Разработка урока русского языка "Деепричастия несовершенного вида" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Тугжу Гира Владимировна

Тема урока: "Деепричастия несовершенного вида"

Форма урока: Урок объяснения новой темы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республика Тыва      

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

села Тарлаг Пий - Хемского кожууна

Конкурсный урок по теме «Деепричастия несовершенного вида».

Выполнила:Тугжу Гира Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Тарлаг- 2010

Тема урока: Деепричастия несовершенного вида.

Цели урока: - знакомство со способами образования деепричастий несовершенного вида;

- развитие навыков анализа стихотворения, обогащение словарного запаса  учащихся через употребление в речи деепричастий;

- воспитание любви к слову и интереса к уроку русского языка через необычное стихотворение.

Форма урока: Урок объяснения новой темы.

Оборудование урока: презентация к уроку, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал: распечатанные тексты стихотворения, тесты по теме: «Деепричастие».

Словарная работа.

Вздымаясь – подниматься кверху.

Вздуваясь – подняться кверху.

Мелькая – являться, показываться на короткое время, на мгновение, появляться, исчезать.

Взвиваясь – взлететь, поднявшись, завертеться, закружиться.

Задор – страстность, горячность, пылкость.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Разрешите представиться, меня зовут Гира Владимировна. Сегодня я проведу у вас  урок русского языка. Я надеюсь, что вы сегодня будете активными.

 II. Сообщение темы урока и его целей.

Сегодня мы познакомимся со способами образования деепричастий несовершенного вида. Для этого мы будем анализировать стихотворение. Давайте запишем число и тему нашего урока.

У.- Для начала вспомним, что такое деепричастие? (особая форма глагола, добавочное действие при основном действии, незаконченное добавочное действие, вид, возвратность)

 Слайд. Место деепричастий в современном русском языке до конца не определено. Так, некоторые ученые – авторы учебников (В. В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова) считают деепричастие самостоятельными частями речи.  А ученые Н. М. Шанский, М. М. Разумовская деепричастие относят к особым формам глагола.

 Таблицу в презентации.

Учитель: - Давайте  обратимся к таблице.

 -  От каких глаголов и с помощью, каких суффиксов образуются деепричастия несовершенного вида?

- От каких глаголов они образованы?

Работа с  таблицей  (смотри презентацию)

Глаголы несовершенного вида

настоящего времени

Суффиксы деепричастий несовершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

Мелькают

Ворчат

Вздымаются

Вздуваются

Взвиваются

 -я

- а

Мелькая

Ворча

Вздымаясь

Вздуваясь

Взвиваясь

А теперь прочитаем об образовании деепричастий несовершенного вида из учебника. Чтение правила. Страница 149, параграф 45.

Вывод: Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида настоящего времени, окончания глаголов  заменяются суффиксами – а,  –я. Деепричастия, образованные от возвратных глаголов, имеют на конце – сь.(глаголы несовершенного вида,  суффиксы – а, - я, возвратный суффикс – сь, суффикс - учи, нельзя образовать деепричастия: писать, шить, пахать)

IV. Вводное слово учителя.

Давайте представим себе настоящий водопад – большой, сильный, шумный. У.– Если бы вам  представилось возможность его описать,  какие деепричастия вы используете? ( журча, падая, шумя, блестя, играя, звеня, клокоча, грохоча). 

Учитель: - Вы назвали деепричастия, молодцы!

Цель: подготовить учащихся к восприятию стихотворения.

Учитель:- А теперь послушаем  необычное стихотворение английского поэта Роберта Саути и постарайтесь представить себе картину, нарисованную поэтом.

Выразительное чтение стихотворения учителем под музыку оперы «Сказка о царе Салтане» Римский – Корсаков «Полет шмеля».

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая,  шурша,

Резвясь  и  спеша,

Скользя,  обнимаясь,

Делясь  и  встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня,  клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь  и  пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь  и  болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед  и  вперед  убегая  в  свободолюбивом  задоре,-

Так  падают  бурные  воды  в  сверкающем,  быстром  Лодоре!

V. Стадия осмысления. Работа с текстом. Анализ стихотворения.

У. - Какую картину вы представили себе? («увидели» водопад)

У. –Как расположены слова в стихотворении? Каков внешний вид стихотворения? (похож на пирамиду)

( Стихотворение напоминает срывающийся с высоты, все более нарастающий поток воды. Стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды)

У.-  Какие звуки помогают нам услышать извержение водопада?

( Преобладают шипящие звуки)

У.- Какую  же  роль  играют  они? (помогают услышать шум водопада)

У.- Какие части речи преобладают в этом стихотворении? (деепричастия)

У.- Прочитайте эти слова. (4 человека по цепочке читают)

У.- К какому слову в стихотворении относятся все эти деепричастия? (к глаголу)

У.- Поставьте вопрос  от глагола к этим словам. (падают как?)  (Учащиеся, которые не работали, читают слова).

У– Из скольких предложений состоит это стихотворение (из 1-го предложения).

У. – Определите тип предложения по структуре? (простое)

У. – Найдите грамматическую основу предложения ( падают воды)

 (Простое предложение, повествовательное, восклицательное, двусоставное, распространенное, полное, осложненное  однородными обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями и обособленным обстоятельством выраженным деепричастным оборотом).

 У. - Как вы думаете, для чего и почему автор использовал много деепричастий? (чтобы лучше показать, как падает водопад; чтобы мы услышали шум водопада; хотел показать, что водопад похож на живое существо).

Учитель: Деепричастие делает речь более точной, динамичной и выразительной, помогают нам зрительно увидеть, а также услышать водопад.   В стихотворении образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия характеризуются с разных сторон: по звуку, движению.

У.- Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия:- по слуховым впечатлениям; - по зрительным впечатлениям; - по движению; - по аналогии с человеческими качествами

Задание. Найти в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия:

Работа по группам.

1 группа - по слуховым впечатлениям.

2 группа – по зрительным впечатлениям.

3 группа –  по движению.

4 группа –  по аналогии с человеческими качествами.

        Цель работы: показать значение деепричастий.

У.- Какие деепричастия, обозначающие  добавочные действия по значению вы узнали? (по слуховым впечатлениям; - по зрительным впечатлениям; - по движению; - по аналогии с человеческими качествами)

VI. Лингвистическая миниатюра с элементами театрализации. (упражнение- разрядка)

 У.-  Попробуем, показать жестами и мимикой, как падают бурные воды в Лодоре?

Выразительное чтение строчек.

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

 Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

V.  Рефлексия. 

Тестирование.

III. Домашнее задание: На дом я даю 2  разных задания. Можете выполнить сразу 2 задания или можете выбрать одно из них. 1 задание: Параграф 45, Упражнение 404*, страница150.

2 задание: Мы прослушали стихотворение о водопаде, где было много деепричастий несовершенного вида, попробуйте и вы  сочинить небольшое стихотворение о дождике, используя подходящие деепричастия несовершенного вида из стихотворения «Лодорский водопад».

Оценки. Выставление оценок с комментариями.

У.- Благодарю  всех  за  сотрудничество  и  прошу подумать  о  том,  как  прошел  он  для  вас  лично и показать ваше мнение об уроке с помощью сигнальных кружочков. «Полезно», «Интересно»,  «Скучно»,  «Трудно». Сигнальные кружочки.

«Полезно».

«Интересно».

«Скучно».

«Трудно»

зеленый

желтый

коричневый

красный

Приложение №1

Лодорский водопад

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Свиваясь,

Вздуваясь,

Вздымаясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Перевод с английского А. Шмульяна.

Вздымаясь – подниматься кверху.

Вздуваясь – подняться кверху.

Мелькая – являться, показываться на короткое время, на мгновение, появляться, исчезать.

Взвиваясь – взлететь, поднявшись, завертеться, закружиться.

Задор – страстность, горячность, пылкость.

Приложение №2

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая,  шурша,

Резвясь  и  спеша,

Скользя,  обнимаясь,

Делясь  и  встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня,  клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь  и  пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь  и  болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед  и  вперед  убегая  в  свободолюбивом  задоре,-

Так  падают  бурные  воды  в  сверкающем,  быстром  Лодоре!

Приложение №3

Тест

Деепричастие.

  1. Какое из определений является верным?

а) Деепричастие – это особая форма глагола (часть речи), которая обозначает признак предмета по действию.

б) Деепричастие – это особая форма глагола (часть речи), которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

в) Деепричастие – это особая форма глагола (часть речи), которая обозначает основное действие.

г) Деепричастие – это особая форма глагола (часть речи), которая обозначает действие предмета.

   

2. В каком ряду все слова являются деепричастиями?

а) влюбившись, полюбив, полюбивший

б) проиграв, играющий, игравший

в) смотря, посмотрев, посмотревший

г) передавая, передав, задумавшись

  1. В каком предложении нет деепричастия?

а) Батурин от изумления проснулся, даже привскочил.

б) Свеча отчаянно мигала, умирая в жестяном фонаре.

в) За окном мчались назад, ревя гудками, лязгая десятками колёс,   обезумевшая ночь, ветер, кусты и леса.

 г) Путевые будки налетали с глухим гулом и проносились, затихая, к Москве.

4. Деепричастия несовершенного вида образуются обычно от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида путем прибавления суффикса:

а)  - а, (-я )

б)    -вши, - ши, -в

  1. От какой основы глагола образуется деепричастие несовершенного вида?

а) от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида

б) от основы неопределённой формы глаголов совершенного вида

в) от основы глаголов будущего простого времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"

Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова"

Разработка урока в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова". Определены универсальные учебные умения. на которые учитель будет ориентировать  учащихся. Даётся занимательная викто...

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова"

Разработка урока в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова". Определены универсальные учебные умения. на которые учитель будет ориентировать  учащихся. Даётся занимательная викто...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....