Критерии оценивания проектных работ
учебно-методический материал по русскому языку

Селезнева Ольга Константиновна

Как организоватьпроектную работу на уроке русского языка? Как оценить деятельность учеников в группе? Ответы на эти вопросы найдете в данной разработке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii_otsenivaniya_proektnyh_rabot.docx46.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9  г.Нижнеудинск»

Русский язык. 5 класс. Часть первая

Разработала:

учитель русского языка и литературы Селезнева О.К.

Тема проекта: «В мире Морфемики и Словообразования»

 

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

Цели проекта: 

  • Проверить знание теоретического материала по теме «Морфемика и Словообразование» и умение применять полученные знания на практике.
  • Учить детей сотрудничать при выполнении групповой работы и реально оценивать уровень своих знаний и знаний одноклассников.
  • Воспитывать у учащихся интерес к русскому языку.

Задачи проекта:

  • Научить самостоятельно находить сведения по теме;
  • Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно;
  • Научить пользоваться компьютером для составления презентаций.

Гипотеза: Морфемика и Словообразование является одним  из важных разделов, так как его освоение совершенствует у школьников орфографические навыки. Многие орфографические правила прямо опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять их смысл, надо хорошо знать состав слова, его строение, уметь находить части слов и точно определять границы между ними.

Время проведения: 2 урока

Тип проекта: краткосрочный

Метод исследования:

 Обучающиеся делятся на 5 групп:  

1 группа- «Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова?»

2 группа- «Однокоренные слова или формы одного и того же слова?»

3 группа- «Как правильно разобрать слово по составу?»

4 группа и 5 группа- «Как и с помощью чего образуются слова в русском языке?»

 

Вид работы и сроки

1 группа

 

2 группа

 

3 группа

 

4 группа

 

5 группа

1 урок Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

Ученики продумывают пути проведения своих исследований, о том, как будут оформлены результаты исследования.

Самостоятельная работа

Составление презентации «Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова?»

Составление презентации «Однокоренные слова или формы одного и того же слова?»  

Составление презентации

«Как правильно разобрать слово по составу?»

Составить список морфем, к которым можно сделать рисунки, иллюстрирующие их значение

Подобрать  или сделать самостоятельно рисунки, которые можно использовать при повторении морфемного анализа слов

2 урок Защита работ

Итог: «Почему важно изучать Морфемику и Словообразование в школе?» (по итогам выступлений)

 

 

Тема проекта: «Экслибрис - вид изобразительного и книжного искусства»

  В своей основе книжный знак,              ex libris, - это выявление любви и уважения к книге. Это сгусток мыслей и чувств, посвященных книге

 А.А. Сидоров

Цель:

 Познакомить учащихся с экслибрисом, историей создания и развития экслибриса, видами экслибриса.

Задачи проекта:

  • Учить рисовать экслибрис на заданную тему.
  • Рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей.
  • Объяснять, почему изобразительное искусство – особый образный язык.
  • Участвовать в выставке творческих работ.

Гипотеза: 

Время проведения: 2 урока

Тип проекта: краткосрочный

Метод исследования:

 Обучающиеся делятся на 5 групп:  

1 группа- Подготовить устный рассказ об экслибрисах.

2 группа и 3 группа - Найти в Интернете  или в библиотеке репродукции картин художников, упомянутых в одном из текстов учебника "Русский язык 5 класс" под редакцией А.Д.Шмелева. Подготовить постер: наклеить скопированные или сфотографированные иллюстрации, сделать подписи, указав название картин, фамилию и инициалы художника. Собрать информацию о сделанных ими экслибрисах.

 4 группа  - Нарисовать  экслибрис для   школьной библиотеки, составить его описание.

 

Вид работы и сроки

1 группа

2 группа

3 группа

 

4 группа

 

1 урок Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

Ученики продумывают пути проведения своих исследований, о том, как будут оформлены результаты исследования.

Самостоятельная работа

Презентация:

1. Определение экслибриса (словарная статья).

2. Где впервые в Европе появились экслибрисы?

3. Почему изучают экслибрисы?

4. Виды экслибриса.

5. О художниках экслибрисов.

Презентация постера

Презентация постера

Представление экслибриса для   школьной библиотеки,   его описания.

2 урок                          Защита работ

Итог: Экслибрис - это выявление любви и уважения к книге.

Тема проекта: «Диалектные слова – тайна народа»

Диалектные слова - это то, что не даёт русскому языку перестать быть русским….

Г.В.Руделёв

Цели проекта: собрать диалектные слова и выражения нашей местности; выявить  диалектные особенности языка, к каким говорам относится местный диалект; учиться работать с информацией.

Задачи проекта:

  • создать словарик местных диалектных слов и выражений;
  • познакомиться с историей и географическим расположением Иркутской области как особенностью местной речи;
  • вырабатывать умение добывать нужную информацию в процессе диалога, консультации, чтения дополнительной литературы;
  • учиться работать с Интернет-ресурсами;

Гипотеза: жители нашей местности являются носителями особого диалекта русского языка.

Время проведения: первое полугодие: сентябрь-декабрь

Тип проекта: долгосрочный

Метод исследования:

 Обучающиеся делятся на 4 группы: историки, географы, лингвисты, этнографы.

Вид работы и сроки

1 группа

Историки

2 группа

Географы

3 группа

Этнографы

4 группа

Лингвисты

Сентябрь-ноябрь

Изучают историю местности, особенности местного поселения    Берут консультации у учителей истории, работают с библиотекарями, родителями. Получают информацию из Интернета.

Изучают историю местности, особенности местного поселения    Берут консультации у учителей истории, работают с библиотекарями, родителями. Получают информацию из Интернета.

Изучают малые жанры местного фольклора, этнические особенности говоров. Берут консультации у учителей литературы, истории, географии, работают с библиотекарями, родителями. Получают информацию из Интернета.

Собирают диалектные слова, выявляют особенности диалекта.

Берут консультации у учителей русского языка, работают с родителями. Получают информацию из Интернета.

Декабрь

Обобщают материал, готовят краткий письменный отчёт, фотографии и презентацию

Обобщают материал, готовят краткий письменный отчёт, фотографии и презентацию

Обобщают материал, готовят краткий письменный отчёт в виде записи малых жанров местного фольклора.

Обобщают материал, готовят краткий письменный отчёт в виде словарика местных диалектов.

Конец декабря - проведение конференции

Выступление, презентация

Выступление, презентация

Выступление, презентация, рукописное издание  

Выступление, презентация и словарик диалектных слов

Критерии оценки проекта ( по 4-балльной системе):

1. Грамотность

-  Грамматика.

Учащиеся должны оценивать правильность использования определенных грамматических структур, изучаемых в рамках данной темы  

-  Лексика.

Необходимо грамотно использовать слова и выражения, изученные в данной теме. Например, названия школьных предметов, дней недели и т. д.

-  Фонетика.

Умение правильно произносить слова и предложения (звуки, интонация и т.д.)

2. Логичность.

Здесь необходимо напомнить детям, как логически правильно выстраивать защиту проекта, то есть сначала назвать тему проекта, затем цель и т. д.

3. Соответствие проекта теме, целям и задачам.

Оценивание этого критерия может вызвать у многих учащихся сложности. Уже на начальном этапе детей необходимо учить четко понимать тему, различать цели и задачи.

Качество представленного материала.

4. Эстетика и грамотность проекта.

Нужно объяснить учащимся, что проект должен быть оформлен аккуратно, эстетично, отвечая художественным требованиям. В проекте не должно быть лексических и грамматических ошибок (или их количество сведено до минимума), то есть учащимся необходимо тщательно проработать письменный тест на этапе выполнения проекта.

 5. Работа в группе.

Оценивается вклад каждого учащегося в работу над проектом и умение работать в группе, в коллективе.

Итог работы каждого ученика считается по формуле:

 общее количество баллов/кол-во критериев = средний балл.

Эту графу ребята могут заполнять, задавая дополнительные вопросы группе, чтобы яснее представить роль каждого участника проекта.

  Все вышеперечисленные критерии закладываются в 4-х-бальную систему   так как она поможет учителю выставить отметку каждому ученику без особых сложностей, а у ученика такая система не вызовет затруднений:

Таблица №3.

Оценка работы

Критерии оценивания

Количество ошибок

Высокий уровень

Выполнено хорошо в полном объеме

1 - 2 ошибки

Хороший уровень

Выполнено хорошо, но есть ошибки

3 - 4 ошибки

Достаточный уровень

Выполнено не достаточно хорошо

5 - 6 ошибок

Низкий уровень

Не выполнено

Более 6 ошибок

По окончании презентации ученики всех групп анализируют проект, комментируют его, заносят результаты в оценочный лист (таблица № 1). Учитель, соответственно, выставляет баллы в свой оценочный лист (таблица №2). Затем сводит все результаты в таблицу №3.

Таблица №1(для ученика)

Ученик / критерии

Ученик 1

Ученик 2...

Самооценка

Итог

1. Грамотность

2. Логичность.

3. Соответствие проекта теме, целям и задачам.

4. Эстетика и грамотность проекта.

5. Работа в группе.

Таблица №2 (для учителя)

Ученик / критерии

Группа 1

Итог

Группа 2

Итог

Ученик 1

Ученик 2...

Ученик 1

Ученик 2...

1. Грамотность

2. Логичность.

3. Соответствие проекта теме, целям  и задачам.

4. Эстетика и грамотность проекта.

5. Работа в группе.

Объективность оценивания будет полной при условии трех составляющих критериев оценивания:

  1. Оценка учителя.
  2. Оценка учащимся других учащихся.
  3. Самооценка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценивания проектной деятельности учащихся.

Критерии оценивания таких работ над проектом как публикация и презентация.Подробная инструкция по каким параметрам оценивается такой вид работы....

Критерии оценивания проектной деятельности по математике в старшей школе (статья)

Статья посвящена актуальному вопросу методического обеспечения проектной деятельности в старшей профильной школе на примере отбора и конструирования критериев оценки проектной деятельности обучающихся...

Статья на тему: "Критерии оценивания проектной деятельности на уроках биологии".

В статье показаны  критерии для оценивания проектной деятельности, которые учащиеся используют при защите проектов. Учащиеся самостоятельно проводят оценку презентаций своих проектов, которые в г...

Критерии оценивания проектной деятельности

Оценивание индивидуальных проектов...

Критерии оценивания проектных работ

Критерии оценивания проектных работ...