Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Служебные части речи. Предлог»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Светлана Николаевна Проняева

Язык - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средством межнационального общения и консолидации народов России. Владение языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуни-кации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7-ом классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) компетенция. В основе планирования – программа по русскому языку, авторами которой являются М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Авторы учебника «Русский язык» - М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, О.М. Александрова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, научный редактор – академик РАО, доктор филологических наук Н.М. Шанский. Известно, что курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении материала. Необходимо учитывать тот факт, что если темы курса 5-6 классов («Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, то с темами 7 класса школьники знакомятся впервые, и их изучение не повторяется в системе в 8,9-11 классах. На изучение предлога в 7 классе отводится 9 (7+2 Р.р.) часов. Обучающиеся должны быть ознакомлены с предлогом как служебной частью речи. За это время у обучающихся должны быть сформированы определённые орфографические и грамматические навыки: употребление предлогов, непроизводные и производные предлоги, слитное и раздельное написание производных предлогов. Работа по развитию речи обучающихся в период изучения этой темы направлена на обогащение языка школьников предлогами , на предупреждение ошибок, связанных с образованием предлогов и употреблением их в речи. При разработке уроков по этой теме необходимо учитывать, что сведения о предлоге для обучающихся являются новыми, незнакомыми. Нужно помнить и о том, что ошибки, связанные с правописанием производных предлогов, обычно многочисленны и устойчивы. Объясняется это тем, что школьники обычно не умеют распознавать производный предлог, часто смешивают его с существительным или наречием. В ходе изучения темы «Предлог» очень важно использовать различные виды работ, убеждающие школьников в том, что правильное употребление производных и непроизводных предлогов делает речь более точной, динамичной и выразительной. Следует совершенствовать учебный процесс, используя разные технологии, методики: - индивидуализация; - уровневая дифференциация; - проектное обучение; - информационно-коммуникационные технологии; - коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах и т.д.) - задания исследовательского характера. Разнообразие форм и методов работы повышает интерес к русскому языку, способствует более качественному его преподаванию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования Нижегородской области ГОУ ДПО

 «Нижегородский институт развития образования»

Методическая разработка раздела образовательной

программы курса  русского языка  7 класс

 «Служебные части речи. Предлог»

По  учебнику  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская

                                               

Работу      выполнила:

учитель русского языка и                 литературы МБОУ СОШ  № 3

Проняева Светлана Николаевна

                                                         

Городской  округ, г. Выкса

               

2013г.

Содержание

 

  1. Пояснительная записка        ………………………………………………………..3
  2. Цели и задачи раздела……………………………………………………….... 5
  3. Психолого - педагогическое объяснение специфики восприятия и
    освоения учебного материала учащимися в соответствии с
    возрастными особенностями………………………………………………..…7
  4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы…………………..…..14
  5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся……………………………………………………………..……15
  6. Система знаний и система деятельности………………………………..…….21
  7. Поурочное планирование по разделу…………………………………..……..22
  8. Методическое обеспечение раздела программы……………………………..24
  9. План учебного занятия по русскому языку………………………….……….28
  10.  Аналитическая справка…………………………………………….…………30        

  1. Пояснительная записка

Обоснование выбора раздела

Язык -  явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средством межнационального общения и консолидации народов России.

Владение языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7-ом классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) компетенция.

В основе планирования – программа по русскому языку, авторами которой являются  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. 

   Авторы учебника «Русский язык» - М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, О.М. Александрова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, научный редактор – академик РАО, доктор филологических наук Н.М. Шанский.

Известно, что курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении материала.  Необходимо  учитывать тот факт, что если темы курса 5-6 классов («Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с  начальных классов, то с темами 7 класса школьники знакомятся впервые, и их изучение не повторяется в системе в 8,9-11 классах.

  На изучение предлога в 7 классе отводится 9  (7+2 Р.р.) часов.

   Обучающиеся должны быть ознакомлены с предлогом как служебной частью речи. За это время у обучающихся должны быть сформированы определённые орфографические и грамматические навыки: употребление предлогов, непроизводные и производные предлоги, слитное и раздельное написание производных предлогов.

  Работа по развитию речи обучающихся в период изучения этой темы направлена на обогащение языка школьников предлогами , на предупреждение ошибок, связанных с образованием предлогов и употреблением их в речи.

  При разработке уроков по этой теме необходимо учитывать, что сведения о предлоге для обучающихся являются новыми, незнакомыми. Нужно помнить и о том, что ошибки, связанные с правописанием производных предлогов, обычно многочисленны и устойчивы. Объясняется это тем, что школьники обычно не умеют распознавать производный предлог, часто смешивают его с существительным или наречием.

  В ходе изучения темы «Предлог» очень важно использовать различные виды работ, убеждающие школьников в том, что правильное употребление производных и непроизводных предлогов делает речь более точной, динамичной и выразительной.

 Следует совершенствовать учебный процесс, используя разные технологии, методики:

-   индивидуализация;

-   уровневая дифференциация;

-   проектное  обучение;

-   информационно-коммуникационные технологии;

-   коллективный  способ  обучения  (работа в  парах постоянного  и сменного состава, работа в микрогруппах и т.д.)

- задания исследовательского характера.

Разнообразие форм и методов работы повышает интерес к русскому языку, способствует более качественному его преподаванию.

  1. Цели и задачи раздела

Основная  цель: формирование лингвистической, коммуникативной  компетенции обучающихся.

   Дисциплина «Русский язык и культура речи» как раздел языкознания занимается качественным анализом высказываний и рассматривает следующие вопросы: как пользуется человек речью в целях общения, какая у него речь – правильная или неправильная, как совершенствовать речь?

   В современной лингвистике различают два уровня речевой культуры человека – низший и высший. Для низшего уровня, для первой ступени овладения литературным языком достаточно правильности речи, соблюдения норм русского литературного языка. Существуют нормы лексические, орфоэпические (фонетические), грамматические – словообразовательные, морфологические, синтаксические. Лексические нормы фиксируются в толковых словарях в виде толкования значений слов и их сочетаемости с другими словами, остальные нормы раскрываются в пособиях по грамматике литературного языка, в специальных словарях-справочниках.

   Речь человека можно назвать правильной, если он не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их образовании, в построении предложении. Однако этого мало. Речь может быть правильной, но бесполезной, поскольку она не соответствует целям и условиям общения. Понятие правильной речи неразрывно связано с тремя признаками: богатством, точностью и выразительностью. Показателями богатой речи являются большой объем активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкций. Точность речи – это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль. Для создания выразительности речи используются специальные языковые средства, в наибольшей мере соответствующие условиям и задачам общения.

   Человек достигает высшего уровня речевой культуры, если обладает правильной и связной речью. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.

   Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Для этого нужно следить за тем, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.

Задачи:

  1. Познавательные: формирование умений опознавать производный предлог «в лицо», слитное  и раздельное  написание производных предлогов, употребление предлогов, отличие простого предлога от составного, выполнять морфологический разбор предлога, работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

  1. Развивающие: совершенствование  речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности к речевому самосовершенствованию;

  1.  Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову;

 повышать интерес к изучению русского языка и к предмету;

формировать коммуникативные умения и навыки;

воспитывать культуру устной и письменной  речи.

3.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными  особенностями

          В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Последние, по мысли педагогических психологов, заключаются в избирательной готовности, в повышении восприимчивости (сензитивности) к тем или иным сторонам обучения. Большое достоинство подростка — его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Также его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда же подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, так как не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучать этим способам, не дать угаснуть интересу к ним — главная задача педагога. В самом деле, кто не наблюдал, как подростки эмоционально реагируют на новый учебный предмет и как у некоторых эта реакция довольно быстро исчезает! Нередко у подростков снижается и общий интерес к учению, к школе, происходит внутренний отход от нее. Этот отход выражается в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни. Как показывают психологические исследования, основная причина такого отхода от школы заключается в несформированности у детей учебной деятельности, что не дает возможности удовлетворить актуальную потребность возраста - потребность в самоутверждении. Сформированной учебной деятельностью считается такая деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу. Одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения.

          Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка — познавательная. При ее удовлетворении у него формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительные отношения к учебным предметам. Подростков привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи. Они испытывают эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится делать самостоятельные открытия. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у подростков не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и резко отрицательное отношение к неинтересным предметам. При этом для них в равной степени имеет значение как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями: Интересными бывают уроки тогда, когда учитель рассказывает не только то, что есть в учебнике. А если учитель рассказывает, как в учебнике, или же заставляет в классе читать новый материал по учебнику, то уроки становятся скучными и не нравятся.

          Наряду с познавательными интересами первостепенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для них очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний, и прежде всего их значение для развития личности. Это связано с усилением роста самосознания современного подростка. Многие предметы ему нравятся потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Нужно поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным обществу человеком. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у них повышенный эмоциональный тонус и определяют их активное отношение к учению. Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Так, некоторые ученики не учат правила грамматики, так как считают, что и без знания правил они пишут грамотно. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспехов в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у них бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное учебное задание. И если неуспех повторится, то у подростков закрепляется отрицательное отношение к предмету. Наоборот, благоприятной ситуацией учения для них является успех, который обеспечивает им эмоциональное благополучие. Страх перед неуспехом, боязнь поражения порой приводят их к поиску благовидных причин, чтобы не пойти в школу или уйти с урока.

          Эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от оценки учебной деятельности взрослыми. Оценка для него имеет различный смысл. В одних случаях оценка дает возможность подростку выполнить свой долг, занять достойное место среди товарищей, в других - заслужить уважение учителя и родителей. Нередко же смысл оценки для него выступает в стремлении добиться успеха в учебном процессе и тем самым получить уверенность в своих умственных способностях и возможностях. Это связано с такой доминирующей потребностью возраста, как потребность осознать, оценить себя как личность, свои сильные и слабые стороны. И в этом плане наибольшее значение имеет не только оценка деятельности учащегося и его умственных возможностей со стороны других, но и самооценка. Как показывают исследования, именно в подростковом возрасте доминирующую роль начинает играть самооценка. Для эмоционального благополучия подростка очень важно, чтобы оценка и самооценка совпадали. Только при этом условии они могут выступать как мотивы, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга. В противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт. Учителю надо знать не только мотивы учения, но и условия их формирования. Исследования показывают, что отношение подростков к учению обусловлено прежде всего качеством работы учителя и его отношением к детям. Многие учащиеся при ответах на вопрос: При каких условиях учились бы в полную меру своих способностей? — указывали на умение учителя заинтересовать своим предметом, на его уважение к ним. Многие при ответах отмечали: Если бы учитель обращался с нами, как с хорошими друзьями, заинтересовал нас, если бы ученики не боялись плохо ответить, то они учились бы в полную меру своих способностей. При этом подростки считают, что многое зависит от них самих, и прежде всего от их настойчивости. Но настойчивость, по их мнению, легче проявляется тогда, когда учитель хотя и требовательный, но добрый, когда он справедливый и чуткий.

           При разработке раздела программы «Предлог» учитывались все особенности специфики восприятия и освоения учебного материала школьниками подросткового возраста

Результаты психологического обследования обучающихся 7 «Б» класса.

В 2012 – 2013 учебном году с учащимися 7 «Б» класса проводилось психологическое тестирование, включающее в себя:

1. Методика «Корректурная проба». Определение объема внимания и его концентрации.

2. Краткий интеллектуальный тест (модификация методик Н. В. Бузина)

3. Изучение объема памяти. Методика «10 слов».

4.Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Результаты тестирования

  1. «Корректурная проба»

Объем  внимания

Концентрация внимания

  1. Интеллектуальный тест

Диаграмма данных

  1. Диагностика объема памяти

Диаграмма данных.

  1. Методика изучения мотивации.

Диаграмма данных.

Психолого-педагогическая характеристика 7 «Б» класса.

В 7 «Б» классе обучается 27 человек: 11 мальчиков и 16 девочек. Взаимоотношения внутри коллектива доброжелательные. На уроках большинство учащихся работают активно, проявляют заинтересованность, с удовольствием приносят дополнительный материал по необходимой теме.

Присутствуют микрогруппы, но некоторые дети не входят ни в одну группу, а общаются и дружат со всеми. Несколько учащихся обладают лидерскими способностями.

У многих детей сформировался высокий, средний уровень познавательной и учебной мотивации. Эти  дети активны на уроках, обладают высоким уровнем работоспособности. Они имеют средний и высокий уровень интеллектуального развития, способны выполнять творческие задания и задания повышенной сложности.

Есть учащиеся, которые относятся положительно к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. У большинства из них средний уровень интеллектуального развития.

Но, также имеются учащиеся с низким уровнем интеллектуального развития и низким уровнем мотивации. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью.

Следовательно, учащихся класса можно разделить на три группы по уровню их интеллектуального развития, учебной мотивации и работоспособности.

Первая группа – это учащиеся с повышенным и средним уровнем интеллектуальных способностей, высоким и средним уровнем познавательной и учебной мотивации, высоким уровнем работоспособности. Таких 14 учащихся.

Вторая группа со средним уровнем развития, низким уровнем мотивации, а так же с пониженным уровнем развития, но с высоким уровнем учебной и познавательной мотивации. Все эти дети со средним уровнем работоспособности –  8 человек.

И третья группа с пониженным уровнем интеллектуального развития, низким уровнем мотивации и работоспособности – 5 человек.

Педагогическая характеристика 7 «Б» класса

В 7 «Б» классе обучается  27 человек. Из них – 16 девочек и 11 мальчиков.

Класс вполне можно назвать благополучным, так как в классе  18 детей их полных семей.

Социальное положение родителей - в большинстве – занимающие высокие должности  и с  высшим образованием, то есть образовательный уровень родителей довольно высокий.

Класс активный, подвижный. Дети с удовольствием посещают школу, положительно относятся к учебной деятельности.

По итогам 1 четверти в классе - 14 хорошистов, неуспевающих нет. Дети активны и во внеурочное время.

13 человек занимаются в спортивных секциях ( футбол, теннис, шахматы).

7 человек посещают художественную школу, а 4 - музыкальные кружки.

Мои наблюдения позволяют сделать вывод, что учащиеся 7 «Б» класса имеют высокий уровень интеллектуального развития, они добры, отзывчивы, дружны и имеют хороший творческий потенциал.

Эмоциональный климат в классе бодрый, жизнерадостный.

4.Ожидаемые результаты освоения раздела

программы

В результате реализации (изучения) раздела «Служебные части речи. Предлог» учащиеся получат знания по основным понятиям курса:

Научатся:

- квалифицировать предлоги  как служебные части речи;

- отличать предлог от омонимичных приставок;

- выполнять морфологический разбор;

- определять роль предлога в словосочетании и предложении;

- предупреждать грамматические ошибки в употреблении предлогов;

- отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно употреблять производные предлоги в речи;

- правильно писать производные предлоги.

          В ходе освоения содержания образования по русскому языку учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

- выполнение различных заданий исследовательского характера;

- умение работать самостоятельно, в группе, вместе с классом;

- изложение своих мыслей ясно, точно и грамотно в устной и письменной речи;

- поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Результативность: после  изучения  данного  раздела  проводится  анализ  всех  запланированных  работ.

5.Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся

          Хорошее усвоение нового материала на уроке – это та основа, на которой будет создаваться прочная система знаний учащихся и умение пользоваться этими знаниями на практике. Качество усвоения учебного материала прежде всего зависит от выбора доминирующего метода изучения той или иной темы. Однако сам по себе правильный выбор метода еще не решает полностью этой проблемы. Очень важно и то, как будет применен метод (или прием) обучения, что он даст учащимся с точки зрения развития их познавательной активности и самостоятельности в учебном процессе.

          Известно, что при изучении одной и той же темы во многих случаях можно использовать различные методы и приемы, которые дадут одинаковый результат.

          Будет ли это объяснение или рассказ, усвоение материала по учебнику или самостоятельная практическая работа – все методы окажутся эффективными только в том случае, если вызовут напряженную мыслительную работу ученика, направленную на решение познавательных и практических задач. При любом методе работу нужно строить таким образом, чтобы у детей возникали познавательные вопросы, которые требуют самостоятельного осмысления материала, выводов, обобщений и проверки их на практике.

Использование методов и приемов личностно ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы

          Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества и пережить успех, - мечта любого учителя.

          В этом поможет технология личностно ориентированного обучения. Её цель - создание условий для познавательной активности учеников.

         Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, которые применяю я в своей работе.

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. При помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока.

          Понимая значимость изучаемого материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно. Чрезвычайно важным аспектом личностно-ориентированного урока считаю опору на субъектный, личностный опыт учащихся. Научная информация, которая преподносится ученику на уроках, только тогда превращается в прочные индивидуальные знания, когда ученик «пропускает» ее через свой жизненный опыт или опыт хорошо знакомого человека, а вопросы и задания, построенные на основе ассоциативного, образного мышления, делают предмет изучения зримым, ясным.

          Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, архивариусов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

          Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.

          Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.

          Например, на уроке русского языка в 7 классе по теме «Повторение изученного о предлоге» я предлагаю из словосочетаний, написанных на доске, выбрать только производные предлоги. Сначала ребята выполняют эту работу самостоятельно, затем сильные учащиеся проверяют качество ее выполнения у ребят по парте, а потом результаты выполненного задания обсуждаются в классе.

          На следующем этапе урока учащиеся должны пронаблюдать за ролью предлогов в тексте. Несколько учащихся проводят небольшую исследовательскую работу.

          Остальные – определяют, какие предлоги употребляются только с одним падежом, а какие-с несколькими. Затем пары обмениваются листками с выполненными заданиями и проверяют, обсуждают выполненную товарищами работу.

          В данном случае групповая и парная работа развивает пунктуационную зоркость учащихся, их внимание к умелому использованию изучаемых языковых единиц в речи, дает возможность высказать свою точку зрения, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения.

          В связи с вопросом о групповой работе не могу не упомянуть об использовании на уроках русского языка такой интерактивной формы обучения, как диалоговая форма процесса познания. Для того чтобы конструктивное общение состоялось, ученику нужно научиться общаться. Обучение искусству диалога начинаю уже в 5 классе. Анализируя с ребятами различные ситуации речевого общения, вместе вырабатываем правила, необходимые для эффективного учебного взаимодействия школьников.

          На своих уроках применяю такой прием как рефлексия. Считаю рефлексию необходимым моментом личностно ориентированного урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями они столкнулись на уроке и как их разрешить.

          Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, учат осмысленно работать. Всегда нахожу время поинтересоваться о настроении учащихся после урока в интересной, занимательной форме.

          Если учитель добился того, что на его уроке обстановка доброжелательная, учащиеся искреннее поделятся своими мыслями, выскажут впечатления от прошедшего занятия, пожелания. А это позволит учителю сделать следующий урок успешнее предыдущего.

          Особое внимание в условиях личностно ориентированного урока обращаю на домашние задания. Они должны быть строго дозированными, чтобы не допустить перегрузки учащихся, разноуровневыми, предполагать ситуацию выбора и при этом носить творческий характер.

          Личностно ориентированный урок предъявляет серьезные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу. Стараюсь всей своей работой, всем своим поведением настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня как более старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины, который способен прислушаться к чужому мнению, поддержать учащихся, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за их маленькие и большие победы.

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках

русского языка и литературы

Цель: формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка через использование ИКТ.

Задачи: 

  • создать комплект информационных дидактических материалов по русскому языку;
  • сформировать ключевые компетенции обучающихся и информационную культуру обучающихся.

Применительно к школьникам ключевые компетенции - это такие функциональные умения, которые помогут им в выполнении настоящих и будущих социальных ролей ("ученик", "абитуриент", "студент", "субъект общения", "гражданин", "потребитель", "работник-специалист" и др.).

         Развитию этих компетенций способствует активное использование в учебном процессе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также новых средств и технологий обучения.

Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехнику, Интернет. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника.

        Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии в различных ситуациях.

В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают:

  • ключевые или межпредметные компетенции (самые общие понятия);
  • общепредметные (касающиеся нескольких предметов);
  • предметные (касающиеся одного предмета) компетенции.

Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.

       В Государственном стандарте по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Языковая компетенция - способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры и средства в соответствии с нормами литературного языка благодаря изучению лексики, фразеологии, усвоению морфологических нормы согласования, управления, построения предложений разных видов.

Следующий тип компетенций - лингвистическая, которая обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.

Для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации.

Именно поэтому в обучении русскому языку выделяется третий тип компетенции - коммуникативная, которая предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.

        Мультимедийные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, разработанные в соответствии с Государственным стандартом образования, содержат теоретический, практический и тестовый материал по темам каждого курса. Каждый такой урок имеет красочные иллюстрации, таблицы, схемы. Теоретический материал в большинстве случаев подается блоками, что дает возможность овладевать образовательными компетенциями и экономить время на практическую работу над орфографическими и пунктуационными правилами.

     Такие электронные образовательные издания позволяют:

1) создать психологические условия включения учащихся в тестирование;

2) эффективно решать проблему более полного погружения в специфику особенностей тестовых заданий;

3) не только правильно выполнять задания с открытым ответом, но и получить их оценку экспертами ЕГЭ по "Критериям оценки выполнения заданий";

4) формировать умения ориентироваться в учебном материале, умения быстро действовать и выбирать нужный ответ.

Во-вторых, на разных этапах уроков русского языка и литературы может быть использовано электронное сопровождение в виде презентации. Под электронной презентацией  понимают логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую учителем на уроке и требующую его комментариев и дополнений.

        Презентации отражают не только основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила, но и содействуют решению задач конкретного урока. Заранее созданная презентация заменяет классную доску для фиксации внимания учащихся на каких - либо иллюстрациях при объяснении нового материала или, наоборот, как итоговый продукт серии уроков. С помощью презентаций учителю предоставляется возможность организовать индивидуальный контроль в рамках одного урока. Например, при закреплении темы "Предлог" в 7 классе используем тест.

     Компьютер становится добрым помощником при демонстрации схем, таблиц, опорных конспектов, к которым учитель может обратиться в любое время (при условии систематизации материала). Можно демонстрировать также задания для фронтальной работы с классом. Используя возможности интерактивной доски, данную работу следует разнообразить: либо это будет устное проговаривание пропущенных орфограмм (что значительно экономит время), либо будет появляться заранее приготовленный правильный ответ, либо с помощью ручки или маркера во время демонстрации слайда будет вписываться ответ.

        Создание и применение на уроках электронных презентаций требует от учителя продумывания хода урока, учета специфики конкретного класса, учебной темы.

     Огромная помощь учителю и ученику - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которая размещена в Интернете по адресу www.school-collection.edu.ru для свободного пользования в целях образования. Организация образовательной деятельности обучаемых с использованием ЦОРов предполагает использование новейших педагогических технологий, стимулирующих развитие внутренних резервов каждого ученика. Активное использование интерактивных наглядных пособий в виде таблиц разнообразит работу на уроке, решает проблему наглядности, позволяет экономить время на написание.

     Использование ИКТ способствует развитию компетенции личностного самосовершенствования: овладению способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Коммуникативная компетенция заключается в приобретении навыков работы в группе, овладении различными ролями в коллективе, умении устно и письменно излагать результаты своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий.

Информационная компетенция выражается во владении современными информационными технологиями, умениями самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

В итоге достигнуты следующие результаты:

Создан электронный дидактический материал: презентации к урокам русского языка;

Исходя из изложенного выше, можно сказать, что сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки, а также формировать у обучающихся образовательные компетенции, повышать уровень умений работать с информацией, реализовать творческие возможности, увеличивать долю самостоятельной работы учащихся, повышать темп урока.

Здоровье сберегающие технологии

Здоровье сберегающие технологии реализуются в учебном процессе с помощью смены видов деятельности на уроке, использования  различных физкультминуток.

6.Система знаний и система деятельности

Учащиеся должны знать определения изучаемых понятий:

-   предлог;

-   непроизводные и производные предлоги;

-  простые и составные предлоги;

Знать правила:

-   употребление предлогов;

-   слитное и раздельное написание производных предлогов.

            Должны уметь:

-   разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи, правильно писать производные предлоги;

-   различать предлоги и приставки, определять роль предлогов в словосочетании и предложении;

-  определять значение предлогов;      

  В процессе работы над данным разделом образовательной программы были использованы такие методы, которые способствовали активизации мыслительной деятельности, повышению общекультурного кругозора, обогащению словарного запаса, развитию творческих способностей, коммуникативных навыков.

(Методы взаимообучения: организация работы в парах, микрогруппах, взаимооценка )

Проводилась работа над способами самостоятельной постановки целей

урока,   самоконтроля,   самооценки.

7. Календарно-тематическое планирование по разделу

Тематическое планирование составлено в соответствии с Программой  Русский язык 5 – 7  классы.  Автор программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская.

Учебник под редакцией М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская.

  На изучение темы «Служебные части речи. Предлог» в 7 классе я отвожу  9

часов (7+2 Р/р)   при  4  часовой  нагрузке изучения  русского языка  в  неделю.

№ урока

Глава 6. Служебные части речи. Предлог

Кол-во часов

Содержание урока

88.

Служебные части речи. Предлог как часть речи

1

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как служебная часть речи, морфологический анализ предлога

89.

Употребление предлогов

1

Знакомство с теоретическими сведениями. Составление словосочетаний, тренировка в употреблении предлогов

90.

Непроизводные и производные предлоги

1

Изучение новой темы. Анализ производных предлогов по их происхождению. Исправление неправильного употребления предлогов

91.

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

1

Знакомство с новой темой. Выборочный диктант

92-93.

Слитное и раздельное написание производных предлогов

2

Изучение нового материала

94.

Повторение темы «Предлог»

1

Выполнение тренировочных упражнений, тестирование

95-96.

Сочинение по картине О.Д. Яновской «Ждут» с включением описания природы, предмета, внешности людей

2 Р/р

Сочинение по картине

8. Методическое обеспечение раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Хар-ка деятельности учащихся или виды учебной деят-ти

Виды контроля измерители

Планируемые результаты освоения материала

знания

умения

1

Служебные части речи. Предлог как часть речи

1

Урок повторения

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как служебная часть речи, морфологический анализ предлога

Объяснительный   диктант, комплексный анализ текста

Знать, чем отличаются самостоятельные части речи от служебных; какие части речи относят к служебным, а какие – к самостоятельным; что такое предлог

Уметь отличать предлог от омонимичных приставок; определять роль предлога в словосочетании и в предложении

2

Употребление предлогов

1

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с теоретическими сведениями.

Составление словосочетаний, тренировка в употреблении предлогов. Корректировка неверно употребленных предлогов и падежей существительных

Комментированный диктант

Знать, какие предлоги употребляются только с одним падежом, а какие- с несколькими. Многозначность предлога. Способность предлога в разных словосочетаниях выражать разные отношения  

Уметь   употреблять предлог с существительными, местоимениями, числительными; предлог перед прилагательными, порядковыми числительными, причастиями; правильно употреблять предлоги

3

Непроизводные и производные предлоги

1

Урок  усвоения

новых

знаний

Анализ производных предлогов по их происхождению; исправление неправильного употребления предлогов

Работа с учебником; комплексный анализ текста; задания, где нужно заменить производный предлог непроизводным

Знать определение производных и непроизводных предлогов

Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять производные предлоги в речи

4

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

1

Урок усвоения новых знаний

Простые и составные предлоги. Знакомство с планом и образцом морфологического разбора предлога

Работа по учебнику, выполнение морфологического разбора предлога. Выборочный диктант

Знать определение простых и составных предлогов; порядок и образец морфологического разбора предлога

Уметь отличать простой предлог от составного; разбирать морфологически предлоги

5

Слитное и раздельное написание производных предлогов

1

Урок усвоения новых знаний

Условия слитного и раздельного написания производных предлогов

Упражнение на предупреждение ошибок в употреблении предлогов. Комментированный диктант Выполнение упражнений с использованием полученных знаний. Чтение художественного описания, работа над орфографией текста

Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов

Уметь разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги

6

Слитное и раздельное написание производных предлогов (продолжение темы)

1

Закрепительный урок

Условия слитного и раздельного написания производных предлогов

Выполнение теста, закрепительно-тренировочные упражнения

Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов

Уметь разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги

7

Повторение темы «Предлог»

1

Повторительно-обобщающий урок

Правописание предлогов, употребление предлогов в словосочетании и предложении

Индивидуальная работа по тесту

Знать правописание и употребление в словосочетании, предложении производных и непроизводных предлогов

Уметь делать анализ правописания отдельных слов

8

Р/р Подготовка к сочинению по картине О.Д. Яновской «Ждут» с включением описания природы, предмета и внешности людей

1

Уроки развития речи

Рассказ по картине

Сочинение

Понимать роль предлогов в сочинении с описанием природы, предмета и внешности людей

Уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание природы, предмета и внешности людей, выбирая языковые средства в соответствии с темой, целями общения

9

Р/р Редактирование сочинения

1

Урок коррекции

Анализ работ

Редактирование сочинений

Правила и орфограммы

Применять изученные орфограммы

9.План учебного занятия по русскому языку

Город: Выкса

МБОУ СОШ № 3

Учитель: Проняева Светлана Николаевна

Класс: 7

Тема учебного занятия: обобщающий урок по теме «Предлог»

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: урок обобщения и закрепления знаний по теме «Предлог»

Цели:

Образовательные: обобщить и систематизировать сведения о предлоге, углубить  знания о производных и непроизводных предлогах;

Развивающие:  практическое применение полученных знаний в новых условиях, с возрастающей степенью самостоятельности; предупреждение ошибок в употреблении предлогов;

Воспитательные: совершенствование культуры речи учащихся; способствовать развитию любознательности и творческой активности обучающихся.

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация.

Дидактические материалы к учебному занятию:

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Знания

Умения

I. Оргмомент

Подготовка к уроку, создание доброжелательной рабочей атмосферы на уроке, организация внимания всех учащихся

Подготовка рабочего места, включение в деловой ритм.

II. Актуализация познавательной деятельности

Подготовка к обобщению и закреплению полученных знаний по теме «Предлог»

Знать определение предлога, его морфологические признаки

Применение полученных знаний по теме на практике

Фронтальный опрос

Решение заданий - игровая

III. Закрепление полученных сведений о предлоге, слитном и раздельном написании производных предлогов

19м

Закрепление навыков образования и употребления предлогов, отличия производных предлогов от омонимичных частей речи, морфологического разборов по теме

Знать условия выбора орфограммы в написании предлога, способы образования производных предлогов, план и образец морфологического разбора предлога

Уметь определять роль предлога в словосочетании и предложении, различать предлоги и приставки, предлоги от омонимичных частей речи, употреблять предлог с существительным, местоимениями, числительными, выполнять морфологический разбор предлога

Анализ языка

Частично поисковый метод

Морфологический разбор

Объяснительный диктант

Составление текста -рассуждения

IV. Физкульт минутка

V. Проверочная работа

14м

Проверка знаний материала по теме «Предлог», навыка отличия производных предлогов от омонимичных частей речи и правила написания производных предлогов

Применение полученных знаний на практике

Применение полученных знаний на практике

Письменный опрос

Тест

VI. Рефлексия

Подведение итогов

Умение самостоятельно и объективно оценить свои знания

Самостоятельная работа

Оформление оценочного листа

VII/Инструктаж к д/з

Помочь в осознанном выполнении д/з

Слово учителя

10. Аналитическая справка по итогам проверочной

работы в 7 «Б» классе

Основание: проверочная  работа проводилась в соответствии с календарно-тематическим планированием по русскому языку.

Цель: получить объективные данные об уровне обученности учащихся 7 «Б» класса по теме «Служебные части речи. Предлог».

Контрольно-измерительный материал: в качестве контрольного измерительного материала использована контрольная работа (тест), составленная учителем.

Результаты:

Всего - 27 чел.

Работу выполняло - 25 чел.

Выполнили:

•    на «5» -  7 чел. (28,%)

•    на «4» -  14 чел. (56%)

•    на «3» -   5 чел. (2%)

•    на «2» -   1 (4%)

Выводы

В ходе анализа результата проверочной работы по теме «Служебные части речи. Предлог» зафиксирован высокий уровень качества знаний (84%). Это свидетельствует о том, что цель, поставленная в начале изучения раздела, достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.

Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....

Тесты. Русский язык. 7 класс. Служебные части речи

Тематические тесты для промежуточного контроля...

Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

Урок русского языка по теме "Служебные части речи. Предлог".

Цель: систематизировать знания о предлогах.Задачи: формировать  орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, умение определять служебные части речи.Развивать положительную мотивацию к учени...

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Служебные части речи. Предлог.

Служебные части речи. Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги....

Урок русского языка " Самостоятельные и служебные части речи" 7 класс

Расширение и углубление знаний по разграничению частей речи; усвоение алгоритмических образцов рассуждения; подготовка учащихся к отработке таких обобщенных понятий , как « часть речи» и « грамматичес...

Дистанционный урок русского языка "Повторение правописания служебных частей речи". 7 класс

Дана инструкция учащимся для самоподготовки по теме, даны ссылки на интернет-ресурсы информативного и контрольного характера, прикреплен тест для обязательного выпонения....