Конспект урока русского языка в 5 классе "Синтаксис и пунктуация".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Каштанова Валентина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ города Ульяновска «Гимназия №13».

Конспект интегрированного урока

русского языка и литературы  в 5 классе

по теме «Синтаксис и пунктуация. Культура речи» ( на основе фрагмента из повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством»).

Тема. Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».( 5 класс)
Цель: 
Образовательный аспект: закрепить навыки пунктуации в простых и сложных предложениях, самостоятельной работы; проверить знания учащихся по теме;
Развивающий аспект: создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение; формировать навыки самоанализа и самоконтроля, рефлексии.
Воспитательный аспект: cоздать условия для формирования интереса к изучению культур разных народов, для развития уважительного отношения к культуре другого народа.

Оборудование: компьютер, проектор, тексты.

Тип урока: повторение изученного
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять полученные знания и умения на практике; объяснять языковые явления.

Ход урока.
1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели.
-Назовите раздел языка, который мы изучаем.( Синтаксис и пунктуация).
-Пользуясь учебником, скажите, какие темы ещё не изучили?( Изучили все темы)
- Как вы думаете, над чем мы будем работать на уроке?(Мы будем повторять изученное).
- Правильно. Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».
Запишите в тетрадях число, тему урока.

-Прослушайте стихотворение Бориса Заходера и ответьте на вопрос: зачем надо знать синтаксис и пунктуацию?

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостиком виляет,

Песик

Из ружья стреляет,

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку,

Кот в очках

Читает книжку,

Старый дед

Влетел в окно,

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет,

Улетая:

- Вот что значит

ЗАПЯТАЯ!  

-Наборщик неправильно расставил знаки препинания. Как вы думаете, что не учел наборщик? (Не учёл смысла)

-Нарушение норм синтаксиса и пунктуации нередко мешает правильному, точному, однозначному пониманию речи.

-Как бы вы озаглавили?

У автора стихотворение называется «Где поставить запятую?»

3. Работа по теме урока.
-Как вы думаете, на какую оценку вы знаете тему « Синтаксис. Пунктуация»?

Оцените, пожалуйста, свой уровень знаний в рамках данной темы по пятибалльной шкале.

1)Цифровой диктант
Развитие быстроты реакции, внимания, логики.
Верны ли мои утверждения?
Да-1, Нет-0.


Я утверждаю, что:
1.Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.
2.Грамматическая основа предложения – это все члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство.
3.Предложение может не иметь второстепенных членов предложения.
4.Предложение по интонации может быть восклицательным и невосклицательным.
5. Предложение Выучи это правило! повествовательное.
6.Определение зависит от существительного, обозначает признак предмета, выражается прилагательным, отвечает на вопрос какой?
7.Предложение может состоять из нескольких грамматических основ..
8.Между подлежащим и сказуемым при определённых условиях можно поставить тире.
9.В предложении Ежи на своих колючках таскают в берлоги мох и сухие листья нет однородных членов.
10.В предложении Мы изучали произведения устного народного творчества: сказки, загадки, пословицы есть обобщающее слово.
11.Обращение может стоять только в начале предложения.
12. Предложение Вьющийся цветок обрамляет моё окно, и оно выглядит очень уютно сложное предложение.
13.В предложении Вечером зажглись все фонари и осветили улицу холодным светом союз и соединяет два простых предложения.
 14. В предложении Ласточка рассказала Дюймовочке, что она поранила крыло две грамматические основы.
15.В предложении «Что же вы молчали до сих пор?»- спросила гусыня есть прямая речь.

Читаю код: 1, 0, 1, 1, 0,1, 1, 1, 0, 1, 0, 1, 0, 1, 1.(Учащиеся проверяют)
- Поставьте себе оценку.
- У кого оценки сошлись? У кого оценка оказалась завышенной? А у кого заниженной? Какой вывод можно сделать?
-Выполняем работу над ошибками. (Включается проектор, и учащиеся выясняют причину неправильного ответа).

2)Комплексный анализ текста.
А) беседа; сообщения учащихся
- Чей портрет висит на доске? (Портрет Н.В. Гоголя)
-Какие произведения Н.В. Гоголя вы читали? («Ночь перед Рождеством»).
-Что вы знаете о Гоголе? ( Великий русский писатель)
- Попросим литературоведов. (1 ученик рассказывает о писателе).
-Составьте предложение о Н. В. Гоголе, соответствующее данной схеме:
__ - =. ( Н. В.Гоголь - великий русский писатель. Н. В. Гоголь - автор повести «Ночь перед Рождеством».
-Сегодня на уроке мы будем анализировать фрагмент из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Прочитайте отрывок (Читает заранее подготовленный ученик).
- Можно ли этот отрывок  назвать текстом? Почему? ( Текст- это 2 или более предложений, связанных по смыслу.)  

-Какое событие описывает автор в этом фрагменте текста?

(В этом фрагменте повествуется о встрече колядующих с Оксаной).

-Кто такие колядующие? ( На доске заранее записано слово). Подберите однокоренные слова (колядовать, колядка, коляда).

-Найдите значение слова коляда в словаре Ожегова ( словари лежат на парте).

Коляда, -ы, ж. Старинный рождественский и святочный крестьянский обряд - хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения, песня, исполняемая во время такого обряда. II прил. колядный, -ая, -ое.
-Как вы думаете, в России колядовали? ( Да, это обычай всех православных людей.)

- Какой вывод можно сделать?
( У русского и украинского народа общие обычаи и традиции, потому что у них общие корни: они восточные славяне.)

-А для чего нам важно знать традиции и обычаи народа?

(Чтобы лучше знать и понимать культуру народа)

-Какие традиции, связанные с празднованием Рождества, сохранились до нашего времени?

(Этот праздник празднуют все православные перед Новым годом, празднику предшествует пост, стол праздничный очень богат на угощения, многие гадают).

-Только ли Украина и Россия празднуют Рождество?

(Рождество Христово отмечается во всем мире, и многие страны имеют свои традиции и обычаи, связанные с его празднованием).

- Продолжаем работать с текстом.
Б) Самостоятельная работа.
1 вариант: найти простые предложения с однородными членами и выписать их номера. (3,5,10,11,13)
2 вариант: найти сложные предложения и выписать их номера.
(6,8,9,12,14)

В) Синтаксический разбор простого предложения:
Крик, хохот, рассказы оглушили кузнеца.
( 1 ученик выполняет разбор у доски).

Г) Выразительное чтение фрагмента и его анализ.
Заранее подготовленные ученики читают фрагмент по ролям.
- Понравился ли вам отрывок? 
 Как его можно охарактеризовать относительно темы урока? ( Это диалог)
-Расскажите о диалоге и знаках препинания в нём.

3. Вывод.
-Над чем работали на уроке?
      
      4. Объяснение домашнего задания.
Упр. 261- сжатое изложение (письменно)
Параграфы 24-49 повторить.

5.Рефлексия.
Продолжите фразу
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я понял, что…
5. я почувствовал, что…
6. у меня получилось …
7. меня удивило…
8. мне захотелось…

http://festival.1september.ru/articles/594079/   ссылку вставить в строку поиска и нажать «ПОИСК»   Здесь представлен не весь урок.

Секреты синтаксиса и пунктуации. 5-й класс

Знаки ставятся по силе разума.

М.В.Ломоносов

Цели урока:

1) обобщить знания о синтаксисе и пунктуации; 
2) понимать роль знаков препинания в устной и письменной речи и аргументированно доказывать их постановку;
3) повторить синтаксический разбор словосочетания и предложения;
4) учиться составлять схемы предложений.

П о в т о р и т ь: союзы, некоторые виды орфограмм.

Ход урока

I. ОРГМОМЕНТ

Помните, на одном из уроков литературы мы говорили с вами о книге К.Г.Паустовского “Золотая роза”, которая раскрывает тайны писательского мастерства? Сегодня я подробно перескажу вам ещё один эпизод из этой книги.

Писатель Андрей Соболь принёс в редакцию рассказ, интересный по теме, но написанный путаными, какими-то раздёрганными фразами. Печатать его в таком виде было невозможно, а упускать жаль. Один из корректоров, тонко чувствующий русский язык, взялся поправить рассказ, не выбросив и не вписав ни одного слова. И вот рукопись выправлена.

Я прочёл рассказ, – пишет Паустовский, – и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности не осталось и следа. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова…

– Это чудо!– сказал я. – Как вы это сделали?

 (Можно к ребятам обратиться с этим вопросом)

– Да я просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться”.

II. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ

Верная постановка знаков препинания требует не только хорошего знания правил синтаксиса и пунктуации, но и проникновения в секреты их использования.

Тема нашего урока – “Секреты синтаксиса и пунктуации”. Сегодня мы обобщим наши знания по синтаксису и пунктуации. 

Запишите тему и эпиграф к уроку.

III. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1) Работа с термином “пунктуация”.

  • Что такое пунктуация?
  • Послушайте шуточное стихотворение С.Маршака и скажите, какие в нём названы знаки препинания. Будьте внимательны.

Знаки препинания

У последней точки на последней строчке
Собралась компания знаков препинания.
Прибежал чудак – восклицательный знак.
Никогда он не молчит, оглушительно кричит:
– Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы: Кто? Куда? Откуда? Как?
Явились запятые, девицы завитые.
Живут они в диктовке на каждой остановке.
Прискакало двоеточие. Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие.

  • Назовите знаки препинания, которые не перечислены в стихотворении.

Вы, конечно же, знаете, что в стране пунктуации главный знак препинания, царица пунктуации – точка. Напомню вам один секрет. В переводе с латинского punсtum и значит “точка”. (Кстати, пунктуальный и точный – синонимы.) Вы скажете: “Да подумаешь, точка. Уж что-что, а точки-то я всегда расставлю”. А сейчас посмотрим. (Учителем читается с неверными интонациями стихотворение, записанное на доске.)

Едят там вилками компот
Там пьют из чашек бутерброд
Из хлеба с сыром там котлеты 
Синтаксический перенос
Из мяса свежего конфеты 
С начинкой сладкой суп с фасолью
В тарелках всё там варят с солью.

  • Верните на место заблудившуюся точку. (Учащиеся читают стихотворение правильно.)

2) Работа с термином “синтаксис”.

  • Вспомните, что такое синтаксис. (От др.-греч. syntaxis – “составление”)
  • Сделаем СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР предложения (на доске).

Улыбнулись со(н,нн)ые2 б…рё…ки, ра…тр…пали2 ш…лк…вые1 косы.

  1. Запись предложения.
  2. Объяснение орфограмм.
  3. Синтаксический разбор (с характеристикой).
  4. Схема.
  • Мы вспомнили, что синтаксис изучает не только предложение, но и словосочетание. Давайте вычленим словосочетания из предложения и сделаем их разбор. (К доске идут три ученика, выписывают и разбирают словосочетания.)
  • Дополнительно выполним задание под цифрами.

3) Графическое обозначение терминов.

Так как сегодня мы говорим о секретах синтаксиса и пунктуации, давайте раскрывать эти секреты дальше.

  • Покажите, как мы обозначаем графически:
  •  см. продолжение урока по ссылке

Можно сделать такое вступление к уроку (мотивировать учащихся)

http://www.school81.1class.ru/school81/files/ponyatie_o_sintaksise_i_punktuacii.pdf  - эту ссылку тоже поставить в поиск

В одном из стихотворений известного детского поэта Бориса Заходера рассказывается о путанице, которая возникла по «вине» наборщика типографии.

Прочитайте текст и сделайте вывод, в чем состояла ошибка наборщика. Как бы вы озаглавили стихотворение?

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостиком виляет,

Песик

Из ружья стреляет,

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку,

Кот в очках

Читает книжку,

Старый дед

Влетел в окно,

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет,

Улетая:

- Вот что значит

ЗАПЯТАЯ!  

Наборщик неправильно расставил знаки препинания. Как вы думаете, что не учел наборщик? (смысл)

Нарушение норм синтаксиса и пунктуации нередко мешает правильному, точному, однозначному пониманию речи.

У автора стихотворение называется «Где поставить запятую?»

Исходя из ситуации, сформулируйте тему и цель урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе "Пунктуация в предложениях с прямой речью".

На данном уроке у учащихся формируются навыки структурирования предложений с прямой речью и постановки знаков препинания в них, обогащается и активизируется словарный запас, развивается познавательная...

Конспект урока русского языка по теме "Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок русского языка построен на основе компетентносно- ориентированных заданий, используются ЦОРы, краеведческий материал. В течение урока ученики выполняют задания, подобные заданиям ЕГЭ части В ....

"Синтаксис и пунктуация" конспект урока русского языка в 5 классе

Тема урока: «Синтаксис и пунктуация».Цель урока: познакомить учащихся  с основными единицами синтаксиса - словосочетанием, предложением, текстом.Тип урока: вводный урок по синтаксису и пунктуации...

Конспект урока русского языка в 10 классе «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И» (Подготовка к ЕГЭ)

Урок русского языка предназначен для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче ЕГЭ....

конспект урока русского языка в 5 классе обобщение изученного материала по теме: "синтаксис и пунктуация"

Данный урок является заключительным при изучении синтаксиса и пунктуации в 5 классе., проводится в форме путешествия по станциям. Урок-игра вызывает особый интерес учащихся и позволяет систематизирова...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Пунктуация при обращении. Слова-предложения и выделение междометий в речи".

Цель урока:Повторение и обобщение знаний учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, формирование навыка грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной реч...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Знаки препинания. Пунктуация как система правил."

Урок предназначен для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений, работающих по программе С.И.Львовой. Данный материал может быть использован и учителем русского языка и литературы .Учитель на д...