Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненное предложение"
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Антонива Наталья Ивановна

Предмет: Русский язык

Тема урока: Сложноподчиненное предложение (§ 13)

Тип урока: урок развивающего контроля.

Ц е л ь: формирование умений распознавать и разграничивать виды сложноподчинённых предложений с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной; моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложения разных видов, использовать синтаксические синонимы сложноподчинённых предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/node/add/book-s32.41 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Тема урока: Сложноподчиненное предложение (§ 13)

Тип урока: урок развивающего контроля.

Ц е л ь: формирование умений распознавать и разграничивать виды сложноподчинённых предложений с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной; моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложения разных видов, использовать синтаксические синонимы сложноподчинённых предложений.

Прогнозируемые результаты

личностные:

  • учить проверять себя;
  • учить давать оценку своим действиям;
  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные:

  • учить анализировать и выделять общее;
  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

предметные:

  • вспомнить понятие сложные союзные сложноподчиненные предложения;
  • дать уточненное определение термина «сложноподчиненное предложение», «придаточное»;
  • учить распознавать и разграничивать виды сложноподчинённых предложений с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной

знаково-символические действия

  • моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложения разных видов,
  • использовать синтаксические синонимы сложноподчинённых предложений.

Дидактические средства: учебник, тетради, конверты с карточками предложений для групповой работы.

Оборудование: цветные стикеры, цветные шаблоны терминов и предложений для групповой работы, макеты грамматической основы, плакат «Интеллект-карты».

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Словесное приветствие.

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

- Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Добрый день!

- Вы готовы к нашему уроку?

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

 

Интерактивная игра «Поделись позитивом».

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут.

- Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь и пожмите руку, обнимитесь и т.д.

Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами.

Создать позитивное настроение.

Актуализация знаний

Постановка учебной задачи

Минутка орфографии (фронтально)

- На странице 56 выполняем орфографическое задание

Самостоятельно выполняют задание О.

Личностные:

проявлять старательность.

Метапредметные:

правильно вставлять пропущенные орфограммы.

Предметные:

правильное написание орфограмм

Словарный работа (фронтально)

Давайте проверим вашу работу. Разбейтесь по парам. Прием взаимообучения.

Учащиеся по очереди объясняют остальным членам группы часть слов.. Остальные могут задавать вопросы, требовать уточнений и пояснений. Потом учащиеся меняются ролями.

Личностные:

контролируют свои действия.

Предметные:

запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы.

Развивать грамотность, орфографичес-кую зоркость.

Грамматическая разминка (фронтально). Создание интеллект-карты

Проводит беседу.

Контролирует правильность ответов учеников

- По количеству грамматических основ предложения бывают…

- В простых предложениях…

- В сложном предложении …

- Сложные предложения делятся на….

- Союзные делятся на ….

- Равноправны по отношению друг к другу части у…

Неравноправные части у …

Одна часть у СПП называется …

Она …(задает вопрос)

Другая часть называется придаточной (зависимой).

Она …(отвечает на вопрос)

Назовите виды ССП. А как вы думаете у СПП есть виды?

Дают ответы на вопросы.

Составляют интеллект-карту на доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметные:

развитие словарного запаса, устной монологической речи.

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Предметные:

повторяют знания о сложном

предложении

Развивать речь детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализировать знания детей о сложном предложении

Формулирование темы и целей урока (фронтально)

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. Готовит детей к формулированию темы и цели урока

- Ребята, чему  же мы сегодня должны научиться? Как вы считаете,  какая тема нашего урока?

- Какие новые знания мы должны получить сегодня на уроке? 

 Личностные:

 интерес к новому.

интерес к способу решения и общему способу действия.

Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действие в соответствии с ней

Актуализировать знания детей о сложноподчиненном предложении

Объяснение нового материала

 В СПП виды придаточных определяются по вопросу, который задает главное предложение к придаточному. А теперь обратите внимание на доску. Давайте прочитаем предложения.

Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей (каких людей?), которые любят и умеют работать. (Максим Горький)

Я сказал мальчикам (что сказал?), что заблудился. (И.С. Тургенев)

Все молчали (зачем все молчали?), чтобы расслышать шорох цветов. К.Г. Паустовский)

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Актуализировать знания учащихся о видах сложноподчиненного предложения

Что напоминают вам вопросы каких? что? куда?

 СПП придаточные так и называются: определительное обстоятельственное и изъяснительное (или дополнительное) Изъяснять – дополнять, пояснять. Придаточное определительное относится в главном предложении к слову…и т.д.

Вопросы второстепенных членов предложеия (перечисляют)

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Первичное закрепление и реализация полученных знаний

 Конструирование предложений

Прием «Подводящий диалог.

»

Постройте СПП, подобрав к каждому главному соответствующее придаточное.

- В каждом предложении выделите грамматическую основу, покажите смысловую и грамматическую связь частей

На доске записаны главные предложения. У учащихся, разделенных на группы конверт с придаточными. Учащиеся подбирают придаточное,наклеивая к главному. Выделяют ГО и союзы и союзные слова. Задают вопросы

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Предметные:

повторяют знания о сложноподчиненном

предложении

Продолжение составления Интеллект-карты

Обратите внимание на вопросы придаточных частей. Что они вам напоминают?

На вопрос какой? отвечает определение, значит и придаточное определительное, на вопрос…

Дети отвечают, что вопросы как у второстепенных членов предложения.

Предметные:

формирование умений распознавать и разграничивать виды сложноподчинённых предложений с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Упражнени79

.

Выполняют письменно упражнение

Предметные:

формирование умений распознавать и разграничивать виды сложноподчинённых предложений с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной

Составление предложений по  схемам. Упражнение 82.

Используя слова нашего орфографического упражнения, составьте сложноподчиненное предложение по схемам.

Составляют и записывают предложения.

Личностные

сформированность учебных мотивов.

 стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

Развитие умений моделировать по заданным схемам сложноподчинённые предложения разных видов.

Давайте теперь выполним упражнение 81

Выполнение упражнения 81.

Совершенствование умения читать и понимать текст, выполнять разноаспектный анализ текста.

Домашнее задание

упражнение 80, на странице 56 выучить правило

Рефлексия

Прием «Анкетирования» -

облако "тегов", которые необходимо дополнить

на интерактивной доске выводим слайд, где указаны варианты:

o        сегодня я узнал...

o        было трудно…

o        я понял, что…

o        я научился…

o        я смог…

o        было интересно узнать, что…

o        меня удивило…

o        мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и устно заканчивает их.

расширить фоновые знания учащихся, направленные на овладение различными приёмами работы с информацией текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Урок русского языка 5 класс. Второстепенные члены предложения и здоровый образ жизни.

    Предлагаю разработку урока русского языка для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Урок русского языка 5 класс Однородные члены предложения

Урок изучения и закрепления материала...

Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс

Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины....