Урок русского языка в 5 классе "Туристический поход по дорогам грамматики"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Язинцева Ирина Александровна

Повторение изученного по теме "Лексика", развитие орфографической зоркости и выявление смысловой роли знаков препинания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

"Туристический поход по дорогам грамматики"

Автор:

Язинцева Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Мещеринская общеобразовательная средняя школа № 1»

Ступинского муниципального района

Московской области

Тип урока

Повторение изученного по теме «Лексика»

Технологии

ИКТ, игровые

Цель

Комплексное повторение изученного в разделе лексика;

совершенствование навыков грамотного письма с использованием компьютерных технологий;

развитие языкового чутья, орфографической и пунктуационной зоркости;

воспитание любви к родному языку.

Организация

пространства

Фронтальная работа

Туристический поход по дорогам грамматики

Цели урока:

- комплексное повторение изученного в разделе лексика;

- совершенствование навыков грамотного письма с использованием компьютерных технологий;

- развитие языкового чутья, орфографической и пунктуационной зоркости;

- воспитание любви к родному языку.

Оборудование:

- карта, на которой названия пунктов открываются по мере выполнения заданий;

-  компьютеры;

- эмблемы

- фонограмма песни «У похода есть начало».

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя.

(Звучит песня «У похода есть начало».)

- Как вы уже догадались, сегодня мы вновь идем с вами в поход по дорогам Грамматики. Этот маршрут мной выбран не случайно. Как поется в песне, «мы прошли дорог немало, но огромен белый свет». Целью нашего похода будет проверка знаний, умений и навыков грамотного письма, развитие орфографической зоркости и выявление смысловой роли знаков препинания в тексте. Теперь, чтобы подготовленными выйти в поход, нам необходимо собрать вещи. А поможет нам в этом компьютер.

  1. Компьютерный словарный диктант.

- Умение обосновывать выбор орфограмм в словах имеет решающее значение для овладения орфографической грамотностью. Перед вами компьютерная программа тренажер на вставку пропущенных букв-орфограмм.

        Б_нокль, сп_ртивный, к_стюм, м_ршрут, рю_зак, фотоап_арат, п_латка, к_стер,  пр_визия, во_зал, к_телок, г_рбарий, кор_екция, шо_се, кара_каться.

- Над какими видами орфограмм вы работали?

(Правописание непроверенных гласных и согласных в корне слова.)

  1. Игра «Замени одним словом, или Что скрывается за перифразом?».

- Итак, мы вышли из города «Непроверяемых гласных и согласных в корне слова», теперь посмотрим на нашу карту. Мы подошли к какому-то мостику. Чтобы узнать его  название, давайте поиграем в игру «Замени одним словом».

(На экран проецируется текст, подчеркнутые выражения необходимо заменить одним словом. Исправленный текст записывается в тетради.)

Туристы целых шестьдесят минут шли по густому частому лесу. Они пробирались сквозь заросли дикой розы с ярко-красными ягодами и совсем выбились из сил. Решили сделать привал, разожгли костер. Над огнем повесили сосуд с ручкой и носиком для кипячения водя или заваривания чая и отправились к реке на рыбалку. Туристы поймали хищную рыбу с острыми зубами, из которой затем сварили уху. Пообедав, они выпили полезный напиток из лесных трав и отправились дальше.

Слова для справок: чай, час, щука, чаша, чайник, шиповник, чащоба

- Над какой орфограммой мы работали? (Правописание и, у, а после шипящих.)

4. Физкультминутка.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

  1. Поляна синонимов и антонимов.

- Мы успешно преодолели мостик «Правописание гласных и, у, а после шипящих» и вышли на поляну. Здесь мы ненадолго задержимся и выполним ряд заданий. На доске записан текст, прочитайте его и выпишите синонимы.

Путешественник, напрягая последние силы, прокладывает себе путь среди непроходимых лесных зарослей. Трудная дорога; на каждом шагу бесстрашного исследователя этих дремучих дебрей подстерегает смертельная опасность.

(Г. Скребицкий)

Пары синонимов:

путешественник, исследователь;

заросли, дебри;

непроходимые, дремучие.

- Что такое синонимы?

- Могут ли быть однокоренные слова синонимами?

-Чем отличаются синонимы друг от друга?

- С какой целью употребляются синонимы в речи?

- Как называются слова с противоположным лексическим значением?

- Я предлагаю вам игру «Отгадай, что это».

Я антоним к лову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

И зовут меня… (прохлада).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь….(тишина).

- Вы правильно определили антонимы, запишем антонимичные пары: зной – прохлада; шум, стук – тишина.

-Теперь мы приближаемся к какой-то деревне. Интересно, что нас там ждет?

  1. Смысловая роль знаков препинания.

- В этой деревне живут странные жители, все у них шиворот-навыворот. Давайте посмотрим на экран компьютера и прочитаем стихотворение о горькой судьбе селян.

Едят там вилками компот

там пьют из чашек бутерброд

из хлеба с сыром там котлеты

из мяса свежего конфеты

с начинкой сладкой суп с фасолью

в тарелках все там варят с солью.

В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поет синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поет салфетки

там на столе лежат коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки

всегда содержатся в порядке.

(С. Бондаренко)

- Как вы думаете, в чем проблема местных жителей?

Пунктуационная небрежность, неточность создают затруднения для понимания смысла предложения, поэтому знаки препинания имеют не только разделительное, выделительное значения, но и играют смысловую роль в предложении.

- Вам нужно щелкнуть курсором в том месте, где вы считаете необходимым поставить запятую. Когда вы закончите расстановку знаков препинания, найдите на клавиатуре кнопку F7, и компьютер сам проверит правильность вашего выбора. Если вы ошиблись, то строка будет подчеркнута красной линией и вам придется устранить недочет.

- Мы помогли установить порядок, но нам нужно двигаться дальше.

  1.  Синтаксическая роща. Игра «Найдите ключевую фразу».

- Запишите под диктовку предложения:

Грамота не болезнь – годы не уносит.

Учить дураков – не жалеть кулаков.

Семейный котел всегда кипит.

Где родился, там и пригодился.

- Из первого предложения возьмите имя существительное, выступающее в роли подлежащего, поставьте его в форму дательного падежа единственного числа, полученное слово запишите. (Грамоте.)

- Из второго предложения возьмите глагол в неопределенной фрме, выступающий в роли подлежащего, присоедините к нему постфикс –ся, полученное слово запишите. (Учиться.)

- из третьего предложения выпишите наречие, выступающее в роли обстоятельства. (Всегда.)

- Из  четвертого предложения возьмите второй глагол, выступающий в роли сказуемого, поставьте его в форму будущего времени единственного числа, 3-го лица, запишите его. (Пригодится.)

- Какая пословица у вас получилась?

(Грамоте учиться – всегда пригодится.)

- Вот и закончился наш турпоход по дорогам Грамматики. (Звучит песня «У похода есть начало».)

  1. Итог урока. Рефлексия
  2. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Историческая грамматика на уроках русского языка и литературы в средней школе"

Данная работа представляет собой материалы по вопросу изучения исторической грамматики на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе.Эта тема представляется мне достаточн...

Урок русского языка в 5 классе Урок-путешествие МЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ПОХОД ПОВИДАТЬ ГРИБНОЙ НАРОД Тема: морфемика, морфемный разбор слова.

Урок-обобщение по теме "Морфемика". Для закрепления изученного материала используется материал загадок и стихотворений о грибах. На уроке одновременно повторяются орфографические и пунктуационны...

Урок русского языка в 9 классе "Знатоки грамматики", СКОУ VIII вида

Урок проводится в конце учебного года после изучения всех частей речи...

Урок русского языка в 5 классе "Веселая грамматика"

Урок русского языка в 5 классе проводится в рамках предметной недели. Содержит задания, свзанные с орфографией, этимологией. Сопровождается презентацией....

Интегрированный урок русского языка и геометрии "Без слов и грамматики не учат математике"- презентация

Интегрировонный урок в математическом классе по теме" Предлоги и союзы"...