Тема: Слитное и раздельное написание не с наречиями на -О и -Е
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -О и -Е

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -О и -Е»

Цель: Познакомиться с правилами написания НЕ с наречиями

Задачи:

образовательные: 1) ознакомить учащихся с закономерностями слитного и раздельного правописания наречий;

 2) формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;

3) учить отличать наречия от сочетаний именных частей речи;

развивающие: развитие внимания, памяти, аналитического мышления, навыков связной речи;

воспитательные:  1) формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала;

2) формирование таких качеств личности, как толерантность, способность к диалогу.

Тип урока: урок усвоения нового материала

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний

1) проверка д/з.

2) фронтальный опрос:

  • Не с существительными всегда пишется слитно. (Нет).
  • Не пишется раздельно с существительными и прилагательными, если в предложении есть противопоставление с союзом а. (Да).
  • Не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно. (Да). Дополните это утверждение.
  • Не пишется раздельно с краткими причастиями, а также с полными, если при них есть зависимые слова или противопоставление с союзом а. (Да).
  • Не пишется с прилагательными слитно только в том случае, если они не употребляются без не. (Нет). А когда еще не с прилагательными пишутся слитно?
  • Не с прилагательными, стоящими после слов-отрицаний, пишутся слитно. (Нет), Назовите слова-отрицания.

3. Работа по теме урока.  

1) формулировка темы и целей урока

Чтобы перейти к следующей теме, выполним небольшое упражнение

 Даны слова на одну орфограмму. Вам нужно распределить их по принадлежности к той или иной части речи (Правописание НЕ с разными частями речи)  :

(Не)аккуратный человек; отнюдь (не)ясный ответ; далеко (не)верно; (не)ряха; (не)пришел; (не)уклюжий; (не)былица; (не)правда, а ложь; (не)грамотно; (не) законченная художником картина; (не)лепо.

Прилагательные

существительные

глаголы

- какие слова вы не выписали? Почему? (наречия, т.к. мы еще не изучали правописание с частицей НЕ)

- сформулируйте тему урока? (Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями)

- какие цели поставим? (узнать, при каких условиях частица НЕ с наречиями пишется слитно, а при каких условиях – раздельно).

- вспомним , как пишется  НЕ с разными частями речи:

1. С прилагательными

Слитно:

  1. Не употребляются без НЕ: ненастный ненавидимый; 
  2. если можно подобрать синонимы: нелживый (правдивый)

Раздельно:

  1. Если есть противопоставление с союзом А: Не большой, а маленький.

2. Если к прилагательным относятся слова: ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ:

Нисколько не интересная книга.  

2. С существительными

Слитно:

1. если слово не употребляется без НЕ: неряха;

2. если существительное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением: неправда = ложь.

Раздельно: если в предложении есть противопоставление с союзом А: не правда, а ложь. 

3.С глаголами, причастиями и деепричастиями?

НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляется.

С причастиями раздельно: с краткими причастиями (не закончено); с полными причастиями, если есть зависимые слова или противопоставление с союзом А : Не закончившаяся вовремя работа

С причастиями слитно пишется в том случае, если причастие без НЕ не употребляется (недоумевающий взгляд); если при них нет зависимых слов и нет противопоставлений с союзом А : незакончившаяся работа

- Какую общую закономерность вы заметили при правописании НЕ с прилагательными, существительными и глаголами? (слитно пишется всегда, если не употребляется без НЕ; раздельно, если есть простивопоставление с союзом А)

-Хорошо, молодцы!

2) формулировка правила:

- Запишите наречия:   Неплохо, недалеко, неграмотно, небрежно, нелепо, неожиданно

Далеко не верно, нисколько не интересно, вовсе не громко, поступил не хорошо, а плохо.

- Какую закономерность вы заметили?  ( правописание НЕ с наречиями похоже на правописание НЕ с прилагательными)

Алгоритм:

Слитно:

-  если наречие с НЕ можно заменить синонимом, а также если слово без НЕ не употребляется : нелепо=глупо, неожиданно

Раздельно:

- если к наречию относятся такие слова, как: далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не, никогда не; если есть противопоставление с союзом А : вовсе не громко;  поступил не хорошо, а плохо.

4.Орфографическая игра.

- Составьте новые слова из первых букв перечисленных мною слов (устно):

  • бамбук, лошадь, идея, заря, крик, окрошка (близко);
  • нанимать, игрушка, зеркало, краски, оценка (низко);
  • тигр, импульс, хитрость, оракул (тихо).

- Составьте новые слова из вторых букв перечисленных мною слов (письменно):

  • смотреть, мел, одолеть, улитка, мешок, антрекот, антенна, дом (медленно);
  • опора, слух, пони, охранять, море (плохо);
  • смена, заяц, уловка, комок (мало).

- Слова какой части у нас получились? (Наречия).

- Запишите к каждому наречию синоним с НЕ:

  • близко – недалеко;
  • низко – невысоко;
  • тихо – негромко;
  • плохо – нехорошо;
  • медленно – небыстро;
  • мало – немного.

5.Итоги урока

- Выберите из текста слова с НЕ в два столбика: пишется слитно, пишется раздельно.

1. Мы приняли в дар блистательный и (не)слыханно богатый язык наших классиков, и наш священ...ый долг – сберечь это достояние. 2. Рассказать красоту этого многодневного снежного царства (не) возможно. 3. (Не) раз мы видели оставлен...ые тюки товаров, (не)известно кому принадлежащие, никем (не)охраняемые . 4. Было (не)понятно, как в густом лесу, двигаясь почти на ощупь, люди найдут свое место в горах и приготовятся к бою . 5. К счастью, до ближайшей охотничьей избушки осталось, повидимому, совсем (не)далеко . 6. (Не)теряя ни минуты и в душе радуясь, мы без устали рубили хвою .            7. Сумерки сгущались медленно, почти (не)заметно для глаза . 8. (Не)торопясь идя по шоссе, Сергей (не)отступно глядел на этот волшебный пожар .

6.Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок взаимного обучения учащихся по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е» (7 класс)

ЦЕЛЬ: формирование навыка написания НЕ с наречиями в занимательной нетрадиционной форме в результате групповой работы над материалом....

Тема: Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е

Цели: закрепить умение слитного и раздельного написания наречий, отработать навыки морфологического разбора, умение образовывать сравнительную и превосходную степени наречий, употреблять наречия...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему :" Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О, Е"

Цель урока:1. Образовательная: повторить правописание НЕ с разными частями речи; сформировать умение написания НЕ с наречиями на О, Е.2. Развивающая: развивать навыки грамотного письма, умение аргумен...

Дидактический материал по теме "Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е"

Чтобы выяснить, как следует писать «не» с наречиями на «о», «е», слитно или раздельно, применим правило орфографии о написан...

Практикум по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е"

В материале-практикуме содержится пять заданий практического характера на выявление уровня обученности учеников по данной теме....