Список слов, "запрещенных" для употребления в сочинениях
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)

Этот список не был составлен специально. Он возник в результате обсуждения проблемы написания школьных сочинений в одном из интернет-сообществ. Затем уже кто-то собрал всё вместе, и теперь этот список "гуляет" среди учителей-словесников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spisok_slov_zapreshchennyh.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Список слов, "запрещенных" для употребления в сочинениях

 

Этот список не был составлен специально. Он возник в результате обсуждения проблемы написания школьных сочинений в одном из интернет-сообществ. Затем уже кто-то собрал всё вместе, и теперь этот список "гуляет" среди учителей-словесников.

Может быть, его уже где-то публиковали, но, думаю, не будет лишним повторить. Конечно, никто официально не запрещал слова и выражения из этого перечня, но их употребление в сочинениях ведет к ошибкам (этическим, речевым, грамматическим, стилистическим, логическим, фактическим).

Надеюсь, этот список пригодится учителям и ученикам, а особенно выпускникам, которые готовятся к ЕГЭ и ОГЭ.

В списке преподаватели не только перечислили нежелательные для использования слова и выражения, но и дали к ним комментарии.

Список и комментарии

Выражение: «Автор в своём тексте…»

Комментарий: Автор в тексте ничего не делает. Его там вообще нет.

  • Выражение: «Автор пытается…»

Комментарий: Это вы пытаетесь, а не автор. Его текст уже готов.

  • Выражение: «Автор этим хотел сказать…»

Комментарий: Всё, что автор хотел сказать, он сказал. А мы можем говорить только о том, что мы поняли, так что если в тексте нет прямых признаний автора (я, А.С. Пушкин, сим хочу сказать то-то и то-то), то у нас нет оснований считать, будто мы знаем, что хотел сказать автор. Кроме того, что он хотел сказать и что он сказал — далеко не всегда одно и то же.

  • Выражение: «Автору удалось передать…», «Писатель хорошо изобразил…», «Автор очень точно описал…»

Комментарий: Кто мы такие, чтобы покровительственно похлопывать автора по плечу? Мол, удалось, молодец, справился, хорошо, пиши ещё! В большинстве случаев мы не видели того, что писатель изобразил или передал: так откуда нам знать, удалось или не удалось, хорошо или дурно, точно или с ошибками?

  • Выражение: «гениальный автор»; «в великолепном романе» и т.п.

Комментарий: Не стоит расхваливать автора и произведение, так как обычно это не имеет отношения к теме сочинения; так что если вы назовёте Пушкина гениальным, или Лермонтова непревзойдённым, или тот или иной роман великолепным, оценка выше не станет.

  • Выражение: «весь, весь этот, весь тот» в конструкциях типа «видим весь трагизм ситуации», «показывает всю красоту русской природы», «передал всю ту атмосферу войны».

Комментарий: Обычно это или лишнее слово, или ещё и грамматическая ошибка: какую «ту»?

  • Выражение: «данный текст».

Комментарий: Никто вам текст не давал — дали вам лист бумаги с текстом или книгу; чаще всего лучше сказать «этот текст», «в этом тексте» и т.д.

  • Выражение: «достаточно» («Гринёв достаточно отзывчивый»; «Базаров достаточно умный…»).

Комментарий: Достаточно для чего? Лучше использовать другие наречия степени.

  • Выражение: «Ещё одним примером может служить…»

Комментарий: Так пишут те, кто не потрудился логически связать отдельные этапы своего рассуждения.

  • Выражение: «использует… для…»

Комментарий: Автор ничего не использует. Он создал текст, а уж в этом тексте чего только нет. Но считать, будто писатель или поэт пишет произведение, пользуясь, скажем, эпитетами или используя метафоры, да ещё для чего-то там — это значит приравнивать литератора, например, к сантехнику, который для скрепления труб использует хомут.

  • Выражение: «Могу сделать вывод».

Комментарий: Можете — делайте, и не надо об этом сообщать.

  • Выражение: «Может, я и не прав, но это моё личное мнение».

Комментарий: Мнение должно быть на чём-то основано, и либо в сочинении это обоснование есть, либо его нет, и тогда никакого «личного мнения» быть не может.

  • Выражение: «Сколько людей, столько и мнений»; «У каждого своё мнение, но лично для меня...»; «Все люди по-разному оценивают это…»

Комментарий: Нет. Это не просто штамп, но и наивное заблуждение. Разных мнений в действительности куда меньше, чем людей, поскольку совершенно самостоятельно мыслить и иметь обо всём уникальные собственные суждения могут единицы, может быть — десятки людей на всей планете, а нас уже больше семи с половиной миллиардов.

  • Выражение: «момент».

Комментарий: В самом слове «момент» ничего плохого нет, но не нужно использовать его вместо слов «эпизод», «случай» и т.д.

  • Выражение: «мужчина», «женщина».

Комментарий: Использовать эти слова как контекстные синонимы слов «герой» («героиня») или «персонаж» недопустимо. Это стилистическая ошибка.

  • Выражение: «наш герой».

Комментарий: Он НЕ ВАШ герой! Он герой произведения, написанного НЕ ВАМИ.

  • Выражение: «начинать…» (например: «Германн начинает выигрывать хорошие суммы»).

Комментарий: Распространённая ошибка: персонажи вечно что-нибудь начинают, но почему-то не продолжают и не заканчивают.

  • Выражение: «быть в отношениях» и «испытывать чувства» (о любви и не только).

Комментарий: «быть в отношениях» — пока ещё плохо приживающееся в русском языке заимствование («Катерина и Борис были в отношениях»), «испытывать чувства» — пустые слова («Ленский испытывает чувства к Ольге»). Лучше сказать: «любили друг друга», «Ленский любит Ольгу».

  • Выражение: «Относится с…»

Комментарий: Обычно это ненужное утяжеление конструкции: «Автор относится к герою с симпатией», «Онегин относится к Татьяне с жалостью». Лучше написать так: «автор симпатизирует герою»; «Онегин жалеет Татьяну».

  • Выражение: «В произведении присутствует…»

Комментарий: Это ученик в классе присутствует, а в произведении никто и ничто не присутствует.

  • Выражение: «просто».

Комментарий: Очень часто школьники злоупотребляют этим словом, хотя обычно речь идёт совсем не о простых вещах, например: «Герасиму нужно было просто не подчиниться приказу»; «Главное — просто не ошибаться и принимать собственные решения». А разве это просто?

  • Выражение: «свой».

Комментарий: Очень часто это слово лишнее: «Пушкин так и пишет в своём стихотворении», «Многие люди теряют свою голову, когда влюбляются» и т.п. Понятно же, что Пушкин не мог написать что-то в чужом стихотворении, да и потерять чужую голову невозможно.

  • Выражение: «также», «ещё», «потому что», «поэтому» в начале предложений.

Комментарий: не надо разбивать сложное предложение на простые части, вторая из которых начинается с союза также или с наречия «ещё» и т.д., а уж начинать так новый абзац совсем не стоит.

  • Выражение: «трогать», «затрагивать».

Комментарий: Автор ничего не затрагивает. Он о чём-то пишет, говорит, размышляет. Трогать можно только материальное. Проблема не «материальное», её не трогают, не поднимают — к ней привлекают внимание, она может быть интересна, важна и т.д.

  • Выражение: «Хотелось бы сказать…»

Комментарий: Хотелось — говорите.

  • Выражение: «художник нам показывает».

Комментарий: НАМ художник (писатель, поэт и пр.) ничего не показывает. Он вообще не показывает.

  • Выражение: «вызывает симпатию читателей»; «читатели сочувствуют / осуждают».

Комментарий: Не стоит обобщать и говорить за всех читателей. Говорите только за себя.

  • Выражение: «это где…», «это когда…»

Комментарий: Просто безграмотно, даже объяснять нечего.

  • Выражение: «является…»

Комментарий: Особенно в сочетаниях типа «N является героем»; «Гроза» является драмой» слово «является» лишнее, оно утяжеляющее фразу.

  • Выражение: «Михаил пишет о том, что…»; «В стихотворении Александра…», если речь идет о писателях.

Комментарий: Принято называть имя, отчество и фамилию автора или только фамилию, но не просто имя.

  • Выражение: «А. Болконский», «Г. Печорин…»

Комментарий: Сокращать имена персонажей до инициалов не принято.

Другие штампы и клише, которых стоит избегать:

  • такой... как («Ему помогло такое чувство, как любовь» → «Ему помогла любовь»);
  • лично для меня (Достаточно сказать «для меня».);
  • непреходящее значение;
  • глубокий смысл;
  • не могу не вспомнить;
  • нашёл свою вторую половинку,
  • частичка себя и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список литературы для подготовки к Итоговому сочинению

1. «Недаром помнит вся Россия…»Произведения М.Ю. Лермонтова: «Мцыри», «Герой нашего времени», «Демон», «Песня про купца Калашникова..», «Кавказский пленник». И лирика: «Нет, я не Байрон, я другой...

Выпускное сочинение в 11 классе. Список литературы

Выпускное сочинение в 11 классе. Список литературы...

Список произведений для аргументации на итоговом сочинении 2016-2017

Список произведений отечественной и зарубежной литературы, которые могут быть использованы для аргументации тем по направлениям итогового сочинения в 2016-2017 учебном году...

Список слов, запрещённых к употреблению в школьных сочинениях по литературе

Список слов, запрещённых к употреблению в школьных сочинениях по литературе - плод коллективного творчества многих учителей....

слова, запрещённые к употреблению в сочинениях - рассуждениях по тексту ЕГЭ

Список слов, запрещённых к употреблению в школьных сочинениях по литературе(плод коллективного творчества многих учителей)автор в своём тексте (Автор в тексте ничего не делает! Его там вообще нет.)...

Список коротких произведений для итогового сочинения

Материал содержит короткие интересные для современных школьников рассказы.  Эти произведения с уверенностью можно брать в качестве аргументации....