Культура речи. Правильное употребление глаголов. Цели урока:
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Банникова Елена Александровна

Конспект урока русского языка в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi._pravilnoe_upotreblenie_glagolov.docx40.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Культура речи. Правильное употребление глаголов.

Цели урока:

  1. формирование учебно-познавательной компетенции через постановку цели  на уроке и организацию её достижения;
  2. совершенствование коммуникативной компетенции через овладение способами совместной деятельности, создание собственного текста;
  3. формирование информационной компетенции через овладение навыками работы с различными источниками информации.

Задачи:

- развивать творческие и коммуникативные способности ребят;

- развивать речь учащихся.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Планируемые результаты урока:

- предметные: научиться правильно употреблять глаголы в речи;

продолжать знакомство с языковыми нормами, лингвистическими словарями.

- метапредметные:  овладение системой знаний и операций, обеспечивающих понимание информации, включая умение структурирования, выделение  главного и второстепенного, основной идеи, выстраивание последовательности действий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексии.

- коммуникативные: слушать и понимать речь других; формулировать и аргументировать свое мнение и позицию; уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

- регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции, осуществлять самоконтроль.

- познавательные: проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку; выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- личностные: формулировать и аргументировать собственное мнение, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Основные термины, понятия: лингвистика, языковые нормы, орфоэпические нормы, паронимы, грамматические нормы, лингвистические нормы.

Подготовка, оформление и оборудование:

- записи на доске (тема, опорный конспект урока);

- раздаточный дидактический материал,

- компьютер.

Приложения: презентация, распечатанные задания.

Время урока: 30 минут

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  • Приветствие.
  • Запись в тетрадь даты урока.
  1. Подготовка к восприятию материала.

Чтение учителем стихотворения

Александр Матюшкин-Герке, писатель – пародист

(слайд «Весна»)

Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший гомон птичьих голосов.
Проклинывая всё на белом свете
Я вновь
бежу в нетоптанность лесов.

Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками
маша.
Я среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творения пиша.

Но выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная зеленовая тварь,
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой орфографический словарь.

- Соответствует  ли творение рук человеческих тому, что мы видим за окном, на фотографии? В чем причина отсутствия гармонии? (Допущены речевые и грамматические ошибки)

- Чтобы не получилось того, о чём с улыбкой предупреждает нас в своей пародии Александр Матюшкин-Герке, что важно соблюдать?

Беседа

Все термины и их значения - на доске

- Что такое культура речи? (Раздел лингвистики, в котором изучаются нормы современного русского литературного языка).

-  Вспомним, какие существуют нормы языка?

Построение схемы на доске

  • эти нормы устанавливают правила словесного ударения и правильного произношения звуков (Орфоэпические).
  • правила образования форм слова, словосочетаний и предложений устанавливают (Грамматические нормы).
  • регулируют правильное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением (Лексические нормы).

- Посмотрите на текст стихотворения Матюшкина-Герке. В словах каких знакомых вам частях речи допущены ошибки? (В глаголах). Выделенные курсивом слова тесно связаны с глаголами, это причастия и деепричастия. О них мы узнаем в 7 классе.

- Какие учебные задачи вы поставите перед собой на этом уроке?  (Учиться употреблять глаголы, совершенствовать культуру речи, умения строить высказывание  в соответствии с нормами русского языка).

Запись в тетрадь темы урока

  1. Обобщение изученного материала.

Орфоэпические нормы

(Слайд «Картина «Вечерний звон»)

- Прочитайте вслух стихотворение  Н. Рубцова «Левитан», написанное по мотивам картины «Вечерний звон».

В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом

Собор звонит в колокола!

Звон заокольный и окольный,

У окон, около колонн, –

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу

До новых радостей и сил

Твои луга звонят не глуше

Колоколов твоей Руси…

- Вы услышали звон? Как поэту удалось передать звучание звона? (за счет аллитерации).

- Какие согласные звуки преобладают в тексте стихотворения?

- Сколько раз встречается в тексте глагол звонить? Поставьте ударение в этих словах. Что заметили?

Закрепление изученного

(Задание на карточках выполняется по рядам)

Проверь себя: правильно ли ты произносишь слова? Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам. Расставьте ударение: звонить, включить, повторить.

Я звоню′, включу′, повторю′

Ты звони′шь, включи′шь, повтори′шь

Он звони′т, включи′т, повтори′т

Мы звони′м, включи′м, повтори′м

Вы звони′те, включи′те, повтори′те

Они звоня′т, включа′т, повторя′т

- Какую особенность изменения данных глаголов вы отметили? (Ударение приходится на окончание глагола). 

(Слайд ждалА, звалА, началА, понялА, отдалА, НО клАла, крАла, слАла, и стлАла)

- В русском языке существует особое орфоэпическое правило произношения глаголов в прошедшем времени  женского рода: ударение в таких формах обычно падает на последний слог (ждалА, звалА, началА, понялА, отдалА). Своеобразными исключениями из этого правила можно считать глаголы клАла, крАла, слАла, и стлАла. В этих словах ударение падает не на окончание, а на корень.

ПАМЯТКА №1

 

Мужской род

Женский род

занять

за′нял

заняла′

начать

на′чал

начала′

прибыть

при′был

прибыла′

подать

по′дал

подала′

продать

про′дал

продала′

создать

со′здал

создала′

налить

на′лил

налила′

обнять

о′бнял

обняла′

принять

при′нял

приняла′

понять

пОнял

понялА

ПАМЯТКА №2

задАть – зАдал и доп. задАл

налИть – нАлил и доп. налИл

обнЯть – Обнял и доп. обнЯл

отдАть – Отдал и доп. отдАл

подАть – пОдал и доп. подАл

предАть – прЕдал и доп. предАл

продАть – прОдал и доп. продАл

прожИть – прОжил и доп. прожИл

создАть – сОздал и доп. создАл

Творческая работа

- Запишите тексты из 4-5 предложений на тему «Весна», употребив в них как можно больше глаголов с орфограммой «Написание –тся и –ться). Словарь: разлить, хотеть, окутывать, преображать, греть, поднимать, стать, слышать, пробивать, гулять, радовать, чувствовать, менять, делать, греть, проспать.

- Прочитайте текст. Какой звук произносили в глаголах? (Глаголы на -тся и -ться произносятся со звуком ц).

Вы заметили, что обычные глаголы вдруг стали «весенними»? В каком значении употребляются эти глаголы? Как называется художественное средство выразительности, позволяющее неживые явления и предметы изобразить как живые, одушевлённые? (Олицетворение).

Микровывод:

- Какие правила устанавливают орфоэпические нормы? (Постановку ударения в словах и произношение отдельных звуков).

Грамматические нормы

- Какие нормы мы называем грамматическими? (Нормы образования форм слов и связи с другими словами. Морфологические и синтаксические нормы).

Задание «Пропорции» (устно)

- Объясните пропорции и решите их.

(Слайд. Числитель – инфинитив, знаменатель – форма 1 лица ед. числа. Глаголы: пронзить,  ощутить, скользить,  победить).

(Решение: пронзить – пронжу, ощутить – ощущу, скользить – скольжу, победить –

одержу победу).

(Слайд. Числитель – инфинитив, знаменатель – форма повелительного наклонения ед.

число. Глаголы: лечь, положить,  класть,  приехать).

(Решение: лечь – ляг, положить – положи, класть – клади, приехать – приезжай)

Задание «Проверь себя»

(слайд: предложения с ошибками)

Карточка. Проверь себя: умеешь ли ты предупреждать и устранять ошибки в предложениях, связанных с употреблением глаголов?  Запишите предложения согласно грамматическим нормам.

  • 1 ряд: Когда я состарюсь, приедь ко мне, и мы пересмотрим наш альбом. Приехай на дачу, друг! Ласточка, прилеть ко мне с весною!
  • 2 ряд: Таня, покладь тетради на стол. Выйди в поле, ляжь на траву! Сергей, плывь быстрее!
  • 3 ряд: Помахай мне рукой на прощанье! Скакай, мой вернй конь, уж время.

(Приедь, приехай – приезжай, прилеть – прилети, покладь – положи, ляжь – ляг, плывь – плыви, помахай – помаши, скакай – скачи).

Микровывод. Грамматические нормы – это нормы образования слов, построения словосочетаний и предложений. Здесь очень важно уметь правильно образовывать повелительное наклонение глагола, правильно спрягать глагол. 

Лексические нормы

- Какие нормы называем лексическими? (Это нормы правильного употребления слова в соответствии с его значением).

Задание «Выберите нужное слово».

(задание выполняется по рядам)

  1. (Надеть/ одеть) пальто, ордена, на спину рюкзак,  ребенка, листвой.
  2. (Освоить /усвоить) профессию, тему, язык, участок.
  3. (Предоставить/представить) свободу, слово, возможность; проект, гостя, к ордену.

Слайд

Словарь

НАДЕТЬ (НАДЕВАТЬ) - ОДЕТЬ (ОДЕВАТЬ)

 Надеть - покрыть одеждой тело (т.е. надеть на самого себя).

 Одеть - покрыть кого-нибудь одеждой, покрывалом.

ОСВОИТЬ (ОСВАИВАТЬ) - УСВОИТЬ (УСВАИВАТЬ)

Освоить - вполне овладеть чем-нибудь, научившись пользоваться.

Усвоить - сделать свойственным, привычным для себя.

ПРЕДОСТАВИТЬ (ПРЕДОСТАВЛЯТЬ) - ПРЕДСТАВИТЬ (ПРЕДСТАВЛЯТЬ)

Предоставить - отдать в распоряжение, пользование.

Представить - предъявить, сообщить.

Слайд

Понятие о паронимах

Паронимы – это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.

Фразеологизмы

Слайд

- Вы уже знаете, что в состав фразеологизмов часто входят глаголы. Как вы понимаете значение данных фразеологизмов?

Весна на носу –

  1. Невдалеке, рядом.
  2. Легко достижимое, доступное.

Одна ласточка весны не делает – первый признак не может служить итогом.

Язык и литература

Помнится мне рассказ отца, как ему мальчиком пришлось встречать Пасху в Москве.

– Московская Пасха, сынок, могучая! Кто раз повидал ее, тот всегда поминать будет! Грохнет в полночь первый удар колокола с Ивана Великого, так словно небо со звездами упадет на землю! А в колоколе-то шесть тысяч пудов, и для раскачивания языка требовалось двенадцать человек! Первый удар подгоняли к бою часов на Спасской башне. Часы пробьют – и сразу же взвивается к небу ракета, а за ней пальба из старых орудий на Тайницкой башне – сто один выстрел! Морем стелется Иван Великий, а остальные сорок сороков вторят ему, как реки в половодье! Такая сила плывет над Первопрестольной, что ты словно не ходишь, а на волнах качаешься маленькой щепкой. Могучая ночь, грому Господню подобная! Эх, сынок, не живописать словами пасхальную Москву!

(По рассказу В.Никифорова-Волгина «Светлая заутреня»)

Задание

  1. Определите тему, основную мысль,  стиль и тип текста.
  2. Глаголы какого времени преобладают в тесте? Есть глаголы другого времени?

- Глаголы в форме настоящего (будущего) времени могут быть использованы при описании закончившихся событий. Такой художественный прием создает эффект присутствия: действия как бы происходят на глазах читателя или слушателя, и картина оживает.

-Заканчивая наш урок, предлагаю присоединиться к пасхальному звону колокола с Ивана Великого и позвонить в наши колокольчики во все города России, великую Победу жизни над смертью!

4.Подведение итогов урока.

- Что нового узнали? Чем запомнился урок?

Вывод:  правильное использование глаголов в речи  придаёт ей динамичность,  помогает точно выразить свою мысль, свидетельствует о культурном уровне человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Культура речи.Правила употребления прилагательных. Лексические нормы".

Презентация к уроку русского языка по материалу учебника Львовой С.И., Львова В.В.Цель данного урока:1) тренировать умение учащихся использовать синонимы для объяснения лексического значения сло...

Урок русского языка в 5 классе "Правильное употребление глаголов"

Урок русского языка в 5 классе Тема: Культура речи. Правильное употребление глаголов. Лексические нормыЦели: совершенствовать умение определять и исправлять нарушения языковых норм употребления глагол...

Конспект урока +презентация по теме: "Культура речи. Правильное построение предложения"

Продолжение работы по теме «Культура речи»; обобщение знаний учащихся, полученных на предыдущих уроках, систематизация знаний и применение их на практике ( тест "Главные члены предложения")- всё это н...

Урок русского языка для 5 класса на тему " Культура речи. Правильное употребление глаголов.

Урок соответствует ФГОС. В данной разработке предусмотрены: самостоятельная работа учащихся, работа в парах, проверка по эталону, индивидуальная оценка работы учащегося  на уроке....

Урок русского языка в 6 классе по УМК под редакцией С. И. Львовой. Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных.

Целью данного урока является   - развитие понятия "культура речи",  умения правильно и красиво строить свою речь;  -  воспитание  любви к родному языку, родному слову...

Урок Культуры речи. Правильное употребление предлогов, союзов, частиц

Урок  направлен не только на умение правильно употреблять в своей речи предлоги, союзы и частицы, но и на развитие в обучающихся умения ставить перед собой цель, определять средства её достижения...

Урок русского языка в 5 классе. Правильное употребление глаголов. Лексические нормы

Урок русского языка в 5 классеТема: Культура речи. Правильное употребление глаголов. Лексические нормы...