Сладкий русский язык: фантики и правописание
статья по русскому языку (5 класс)

Волгаткина Екатерина Дмитриевна

Как сделать привлекательной конфету? Об этом задумывались издавна. Фантик для конфет защищают и украшают сладкий продукт. Художники постоянно придумывают для них яркие и интересные обертки. Внимательно рассматривая фантики, можно вспомнить правила русского языка. Используя названия конфет, можно сделать уроки русского языка интересными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Истории фантика или обёртки как таковой не существует. Для перевозки и хранения продуктов, в том числе и конфет, люди испокон века использовали то, что попадалось им под руку. С изобретением ткани, бумаги, фольги, парафиновой бумаги, целлофана появилась и упаковка.

Печатались этикетки длинными листами в два цвета или многоцветные. Материалом для конфетного фантика служит бумага, полимер (обычно фольгированный), фольга. Изготавливали конфетные обёртки (этикетки) в типографиях.

В народной энциклопедии «Википедия» говорится, что «Фа́нтик (от слова «фант») — это народное название обертки конфетной, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка).

Кроме основного предназначения - упаковки, он является также объектом коллекционирования и для игры в «фантики», которая была популярна среди детей в дореволюционное и советское время».

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается такое толкование:

«Фантик конфетная обёртка как предмет игры».

В «Толковом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой слово "фантик":

  1. конфетная обертка;
  2. особым образом свернутая конфетная обертка как элемент игры в фантики»

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля есть только слово «фант – залог, заклад в домашних семейных играх».

Сначала особой необходимости в фантиках не было. С началом XIX века в Европе, а позже и в России, родилась сеть ремесленных кондитерских, в которых конфеты из какао-масла изготовлялись вручную и стоили баснословно дорого. Хранились эти конфеты в красивых жестяных коробках.

Затем, когда кондитеры поняли, что большую коробку конфет продать очень сложно из-за ее дороговизны, они стали использовать индивидуальную упаковку для каждой конфеты. Первые двухслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон.

Моду на упаковку своих изделий в бумажные фантики российские кондитеры подхватили довольно быстро - в конце позапрошлого века. Над разработкой дизайна кондитерских упаковок в России работали такие известные художники, как Васнецов, Билибин, Бенуа, Врубель, Андреев и многие другие, что делало их настоящими произведениями прикладного искусства. Только понято это было достаточно поздно.

И хотя оберточную бумагу для конфет придумали не в России, наш российский фантик стал в XIX веке лучшим в мире. Российские упаковки для конфет пользовались огромным успехом за границей. В начале 20 века в России уже было известно множество сортов конфет: леденцы и монпасье с различными вкусами, помадка и тянучки, зефир, пастила...

Эволюция фантиков для конфет

Как и столетие назад, так и в наши дни, фантики являются не просто «визитными карточками» товара, его «лицом». Фантики с различными названиями являются не только рекламным знаком, знаком принадлежности, но и показателем человеческой психологии. Так в период XІX начала XX века подлинным отражением эпохи во всем ее многообразии становятся фантики с названиями конфет.

По фантикам можно было изучать азбуку, и цифры, узнать о разных странах. Иногда на фантики помещали загадки, ребусы, гороскопы, частушки и стихи. Вот одна из загадок на фантике «Кто родился и никогда не умирал?» ( Род человеческий). В начале XІX века выпускались конфеты, фантики которых украшали портреты писателей и поэтов - Пушкина, Гоголя, Крылова и других, изображения, связанные с императорской Россией.

Одним из основных предназначений фантика стала просветительная задача, причем, не только для детей, но и для взрослых. Кроме привлекательных картинок, модным было печатать на фантике и полезную информацию. Существовали развлекательные обертки с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями, и обертки образовательные – с таблицей умножения или азбукой.

А значит, владельцы кондитерских фабрик наделили фантик еще одной функцией – образовательной и развивающей. Например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике. Появлялся и настоящий креатив, такой как обертки-пазлы: картинку с изображением повара, пожарного, горничной и графини можно было разрезать по линиям на кусочки, а потом собирать их, каждый раз получая новое лицо.

Еще одной задачей фантика стало привитие едокам конфет идеалов красоты и вкуса. Например, в фантиках дореволюционного периода отражался репертуар кино и театров. Названия многих конфет носили женские имена - «Марианна», «Рыбачка», «Веселая вдова», «Софи».

На фантиках красовались изящные дореволюционные барышни с кротким взглядом, фарфоровой кожей, замысловатыми прическами, узкими талиями. По этим изображениям можно было составить представление о модных тенденциях того времени. Замечательной традицией того времени был выпуск целых серий конфет, посвященных какому- либо событию.

Классификация наименований конфетных фантиков

Нам захотелось выяснить, выполняет ли современный фантик те задачи, которые выполнял раньше. Мы стали обращать внимание на конфетные фантики. С радостью увидели конфеты, в которых есть загадки. Нам не встретились конфеты с таблицей умножения, азбукой или пазлами, наверное, их уже просто не существует.

В настоящее время фантики уже не осуществляют образовательную и развивающую задачу. Зато в названиях конфет присутствуют многие правила, которые мы изучаем в школе на уроках русского языка. Значит, фантику можно вернуть образовательную роль.

Для своего исследования мы использовали 102 наименования конфетных фантиков. На них встретились 62 имени существительных, 4 имени прилагательных, 34 словосочетаний, 2 звукоподражания. Глаголы, наречия, местоимения среди рассмотренных нами названий конфет не встретились.

Таким образом, можно сделать вывод: наиболее употребляемая в названиях конфет часть речи – имя существительное (61%).

Все рассмотренные нами наименования конфетных фантиков можно классифицировать по признакам:

  1. структуре;
  2. лексическому значению;
  3. морфологическим признакам;
  4. способам образования;
  5. наличию орфограмм.

По структуре: состоят из одного слова 69 фантиков, состоят из двух слов 33 фантика.

По лексическому значению: среди рассмотренных названий конфет нам встретились названия, которые мы не знали.

  • Дюшес – сорт крупных южных груш
  • Барбарис – колючий кустарник с мелкими красными кислыми ягодами
  • Трюфельная – сорт шоколадных конфет округлой формы
  • Буревестник – большая океаническая птица с длинным клювом и длинными острыми крыльями
  • Желейные – сладкое студенистое кушанье из фруктовых соков
  • Цитрон – вид многолетних растений из рода цитрус
  • Берлинго – вид кривулек, вышитый бисером или нитками на полоске канвы и собранный в пирамидку.

По морфологическим признакам: среди рассмотренных наименований встретились фантики, указывающие на число имен существительных:

  • единственное число – 88 («Марсианка», «Коровка»);
  • множественное число – 14 («Морячки », «Курносики»).

Названия, в которых встречаются имена и клички животных – 11 («Маша и медведь», «Наташка первоклашка», «Рыжая Пушистая», «Умка», «Лебедушка», «Муркины забавы», «Коровка», «Пингвиненок», «Мишка косолапый», «Аленка»).

Названия, указывающие на растения – 9 («Белая черемуха», «Ромашка», «Инжир», «Зимняя вишня», «Ананас», «Фрукты-ягоды», «Сады-садочки», «Фруктик»).

Названия, указывающие на место проживания – 2 («Марсианка», «Москвичка»).

По способу образования: основные способы образования слов в русском языке, известные нам, - это образование слов с помощью приставок, суффиксов и сложением основ. Рассмотрев фантики, мы не нашли названий, образованных при помощи приставок. Но нашли много слов, образованных с помощью суффиксов («Коровка», «Марсианка», «Ромашка», «Морская песенка», «Веснянка», «Батончики», «Красная шапочка», «Золотой ключик», «Веселая штучка», «Лебедушка»).

Таким образом, можно сделать вывод: из всех способов словообразования самый распространённый в названиях конфет – суффиксальный.

Классификация орфограмм в названиях конфетных фантиков

Орфограмма - от греч. orthos - правильный и grammа – письмо. Орфограмма – написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил.

После того, как были выявлены орфограммы в названиях конфет, мы распределили их на группы.


1. Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

«Желейные», «Экипаж», «Ромашка», «Белая черемуха», «Ешкина коровка», «Картошка», «Премьера».

2. Проверяемая безударная гласная в корне слова.

«Марсианка»-марс, «Золотой ключик»- золото, «Веснянка» -весны, «Кот в сапогах» -сапог, «Морская песенка»-море, «Лебедушка»-лебедь, «Украшение»-украсить, «Морячки»-море

3. Парные согласные в корне слова.

«Экипаж» - экипажи, «Коровка» - корова, «Кот в сапогах» - коты

4. Разделительный Ь.

«Птичье молоко», «Премьера», «Курьез»

5. Имена собственные

«Маша и медведь», «Наташка-первоклашка», «Натенька»

6. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ.

«Белочка», «Ласточка», «Веселая щучка», «Морячки»

7. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

«Очумелый шмель», «Двойная радость», «Сласть»

8. Падежные окончания имён существительных.

«Мышка на севере», «Серебряное копытце», «Суфле воздушное»

9. Буквы Ё-О после шипящих в корне слова.

«Славянка шоколадная»

10. Буквы и, у, а после шипящих.

«Маленькое чудо», «Новогоднее чудо», «Веселая щучка»

11. Буквы И-Ы после Ц

«Цитрон»

В ходе проведённого исследования было установлено, что наибольшее количество названий конфет приходится на орфограммы «Непроверяемая и проверяемая безударная гласная в корне слова».

Бумажные и блестящие, яркие и многослойные... В первую очередь нас привлекает фантик, а потом уже — сама конфета.

В ходе своей работы мы узнали о появлении первого конфетного фантика, о том, какой смысл вкладывали в него кондитеры.

Выяснили, что фантик был не просто бумажкой, а средством обучения, воспитания, агитации, привития чувства вкуса и красоты.

В ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что фантик можно использовать на уроках русского языка как средство для развития у детей орфографической зоркости, творческого воображения, познавательного интереса.

Данная работа дала мне возможность углубить знания в области русского языка, проявить творческие способности и привлечь внимание ребят к изучению орфограмм русского языка.

Все изученные названия конфет по сути – это части речи, которые мы уже изучали и продолжим изучать на уроках русского языка; поскольку имя существительное – это самая большая группа слов в русском языке, то чаще всего именно она встречается в названиях конфет, названия можно использовать при изучении темы "Имя существительное"; из всех способов словообразования самый распространённый в названиях конфет – суффиксальный, поэтому многие названия конфет могут стать полезными при изучении темы «Способы образования слов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и  упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....

Урок русского языка, 7 класс. Правописание наречий.

Обобщающее повторение по теме "Наречие". Урок с презентацией....

Урок по русскому языку на тему "Правописание союзов" в компьютерном классе.

Научить провописанию союзов; научиться писать союзы;отличать их от местоимений и наречий,  уметь применять знания на практике, использовать информационные  технологии:Microsoft Word , для со...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"

Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание союзов"

Урок закрепления материала по русскому языку в 7 классе по теме: "Правописание союзов"...

Урок русского языка по теме "Правописание не с причастиями"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание не с причастиями": ориентирован на учищихся школы II вида...

Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и

Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...