Работа с комплексным анализом текста при подготовке к ЕГЭ средствами учебника
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Гендунова Светлана михайловна

Комплексная работа с текстом в течение всего учебного года позволяет вести постепенную подготовку к заданиям творческого характера. Для девятиклассников особое внимание уделяю текстам публицистического стиля, содержание которых служит и основой изложений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с комплексным анализом текста при подготовке к ЕГЭ средствами учебника

Анализ результатов экзаменов показывает, что именно комплексная работа с текстом является надежным средством подготовки к итоговой аттестации. Ошибки в выполнении заданий прежде всего связаны с тем, что некоторые учащиеся, читая текст, не всегда глубоко понимают содержание текста. Это ведет к затруднениям, которые связаны с такими понятиями, как стиль, тип речи, средства связи между предложениями в тексте, средства художественной выразительности. Более трудным становится задание написать сочинение на основе прочитанного текста. Возможно, глубоко понять текст поможет составление тезисного плана, в котором коротко фиксируются основные положения текста. Например, к тексту упражнения 76 (9 класс, учебник Бархударова) можно составить такой тезисный план:

  1. Комедия «Горе от ума» держится особняком в русской литературе
  2. «Горе от ума» – комедия, которая никогда не утратит свою жизненность, в отличие от других произведений
  3. «Лагерь Фамусова» и Чацкий
  4. Без Чацкого в произведении не было бы борьбы нравов
  5. «Мильон терзаний» - то, что Чацкий получил как результат своей борьбы
  6. Исполнение комедии на сцене

Комплексная работа с текстом в течение всего учебного года позволяет вести постепенную подготовку к заданиям творческого характера. Для девятиклассников особое внимание уделяю текстам публицистического стиля, содержание которых служит и основой изложений (например, текст упражнения 126): Образ Чацкого восходит сразу к нескольким известным лицам того времени. Среди них первый - Вильгельм Кюхельбекер, друг Пушкина и самого Грибоедова. Именно его манера «витийствовать» перед теми, кто слушает, но не слышит, перешла к грибоедовскому герою. Выступая против «пансионов, школ, лицеев», Хлёстова и княгиня как будто перечисляют все учебные заведения, где Кюхельбекер обучался или преподавал.

Фамилия героя созвучна фамилии не менее известной личности того времени – Петра Яковлевича Чаадаева. Всего несколько лет пройдет, и Чаадаев будет объявлен сумасшедшим. Грибоедов словно предвидел его «мильон терзаний».

Трагедия Чацкого перекликается с трагедией Байрона, которого общество изгнало из Англии, как Чацкого из Москвы. Горечь мыслителя и боль поэта достались герою Грибоедова.

Не менее важна близость автора и героя. В известном смысле «Горе от ума» - эпизод из жизни самого Грибоедова, а он сам – прототип Чацкого.

Александр Андреевич Чацкий – главный герой знаменитой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий мыслит свободно и не придерживается правил, навязываемых ему старшим поколением. Он становится противником общества, где главными ценностями являются деньги, чины и социальный статус. Чацкий призывает изменить образ жизни, уйти от консерватизма и старого уклада, но его мысли всеми воспринимаются как сумасшествие.

Подготовка к изложению: озаглавить текст (Как появился Чацкий), составить план текста:

1.Один из прототипов Чацкого – друг Грибоедова и Пушкина – Вильгельм Кюхельбекер

2. Фамилия Чацкого перекликается с фамилией современника Грибоедова Чаадаева

3.В трагедии Чацкого отражена судьба Байрона

4.Автор «Горе от ума» - прототип Чацкого

При выполнении данного упражнения повторяем текущий материал: сгруппировать сложные предложения по видам, составить их схемы, определить типы придаточных.

Комплексная работа с текстом включает элементы филологического, лингвистического, речеведческого, лингвостилистического анализа, задания по лексике, синтаксису, работу по орфографии и пунктуации, а также подготовку к устному собеседованию, изложению и сочинению.

Работа с текстом включает работу с духовно формирующим лексическим материалом, текстом нужной направленности и глубины, отбор текстов позволяет создать на уроке развивающую речевую среду. Кроме этого, тексты учебника соотносятся с темами итогового сочинения. Комплексный анализ текста позволяет сформировать навыки работы с текстом и самостоятельно создавать тексты по прочитанному тексту, на заданные темы. Одним словом, такая работа с текстом позволяет формировать предметные, метапредметные и личностные результаты. Пример: отрывок из статьи В. Лакшина «Берега культуры»: Есть великий девиз, известный со времен древних и особенно любимый Львом Толстым: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет». Я не пророк, чтобы рисовать ситуацию, в какую мы попадём вследствие эволюции нашей политической жизни, но точно убеждён: пока живо человечество, пока жив народ, пока живы люди на этой земле – какая-то часть из них, и не самая плохая, будет интересоваться литературой и искусством. Поэтому, пока есть силы, пока есть возможности, пока что-то еще можно придумать, надо делать свое дело, как минимум просвещать людей, а там пусть будет, что будет.

Меня, наверное, можно назвать и оптимистом, хотя это и не значит, что я фатально верю в добрый исход…

Говорят, ученые в текущем году отметили дальнейшее истончение озонового слоя над Землей. Над нашей частью планеты особенно наглядно истаивает и без того тонкий озоновый слой культуры. Перераспределяется национальное богатство, провозглашается приоритет власти денег перед нравственными регуляторами, любыми видами духовной власти.

…Пессимистический взгляд на вещи заранее парализует возможность достижения результата; оптимистический же взгляд дает возможность двоякого исхода: или победы, или поражения. Поэтому я действительно оптимист. По другому древнему изречению, три загадки волнуют человека. Какое самое важное время? Какой самый важный человек? И какое самое важное дело? Ответ такой: самое важное время – это твое настоящее, самый важный человек – это тот, с кем ты имеешь дело сейчас, а самое важное – делать добро. Вот и все.

Если каждый будет делать, что должно, верный заветам совести и долгу профессии, рано или поздно душа народа неизбежно оживет, разморозится и, как следствие, пойдет на подъем культура.

Задания к тексту

  1. Определите тему, основные мысли текста. Как вы относитесь к позиции автора? (Задание 27::К1, К3)
  2. Докажите, что это текст публицистического стиля. (Задание 22)
  3. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами? (Задание 25)
  4. Объясните значение слов эволюция, ситуация, девиз, изречение, приоритет. (Задание 2)
  5. В каких значениях употребляется в тексте многозначное слово культура? (Задание 2)
  6. Какие слова употребляются в переносном значении? (24)
  7. Какие антонимы используются в тексте? Какова их роль? (24)
  8. Составьте схему последнего предложения. (Тестовая часть ЕГЭ, пунктуация)
  9. Объясните орфограммы и пунктограммы. (Тестовая часть, задания 9-15, 16-21)
  10. Напишите сочинение в формате ЕГЭ

Как раскрыть тему сочинения? Выбираем вариант, как можно начать текст:

С предложения, чётко формулирующего тезис (обычно это двусоставное предложение, в котором оба главных члена выражены именами существительными)

С вопросительного предложения (в том числе риторического вопроса)

С назывного предложения

С предложения, включающего цитату и другие виды вступления.

Когда удачно написано начало сочинения, полезно прочитать то, что уже написано, вслух, чтобы ощутить интонацию текста, его звучание. Это поможет почувствовать «изначальный звук», которому нужно оставаться верным при выражении своих мыслей, чувств. Важно использовать возможности, которые даёт порядок слов, обеспечивая движение мысли «от известного – к новому». Главное, чтобы учащиеся помнили, что сочинение – это творческая работа, которая помогает каждому выразить себя как личность, проявить через слово свою индивидуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обучение комплексному анализу текста при подготовке к ЕГЭ"

Данный урок может быть проведен при обучении школьников комплексному анализу текста....

Реферат "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов"

Обобщение педагогического опыта по теме "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции"...

Обобщение опыта работы по комплексному анализу текста

Методические разработки уроков, тексты и задания к ним, методические рекомендации по работе с текстом на уроках русского языка и литературы...

Выступление по теме "Комплексный анализ текста при подготовке учащихся 9 класса к написанию изложения и сочинения"

Работа над изложением связана со всеми сторонами языка, с развитием логического мышления, содействует развитию навыков самостоятельного изложения мыслей в связной форме, обогащению  словаря и зак...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Комплексный анализ текста при подготовке к ЕГЭ»

Форма урока:  урок с использованием информационных технологийТип урока:  закрепление  изученного  материала.Технология:  РКМЧП  Цель урока: формирование коммун...

Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста (обобщение опыта работы).

Современный ученик, не осознавая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их. Тексты буквально преследуют его: реклама с экрана телевизора и на улице, информация по радио, статьи ...

«Комплексный анализ текста при подготовке к ЕГЭ».

данная разработка поможет учащимся развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение ра...