Фантики и правописание
методическая разработка по русскому языку

Педагогическое сообщество "Феникс"

Проектирование учителя с обучающимися 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fantiki_i_pravopisanie_gulyaev_sayan.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, дорогие участники научно-практической конференции и уважаемые эксперты!  Меня зовут Гуляев Саян, ученик 7 класса Хорулинской средней школы. Тема моего доклада «Фантики и правописание».

Актуальность темы в том, что учителя говорят, что дети не всегда могут применять на практике правила. Вот и появилась идея, соединить обучение с практикой и изучать орфограммы по фантикам.

В связи с этим мы поставили перед собой следующие задачи:

•        узнать историю фантика;

•        собрать наименования конфет и их классифицировать;

•        рассмотреть названия конфет с точки зрения орфограмм русского языка;

•        обобщить материалы исследования и сделать выводы.

Объектом исследования стали конфетные фантики, а предметом - орфограммы русского языка.

Методы исследования – поиск информации в научной литературе, наблюдение, классификация.

Как и столетие назад, так и в наши дни, фантики являются не просто «визитными карточками» товара, его «лицом». Фантики с различными названиями являются не только рекламным знаком, знаком принадлежности, но и показателем человеческой психологии.

Одним из основных предназначений фантика стала просветительная задача, причем, не только для детей, но и для взрослых. Кроме привлекательных картинок, модным было печатать на фантике и полезную информацию.

Нам захотелось выяснить, выполняет ли современный фантик те задачи, которые выполнял раньше. Мы стали обращать внимание на конфетные фантики. В настоящее время фантики уже не осуществляют образовательную и развивающую задачу. Зато в названиях конфет присутствуют многие правила, которые мы изучаем в школе на уроках русского языка. Значит, фантику можно вернуть образовательную роль.

Для изучения темы мы провели анкетирование для средних классов (6-7).  Вопросы были простыми. Смотрим на диаграмму (слайд). По итогам опроса можно сделать вывод, что большинство детей любят конфеты. Половина детей обращает внимание на оформление и названия конфет, но малое количество детей обращает внимание на правописание и пользу фантиков.

Для своего исследования мы использовали 44 наименования конфетных фантиков. На них встретились 19 имени существительных, 8 имени прилагательных, 6 словосочетаний. Глаголы, наречия, местоимения среди рассмотренных нами названий конфет не встретились.

Таким образом, можно сделать вывод: наиболее употребляемая в названиях конфет часть речи – имя существительное.

Все рассмотренные нами наименования конфетных фантиков можно классифицировать по признакам:

  • структуре;
  • лексическому значению;
  • морфологическим признакам;
  • способам образования;
  • наличию орфограмм.

Таким образом, можно сделать вывод: из всех способов словообразования самый распространённый в названиях конфет – суффиксальный.

После того, как были выявлены орфограммы в названиях конфет, мы распределили их на группы.

1. Непроверяемая безударная гласная в корне слова

2. Проверяемая безударная гласная в корне слова

3. Парные согласные в корне слова 

4. Разделительный Ь

5. Имена собственные 

6. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ

7. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных

В ходе проведённого исследования было установлено, что наибольшее количество названий конфет приходится на орфограммы «Непроверяемая и проверяемая безударная гласная в корне слова».

Данная работа дала мне возможность углубить знания в области русского языка, проявить творческие способности и привлечь внимание ребят к изучению орфограмм русского языка.

Все изученные названия конфет по сути – это части речи, которые мы уже изучали и продолжим изучать на уроках русского языка; поскольку имя существительное – это самая большая группа слов в русском языке, то чаще всего именно она встречается в названиях конфет, названия можно использовать при изучении темы "Имя существительное"; из всех способов словообразования самый распространённый в названиях конфет – суффиксальный, поэтому многие названия конфет могут стать полезными при изучении темы «Способы образвания слов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Корзиночка из фантиков.

Фантики - удивительный материал для творчества. Мы с ребятами собираем фантики от конфет, а затем выполняем различные изделия: корзиночки, вазы и т.д. Дети с удовольствием работают с фантиками. Я загр...

Фантики как оригинальный бросовый материал

Фантики - это отличный материал для творчества, из них можно изготовлять поделки....

Декоративные витражи из фантиков

Мастер-класс по изготовлению декоративных витражей из фантиков...

Учебное занятие "День конфетных фантиков"

Тема:  День конфетных фантиков.Тип  занятия: комбинированноеЦель: научить детей применять в декоративных целях конфетные фантики.Задачи: -  знакомство с новым материалом для творчества,...

Проект " Волшебные фантики"

Проект направлен на создание оптимальных условий для развития у детей творческой активности, через организацию разных видов деятельности: познавательной,  продуктивной, используя богатство эмоцио...

Изделия из бумажных фантиков

Ряд интересных  изделий можно сделать  из бумажных фантиков путем плетения полосок....

Сладкий русский язык: фантики и правописание

Как сделать привлекательной конфету? Об этом задумывались издавна. Фантик для конфет защищают и украшают сладкий продукт. Художники постоянно придумывают для них яркие и интересные обертки. Внимательн...