«Трудности при подготовке к устному собеседованию по русскому языку»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Павлова Наталья  Леонидовна

«Трудности при подготовке к устному собеседованию по русскому языку»

В 2019 учебном году девятиклассники впервые прошли итоговое собеседование по русскому языку. Введено оно было с целью усилить коммуникативную составляющую при обучении русскому языку в школе. Действительно, цифровой век обогатил нашу жизнь различными гаджетами, помогающими в различных сферах жизни. Но в то же время засилье телефонов и компьютеров лишило подростков живого общения, а это в свою очередь сузило рамки межличностного общения.      В связи с тем, что наши дети большую часть времени проводят за экранами мониторов компьютеров или телефонов, жизнь ребят значительно изменилась по сравнению с той, которую вели их родители:

·       Меньше времени дети стали проводить вне стен дома.

·       Меньше стали бывать на свежем воздухе.

·       Уменьшилось живое общение со сверстниками.

     Итогом такого времяпрепровождения стало ухудшение речевого взаимодействия в процессе живой спонтанной речи. Наши дети стали испытывать ряд трудностей:

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Трудности при подготовке к устному собеседованию по русскому языку»

В 2019 учебном году девятиклассники впервые прошли итоговое собеседование по русскому языку. Введено оно было с целью усилить коммуникативную составляющую при обучении русскому языку в школе. Действительно, цифровой век обогатил нашу жизнь различными гаджетами, помогающими в различных сферах жизни. Но в то же время засилье телефонов и компьютеров лишило подростков живого общения, а это в свою очередь сузило рамки межличностного общения.      В связи с тем, что наши дети большую часть времени проводят за экранами мониторов компьютеров или телефонов, жизнь ребят значительно изменилась по сравнению с той, которую вели их родители:

  • Меньше времени дети стали проводить вне стен дома.
  • Меньше стали бывать на свежем воздухе.
  • Уменьшилось живое общение со сверстниками.

     Итогом такого времяпрепровождения стало ухудшение речевого взаимодействия в процессе живой спонтанной речи. Наши дети стали испытывать ряд трудностей:

  • трудно прочитать и пересказать текст;
  • сложно выразить связно свою мысль;
  • незнание того, как строить взаимосвязи в процессе общения.

Цели устного экзамена.  Устный экзамен по русскому языку   призван помочь ребятам преодолеть барьер устного общения и развить эту сторону их жизни. А также он является допуском к государственной итоговой аттестации. Целью введения устного собеседования по русскому языку является усиление коммуникативной направленности в обучении.
     В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях: самостоятельно пополнять знания; определять и решать проблемы; осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение.

     В этом году мы  третий   сдавали  экзамен  итоговое собеседование 10 февраля.          (2 неделя февраля), где  проверяются  коммуникативные навыки, умение пересказывать, общаться, составлять монологическое выступление, вступать в диалог  с собеседником.                                          

 Таким образом 4 задания

1 задание. Чтение текста.          Текст нужно прочитать не просто быстро, а в соответствии с коммуникативной задачей, т.е. выразительно: правильно интонируя все знаки препинания, подбирая оптимальный темп и тембр, мелодику голоса, делая логические ударения.   Тексты сложные, публицистического стиля, познавательного характера, о выдающихся людях России,  таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и  текст  о советском физике, лауреате Нобелевской премии Жоресе Ивановиче Алфёрове. Много сложных терминов. Есть числительные, которые ученики неверно склоняют.

1  задание.  Чтение вслух,   мы над этим работаем на каждом уроке литературы.  Учим читать выразительно,   по ролям, используем   выборочное чтение, соблюдаем интонацию в соответствии с пунктуационными знаками. Проверяем технику чтения.        Но читать необходимо на каждом уроке,  особенно обращая внимание на тех, кто читает недостаточно хорошо: 1.исправлять ошибки;                                                 2.добиваться правильного прочтения терминов;                                                                        3.правильной постановки ударения.

2 задание. Пересказ прочитанного текста с включением цитаты.                        Конечно, на уроках развития речи обучающиеся, начиная с 5 класса, знают, что такое тема, идея, микротема. Пересказ текста, значимых эпизодов, художественных описаний-традиционное д/з по литературе, но это в основном тексты художественного стиля, для изложения в 9 классе используем    тексты   публицистического стиля, рассуждения на морально-этические, нравственные темы.

Но на итоговом собеседовании предложили совсем иные тексты   научно- популярного стиля (география, этнография, биология). Знания по этим предметам необходимы, чтобы справиться с пересказом, и  мы можем   в этом убедиться. А  на экзамене был текст про великую спортсменку, это уже физкультура.

Необходимо  подробно пересказать текст. С таким видом работы, как пересказ, ученик встречается на многих изучаемых в школе предметах, не только на литературе. Следить за правильностью речи ученика, исправлять орфоэпические, грамматические, речевые ошибки, работать над умениями находить основную информацию в тексте, осознанно её запоминать, а не механически зазубривать, грамотно воспроизводить прочитанное – вот чем может помочь учитель любого предмета своему ученику.

Поэтому подготовка к заданию №2, по-моему, должна осуществляться на всех уроках. Готовясь дома, ребята могут составить план в тетради, тезисы, использовать их при ответе, но говорить самостоятельно. Сообщения очень часто даются, чтобы добиваться не чтения по листочку (а еще и по телефону), а именно пересказа.

 Это помогает развивать речь, память. Главное в пересказе – сохранить   все  микротемы, обозначить идею. Работать над пересказом поможет выделение опорных слов, главных предложений в каждом абзаце. Готовясь к заданию 2, нужно настраивать ученика на то, чтобы он вдумчиво прочитывал предложенный текст, стараясь прослеживать логику событий, вживаться в читаемое; в каждом абзаце отмечать главную информацию (словосочетание, предложение), помнить о том, что при пересказе нельзя упускать микротемы, что повлечёт за собой потерю баллов. (Здесь помогает методика подготовки к написанию сжатого изложения)  Нужно попытаться запомнить имена собственные, даты и термины, помогающие понять главную информацию текста.

Выполняя 2 задание,   обучающийся должен ввести цитату уместно и логично, и сделать  это можно,   только вникая в суть каждого абзаца.         Даже математика помогает в пересказе!   В тексте числительные переданы цифрами, то есть при чтении их нужно поставить в правильную падежную форму. Большая часть – в именительном падеже, но есть и косвенные: «Продолжительность полета Гагарина равнялась 108 минутам». Не все взрослые смогут без запинки прочитать «ста восьми».   Доктор Лиза вывезла из-под обстрелов более 100 детей.   28 раз  стала  чемпионкой   мира.           Это  всё  фактические  ошибки.                

Здесь положительный момент в том, что пересказываем прочитанный текст, а значит, уже основная информация отложилась в какой-то степени. Можно делать пометы, например, имена собственные, термины, даты, которые могут присутствовать в тексте, набросать небольшой план, приблизительно отметить место расположения цитаты.

Задание 3. Составить монологическое высказывание из 10 фраз. Предлагается выбрать один из типов речи: описание, повествование, рассуждение. С ними мы знакомы с 5 класса.                                                                                        Описание отвечает на вопрос: какой? Описание предлагается  сделать  по фотографии. Казалось, что самое простое, когда фотографии красочны, сюжетны, но, к сожалению, на пробном экзамене ребята отказались, потому что фотографии, на мой взгляд,   были неудачны.

Мы предлагали «Бессмертный полк», «Новый Год», «Первый звонок». А дети на экзамене получили фотографии,  на  основе  которых нельзя  составить  текст.

Повествование отвечает   на   вопрос:  что произошло? Рассказ об экскурсии, походе, смелом поступке. А предложили об историческом деятеле - история. Проверяется кругозор, общее развитие.  Праздник, который запомнился больше всего.

(Повествование на основе жизненного опыта)

Расскажите о празднике, который запомнился Вам больше всего.

Не забудьте рассказать,

  • с кем Вы провели этот день (с одноклассниками, с друзьями, с родителями);
  • как Вы провели этот день;
  • какое настроение у Вас было в этот день;
  • почему Вам запомнился этот день.

И, наконец, самое сложное, это рассуждение.                                                                                Тезис-доказательство-вывод.      Темы: «Добро» и «доброта» есть ли разница в этих понятиях?      «Зачем нужно учиться?»                                                                                                                                         «Зачем нужно соблюдать хорошие манеры?»                                                                               «Какую роль играет семья в жизни человека?»                                                                     «Проблема отцов и детей».                                                                                                             «Всегда ли нужно обладать чувством ответственности?»      Тематика монологических высказываний многообразна: ценность семьи, роль друзей в жизни; школьная жизнь, проблемы моды, современной культуры и т.д                                

Помимо умения создавать текст определённого типа, чётко следуя его композиции, здесь требуются  знания по истории, естественным дисциплинам, знание русской литературы, искусства, необходим богатый жизненный опыт.   От русского языка в этом задании - только форма изложения, а содержание – это знания учащихся обо всём. Они, к сожалению, мягко говоря, не всегда есть.        Согласитесь, что эти вопросы обсуждаются не только на уроках литературы, а скорее и на классных часах, и в индивидуальных беседах с детьми, и в беседах с психологом (классные руководители, воспитатели,   психологи). Как правильно построить рассуждение, как доказать свою мысль, этому должен учить каждый предметник.                                   Задание 4. Диалог.         Обучающиеся должны вступить в диалог с собеседником, давать полные ответы на вопросы, используя  жесты, мимику, интонацию. Должен обнаружить, донести свою точку зрения,  отстаивать её,  следить за речью, избегая повторов.  Минусы: могут быть односложные ответы, отличающиеся бедностью и неточностью словарного запаса.

Здесь очень важно, чтобы ребёнок не просто отвечал на вопросы, а размышлял, рассуждал с привлечением аргументов. Для экзаменатора это тоже сложный момент: он  должен помочь раскрыться ученику, оказать ему поддержку, стараться снизить чувство страха, неуверенность. Эмоциональный настрой экзаменатора может передаваться ученику.  Оцениваются и  речевые  нормы,  и грамматические, и  орфоэпические.                                          Таким образом, вы понимаете,  как непросто  сдать  итоговое  собеседование.  

Как подготовиться к итоговому собеседованию?  Обращаюсь к классным  руководителям, воспитателям.  Вы должны давать рекомендации родителям с 5 класса,   чтобы дети больше читали   дома вслух в выходные, обсуждали с родителями прочитанное ( т.к. у детей бедный словарный запас, узкий кругозор, мало знают, мало читают)  (Советы родителям,  ученикам)

Побольше читайте вслух — это поможет вам подготовиться к собеседованию! Большая часть текстов в билетах касается личностей, сыгравших ключевые роли в российской истории. Обязательно почитайте биографии Гагарина, Циолковского, Пирогова и других известных персон, а также найдите воспоминания учеников, современников и друзей известных ученых, поэтов, музыкантов.                                                                  Не забывайте и о современных героях – просмотрите интернет - источники на предмет громких спасательных операций МЧС или подвигов врачей. Это один из подвохов собеседования – девятиклассники редко следят за новостями и часто не имеют представления, что происходит в стране;

Отточите навык монологических высказываний – берите любые темы для сочинений по литературе и высказывайте мысли вслух. Попробуйте использовать диктофон, чтобы потом послушать себя со стороны и удалить из речи слова-паразиты;   Ведите диалоги – обсуждайте интересные темы с родственниками или друзьями, особенно если ваши позиции по какому-то вопросу не совпадают. Старайтесь говорить правильно и в процессе диалога обдумывать доказательства и аргументы;       Читайте вслух – берите любые тексты, сделав подборку заготовок отрывков из книг, и читайте их, соблюдая ровный ритм и паузы на знаках препинания.



Предварительный просмотр:

«Трудности при подготовке к устному собеседованию по русскому языку»

В 2019 учебном году девятиклассники впервые прошли итоговое собеседование по русскому языку. Введено оно было с целью усилить коммуникативную составляющую при обучении русскому языку в школе. Действительно, цифровой век обогатил нашу жизнь различными гаджетами, помогающими в различных сферах жизни. Но в то же время засилье телефонов и компьютеров лишило подростков живого общения, а это в свою очередь сузило рамки межличностного общения.      В связи с тем, что наши дети большую часть времени проводят за экранами мониторов компьютеров или телефонов, жизнь ребят значительно изменилась по сравнению с той, которую вели их родители:

  • Меньше времени дети стали проводить вне стен дома.
  • Меньше стали бывать на свежем воздухе.
  • Уменьшилось живое общение со сверстниками.

     Итогом такого времяпрепровождения стало ухудшение речевого взаимодействия в процессе живой спонтанной речи. Наши дети стали испытывать ряд трудностей:

  • трудно прочитать и пересказать текст;
  • сложно выразить связно свою мысль;
  • незнание того, как строить взаимосвязи в процессе общения.

Цели устного экзамена.  Устный экзамен по русскому языку   призван помочь ребятам преодолеть барьер устного общения и развить эту сторону их жизни. А также он является допуском к государственной итоговой аттестации. Целью введения устного собеседования по русскому языку является усиление коммуникативной направленности в обучении.
     В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях: самостоятельно пополнять знания; определять и решать проблемы; осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение.

     В этом году мы  третий   сдавали  экзамен  итоговое собеседование 10 февраля.          (2 неделя февраля), где  проверяются  коммуникативные навыки, умение пересказывать, общаться, составлять монологическое выступление, вступать в диалог  с собеседником.                                          

 Таким образом 4 задания

1 задание. Чтение текста.          Текст нужно прочитать не просто быстро, а в соответствии с коммуникативной задачей, т.е. выразительно: правильно интонируя все знаки препинания, подбирая оптимальный темп и тембр, мелодику голоса, делая логические ударения.   Тексты сложные, публицистического стиля, познавательного характера, о выдающихся людях России,  таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и  текст  о советском физике, лауреате Нобелевской премии Жоресе Ивановиче Алфёрове. Много сложных терминов. Есть числительные, которые ученики неверно склоняют.

1  задание.  Чтение вслух,   мы над этим работаем на каждом уроке литературы.  Учим читать выразительно,   по ролям, используем   выборочное чтение, соблюдаем интонацию в соответствии с пунктуационными знаками. Проверяем технику чтения.        Но читать необходимо на каждом уроке,  особенно обращая внимание на тех, кто читает недостаточно хорошо: 1.исправлять ошибки;                                                 2.добиваться правильного прочтения терминов;                                                                        3.правильной постановки ударения.

2 задание. Пересказ прочитанного текста с включением цитаты.                        Конечно, на уроках развития речи обучающиеся, начиная с 5 класса, знают, что такое тема, идея, микротема. Пересказ текста, значимых эпизодов, художественных описаний-традиционное д/з по литературе, но это в основном тексты художественного стиля, для изложения в 9 классе используем    тексты   публицистического стиля, рассуждения на морально-этические, нравственные темы.

Но на итоговом собеседовании предложили совсем иные тексты   научно- популярного стиля (география, этнография, биология). Знания по этим предметам необходимы, чтобы справиться с пересказом, и  мы можем   в этом убедиться. А  на экзамене был текст про великую спортсменку, это уже физкультура.

Необходимо  подробно пересказать текст. С таким видом работы, как пересказ, ученик встречается на многих изучаемых в школе предметах, не только на литературе. Следить за правильностью речи ученика, исправлять орфоэпические, грамматические, речевые ошибки, работать над умениями находить основную информацию в тексте, осознанно её запоминать, а не механически зазубривать, грамотно воспроизводить прочитанное – вот чем может помочь учитель любого предмета своему ученику.

Поэтому подготовка к заданию №2, по-моему, должна осуществляться на всех уроках. Готовясь дома, ребята могут составить план в тетради, тезисы, использовать их при ответе, но говорить самостоятельно. Сообщения очень часто даются, чтобы добиваться не чтения по листочку (а еще и по телефону), а именно пересказа.

 Это помогает развивать речь, память. Главное в пересказе – сохранить   все  микротемы, обозначить идею. Работать над пересказом поможет выделение опорных слов, главных предложений в каждом абзаце. Готовясь к заданию 2, нужно настраивать ученика на то, чтобы он вдумчиво прочитывал предложенный текст, стараясь прослеживать логику событий, вживаться в читаемое; в каждом абзаце отмечать главную информацию (словосочетание, предложение), помнить о том, что при пересказе нельзя упускать микротемы, что повлечёт за собой потерю баллов. (Здесь помогает методика подготовки к написанию сжатого изложения)  Нужно попытаться запомнить имена собственные, даты и термины, помогающие понять главную информацию текста.

Выполняя 2 задание,   обучающийся должен ввести цитату уместно и логично, и сделать  это можно,   только вникая в суть каждого абзаца.         Даже математика помогает в пересказе!   В тексте числительные переданы цифрами, то есть при чтении их нужно поставить в правильную падежную форму. Большая часть – в именительном падеже, но есть и косвенные: «Продолжительность полета Гагарина равнялась 108 минутам». Не все взрослые смогут без запинки прочитать «ста восьми».   Доктор Лиза вывезла из-под обстрелов более 100 детей.   28 раз  стала  чемпионкой   мира.           Это  всё  фактические  ошибки.                

Здесь положительный момент в том, что пересказываем прочитанный текст, а значит, уже основная информация отложилась в какой-то степени. Можно делать пометы, например, имена собственные, термины, даты, которые могут присутствовать в тексте, набросать небольшой план, приблизительно отметить место расположения цитаты.

Задание 3. Составить монологическое высказывание из 10 фраз. Предлагается выбрать один из типов речи: описание, повествование, рассуждение. С ними мы знакомы с 5 класса.                                                                                        Описание отвечает на вопрос: какой? Описание предлагается  сделать  по фотографии. Казалось, что самое простое, когда фотографии красочны, сюжетны, но, к сожалению, на пробном экзамене ребята отказались, потому что фотографии, на мой взгляд,   были неудачны.

Мы предлагали «Бессмертный полк», «Новый Год», «Первый звонок». А дети на экзамене получили фотографии,  на  основе  которых нельзя  составить  текст.

Повествование отвечает   на   вопрос:  что произошло? Рассказ об экскурсии, походе, смелом поступке. А предложили об историческом деятеле - история. Проверяется кругозор, общее развитие.  Праздник, который запомнился больше всего.

(Повествование на основе жизненного опыта)

Расскажите о празднике, который запомнился Вам больше всего.

Не забудьте рассказать,

  • с кем Вы провели этот день (с одноклассниками, с друзьями, с родителями);
  • как Вы провели этот день;
  • какое настроение у Вас было в этот день;
  • почему Вам запомнился этот день.

И, наконец, самое сложное, это рассуждение.                                                                                Тезис-доказательство-вывод.      Темы: «Добро» и «доброта» есть ли разница в этих понятиях?      «Зачем нужно учиться?»                                                                                                                                         «Зачем нужно соблюдать хорошие манеры?»                                                                               «Какую роль играет семья в жизни человека?»                                                                     «Проблема отцов и детей».                                                                                                             «Всегда ли нужно обладать чувством ответственности?»      Тематика монологических высказываний многообразна: ценность семьи, роль друзей в жизни; школьная жизнь, проблемы моды, современной культуры и т.д                                

Помимо умения создавать текст определённого типа, чётко следуя его композиции, здесь требуются  знания по истории, естественным дисциплинам, знание русской литературы, искусства, необходим богатый жизненный опыт.   От русского языка в этом задании - только форма изложения, а содержание – это знания учащихся обо всём. Они, к сожалению, мягко говоря, не всегда есть.        Согласитесь, что эти вопросы обсуждаются не только на уроках литературы, а скорее и на классных часах, и в индивидуальных беседах с детьми, и в беседах с психологом (классные руководители, воспитатели,   психологи). Как правильно построить рассуждение, как доказать свою мысль, этому должен учить каждый предметник.                                   Задание 4. Диалог.         Обучающиеся должны вступить в диалог с собеседником, давать полные ответы на вопросы, используя  жесты, мимику, интонацию. Должен обнаружить, донести свою точку зрения,  отстаивать её,  следить за речью, избегая повторов.  Минусы: могут быть односложные ответы, отличающиеся бедностью и неточностью словарного запаса.

Здесь очень важно, чтобы ребёнок не просто отвечал на вопросы, а размышлял, рассуждал с привлечением аргументов. Для экзаменатора это тоже сложный момент: он  должен помочь раскрыться ученику, оказать ему поддержку, стараться снизить чувство страха, неуверенность. Эмоциональный настрой экзаменатора может передаваться ученику.  Оцениваются и  речевые  нормы,  и грамматические, и  орфоэпические.                                          Таким образом, вы понимаете,  как непросто  сдать  итоговое  собеседование.  

Как подготовиться к итоговому собеседованию?  Обращаюсь к классным  руководителям, воспитателям.  Вы должны давать рекомендации родителям с 5 класса,   чтобы дети больше читали   дома вслух в выходные, обсуждали с родителями прочитанное ( т.к. у детей бедный словарный запас, узкий кругозор, мало знают, мало читают)  (Советы родителям,  ученикам)

Побольше читайте вслух — это поможет вам подготовиться к собеседованию! Большая часть текстов в билетах касается личностей, сыгравших ключевые роли в российской истории. Обязательно почитайте биографии Гагарина, Циолковского, Пирогова и других известных персон, а также найдите воспоминания учеников, современников и друзей известных ученых, поэтов, музыкантов.                                                                  Не забывайте и о современных героях – просмотрите интернет - источники на предмет громких спасательных операций МЧС или подвигов врачей. Это один из подвохов собеседования – девятиклассники редко следят за новостями и часто не имеют представления, что происходит в стране;

Отточите навык монологических высказываний – берите любые темы для сочинений по литературе и высказывайте мысли вслух. Попробуйте использовать диктофон, чтобы потом послушать себя со стороны и удалить из речи слова-паразиты;   Ведите диалоги – обсуждайте интересные темы с родственниками или друзьями, особенно если ваши позиции по какому-то вопросу не совпадают. Старайтесь говорить правильно и в процессе диалога обдумывать доказательства и аргументы;       Читайте вслух – берите любые тексты, сделав подборку заготовок отрывков из книг, и читайте их, соблюдая ровный ритм и паузы на знаках препинания.



Предварительный просмотр:

«Трудности при подготовке к устному собеседованию по русскому языку»

В 2019 учебном году девятиклассники впервые прошли итоговое собеседование по русскому языку. Введено оно было с целью усилить коммуникативную составляющую при обучении русскому языку в школе. Действительно, цифровой век обогатил нашу жизнь различными гаджетами, помогающими в различных сферах жизни. Но в то же время засилье телефонов и компьютеров лишило подростков живого общения, а это в свою очередь сузило рамки межличностного общения.      В связи с тем, что наши дети большую часть времени проводят за экранами мониторов компьютеров или телефонов, жизнь ребят значительно изменилась по сравнению с той, которую вели их родители:

  • Меньше времени дети стали проводить вне стен дома.
  • Меньше стали бывать на свежем воздухе.
  • Уменьшилось живое общение со сверстниками.

     Итогом такого времяпрепровождения стало ухудшение речевого взаимодействия в процессе живой спонтанной речи. Наши дети стали испытывать ряд трудностей:

  • трудно прочитать и пересказать текст;
  • сложно выразить связно свою мысль;
  • незнание того, как строить взаимосвязи в процессе общения.

Цели устного экзамена.  Устный экзамен по русскому языку   призван помочь ребятам преодолеть барьер устного общения и развить эту сторону их жизни. А также он является допуском к государственной итоговой аттестации. Целью введения устного собеседования по русскому языку является усиление коммуникативной направленности в обучении.
     В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях: самостоятельно пополнять знания; определять и решать проблемы; осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение.

     В этом году мы  третий   сдавали  экзамен  итоговое собеседование 10 февраля.          (2 неделя февраля), где  проверяются  коммуникативные навыки, умение пересказывать, общаться, составлять монологическое выступление, вступать в диалог  с собеседником.                                          

 Таким образом 4 задания

1 задание. Чтение текста.          Текст нужно прочитать не просто быстро, а в соответствии с коммуникативной задачей, т.е. выразительно: правильно интонируя все знаки препинания, подбирая оптимальный темп и тембр, мелодику голоса, делая логические ударения.   Тексты сложные, публицистического стиля, познавательного характера, о выдающихся людях России,  таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и  текст  о советском физике, лауреате Нобелевской премии Жоресе Ивановиче Алфёрове. Много сложных терминов. Есть числительные, которые ученики неверно склоняют.

1  задание.  Чтение вслух,   мы над этим работаем на каждом уроке литературы.  Учим читать выразительно,   по ролям, используем   выборочное чтение, соблюдаем интонацию в соответствии с пунктуационными знаками. Проверяем технику чтения.        Но читать необходимо на каждом уроке,  особенно обращая внимание на тех, кто читает недостаточно хорошо: 1.исправлять ошибки;                                                 2.добиваться правильного прочтения терминов;                                                                        3.правильной постановки ударения.

2 задание. Пересказ прочитанного текста с включением цитаты.                        Конечно, на уроках развития речи обучающиеся, начиная с 5 класса, знают, что такое тема, идея, микротема. Пересказ текста, значимых эпизодов, художественных описаний-традиционное д/з по литературе, но это в основном тексты художественного стиля, для изложения в 9 классе используем    тексты   публицистического стиля, рассуждения на морально-этические, нравственные темы.

Но на итоговом собеседовании предложили совсем иные тексты   научно- популярного стиля (география, этнография, биология). Знания по этим предметам необходимы, чтобы справиться с пересказом, и  мы можем   в этом убедиться. А  на экзамене был текст про великую спортсменку, это уже физкультура.

Необходимо  подробно пересказать текст. С таким видом работы, как пересказ, ученик встречается на многих изучаемых в школе предметах, не только на литературе. Следить за правильностью речи ученика, исправлять орфоэпические, грамматические, речевые ошибки, работать над умениями находить основную информацию в тексте, осознанно её запоминать, а не механически зазубривать, грамотно воспроизводить прочитанное – вот чем может помочь учитель любого предмета своему ученику.

Поэтому подготовка к заданию №2, по-моему, должна осуществляться на всех уроках. Готовясь дома, ребята могут составить план в тетради, тезисы, использовать их при ответе, но говорить самостоятельно. Сообщения очень часто даются, чтобы добиваться не чтения по листочку (а еще и по телефону), а именно пересказа.

 Это помогает развивать речь, память. Главное в пересказе – сохранить   все  микротемы, обозначить идею. Работать над пересказом поможет выделение опорных слов, главных предложений в каждом абзаце. Готовясь к заданию 2, нужно настраивать ученика на то, чтобы он вдумчиво прочитывал предложенный текст, стараясь прослеживать логику событий, вживаться в читаемое; в каждом абзаце отмечать главную информацию (словосочетание, предложение), помнить о том, что при пересказе нельзя упускать микротемы, что повлечёт за собой потерю баллов. (Здесь помогает методика подготовки к написанию сжатого изложения)  Нужно попытаться запомнить имена собственные, даты и термины, помогающие понять главную информацию текста.

Выполняя 2 задание,   обучающийся должен ввести цитату уместно и логично, и сделать  это можно,   только вникая в суть каждого абзаца.         Даже математика помогает в пересказе!   В тексте числительные переданы цифрами, то есть при чтении их нужно поставить в правильную падежную форму. Большая часть – в именительном падеже, но есть и косвенные: «Продолжительность полета Гагарина равнялась 108 минутам». Не все взрослые смогут без запинки прочитать «ста восьми».   Доктор Лиза вывезла из-под обстрелов более 100 детей.   28 раз  стала  чемпионкой   мира.           Это  всё  фактические  ошибки.                

Здесь положительный момент в том, что пересказываем прочитанный текст, а значит, уже основная информация отложилась в какой-то степени. Можно делать пометы, например, имена собственные, термины, даты, которые могут присутствовать в тексте, набросать небольшой план, приблизительно отметить место расположения цитаты.

Задание 3. Составить монологическое высказывание из 10 фраз. Предлагается выбрать один из типов речи: описание, повествование, рассуждение. С ними мы знакомы с 5 класса.                                                                                        Описание отвечает на вопрос: какой? Описание предлагается  сделать  по фотографии. Казалось, что самое простое, когда фотографии красочны, сюжетны, но, к сожалению, на пробном экзамене ребята отказались, потому что фотографии, на мой взгляд,   были неудачны.

Мы предлагали «Бессмертный полк», «Новый Год», «Первый звонок». А дети на экзамене получили фотографии,  на  основе  которых нельзя  составить  текст.

Повествование отвечает   на   вопрос:  что произошло? Рассказ об экскурсии, походе, смелом поступке. А предложили об историческом деятеле - история. Проверяется кругозор, общее развитие.  Праздник, который запомнился больше всего.

(Повествование на основе жизненного опыта)

Расскажите о празднике, который запомнился Вам больше всего.

Не забудьте рассказать,

  • с кем Вы провели этот день (с одноклассниками, с друзьями, с родителями);
  • как Вы провели этот день;
  • какое настроение у Вас было в этот день;
  • почему Вам запомнился этот день.

И, наконец, самое сложное, это рассуждение.                                                                                Тезис-доказательство-вывод.      Темы: «Добро» и «доброта» есть ли разница в этих понятиях?      «Зачем нужно учиться?»                                                                                                                                         «Зачем нужно соблюдать хорошие манеры?»                                                                               «Какую роль играет семья в жизни человека?»                                                                     «Проблема отцов и детей».                                                                                                             «Всегда ли нужно обладать чувством ответственности?»      Тематика монологических высказываний многообразна: ценность семьи, роль друзей в жизни; школьная жизнь, проблемы моды, современной культуры и т.д                                

Помимо умения создавать текст определённого типа, чётко следуя его композиции, здесь требуются  знания по истории, естественным дисциплинам, знание русской литературы, искусства, необходим богатый жизненный опыт.   От русского языка в этом задании - только форма изложения, а содержание – это знания учащихся обо всём. Они, к сожалению, мягко говоря, не всегда есть.        Согласитесь, что эти вопросы обсуждаются не только на уроках литературы, а скорее и на классных часах, и в индивидуальных беседах с детьми, и в беседах с психологом (классные руководители, воспитатели,   психологи). Как правильно построить рассуждение, как доказать свою мысль, этому должен учить каждый предметник.                                   Задание 4. Диалог.         Обучающиеся должны вступить в диалог с собеседником, давать полные ответы на вопросы, используя  жесты, мимику, интонацию. Должен обнаружить, донести свою точку зрения,  отстаивать её,  следить за речью, избегая повторов.  Минусы: могут быть односложные ответы, отличающиеся бедностью и неточностью словарного запаса.

Здесь очень важно, чтобы ребёнок не просто отвечал на вопросы, а размышлял, рассуждал с привлечением аргументов. Для экзаменатора это тоже сложный момент: он  должен помочь раскрыться ученику, оказать ему поддержку, стараться снизить чувство страха, неуверенность. Эмоциональный настрой экзаменатора может передаваться ученику.  Оцениваются и  речевые  нормы,  и грамматические, и  орфоэпические.                                          Таким образом, вы понимаете,  как непросто  сдать  итоговое  собеседование.  

Как подготовиться к итоговому собеседованию?  Обращаюсь к классным  руководителям, воспитателям.  Вы должны давать рекомендации родителям с 5 класса,   чтобы дети больше читали   дома вслух в выходные, обсуждали с родителями прочитанное ( т.к. у детей бедный словарный запас, узкий кругозор, мало знают, мало читают)  (Советы родителям,  ученикам)

Побольше читайте вслух — это поможет вам подготовиться к собеседованию! Большая часть текстов в билетах касается личностей, сыгравших ключевые роли в российской истории. Обязательно почитайте биографии Гагарина, Циолковского, Пирогова и других известных персон, а также найдите воспоминания учеников, современников и друзей известных ученых, поэтов, музыкантов.                                                                  Не забывайте и о современных героях – просмотрите интернет - источники на предмет громких спасательных операций МЧС или подвигов врачей. Это один из подвохов собеседования – девятиклассники редко следят за новостями и часто не имеют представления, что происходит в стране;

Отточите навык монологических высказываний – берите любые темы для сочинений по литературе и высказывайте мысли вслух. Попробуйте использовать диктофон, чтобы потом послушать себя со стороны и удалить из речи слова-паразиты;   Ведите диалоги – обсуждайте интересные темы с родственниками или друзьями, особенно если ваши позиции по какому-то вопросу не совпадают. Старайтесь говорить правильно и в процессе диалога обдумывать доказательства и аргументы;       Читайте вслух – берите любые тексты, сделав подборку заготовок отрывков из книг, и читайте их, соблюдая ровный ритм и паузы на знаках препинания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для подготовки к устному собеседованию по русскому языку

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УСТНОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 9 КЛАСС (20 вариантов)...

Методика подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Задание № 3 Монологическое высказывание Тема № 1 Описание фотографии

Методическая разработка предназначена для учителей русского языка и литературы. Она представляет собой систематизированный материал к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе, конкретно к за...

Методическая разработка урока "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Выразительное чтение"

Цель урока: подготовиться к заданию 1 устного собеседования по русскому языку - выразительному чтению текста;Задачи: 1)отработать навыки выразительного чтения публицистического текста и рассмотр...

Подготовка к устному собеседованию по русскому языку

Презентация содержит тренировочные задания в формате ОГЭ для подготовки к к устному собеседованию по русскому языку за курс основной школы.Работа составлена в полном соответствии с требованиями, предъ...

Алгоритм подготовки к устному собеседованию по русскому языку для учащихся 9-х классов

Данный материал будет интересен для учащихся 9-х классов, которые проходят устное собеседование по русскому языку в середине учебного года. В работе проиллюстрированы 4 вида заданий: чтение текста, пе...

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...

варианты заданий для подготовки к устному собеседованию по русскому языку

варианты заданий для подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе...