Средства связи частей СПП. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении
план-конспект урока по русскому языку

Цыжипова Алла Зондуевна

Предварительный просмотр:

Средства связи частей СПП. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: сложноподчиненное предложениесоюзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении


Предмет: русский язык.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Участники: 9 класс.

Цели урока:

Личностные:

  • осознание алгоритма успешного учебного действия;
  • осознание практической важности данного правила;
  • ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Регулятивные:

  • умение понимать и сохранять учебную задачу;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Предметные:

  • умение различать союзы и союзные слова;
  • знать средства связи частей в СПП;
  • умение находить главное и придаточное предложения в СПП.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- Умение различать союзы и союзные слова.
- Умение применять полученные знания на практике.
- Умение находить главное и придаточное предложение в СПП.
- Умение расставлять знаки препинания в СПП.
- Умение находить границы придаточного предложения с союзным словом «который».

Регулятивные
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные
-умение структурировать знания;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные
Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Формирование межличностных отношений при работе в парах, в группе.

-Развитие учебно-познавательного интереса к предмету
-Понимание роли и значения знаний по русскому языку
-Оценивание собственной учебной деятельности

Формы работы учащихся: групповая, коллективная, в парах, индивидуальная.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие учащихся. Создание ситуации для психологического настроя.

Задание: распределите слова на две группы: сочинительные и подчинительные союзы.
-Почему некоторые слова встречаются два раза?
-Как вы считаете, если наречия, местоимения являются средством связи частей сложного предложения, можно ли их назвать подчинительными союзами?
- А как их называют?
- Какова тема нашего урока?

Учащиеся выполняют задание. Два человека у доски, остальные в тетради.
- Может быть, эти слова могут быть не только подчинительным союзом, но и другой частью речи. Например, слово «что» является местоимением.
- Нет, нельзя
-Союзные слова.
-Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении.
Записывают тему в тетрадь.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.
Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное её нахождение

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

1.Постановка цели урока и планирование деятельности в соответствии с учебной задачей.

2.Выполнение работы в группах

- Перед тем, как выполнять работу в группах, вспомним структуру сложноподчинённого предложения.
- Дано определение. Прочитайте его и определите, верно ли оно?

СПП предложение - это сложное союзное предложение, части которого равноправны и соединены подчинительной связью или сочинительной, то есть в структуре предложения есть главное и придаточное

(- Нет, есть неточности)
- Определите неточности в определении.
(1) в СПП части соединяются только подчинительной связью;
2) части СПП не могут быть равноправными.)
Ответьте на вопросы.
-Из каких частей состоит сложноподчинённое предложение?
-Какое предложение называется главным, а какое придаточным?
-Какое место по отношению к главному может занимать придаточное предложение?

Давайте вспомним, какими терминами мы владеем, когда говорим «СПП»
(учащиеся перечисляют термины, в конце идёт обобщение)

Сложноподчиненное предложение
Главное и придаточное предложение
подчинительная связь
подчинительные союзы

- Итак, тема нашего сегодняшнего урока связана с СПП.
-Пред вами части сложноподчинённых предложений. Ваша задача - «собрать» предложения, подчеркнуть в них грамматические основы, определить место придаточного по отношению к главному

-Учащиеся строят речевые высказывания (дают развёрнутые ответы на вопросы).
-Учащиеся формулируют цель урока.
-Из главного и придаточного предложений.
-Главное то, от которого задаём вопрос, придаточное - на вопрос отвечает.
-Придаточное может стоять перед главным, после главного и в середине главного.
Учащиеся работают в группах
Проверка

Целеполагание.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.
Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

3.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: выявление обучающимися новых знаний, освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Мини-исследование.
- Сравните предложения. Постройте схемы 1 и 2 предложений.
1) Учёные установили, что индоевропейские языки обладают сходным грамматическим значением.
2) Мы свернули на дорогу, которая вела нас к знаменитой крепости.
3) Мы шли по аллее, по которой когда-то гулял лицеист Пушкин.
Проверка построенных схем.

1) [ 1сущ глагол], (2 что сущ глаг). Поясняется слово «установили»
2) [1мест глагол ], (2 которая глаг).
Поясняется слово «на дорогу».

-С помощью какого средства связи придаточное предложение присоединяется к главному?
-Выделите грамматические основы.
-Являются ли слова «которая» и «которой» членами предложения? А слово «что»?
-Сделайте вывод: какое из этих слов будет союзом, а какое союзным словом.
- Прочитайте информацию в учебнике (параграф 9, стр. 54, таблица)
Сегодня мы будем оценивать себя сами и результаты своей оценки вносить в таблицу. Сначала оценим владением терминологии по начальному изучению темы «СПП». Ответ «-» или «+»

Знаю, что такое СПП

Понимаю смысл терминов в СПП

Умею находить границы частей СПП

Умею строить схемы СПП

3. Целеполагание
- Давайте вернёмся ко второму пред-ложению. Скажите, что необычного вы в его структуре обнаружили?
- Что мы знаем о союзах?
(союзы не являются членами предложения, а во втором предложении слово «которая» является не только средством связи, но и членом предложения)
Значит, в терминах СПП есть не только союзы, но и слова - союзы.
Давайте сформулируем до конца тему нашего урока.
«Союзы и союзные слова в СПП»

-В первом предложении с помощью слова «что».
-Слово «что» не является членом предложения. Это союз
- Во втором и третьем - с помощью слов «которая» и «которой».
-Слова «которая» и «которой» являются членами предложения.
Это союзные слова.
Читают материал учебника (таблица на стр. 54).

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: коррекция, контроль, саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация

4.Закрепление материала.

Цель: самопроверка умения применять знания в типовых условиях.

1.Организация учащихся по составлению алгоритма определения союзного слова

2.Организация учащихся по выполнению упражнения. Первый вариант выписывает предложения с подчинительным союзом, второй - с союзным словом. Подчёркивают грамматические основы, выделяют смысловые части, средство связи заключают в овал.

3.Минутка релаксации

4.Подготовка к ГИА

5.Работа по развитию речи.

-Перед вами иллюстрации к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Посмотрите на неё и составьте сложноподчинённое предложение, средством связи в котором могут быть как подчинительные союзы, так и союзные слова.

1.Учащиеся называют последовательность действий, чтобы определить средство связи придаточного и главного предложений (союз или союзное слово)

2.Учащиеся выполняют упражнение по вариантам.

(Два человека у доски)
Учащиеся выполняют задание с последующей самопроверкой.
Примерные варианты предложений.

На картине я вижу Онегина, который объясняется в любви Татьяне. Мне интересно, какие чувства испытывала Татьяна, находясь в лапах медведя. На картине я вижу Татьяну в тот момент, когда она написала письмо Евгению.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.
Регулятивные: коррекция, контроль.
Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

5.Первичный контроль усвоения материала.

Цель: проверка усвоения темы урока.

Организация учащихся по выполнению теста.
-Перед каждым из вас карточка с предложениями. Укажите предложения, части которых связаны союзным словами. Запишите номера ответов.

Учащиеся выполняют тестовые задания с последующей взаимопроверкой (работа в парах).
Вариант карточки.

1.Укажите предложения, части которых связаны союзными словами.
1)Когда Василий и Кузьмич пришли, тётка Наталья спала и не услышала их. (В.Распутин)
2) Там, где когда-то были густые вишнёвые сады, теперь торчал обгорелый чёрный кустарник. (М.Алексеев)
3)Деньги, что не успел положить на книжку, Егор хранит в чемодане.
(В.Тендряков)
4)По голосу бойца Шахаев понял, что Мальцев чем-то сильно взволнован. (И.Алексеев)
5)Лютров вспоминает попутчиков, которых нередко сажает к себе в машину по дороге в аэродром.
(А.Бахвалов)

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: контроль и адекватное оценивание своих достижения и достижений одноклассника, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные:
использование критериев для обоснования своего суждения

6.Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

-Перед вами три карточки с изображениями чемодана, корзины для мусора и лупы. Выберите ту, которая, на ваш взгляд, отражает степень полезности полученных знаний. Если вы считаете, что получили полезные знания и они пригодятся вам в жизни, выбираете чемодан. Если знания получены в недостаточной степени, материал ещё нужно рассмотреть, изучить, доработать, выбираете лупу. Если считаете, что полученная информация не представляет ценности и не пригодится вам, выбираете корзину

7.Домашнее задание

Упр. 102, 103. Параграф 9 (средства связи частей СПП. Таблица на стр. 54)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении".

Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении" с использованием интерактивной доски. Презентация и конспект урока....

Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении".

Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении" с использованием интерактивной доски. Презентация и конспект урока....

Урок на тему «Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении». 9 класс

Цель: познакомить учащихся с понятием «союзные слова», научить отличать союзы от союзных слов....

Презентация к уроку русского языка по теме "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении", 9 класс

Данная презентация содержит комплекс заданий, позволяющих отработать особености союзных слов, их отличия от подчинительных союзов и роль в предложении....

Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении

Цель : дать понятие о союзах и союзных словах; выявить функциональные омонимы; научиться различать союзы и союзные слова, являющиеся функциональными омонимами....