предмет-образ при изучении орфографии
методическая разработка по русскому языку

Оксана Викторовна Панфилова

Как научить ребят писать грамотно, не путать правила, легко их запоминать и уметь применять на практике? Поможет в этом предмет-образ, связанный с определенной орфограммой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет-образ как условие развития творческого потенциала и формирования познавательной активности учащихся.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!

Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно–познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.

  1. Для того, чтобы ученик  осуществлял какую-либо учебную деятельность самостоятельно, учитель должен заинтересовать, мотивировать школьника. Важнейшая задача учителя заключается в умении способствовать возникновению проблемной ситуации на уроке.

Приемы создания учебной ситуации:

а) предъявить противоречивые факты, теории;

            б) обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

            в) использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

  1. Каким может быть это «яркое пятно»?  Иногда достаточно использовать лишь один элемент, фрагмент, образ, чтобы сложная тема стала ближе, понятнее, интереснее школьнику.  («Образ – анализ – действие»,- согласно методике Шогана).

В образовательной области “Филология” приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б., Эльконина, П.Я. Гальперина.

Таким «ярким пятном», повышающим интерес к русскому языку, познавательную и творческую активность учащихся,  при изучении орфографии в 5-6 –х классах становится предмет-образ.

  • Образ (в философии и психологии) – отражение внешнего мира в сознании человека. В широком смысле – форма отражения мира; в узком – только чувственная форма отражения (ощущение, восприятие, представление)
  • Образ (в когнитивной лингвистике) – понятия, представления, находящиеся между мыслью и словом, называются концептом.

Образы при изучении орфографии:

  • «Бабочка» – словарные слова
  • «Осенние листья» - О-Ё после шипящих
  • «Ромашка» – корни с чередованием
  • «Цыпленок» – Ы-И после Ц

Тема «Правописание чередующихся гласных в корнях слов» является сложной для многих учащихся 5-х классов. Разный уровень восприятия данного учебного материала во многом можно объяснить подачей этой темы в учебниках русского языка отдельными фрагментами с большим временным разрывом (в четверть; а иногда часть темы переносится на 6й класс). Рассмотрение  материала в виде таблицы с использованием образа «ромашки»  позволяет подать эту тему единым блоком и избежать возникновения  у школьников путаницы.

 

На уроке учащиеся будут выполнять такие развивающие и творческие упражнения, как

  1. Составление рассказа (устно) на лингвистическую тему.
  2. Составление предложений по теме.
  3. Орфографический анализ «насыщенного» текста.
  4. Сравнение и сопоставление смешиваемых написаний (слова с чередующейся гласной и безударной гласной. Например: косить косой – безударная гласная; коснуться, касание – корень с чередованием.)
  5. Занимательно-орфографические упражнения.

Результат:

1.Через зрительный образ лучше запоминается морфема, ее легче опознать в слове.
2. Отсутствует путаница в правилах, дети легко разграничивают разные виды орфограмм.
3. Учиться становится легко и интересно!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предмет-образ как условие развития творческого потенциала и формирования познавательной активности учащихся при изучении орфографии Панфилова Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназия №21

Слайд 2

Что такое образ? Образ (в философии и психологии) – отражение внешнего мира в сознании человека. В широком смысле – форма отражения мира; в узком – только чувственная форма отражения (ощущение, восприятие, представление) Образ (в когнитивной лингвистике) – понятия, представления, находящиеся между мыслью и словом, называются концептом.

Слайд 3

Алгоритм превращения мысли в слово, высказывание мысль Внутренняя речь (ассоциации, представления) слово образ

Слайд 4

Виды образных явлений 1. Образ восприятия – отражение в идеальном плане внешнего объекта (сцены), воздействующего на органы чувств. 2. Образ воображения – вымышленный образ, данный в представлении, но не имеющий аналогов в реальной жизни, поэтому никогда ранее не воспринимавшийся. 3. Послеобраз – модифицированное восприятие кажущегося объекта, который недавно рассматривался при неподвижном взгляде.

Слайд 5

Образы при изучении орфографии «Бабочка» – словарные слова «Осенние листья» - О-Ё после шипящих «Ромашка» – корни с чередованием «Цыпленок» – Ы-И после Ц

Слайд 6

«Ромашка» – орфографический образ к теме «Корни с чередованием гласных»

Слайд 7

1.Через зрительный образ лучше запоминается морфема, ее легче опознать в слове. 2. Отсутствует путаница в правилах, дети легко разграничивают разные виды орфограмм. 3. Учиться становится интересно!

Слайд 8

Желаем интересных и творческих уроков!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении орфографии. 6 - 7 классы."

      Повышение орфографической грамотности учащихся и по сей день остаётся основной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе.     ...

Инновационный подход в изучении орфографии в 5-7 классах.(Из опыта работы)

К концу школьного обучения орфографические умения  не переходят в навыки грамотного письма, о чем свидетельствуют  результаты проверок диктантов и сочинений     ЕГЭ...

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ

Планируемые результаты:предметные: повторяют правописание гласных в корнях слов, пунктуацию простого предложения;личностные: анализируя тексты, написанные С. Есениным, учатся объяснять самому себе, чт...

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ

Планируемые результаты:предметные: повторяют правописание гласных в корнях слов, пунктуацию простого предложения;личностные: анализируя тексты, написанные С. Есениным, учатся объяснять самому себе, чт...

Программа спецкурса по русскому языку "Углубленное изучение орфографии и пунктуации"

Программа данного курса предназначена для обучающихся 9-го класса и реализуется в рамках платных образовательных услуг. Изучаемый курс рассчитан на 20 часов в 1-ом полугодии и на 20 часов во 2-ом полу...

Использование алгоритмов при изучении орфографии

В данной работе представлен опыт использования алгоритмов во время изучения орфографии в 5-11 классах....

Тема: Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». «Путешествие по стране знаний: Морфемика и Орфография»

Цели:  - повторить, закрепить  и обобщить знания по данному разделу; - формирование навыка грамотного письма...