Урок русского языка в 5 классе. Правильное употребление глаголов. Лексические нормы
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Верескун Инга Геннадиевна

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Культура речи. Правильное употребление глаголов. Лексические нормы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon phpcumqp8.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе 161

Тема: Культура речи. Правильное употребление глаголов. Лексические нормы

Цели: совершенствовать умение определять и исправлять нарушения языковых норм употребления глагола.

Задачи:

1. совершенствовать умение определять роль глагольных форм в предложении.

2. Развивать рефлексивные умения и навыки.

3. Дать возможность проявить чувства находчивости и уверенности в своих силах.

Основные термины: глагол, нормы: орфоэпические, лексические, грамматические

Оборудование: компьютер; медиапроектор; экран; раздаточный материал для работы в парах и домашнее задание.

Планируемые результаты

Личностные результаты

- Осознание  себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.

- Формировать самооценку школьника  на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Познавательные результаты

Умение:

- сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,

- обобщать полученную информацию,

- прогнозировать учебную ситуацию,

- выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Регулятивные результаты

Умение:

- выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,

- формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,

- осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные результаты

Умение:

- участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),

- аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,

- использовать справочную литературу и ресурсы Интернета для поиска информации по данной теме,

- формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.

Предметные результаты

Формирование навыка работы со словарями

Умения определять и исправлять ошибки

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

3 мин

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

 Будем слушать, рассуждать.

И друг другу помогать.

Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне, гостям. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.

Слайд 2 Прочитайте высказывание известного журналиста, писателя, филолога ХIХ века Николая Греча. Как вы думаете, о какой части речи так сказал лингвист?

 «Придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».

Н. Греч

 Конечно, это глагол. Запишите высказывание в тетрадь. Как вы понимаете эти слова? Животворит – одухотворяет.

Сегодня мы будем рассматривать глагол не просто как часть речи, а как единицу речи, несущую определённый эмоциональный заряд, имеющую «животворящую силу».

Перед вами лежат листы самооценки, в которых вы будете себя оценивать за выполненные задания на уроке.

Подготовка  класса  к  работе.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся

10 мин

Слайд 3 1.Разминка

Глагол

Вид

Переходные глаголы

Возвратные глаголы

Спряжение

Наклонение

Время

Норма

Орфоэпические нормы

Грамматические нормы

- Какие понятия мы рассматривали не прошлом уроке?

Слайд 4, 5,6 Определение нормы, орфоэпических и грамматических

Слайд 7 самооценка

 Слайд 8,9

2.Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам.

 Расставьте ударение:

  звонить, включить, вручить.

Задание выполняем по рядам.

Ед.ч

1 л звонЮ           включУ          вручУ

2 л. звонИшь     включИшь      вручИшь

3 л. звонИм        включИт       вручИт

Мн.ч.    

1 л звонИм         включИм       вручИм    

2 л. звонИте      включИте     вручИте

3 л. звонЯт        включАт       вручАт

Слайд 10

 3.Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от следующих глаголов:

Победить, убедить, командовать, доверять, пылесосить, преодолеть, висеть, жалеть, очутиться, выкопать, ощутить.

слайд 11 От каких глаголов вы не образовали нужную форму?

Недостаточные глаголы (победить – одержу победу, убедить – хочу убедить, пылесосить – буду пылесосить, висеть – буду висеть, очутиться – могу очутиться, ощутить – пытаюсь ощутить, задудеть – могу задудеть).

Слайд 12 самооценка

Ответы

Проверка

Оценивают себя.

Проверка

Оценивают себя.

Орфоэпические нормы – устанавливают правила словесного ударения и правильного произношения звуков в словах.

Проверка

Грамматические нормы – это правила образования форм слова, словосочетаний и предложений

Оценивают себя.

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои  мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Постановка учебной задачи 

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

2 мин

Слайд 13Стадия вызова

Ребята, скоро будет последний звонок, а я не знаю, какой наряд ОДЕТЬ или НАДЕТЬ.

Как правильно сказать ОДЕТЬ или НАДЕТЬ?

Какие нормы нужно знать, чтобы правильно употребить глагол?

Цели урока?

Слайд 14,15

Ответы

Формулируют тему, цель и задачи  урока

Оценивают себя.

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.

Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: составить план достижения целей

5 мин

Слайд 16.Стадия осмысления.

1. Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой по методу (инсерт)

Учитель: Возьмите простой карандаш.

Прочитайте текст, делая пометки на полях:

"V"- уже знал

"+ - новое

"?" - не понял

Учащиеся читают тексты (приложение 1)

Сделайте вывод

Лексические ошибки обусловлены употреблением слова без учета его точного лексического значения или требования лексической сочетаемости.  

НЕОБХОДИМО учитывать ситуацию общения и не допускать употребления в книжной речи разговорных или просторечных слов. Слайды 17-35 Физминутка.

Намечают пути решения задач

Работа по группам

Проверка

Оценивание

Планирование, прогнозирование (Р),

Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К)

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний

8 мин

Слайд 36-37

Вернемся к словам ОДЕТЬ-НАДЕТЬ

Глагол надеть (на кого-либо) обычно имеет при себе прелог на (или его можно подставить). Прямое дополнение при нем обычно выражается неодушевленным существительным: Он взял её руки и надел на палец кольцо.

Слово одеть (кого) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным одушевленным существительным.

Одеть    КОГО_ТО

Надеть   ЧТО_ТО

1) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

2) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу. (Правильно нужно употребить глагол надеть)

3) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.

- Хорошо! Теперь, надеюсь, вы не будете ошибаться, используя глаголы ОДЕТЬ-НАДЕТЬ. И сможете правильно составить предложение.

Я надела платье

Слайд 38,39 Упр.756

1,2,3,4,6) нарушение требования лексической сочетаемости (глубокое небо, сказали результаты, не щадил ничего; не увидала, как заснула; построили памятник), правильно: высокое небо; объявили результаты; не жалел ничего; не заметила, как заснула; установили памятник; 5) нарушены стилистические нормы, а также нормы грамматические синтаксические (поженилась Марья с молодцом), правильно: сыграли Марья с молодцом свадьбу; 7) употребление слова без учёта его точного лексического значения (наступила метель), правильно: началась метель; 8) употребление слова без учёта его точного лексического значения (не мог учиться), правильно: не имел возможности учиться; 9) употребление в близком контексте однокоренных слов – тавтология (приблизился ближе), правильно: подошёл ближе.

Работа в паре

Оценивание

по цепочке

Оценивание

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция  (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)  

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Самостоятельная работа

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

5 мин

Слайд 40

Упр.758 записать предложения в исправленном виде

Упр.760 (работа со словариком)

ЗАДАНИЯ (карточки)

1. Почему учитель из кинофильма "Доживем до понедельника" возмутил-ся, услышав фразу: "Я им говорю: "Не ложьте в парту", а они все ложат и ложат"?

2.Кто сказал правильно?

Сережа сказал Алеше: «Надевай пальто».

Алеша ответил: «Хорошо. А ты одевай свитер».

3. Из кинофильма Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию":
Милославский:
- Положь трубку!
Бунша:
- Не положу!
Милославский:
- Ложи трубку, сказал!: Попрошу очистить царский кабинет.
Слайд 41,42

Слайд  43 2.Игра «Корректор».

Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий. Куда это все они бежат?  Я бежу себе помочь. Вы хочете, чтобы я вам по мог? Мы хочем сжечь старые листья. Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел. Я хочу написать самый памятный день в жизни. Корабль поехал в Одессу. Следователь сказал версию. Повар делает обед. Телевидение играет большое значение в нашей жизни.

Работа в паре

Проверка, оценивание.

Работа в группе

Проверка, оценивание.

Работа индивидуально

Проверка, оценивание.

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

10 мин

Домашнее задание

2 мин

С какими нормами вы познакомились на уроке?

Как это знание вам пригодиться в жизни?

Приведите примеры.

Слайд 44

Синквейн - своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определённое строение.

Первая строка- тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвёртая строка - что автор думает? (фраза из четырёх слов).

Пятая строка - новое звучание темы (синоним)

НОРМА                                                                                                                СЛАЙД 45Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…    СЛАЙД 46

Написать сочинение-миниатюру «Какая речь называется правильной»                                                                                                    Составить текст из глаголов

Составляют синквейн

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности  (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Семёновская средняя общеобразовательная школа»

Областной семинар

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Культура речи. Правильное употребление глаголов. Лексические нормы

                                         Учитель русского языка и литературы первой категории

Брехнева Любовь Владимировна

2013 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Урок русского языка в 5 классе "Правильное употребление глаголов"

Урок русского языка в 5 классе Тема: Культура речи. Правильное употребление глаголов. Лексические нормыЦели: совершенствовать умение определять и исправлять нарушения языковых норм употребления глагол...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....