Исследовательская работа по русскому языку
творческая работа учащихся по русскому языку

Осорова Сэсэгма Дамдиновна

Исследовательская работа по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_nazvaniya_magazinov2022_obnovl.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Петропавловская средняя общеобразовательная школа № 1»

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

                                              Секция: Русский язык

Исследовательская работа

на тему:

«Особенности названий магазинов села Петропавловка».

                            Выполнила работу: ученица 7«В» класса

                                                                            Клочихина Виктория

                                          Научный руководитель: учитель русского языка

                                                                  Осорова С.Д.

Петропавловка, 2022


Оглавление

1.Введение………………………………………………………………………. 3 стр.

2. Основная часть.

2.1. Об изменениях названий магазинов………………………………………..4 стр.

2.2.Анализ наименований магазинов…………………………………………6 стр.https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/09/s_59db989e2e496/707311_1.png

3. Заключение………………………………………………………………... .... 8 стр.

4. Список литературы………………………………………………………….. 9 стр.

5. Приложения ………………………………………………………………….. 10 стр.

  1. Введение

         Уже давно доказано, что названия играют большую роль, будь то имя человека, корабля или название страны, книги и бренда духов. Помните знаменитого капитана Врунгеля? «Как вы лодку назовете, так она и поплывет».

Целью моей работы являются эмпоронимы, то есть, названия торговых предприятий, и эти названия тоже в какой-то степени влияют на успех.

Придумать красивое, звучное и запоминающееся название для магазина – одна из важных задач. Это способ идентификации среди конкурентов, важный момент стать узнаваемым среди покупателей. Название должно притягивать клиентов как магнит.

            В ходе своего исследования я выяснила, что существует целое направление, которое занимается созданием имен для компаний, линий товара и магазинов – нейминг (от английского «name» - имя). Людей, которые трудятся в этой сфере, называют неймерами. Их задача – учесть важные пункты в выборе имени для нового магазина, а именно: название должно быть кратким и емким, легко запоминаться, быть уникальным и вызывать положительный ассоциативный образ.

             Я изучила множество названий магазинов, расположенных в нашем селе, чтобы выяснить, все ли они подходят под эти требования. Я сделала их классификацию по разным принципам. Рассмотрим каждый из них.

Актуальность темы заключается в том, что улицы села пестреют разнообразными вывесками магазинов. Названия магазинов поражают наше воображение. Невольно возникает вопрос: соответствует ли название своей сути?

Новизна работы заключается в том, что предпринята попытка лингвистического анализа названий магазинов села Петропавловка.

Объектом исследования являются магазины села Петропавловка.

Предмет исследования: названия магазинов села Петропавловка.

Цель исследовательской работы – проанализировать названия магазинов  в лексическом аспекте.

Задачи исследования:

- Выявить лингвистические особенности названий вывесок магазинов

- Классифицировать названия по основным группам.

Практическая значимость исследования:

Данный материал может быть использован для проведения внеклассных мероприятий, классных часов.

Методы исследования:

  1. Метод анализа.
  2. Метод классификации.
  3. Метод опроса

Исследовательская работа состоит из оглавления, введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.

2. Основная часть

2.1. Об изменениях в названиях магазинов.

                  Свой анализ хочу начать с «импортных» названий магазинов, так как у нас вся мода заграничная. Нас везде окружает иностранный язык. Он так сильно вошел в нашу повседневную жизнь, что некоторые его даже не замечают.

              В России, начиная со времён Петра Первого, иностранные названия стали использоваться в названиях кабаков, магазинов, контор и других публичных мест, причём зачастую в одном названии соединялись и русские, и иностранные слова. В эпоху Петра Первого введение иностранных слов и названий несло в себе исключительно идеологический, политический и воспитательный смысл. Это было вызвано тем, что для Петра Первого было важно вывести Россию на уровень Европы. Введение иностранных слов, названий заставляло население страны поневоле приобщаться к европейской культуре.

            Постепенно в России появилось большое количество иностранных фирм. Использование иностранных названий и слов стало привилегией аристократии.После революции 1917 года большевики ввели позицию насильственного искоренения иностранных названий с целью идеологической пропаганды, Иностранные и русские дореволюционные названия были заменены на фразеологию общественной жизни и революционной тематики, например, кафе и кабаки были заменены на столовые.

             Таким образом, к началу перестройки 90-x годов прошлого столетия, в основном, использовались нейтральные названия типа: «Ласточка», «Огонёк», а также названия с «советской» символикой. В 90-е годы вместе с перестройкой и началом развития рыночных отношений началось повальное использование иностранных названий с целью увеличения продаж, привлечения покупателей.

                 На сегодняшний день ситуация с применением к месту и не к месту иностранных названий уже не имеет таких масштабов. Это связано с тем, что жители России, благодаря Интернету, поездкам за границу, имеют информацию о качестве товаров и услуг. Для жителей страны, имеющих невысокие доходы, не владеющих информацией и иностранными языками, при выборе покупок и посещении кафе, ресторанов и других подобных учреждений не столь важно, какое название им дано.Таким образом, названия  магазинов,  как правило, являются показателями политического строя, культуры, уровня развития торговых отношений.

          Я живу в сельской местности.  Несмотря на то, что наше село небольшое, магазинов у нас очень много. Прежде, чем отправиться по магазинам нашего села, я выяснила, что вывеска - один из самых главных способов привлечения клиентов в магазины и торговые центры. По ней люди должны узнавать, что продается в данном магазине и где находится компания. Вывеска должна работать всегда: за листьями деревьев летом, при плохом освещении и в любую погоду. Она должна хорошо выделяться на фоне здания.

           Мы узнали, что при разработке вывески все это надо учитывать и избегать следующих ошибок:

1.Вывеска не должна быть похожа на соседние вывески.

2.Не использовать пастельные цвета и неконтрастные изображения без специальной подсветки, чтобы вывеска читалась нетрудно.

3.Не использовать маленькие надписи: чем больше надпись на вывеске, тем с большего расстояния увидят ваш магазин.

Вывод. За счет продуманного дизайна вывески можно сделать магазин более заметным для посетителей

2.2. Смысловая классификация

          Имя предмета не «звук пустой», оно наполнено глубоким смыслом. В названии живут человеческие ощущения и восприятия, впечатления и понятия, повседневный опыт и практика, переживания и эмоции.

        Мы рассмотрели названия торговых предприятий и отобрали для исследования несколько номинативов . Если проанализировать и попытаться их классифицировать, то можно выделить следующие группы названий, в основу которых легли:

1. Сочетания слов. Очень часто эти названия являются наиболее удачно мотивированными, они не только называют предмет, но и характеризуют называемые объекты. Данные названия подробно сообщают о сфере деятельности предприятия, несут положительные эмоции, выполняют рекламную функцию. Магазины «Мир детства», «Мир подарков» - вот примеры этому.

2Встречаются также сложные слова, аббревиатуры, такие, как  «Стройдом»,  «Ремкомплект», «Авто Лидер».

3.Очень много заимствованных слов ,о которых говорили выше: «Кросс», «Караван».

4. Есть слова-названия, в которых встречаются буквы иностранного языка: «COLDI», «KETI shop».

5. Имеются названия, в которых употреблены уменьшительно-ласкательные суффиксы: «Хозяюшка», «Шурочка».

6. Некоторые владельцы дают в объектам бурятские названия, такие, как и другие .В этих названиях отражается особенности региона. «Улзы», «Амар Сайн».

7. Употребляются в качестве названий и имена людей, в основном, владельцев магазинов. (Есть в селе магазины «Надежда», «Оксана», «Мария» и другие .В большинстве случаев выбор таких наименований определяется личным предпочтением хозяина, магазины называют своими именами или именами близких и дорогих людей. В России это самая распространенная традиция. Стоит заметить, что «женские» названия чаще встречаются в названиях, чем  «мужские». Возможно, основным потребителем торгового продукта или предоставляемых услуг является женщина.

8. Употребляются в качестве наименований мифологические и сказ очные названия: «Титан», «Нимфа», «Эгида».

9. Существует ряд магазинов и кафе, образованных на базе названий цветов, деревьев ,ягод .Например, магазины «Рябинушка», «Березка»

10. Есть также космические названия и названия, связанные с природными явлениями, такие, как магазин  «Меркурий». Понятно, что владельцы хотят достигнуть в своём деле космических высот. 

11. Много примеров названий по специфике товаров или прямое обозначение сферы деятельности:  «Ажур», «1000 мелочей».

                Из сказанного выше является возможным сделать ряд выводов .Среди названий наиболее частотными являются названия, включающие в себя значение «специфика товаров» - 26%,  сочетания слов – 18,5%, сложные слова и аббревиатуры, заимствованные слова - по 13%, названия с уменьшительно-ласкательными суффиксами – 11

 

2.3 Классификация по морфологическому принципу

В названиях магазинов нашего села используют разные части речи, я расположила их по убывающей популярности.

- существительные: Магнит, Караван и т.д.

- прилагательные: Любимый и т.д.

числительные: 7 сот,  «1000 мелочей» и другие.

2.4 Классификация с точки зрения синтаксиса

С точки зрения синтаксиса эмпоронимы нашего села чаще всего состоят из одного слова, однако, многие названия состоят из словосочетаний.

существительное+существительное: Мир подарков.

прилагательлное+существительноеДетский мир.

Числительное+существительное7 сот, 1000 мелочей.

2.5 Классификация с точки зрения словообразования

Многие эмпоронимы построены по следующим принципам:

- сложение: Стройдом, Ремкомплект.

сложение иностранных слов: «KETI shop».

сложение русских и иностранных слов: «Шоурум одежда»,

Каждое название что-то означает, то есть имеет свое лексическое значение, поэтому мы провели анкетирование по теме «Почему так назван магазин»? Мы задавали этот вопрос продавцам, покупателям, учащимся нашей школы, родителям. Оказалось, что 63% даже не задумывались над этим вопросом, их больше всего интересует, какой товар продается в этом магазине! 25% считают, что хозяева магазинов дают названия такие, которые им самим нравятся и не задумываются о соответствии названия и назначения магазина. И только 12% довольно ясно и понятно объяснили, почему так назван магазин. 

Заключение

         Исходя из проделанной мною работы я сделала вывод, что ономастика - важнейшая часть не только лексикологии, но и нашей жизни. Раньше я не придавала особого значения названиям  магазинов и киосков, проходила мимо, даже не задумываясь, насколько важную роль они играют в повседневности. Но теперь, когда я углубилась в изучение этого раздела, я начала ловить себя на мысли, что, увидев какую либо вывеску, я задумываюсь - почему автор выбрал именно это имя  и как оно влияет на деятельность заведения.

           Таким образом, в данной работе был проведен названий магазинов.

Нам удалось выявить отрицательные и положительные черты наименований.

К недостаткам можно отнести: 1. Наличие штампов и стереотипов. (Магазин «Продукты», «Хозтовары», «Канцтовары»). 3. Американизация. (Европеизация).

К положительным чертам следует отнести активное использование наименований, прямо или косвенно указывающих на характер деятельности предприятия, например: магазины «Кулинария», «Мебель», «Ажур». Очень часто в основе названия лежит какая-либо мотивация. Называя своё предприятие, владельцы демонстрируют чувство вкуса и эрудицию.

        Мы думаем, что работу по изучению номинативов в дальнейшем продолжим, ведь есть еще над чем работать.

5. Использованная литература.

1.Т.В.Шмелева «Язык города. Наименования магазинов»

2.Интернетресурсы:

https://ktovdele.ru/kak-vybrat-krasivoe-nazvanie-dlya-magazina.html

http://kursk.spravka.city/magaziny

3.Ожегов С.И. «Словарь русского языка». Москва «Русский язык», 1983.

4.Материалы из Википедии.

Приложение 1.

Анкета

Фамилия, имя…………………………………………………………………………………..

Кем являетесь…………………………………………………………………………………..

Перед вами названия некоторых магазинов нашего города: «Абсолют», «Меркурий»,

«Шоурум одежда», «Оксана», «Титан».

  1. В каких из них вы бываете чаще других?………………………………………………………………..............................

………………………………………………………………………………..................

  1. Знаете ли вы, что они означают?………………………………………………………………………….....

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по русскому языку "Некоторые вопросы экологии языка"

Язык в опасности!      Так ли страшно состояние русского языка в современном мире? Задавшись этим вопросом, я решила рассмотреть, что же засоряет русский язык, и выделила дв...

Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...

Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...

Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...

Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...

Исследовательская работа по русскому языку на тему «Утерянные буквы русского алфавита.»

Актуальность моего  исследования определяется тем, что древнерусский язык был и остается важным историческим источником для изучения общественного строя и общественных отношений, материальной и д...

Исследовательская работа по русскому языку "Глаголы речи в русском языке"

Исследовательская работа по русскому языку.Практическая значимость: можно испоьзовать в 6,9,10 кл...