"Деепричастия несовершенного вида урок" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Лукьяненко Наталья Дмитриевна

Урок в 7 классе по теме "Деепричастия несовершенного вида урок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastiya_nesovershennogo_vida_urok_7_klass.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме:

«Деепричастия несовершенного вида»

Тема. Деепричастия несовершенного вида

Цель: ознакомить, дать понятие о деепричастиях несовершенного вида и способах их образования; совершенствовать правописные умения и навыки; воспитать любовь к русскому языку.

Ход урока

I. Постановка целей и задач.

- Сегодня нам предстоит научиться создавать новые слова и правильно использовать их в речи. Этими словами будут уже известные вам деепричастия. Мы узнаем, какими способами и с помощью каких морфем можно образовать деепричастия, одинаково ли образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида. Но изучение нового строится на уже имеющихся знаниях, поэтому сначала займёмся повторением сведений о деепричастии, полученных вами на предыдущих уроках.

II. Повторение.

  • Игра «Закончи фразу».

- Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает … (добавочное действие)

- Деепричастия отвечают на вопросы … (что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? и др.)

- Деепричастие объединяет признаки … (глагола и наречия)

- В предложении деепричастие зависит от … (глагола-сказуемого)

- Деепричастный оборот – это … (деепричастие с зависимыми словами)

- Деепричастный оборот на письме …(всегда выделяется запятыми)

- Между однородными деепричастиями, соединёнными союзом и, запятая …(не ставится)

Не с деепричастиями пишется … (раздельно)

III. Изучение нового материала

  1. Слово учителя

Попробуйте образовать деепричастия несовершенного вида от данных глаголов: ворчат, шумят, слушают, запоминают

2. Ознакомление с таблицей

Деепричастия

На какие вопросы отвечают

Как образуются

Примеры

Несовершенного вида (незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с основным)

Что делая?

Основа настоящего времени глагола несовершенного вида+суффикс -а(-я)

глядят →глядя

кричат →крича

улыбаются →улыбаясь

3. Комментарий учителя

А теперь попробуйте образовать деепричастие от глагола «быть»

Деепричастия несовершённого вида образуются от основы настоящего времени глагола при помощи суффикса -а(-я). После шипящих употребляется суффикс -а, в остальных случаях — -я: «Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей». (М. Лермонтов) От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помощью суффикса-учи: будут — будучи: «Но знай читатель, эти строки, с отрадой лёжа набоку, сложил я, будучи в дороге, от службы как бы в отпуску». (А. Твардовский)

Примечание. Форма деепричастий несовершенного вида с суффиксом-учи(-ючи) сохранилась в народном языке: идучи, играючи, глядючи, жалеючи, припеваючи, умеючи:

А смотрели в калитку соседушки, смеючись, на нас пальцем показывали. (М. Лермонтов) Над Москвой великой, златоглавою, над стеной кремлёвской белокаменной из-за дальних лесов, из-за синих гор, по тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алая подымается. (М. Лермонтов)

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа

Спишите, обозначьте суффикс, с помощью которого образованы деепричастия несовершенного вида. Подчеркните деепричастия как члены предложения.

  1. Кошка бегала по кровле, (не)доумевая, куда спрыгнуть. 2) Мальчишки пом..рали со смеху, смотря на её отчаяние. 3) Долго плакала бедная девушка, воображая всё, что ож..дало её. 4) Садовник повёл пленника на барский двор, а Саша его сопровождал, с бе..покойством поглядывая на свои шаровары, разорва(н,нн)ые и замара(н,нн)ые зеленью. 5) Князь, не теряя пр..сутствия духа, вынул из бокового к..рмана дорожный пистолет и выстрелил в маскирова(н,нн)ого разбойника. (А. С. Пушкин)

V. Тренинг по снятию усталости глаз и улучшению зрения

  1. «День—ночь» На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз.
  2. «Сережки» Массировать мочки ушных раковин (зажать мочки уха большим и указательным пальцами).
  3. «Буратино» Выполняется сидя. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох. Наклонившись вперед, к стулу, – выдох. Повторить 5–10 раз.

2. Работа с упражнениями учебника

- Упражнение 174 (устно)

- упражнение 175 (письменно, с выходом на доску)

Комментарии учителя: нельзя образовать деепричастия несовершенного вида от некоторых глаголов:

  • с основой на г, к (бегут, текут);
  • с основой на шипящий (мажут, чешут);
  • с основой, состоящей из одних согласных (шьют, льют, бьют);
  •  от глаголов с суффиксом -ну- (сохнут, гибнут, мерзнут);
  •  от глаголов с чередованием с — ш (пишут — писать)

3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 84-85)

Читает один ученик.

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

-  Как образуются деепричастия несовершенного вида?

-Как образуются деепричастия несовершенного вида?

-От каких глаголов нельзя образовать деепричастия несовершенного вида?

VI. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

2. Выполнить упражнение 177 (письменно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Деепричастия несовершенного вида"

1.Повторение ранеизученного материала.2. Изучение способов образования деепричастий несовершенного вида.3. Закрепление учебного иатериала...

Деепричастия несовершенного вида. Русский язык в 7 классе

Знакомство  учеников со способами образования деепричастий несовершенного вида, связь деепричастий с глаголом....

Открытый урок по русскому языку в 7 классе.Тема: «Образование и употребление деепричастий несовершенного вида».

Цель:-ознакомить с образованием деепричастий несовершенного вида;-формировать умение образовывать деепричастие, сохраняя его вид;-совершенствовать навыки правильного употребления деепричастий в речи; ...

Конспект урока по русскому языку "Деепричастия совершенного и несовершенного вида". 6 класс.

Тема: «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».Цель: • суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида;• нахождение исходной формы, от которой образовано деепри...

Разработка урока русского языка "Деепричастия несовершенного вида" 7 класс

Тема урока: "Деепричастия несовершенного вида"Форма урока: Урок объяснения новой темы....

Конспект урока русского языка в 7 классе "Деепричастия несовершенного вида"

Урок русского языка в 7 классеТема: Деепричастия несовершенного вида.Тип урока: овладение новыми знаниямиЦель: Дать представление о деепричастиях несовершенного вида.;создание условий для формирования...