст…р…на – стороны, сторонка

П…л…са – полосы, полоска

М…л…дая – молод, моложе

Г…л…дать – голод, голодный

В…сьмич…совой – восемь, час

Н…б…са – небо, небесный

- Что с ударением происходило в этих словах?

- Какую особенность ударения можно отметить?

- Ударение подвижное, т.е. может перемещаться в пределах словоформы, поэтому для проверки безударной гласной мы изменяем слово, гласные под ударением произносятся отчётливо, и мы их пишем без сомнений.

- А ещё? (Слайд №18-19)

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ


водА – водЫ – вОды

2. Разноместное

Не закреплено за определённым слогом (сравните:

фр. – на последний слог жалюзИ;

польский –на предпоследний слог[желЁны])

рЕзать- вЫрезать- вырезнОй

3. Вариативное

Наличие слов с разными вариантами ударения

твОрОг

4. Смыслоразличительная

функция.

Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл

зАмок – замОк, Орган – оргАн, пАрить – парИть

5. В сложных словах может быть два ударения – основное и побочное

вЕроисповЕдание, ИглоукАлывание

7. Наука, которая изучает ударение называется акцентология

- А как будут называться нормы ударения? (Какие?)

Акцентологические нормы 

- А теперь познакомимся с особенностями русского ударения в разных частях речи

Особенности ударения в разных частях речи(Слайд №21)

1. В некоторых именах существительных ударение является неподвижным и падает на ОСНОВУ во ВСЕХ ПАДЕЖАХ: аэропОрт - аэропОрты (но в аэропортУ), бАнт - бАнты - с бАнтами, бухгАлтер - бухгАлтеров, Икс - Иксы - с Иксом, крАн - крАны, лЕктор - лЕкторы - лЕкторов, мЕстность - мЕстностей, тОрт - тОрты - с тОртом - тОртами, шАрф - шАрфы - нет шАрфа.

2. В глаголах прошедшего времени женского рода ударение, как правило, падает на ОКОНЧАНИЕ А: бралА, бралАсь, взялА, взялАсъ, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА

- исключение слова клАла, слАла, послАла, отослАла

- исключение составляют глаголы прошедшего времени женского рода с приставкой ВЫ-, которая перетягивает ударение на себя: вЫлила, вЫзвала;

3. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ при спряжении ударение падает на ОКОНЧАНИЕ -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ, -ЯТ:

включить — включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт;

вручить — вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт;

звонить — звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт;

- исключение: опОшлить (= сделать пОшлым) — они опОшлят; (Слайд №22-23)

4. В кратких прилагательных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на ОКОНЧАНИЕ А: слабА, сложнА, горькА,

занятА, запертА, заселенА, налитА(Слайд №24)

Изменение места ударения процесс живой и подвижный. Буквально за несколько десятилетий изменилось, например, место ударения в следующих словах: апартаменты, бредовой /бредовый, заржаветь, мизерный(Слайд №24) (сама читаю)

- Таким образом, мы видим, что акцентологические нормы с течением времени меняются. В связи с этим ударение в слове часто "устаревает". Так возникают устаревающие варианты ударения, например: мЫшление- мышлЕние (совр.), флюорографИя - флюорогрАфия (совр.), апОстроф- апострОф (совр.), собралсЯ - собрАлся (совр.) (Слайд №26)

- Среди ударных орфоэпических норм существуют следующие варианты: (Слайд №27)

1) Слово обладает единственно правильным ударением( откУпорить, свЁкла, кУхонный)

2) Слово предполагает два равноправных варианта постановки ударения (твОрОг, АвгустОвский)

3) Слово наряду с современным ударением сохраняет и допускает устаревшую позицию (рАкурс — ракУрс)

Вы видите, как сложно в некоторых словах поставить ударения. Чтобы запомнить некоторые нормы ударения, вам помогут стих-я.(читают) (Слайд №28)

- А если сомневаешься в постановке ударения, что нужно делать? (обращаться к словарям )

IV. Закрепление изученного

1. Задание "Проверь Себя" (раздать 3 ученикам. Сначала прочитать текст с ключом, а затем самостоятельно)

Проверь себя

1. Шофер высадил пассажира через квартал. Машина проехала лишь километр. Новый дом пока еще не заселен. Дверь в подъезд заперта. Прежде, чем войти, позвоните. Мы всегда звоним. Ты включишь свет на лестничной площадке? Включенный светильник освещает дорогу. Когда же он включен? Вот и дождались гостей. А то я уже заждалась. Прибыло пополнение.

2. Наша цель – углубить знания. Призыв о помощи был услышан. Процент успешно сдавших экзамен высок. Оценки высоки. На покупку квартиры нужны средства. Может, кто-нибудь одолжит? Вчера сняла деньги со счёта. Фирма успешно занимается оптовыми поставками. Груз следует опломбировать.

3. Это мой давнишний знакомый. Он занял директорское кресло и стал занятым человеком. Телефон раскалился докрасна. Видимо, это надолго. Нагрузку следует дозировать. Главное, вовремя заключить договоры. Хорошо бы вернуться домой засветло. Семья окружит вниманием и заботой. От нежности щемит сердце.

Ключ

1. ШофЁр высадил пассажира через квартАл. Машина проехала лишь киломЕтр. Новый дом еще не заселЁн. Дверь в подъезд запертА. Прежде, чем войти, позвонИте. Мы всегда звонИм. Ты включИшь свет на лестничной площадке? ВключЁнный светильник освещает дорогу. Когда же он включЁн? Вот и дождалИсь гостей. А то я уже заждалАсь. ПрИбыло пополнение.

2. Наша цель – углубИть знания. ПризЫв о помощи был услышан. ПроцЕнт успешно сдавших экзамен высок. Оценки высокИ. На покупку квартиры нужны срЕдства. Может, кто-нибудь одолжИт? Вчера снялА деньги со счёта. Фирма занимается оптОвыми поставками. Груз следует опломбировАть.

3. Это мой давнИшний знакомый. Он зАнял директорское кресло и стал занятЫм человеком. Телефон раскалился докраснА. Видимо, это надОлго. Нагрузку следует дозИровать. Главное, вОвремя заключить договОры. Хорошо бы вернуться домой зАсветло. Семья окружИт вниманием и заботой. От нежности щемИт сердце.

2.- В 12 классе вы будете сдавать ЕГЭ по русскому языку, в экзаменационной работе есть задание, проверяющее ваше знание акцентологических норм. (Слайд №30)

Выглядит оно так:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово

начАвший

донЕльзя

откупОрил

красИвее

знАчимый

- Вы поняли, что материал темы, которую мы изучили сегодня, пригодится при подготовке к ЕГЭ


3. Задание №4. Орфоэпические нормы (по цепочке)

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

укрАла

клАла

звонИт

прИняли

сливОвый (сок)

2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

квартАл

мЕстностей

ободрИть

принУдить

нОвостей

3. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

ловкА (какова?)

защЕмит

бАнты

создАв

красИвее

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

убыстрИть

позвонИм

опОшлить

вручИт

вклЮчит

5. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

гУсеница

прожИвший

предпрИняв

нет кремнЯ

безУдержный

6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

отдалА

оптОвый

недУг

дОсуг

поделЁнный

7. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

вероисповедАние

оптОвый

заперлА

красИвее

прожОрлива

Ответы:

5. Тест по теме «Орфоэпические нормы»

1. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный?

1)тембр 2) морфема 3) шинель 4) крем

2. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?

1) ателье 2) кофе 3) коттедж 4) свитер

3.В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают твердые согласные?

1) макраме, шоссе, теннис 3) модернизация, шинель, кашне

2) кафе, кофе, гротеск 4) интеграция, дефис, деликатесы

4. В каком ряду слов буквы чн обозначают звуки шн ?

1) дачный, скворечник 3) яичница, вечный

2) конечно, съемочный 4) скучный, конечно

5.В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительной роли?

1) ирис – ирис 2) атлас – атлас 3) искра –искры 4) клубы – клубы

6. В каком слове ударение падает на третий слог ?

1) намерение 2) начата 3) медикаменты 4) зимовщик

7. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?

1)цемент, брала, эксперт 3) дефис, оптовый, созыв

2) статуя, свекла, поняли 4) тортов, фетиш, звонит

8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Эксперт; 2) кухОнный; 3) ходатАйство; 4) закУпорить.

9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) ЗанялА; 2) нАчала; 3) дОбела; 4) Умерла.

10. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) БухгАлтеров; 2) катАлог; 3) исчерпАть; 4) клалА.

Ответы:

V. Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- А как вы эти знания сможете применить в жизни?

VI. Домашнее задание.

Упражнение 1. Расставьте ударения в выделенных словах.

Занятой учебой студент, этот цветок красивее всех остальных, группа избрала своих представителей, прочный кремень, сделатьмотивированные предложения, испытывать серьезную неприязньуведомленный о новых задах, зеленый суп из щавелявертящийсяшар, избалованный всеобщим вниманием, он примирит своих друзей, сосредоточение в центре города, она клялась говорить правду,ходатайствовать за друга, обговоренные предложения, ядовитое снадобьепохороны назначены на вторник, составить каталог, поставитьапострофдарящий свою службу.

Упражнение 2. Расставьте ударения в выделенных словах.

Красивее других; принудить к действию; баллотироваться в президенты; тайная вечеряиздала книгу; прибыл к месту назначения; ежегодные торгисеминариямолящий о пощаде; баловать ребенка; включенный в договорвнесший предложение; обеспечение;клялся в вечной дружбе; доброе намерениеупрочение позиций; врученные верительные грамоты; обособленный оборот;бомбардировать противника.






Приложения

Приложение 1

Нормы произношения гласных звуков

Гласные звуки отчётливо произносятся лишь под ударением.

В безударном положении звучание гласных меняется. Процесс ослабления чёткости звучания гласных в безударном положении носит название редукции.

Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», т.е. в безударном положении все гласные, кроме У, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [ и ]. Например:

лес [ э ] - л[и]сник

грязь [ a ] – в гр[и]зи

После согласных Ж и Ш буквы О, Э в первом предударном слоге реализуются звуком [ ы ], этот же звук произносится на месте буквы А в словах: ж[ы]леть лошадей, ж[ы]кет
















Приложение 1

Нормы произношения согласных звуков

Согласные звуки отчётливо произносятся перед гласными, перед согласными сонорными Л, М, Н, Р, Й, перед буквой В, перед разделительными Ъ и Ь знаками [ниЗак]

Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются, происходит ассимиляция (лат. assimilatio- уподобление) по глухости: бег [к], лодка [т],

а глухие согласные перед звонкими озвончаются происходит ассимиляция по звонкости отбавить – о[д]бавить.

Перед мягкими согласными парные твёрдые согласные смягчаются: казнь [ з н ].


















Приложение 1

Правила, отражающие современные орфоэпические нормы(Слайд №9-10)

1. Буква Г на конце слова бог произносится как [х].

2. –ОГО/-ЕГО в прилагательных мужского и среднего родов произносятся как о[в]о/ е[в]о.

3.  СЖ и ЗЖ произносятся как долгий твердый согласный [жж]: сжать – [жж]ать

4. ЗЧ и СЧ произносятся как [ щ ] (на стыке морфем): расчёт- ра[ш’ш’]ет

5. ДЧ и ТЧ произносятся как [ ч ] (на стыке морфем): отчёт- о[ч’ч’]ет

6. –ТСЯ и –ТЬСЯ произносятся как [ ца ] (в глаголах): улыбаться - улыба[ццъ]

7. ЖД произносится как [ шт ] и [ щ ] в слове дождь и производных.

8. ЧН произносится как [ ч н ] - в большинстве слов; вечный, но произносится как [ шн ] в словах ску[шн]о, коне[шн]о, наро[шн]о, праче[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а и др.

9. ЧТ произносится как [шт]: чтобы, что и т.д., но нечто [чт].

10. ГК произносится как [ х к ] – в словах лёгкий, мягкий.

11. ГЧ произносится как [ хч ] – в словах легче, мягче.

12. СТН, НТСК, СТЛ, НДСК, ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ, ЛВСТВ – содержат непроизносимую согласную: солнце [сонце]













Приложение 1

Слова иноязычного происхождения

Смягчение согласных перед Е.

В соответствии с нормами произношения в русском языке перед гласным Е произносится мягкий согласный звук: текст [т´э], брюнет [н´э], термин [т´э], конкретно [р´э], терапевт [т´э], декада [д´э], академия [д´э], музей [з´э], фанера [н´э], фланель [н´э]

Но обычно в книжных словах и терминологии продолжает произноситься с твердым согласным звуком (интеграл [тэ], тенденция [тэ], артерия [тэ], фонетика [нэ], Вольтер [тэ], Шопен [пэ], бифштекс [тэ], тембр [тэ], термос [тэ]), ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], стенд [тэ], резю[мэ], шедевр [шэ]).

Двойной согласный произносится как двойной в одних словах (ва[нн]а, ка[сс]а, ма[сс]а, капе[лл]а), в других – как одиночный (аккуратно - а[к]уратно, аккомпанемент - а[к]омпанемент, аккорд - а[к]орд, ассигновать - а[с]игновать, грамм - гра[м])

















Приложение 2

Прочитайте отрывки из стихотворений в соответствии с произносительными нормами. Объясните произношение выделенных слов

             

1. И скучно и грустно, и некому руку подать

                В минуту душевной невзгоды.

                Желанья!... что пользы напрасно и вечно желать?

                А годы проходят – все лучшие годы! (М.Ю.Лермонтов.)



Прочитайте отрывки из стихотворений в соответствии с произносительными нормами. Объясните произношение выделенных слов


                2. И что за диво? …издалёка,

                Подобный сотням беглецов,

                На ловлю счастья и чинов

                Заброшен к нам по воле рока… (М.Ю.Лермонтов.)




Прочитайте отрывки из стихотворений в соответствии с произносительными нормами. Объясните произношение выделенных слов

                3. В глуши, во мраке заточенья

                Тянулись тихо дни мои

                Без божества, без вдохновенья,

                Без слез, без жизни, без любви. (А.С.Пушкин.)




Задание №4. Орфоэпические нормы

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

укрАла

клАла

звонИт

прИняли

сливОвый (сок)

2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 квартАл

мЕстностей

ободрИть

принУдить

нОвостей

3. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 ловкА (какова?)

защЕмит

бАнты

создАв

красИвее

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 убыстрИть

позвонИм

опОшлить

вручИт

вклЮчит

5. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 гУсеница

прожИвший

предпрИняв

нет кремнЯ

безУдержный

6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 отдалА

оптОвый

недУг

дОсуг

поделЁнный

7. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 вероисповедАние

оптОвый

заперлА

красИвее

прожОрлива


Тестирование в формате заданий ЕГЭ

1. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный?

1)тембр 2) морфема 3) шинель 4) крем

2. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?

1) ателье 2) кофе 3) коттедж 4) свитер

3.В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают твердые согласные?

1) макраме, шоссе, теннис 3) модернизация, шинель, кашне

2) кафе, кофе, гротеск 4) интеграция, дефис, деликатесы

4. В каком ряду слов буквы чн обозначают звуки шн ?

1) дачный, скворечник 3) яичница, вечный

2) конечно, съемочный 4) скучный, конечно

5.В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительной роли?

1) ирис – ирис 2) атлас – атлас 3) искра –искры 4) клубы – клубы

6. В каком слове ударение падает на третий слог ?

1) намерение 2) начата 3) медикаменты 4) зимовщик

7. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?

1)цемент, брала, эксперт 3) дефис, оптовый, созыв

2) статуя, свекла, поняли 4) тортов, фетиш, звонит

8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Эксперт; 2) кухОнный; 3) ходатАйство; 4) закУпорить.

9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) ЗанялА; 2) нАчала; 3) дОбела; 4) Умерла.

10. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) БухгАлтеров; 2) катАлог; 3) исчерпАть; 4) клалА.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка"

Цели: -формирование навыков правильной речи, непринужденного общения, навыка работы со словарём;-развитие связной речи обучающихся;-закрепление понятий «точность», «уместность»;-формирование этических...

«Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения» (урок русского родного языка) 5 класс.

Урок русского родного языка в 5 классе в соответствии с ФГОС...

Технологическая карта урока русского родного языка “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс.

Технологическая карта урока “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс....

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

Тема урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.Цель урока:создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску и закреплению знаний об орфоэпических нормах.Планируемые резуль...

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

Тема урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.Цель урока:создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску и закреплению знаний об орфоэпических нормах.Планируемые резуль...