Открытый урок по теме "Виды придаточных в сложноподчиненном предложении", русский язык, 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Шаритдинова Гульемеш Азаматовна

Цели урока:

Обучающая: обобщение и систематизация материала по теме "Сложноподчиненное предложение".

Развивающая: совершенствование навыков определения видов придаточных предложений и способов связи в них.

Воспитывающая: совершенствование навыков культуры устной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.17 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме "Виды придаточных в сложноподчиненном предложении"

Учитель: Шаритдинова Гульемеш Азаматовна

Предмет: Русский язык

Класс: 9

Цели урока:

Обучающая: обобщение и систематизация материала по теме "Виды придаточных в сложноподчиненном предложении".

Развивающая: совершенствование навыков определения видов придаточных предложений и способов связи в них.

Воспитывающая: совершенствование навыков культуры устной речи.

Оборудование урока: доска, интерактивная доска

Ход урока

  1. Организационный этап

СЛАЙД 2  Приветствие.

СЛАЙД 3 Определение темы урока, постановка цели и задачи.

  1. Мотивация. 

Для чего нам нужно уметь работать со сложноподчинёнными предложениями? Когда они нам могут понадобиться?

СПП тренируют логическое мышление, учат видеть тонкие оттенки смысла, помогают осознать, как богаты выразительные возможности нашего языка. И мы хотим  уметь пользоваться этими богатыми возможностями. Успешно выполнить задания ОГЭ, в которых встречается эта тема.

СЛАЙД 4 открываем тетради, записываем число, классная работа  и тему 4урока

     III. Актуализация знаний.

Теоретическая часть: обучающиеся характеризуют виды придаточных предложений, приводят свои примеры (можно пользоваться учебником или домашним заданием).

Отвечают на поставленные вопросы.

  -Сколько групп придаточных предложений выделяют в русском языке?  (три)   СЛАЙД 5

-Как они называются? (изъяснительные, определительные, обстоятельственные)

-На какие вопросы отвечают такие предложения? (изъяснительные  - вопросы косвенных падежей,  определительные – какой? чей?,  обстоятельственные – где?, когда, куда?, п какой причине?, с какой целью? И т.д.)

         *Назовите особенность определительных придаточных. Характеристика придаточных предложений. (Определительное придаточное предложение относится в главном предложении к существительному, местоимению или слову другой части речи в роли существительного, давая ему характеристику или раскрывая более детально его признак. Эта зависимая часть сложноподчиненного предложения находится непосредственно за определяемым словом или отделяется от него несколькими словами.)

*Дайте  характеристику местоименно-определительным придаточным, назовите  их, расскажите, чем они отличаются от придаточных  определительных? ( По значению к придаточным определительным близки местоименно-определителъные придаточныеОни отличаются от собственно определительных придаточных тем, что относятся не к существительному в главном предложении, а к местоимению (тот, каждый, весь и др.), употреблённому в значении существительного)

*Дайте определение придаточным изъяснительным предложениям. Как можно  отличить союз от союзного слова? (Изъяснительные придаточные предложения поясняют глаголы и другие слова, которые означают речь, мысли и чувства. Союз не является членом предложения, иногда его можно опустить или заменить другим союзомСоюзное слово – это член предложения, его можно заметить другим членом предложения, с которым данное союзное слово соотносится. Федор сказал, что машина придет только вечером. - Что - союз, его можно опустить: Федор сказал: машина придет только вечером. Когда (= если) труд - удовольствие, жизнь хороша. К таким придаточным можно задать вопросы косвенных падежей)  

Обстоятельственные придаточные предложения присоединяются ко всему главному составными союзами потому что, оттого что, с тех пор, как, для того, чтобы и др. В этом случае запятая ставится перед составным союзом. Сравните, например: Пишу на открытке, потому что нет бумаги ( потому что – составной союз) и Пишу на открытке только потому, что нет бумаги (что – простой союз, а в главном предложении употреблено указательное наречие – потому. Если составной союз стоит в начале сложного предложения, то запятая ставится только после придаточного предложения, например: С тех пор как мы расстались, прошло пять лет.

Чем отличается простой союз от составного? Как правильно расставляются знаки препинания в сложных предложениях с составными союзами?( Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор, как, до тех пор пока и др. По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные). Проехали по сухой просёлочной дороге так, что поднялась пыль столбом.

IV.  Применение знаний и умений в новой ситуации

СЛАЙД 6

Задание: Найдите главное предложение,  по вопросу определите
вид придаточного и постройте схему  

  1. Гепард обычно охотится в местах, где есть деревья или кустарники.
  2. Он прячется там, где его никто не сможет заметить, чтобы напасть неожиданно.
  3. Зверь видит, что делает его жертва, хотя та не замечает его.
  4. Кто умеет прятаться и ждать, тот и выживает в природе.

СЛАЙД 7

Задание: Составьте предложение по схеме и определите вид             придаточного

Обучающиеся, по готовой схеме (схема на экране),  составляют предложения, записывают на доске и в тетрадях, указывают вид придаточного.

 [союзн. слово кто…], (указ. слово тот… ).

1. […сущ. + указ. слово то ], какое? (союзн. слово которое…). (Определительное).

Его удивило то чувство, которое возникло у него после просмотра фильма

2. […глаг. ], что?  (союзн. слово что…). Изъяснительное

Я объяснила ему, что мне нужно готовиться к урокам.

3. (кто…), который? [тот…]. Местоимённо-определительное

Кто много читает, тот многое знает.

 4. (Несмотря на то что…), [… ].  Обстоятельственное

Несмотря на то что пошёл дождь, дети пошли гулять.

---Ребята, с чем было сложнее работать – с готовыми предложениями или со схемами? -

СЛАЙД 8  Работа с пособием по подготовке к ОГЭ. 

 Сейчас, Ребята,   поработаем по учебнику для подготовки к ОГЭ, открываем стр. 92, задание 8.

Молодцы, хорошо поработали, запишите домашнее задание к следующему уроку.

СЛАЙД 9  V. Домашнее задание. 

–Ребята, какое произведение мы сейчас изучаем на уроках литературы?

 Из произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»  выписать по два придаточных  изъяснительных, определительных, обстоятельственных.

СЛАЙД 10 VI.Контроль усвоения .

 На доске тест по теме «Сложноподчиненное предложение»  

 https://russkiiyazyk.ru/test/vidy-pridatochnyh-predlozheniy   

СЛАЙД 11 VII. Рефлексия. Своё впечатление от сегодняшнего урока я прошу вас написать в тетради. Подсказка на слайде.

Сколько групп придаточных предложений выделяют в русском языке?  (три)

Как они называются? (изъяснительные, определительные, обстоятельственные)

На какие вопросы отвечают такие предложения?

 (изъяснительные  - вопросы косвенных падежей,  

определительные – какой? чей?,  

обстоятельственные – где?, когда, куда?, п какой причине?, с какой целью и т.д.

Приложение.

Схемы предложений, ссылка на тест.

1. […сущ. + указ. слово то ], (союзн. слово которое…). (Определительное).

Его удивило то чувство, которое возникло у него после просмотра фильма

2. […глаг. ], (союзн. слово что…). (Изъяснительное)

Я объяснила ему, что мне нужно готовиться к урокам.

3. (кто…), [тот…], (Местоименно-определительное).

Кто много читает, тот много знает.

 4. (Несмотря на то что  ,[: ]. (обстоятельственные)

Несмотря на то что было жарко, на речку мы не пошли.

https://russkiiyazyk.ru/test/vidy-pridatochnyh-predlozheniy   

Тест на тему «Виды придаточных сложноподчинённых предложений»

Найдите соответствия

Когда все закончилось, сотрудники выдохнули с облегчением

Придаточное определительное

Отец сказал, что мама вернется с работы поздно.

Придаточное обстоятельственное

Врач подошёл к больному, которому вчера была сделана операция.

Придаточное изъяснительное

Дети с нетерпением ждали, когда, наконец, наступит праздник.

Придаточное изъяснительное

Мы ночевали в той гостинице, в которой уже останавливались.

Придаточное обстоятельственное

Ученик всё сделал так, как требовал мастер.

Придаточное определительное

Схемы на доске

[…сущ.  ], (с. сл который…).

[… все, (кто …) … ].

 […глаг.], (союзн. слово где…).

[…гл + нареч], ( союз что…).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Уральская школа» Предмет: Р усский язык Класс: 9 Учитель: Шаритдинова Гульемеш Азаматовна

Слайд 3

[…сущ. + указ. слово то ], (союзн. слово которое…). […глаг. ], (союзн. слово что…). (… кто), [ … тот… ]. Виды придаточных в сложноподчиненном предложении СПП тренируют логическое мышление, учат видеть тонкие оттенки смысла, помогают осознать, как богаты выразительные возможности нашего языка. И мы хотим уметь пользоваться этими богатыми возможностями. Успешно выполнить задания ОГЭ, в которых встречается эта тема.

Слайд 4

Тринадцатое января Классная работа Виды придаточных в сложноподчиненном предложении

Слайд 5

Виды придаточных в сложноподчиненном предложении МЕСТОИМЁННО-ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

Слайд 6

Найдите главное предложение и по вопросу определите вид придаточного и постройте схему Гепард обычно охотится в местах, где есть деревья или кустарники. Он прячется там, где его никто не сможет заметить. Зверь видит, что делает его жертва. Кто умеет прятаться и ждать, тот и выживает в природе.

Слайд 7

СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО СХЕМЕ И ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ПРИДАТОЧНОГО [… сущ. + указ. слово то ], (союзн. слово которое…). [… глаг. ], (союзн. слово что …). (… кто), [ тот … ]. (Несмотря на то что …), [ ].

Слайд 8

стр. 92 задание 8

Слайд 9

Из произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» выписать по 2 придаточных изъяснительных, определительных, обстоятельственных. Домашнее задание

Слайд 10

https://russkiiyazyk.ru/test/vidy-pridatochnyh-predlozheniy Тест «Виды придаточных предложений»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетная работа по теме "Сложноподчиненное предложение". Русский язык . 9 класс

Материал предназначен для итоговой проверки знаний девятиклассников по теме "Сложноподчиненное предложение", содержит пунктуационные и орфографические задания....

Дидактический материал по теме "Сложноподчиненное предложение" Русский язык. 9 класс.

Дидактический материал по теме "Сложноподчиненное предложение" содержит СПП с разными видами придаточных. Может быть использован для индивидуальной и групповой работы при освоении названной темы....

Открытый урок по теме Стилистические и синтаксические нормы русского языка. 11-й класс

Урок русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Имеется презентация и приложение...

Открытый урок по теме Стилистические и синтаксические нормы русского языка. 11-й класс

Урок русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Имеется презентация и приложение...

Тест, проверочная работа по теме "Сложноподчиненное предложение". Русский язык 9 класс

Материал по русскому языку 9 класс можно использовать в качестве контрольной, проверочной или тестовой работы по теме "Сложноподчиненное предложение"...

Фрагмент урока "Обобщающее слово при однородных членах предложения" русский язык 5 класс

Русский язык 5 класс фрагмент урока "Обобщающее слово при однородных членах предложения"...

Открытый урок «Склонение сложных и составных количественных числительных» (русский язык, 6 класс, ФГОС)

Открытый урок «Склонение сложных и составных количественных числительных» (русский язык, 6 класс, ФГОС)...