"Методические рекомендации русский язык 11 класс"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Методические рекомендации разработаны с учетом типичных ошибок, допущенных обучающимися 11-ых классов на репетиционном экзамене по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich.rekomendatsii_russkiy_yazyk11.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Окружное методическое объединение

учителей русского языка и литературы

Изобильненского городского округа Ставропольского края

               МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

       для учителей, подготовленные на основе  
                   анализа типичных ошибок участников    
                 репетиционного ЕГЭ
по русскому языку     
                                        (29.10.2022 года)

Составитель:

Ребека И. В.- учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №7» ИГОСК

                              Изобильный, 2022

Экзаменационная работа отражает важнейшие направления по изучению русского языка в школе: овладение нормами современного русского литературного языка, совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение функциональной грамотностью во всех ее проявлениях, развитие духовно-нравственных и эстетических качеств личности и т.д.

           Репетиционный экзамен по русскому языку, проведенный 29.10.22 года, показал, что наиболее трудными для выполнения оказались задания 1, 4, 9, 10, 11, 12,  21, 24.

        Задание №9:        

2022 год:

        Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная пропущена непроверяемая гласная корня. Запишите номера.

        

  1. Соберут, тренировка, отрасль.
  2. Бордюр, гонорар, серенада.
  3. Абонемент, графический, оправдать.
  4. Лауреат, парламентский, бирюзовый прик..сновение
  5. Авантюра, возложить, поплавок.

Ответ: 2,4

                                                         2023 год:

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера.

  1. М…нута, раст…рать, см…рение.
  2. Соед…нить, зав…ршать, в…негрет.
  3. Оз…рить,препод…ватель,обр…млен.
  4. Р...скошный, засл..нять.
  5. Расст..гнуть,выж..гание,выцв…тший.

Ответ: 1,3,4

Повторяем:

  1. Морфемный состав слова.
  2. Безударные гласные корня: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.
  3. Правописание корней с безударными гласными

Алгоритм выполнения:

  1. Внимательно прочитать задание
  2. Вставить пропущенные буквы  
  3. Выделить во всех словах корни
  4. Определить тип гласных корня: безударная проверяемая непроверяемая, безударная чередующаяся.
  5. Вспомнить соответствующее правило
  6. Выбрать правильный ответ

Задание №10: Укажите варианты ответов, в которых пропущена одна и та же буква:

  1. Пр…стыдить, пр…вокзальный, непр…ступная
  2. Поз…прошлый,п…одаль,нен…рушаемый
  3. Ра…бросать,и…черпать,в…пугнуть
  4. От…скать,пост…ндустриальный,под…грать  
  5. Сни…хождение, и…колесить, ра…ценки

Повторяем:

  1. Морфемный состав слова.
  2. Правописание приставок.

Алгоритм выполнения:

  1. Выделить в словах   все морфемы.
  2. Определить морфему, в которой пропущена буква: корень или приставка. В этом задании представлены написания в приставках и на стыке приставок и корня.
  3. Вспомнить соответствующее правило и выполнить задание.

ЗАДАНИЕ 11.

 

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. 

1) магни..вый, овлад..вать
2) (повернуть) направ.., завед..вать
3) застра..вающий, чист..нький
4) танц..вать, син..ватый
5) причудл..вый, цел..вой

Повторяем: 1. Правописание суффиксов имен существительных (ец, иц,)

2. Правописание суффиксов имен прилагательных (ев, ив, лив, чив)

3. Правописание суффиксов глаголов (ыва, ива, ова, ева)

4. Правописание суффиксов наречий

                     Алгоритм выполнения

1. Внимательно читаем задание;
2. Определяем часть речи
;
3. Сначала работаем с существительными и прилагательными, т.к. они вызывают меньше всего вопросов; сверяемся с теорией и ставим гласную;
4. Глаголы и другие части речи оставляем на "десерт". Сверяемся с таблицей спряжения, не забываем проверять вид глагола. Самую большую трудность представляет различение
 суффиксов глаголов -ева-, -ива, -ва; 
5. Не забываем об исключениях.
6. Выписываем номера ответов.

ЗАДАНИЕ 12. Укажите варианты ответов, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. Поджар…шь, наследу…мый

  1. Тепл…щаяся, (они) помо…т

  1. (Дети) жмур…тся, размен…нный

  1. Ослаб…вать, выносл…вый

  1. Син…ватый, сит…чко

Повторяем:

1. Правописание личных окончаний глаголов

    2. Правописание суффиксов причастий

Алгоритм выполнения:

1. Определить, в какой морфеме пропущена гласная. Если буква пропущена в окончании, то вспомнить правописание окончаний глаголов, которые зависят от спряжения.

2. Обратить внимание на вид слова- глагола в задании, потому что иногда глаголы в видовой паре могут относиться к разным спряжениям: ( объявлять-объявляЮт; объявить-объявЯт)

3. Пропущена буква в суффиксе причастия, сначала определить разряд причастия, затем какого оно времени. Вас будет интересовать написание гласных в суффиксе или перед ним.

                       Как показывает статистика, самой сложной орфограммой является орфограмма «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий». Самыми частотными словами, в которых выпускники допускают ошибки: бороться, стелить, молоть, дремать и образованные от них причастия-борющийся, стелющийся и т.д.

Строить, клеить, дышать, видеть, тащить и образованные от них причастия-строящийся, дышащий, клеящий и т. д.

Трудные задания ЕГЭ по русскому языку  ЕГЭ – задания 9, 10, 11, 12

Задание 9. Правописание корней.

1. Корни с чередованием.

Теорию повторяем, вспоминаем корни с чередованием, приводим примеры. Следует обратить внимание на некоторые моменты.

а) Многие считают, что слова с корнями, заканчивающимися на ...ИМ, можно проверить ударением, например, обнимать – обнИмет, то есть относят к группе «Безударные гласные, проверяемые ударением». Поэтому ошибочно дают ответ, что в ряду подв…ргать, разн…мать, выл…вать все слова проверяются ударением. Надо запомнить, что корни, имеющие в составе ИМ-ИН, чередуются с а//я  (нанИмать – нанЯть), и их правописание зависит от наличия суффикса А. Это такие слова (с корнем …ИМ…): нажимать, разнимать, поднимать, унимать, понимать, нанимать, обнимать, отнимать, заниматься, принимать и т.д. С корнем ...ИН…: разминать, упоминать, начинать и т.д.

б) Следует отличать: ожЁг руку (глагол) – ожОг руки (существительное); поджЁг дом (глагол) – поджОг дома (существительное)

в) Нужно различать слова-омонимы, отличающиеся по смыслу и написанию. Например, правописание слов примирять (друзей), примерять одежду, замереть от страха зависит от разных факторов: первые два слова отличаются лексическим значением и проверяются словами мИрный и примЕрка, а в третьем  - корень с чередованием. ПосвЯтить (рассказ) -  свЯтость, посвЕтить (фонариком) – свЕт. Это корни с проверяемой безударной гласной. ОтвОрить (окно) – ствОрка, отвАрить (овощи) – вАрка. РазрЕдить (рассаду) – рЕдкий, разрЯдить (напряжение) – разрЯдка. КОмпания друзей (группа лиц, собравшаяся для общения) – избирательная кАмпания (мероприятие).

2. Непроверяемые безударные гласные (словарные слова). В тестах часто встречаются слова авангард, альманах, аккомпанемент, артиллерийский,  бахрома, багровый, витрина, винегрет, вентиляция, гравюра, дифирамб, декларация, дирижёр, интеллигент, иждивение, карниз, карикатура, крапива, корифей, линолеум, ностальгия, наваждение, неподражаемый,  обаятельный, обрамление, пациент, президент, привилегия,  приоритет, пессимист, прокламация, перила, палисадник, регион, ресурсы,  суверенитет, фестивальный, эстакада.

Задание 10. Правописание приставок

Задание несложное, тем не менее надо помнить:

1. В русском языке нет приставки З- : сдать, сбить, сделать. Но, если перед приставкой С- стоит НЕ-, можно ошибиться, приняв её за приставку НИЗ- НИС- : ни…вергать, ни…ходящий, правописание которых регламентируется звонкостью/глухостью последующей согласной корня. В словах  не…гибаемый, не…деланный пишется приставка С-.

2. Следует различать приставки ПРА- (отдалённость времени, отношений, лиц  и ПРО- (поддерживающий): прабабушка, праславянский – происламский, пророссийский (поддерживающий интересы России). В основном пишется приставка ПРО- (приставка многозначная): проходить, пробить, продавать.

3.Нужно различать омонимичные приставки ПРЕ- и ПРИ:

а) преемник президента (перенимает пост) – приёмник (принимает радиоволны)

б) претворить планы в жизнь (воплотить) – притворить окно (прикрыть)

в) преходящее явление (временное) – приходящая няня (приходить, значение «приближение»)

4. Правописание Ы-И после приставок на согласную.

а) Как слышим, так и пишем. Произнесите: безысходный, разыскать, взыграть, взыскать (слышим и пишем Ы). ВзИмать (слышим и пишем И).

б) После приставок меж- и сверх- пишется И: межинститутский, сверхинтересный.

в) После иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную:  контр-, транс-, дез-, пан-, суб-, супер-, пост- - пишется И: постимпрессионизм, суперигра, панисламский, дезинфекция.

5.Правописание Ъ на конце приставок.

а) На конце приставок перед Е, Ё, Ю, Я пишется Ъ: подъезд, объём. Но сэкономить (не перед указанными гласными)

б) После приставок иноязычного происхождения: аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- - перед гласными Е,Ё, Ю, Я пишется Ъ: адъютант, субъект, инъекция, контръярус, конъюнктура.

г) В сложных словах после числительных двух-, трёх-, четырёх- перед буквами Е, Ё, Ю, Я пишется Ъ: двухъярусный, трёхъязычный, но двухэтажный (не перед указанными буквами). Ъ не пишется перед буквами А, О, У, Э: сагитировать, контрудар.

Задание 11. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий, глаголов, причастий

1. В суффиксах существительных -ИЧК-, -ЕЧК- пишется И, если слово образовано от сущ. на -ИЦ- : луковИЧКа (от луковИЦа). В остальных случаях – ЕЧК: кошЕЧКа.

2. В суффиксе -ИНК- пишется И, если слово образовано от слов на ИН-а: телятИНКа (телятИНа), и Е в суффиксе -ЕНК-, если образовано от сущ. на -НЯ: (ориентироваться на окончание Р.п. множ.числа): пашЕНКа (пашНЯ – пашЕН). В остальных случаях под ударением пишется -ИНК- (снежИНКа), без ударения -  -ЕНК- (неженка).

3. Запомнить: в словах ночЁвка, корчЁвка пишется Ё, так как они образованы от глаголов ночевать, корчевать.

4. В суффиксах прилагательных –ЕВ-, -ИВ-  И пишется под ударением (игрИвый), Е – без ударения: краевОй, сОевый, сирЕневый.

5. В суфф. прил. -ЧИВ-, -ЛИВ- пишется И. (Запоминаем: похоже на щебет птиц.) Но нужно обращать внимание на состав слов, например, до-вер-ЧИВ-ый, но гуттаперч…вый. Разбираем по составу: гуттаперч-ев-ый, это не суффикс -ЧИВ-, а -ЕВ-, который пишется в соответствии с предыдущим правилом.

6. Е-И в глаголах с приставкой ОБЕС- (ОБЕЗ-).

В переходных глаголах – И: обессилИть (кого-либо) врага;

обезлюдИть (что-либо) деревню;

обескровИть (кого-либо) противника.

В непереходных глаголах – Е: обессилЕть (от чего?) от болезни;

обезлюдЕть (от чего?) от пожара;

обескровЕть (от чего?) от ножевого ранения.

6. В причастиях перед причастными суффиксами –Ш-/-ВШ- сохраняется та же буква, что и в инфинитиве глаголов, от которых они образованы: подтаЯвший – подтаЯть.

7. В страдательных причастиях прошедшего времени пишутся суффиксы А-НН- , Я-НН-, если глаголы, от которых они образованы, оканчиваются на АТЬ, ЯТЬ: затеЯнный – затеЯть; указАнный – указАть. Пишется Е-НН-, если глаголы в неопределённой форме перед окончаниями –ть, -ти, -чь имеют буквы Е или И: видЕнный – видЕть, острижЕнный – острИчь. Перед –НН в причастиях никогда не пишется И!

8. Следует различать глаголы-омонимы:

выкачЕнная из подвала бочка (выкатИть) – выкачАнная из бочки нефть (выкачАть); развешЕнная мука (развесИть) – развешАнные картины (развешАть); замешЕнное тесто (замесИть) – замешАнный в преступлении (замешАть); пристрелЕнный зверь (пристрелИть) – пристрелЯнное ружьё (пристрелЯть).

Задание 12. Правописание суффиксов глаголов и причастий (зависимость от спряжения глаголов).

1. Запомнить: движИМый (образовано не от двигать, а от устаревшего глагола движити); мучИть (некоторые пишут с ошибкой  - мучАть (разг.).

2. Правописание -ЕТЕ, -ИТЕ.

Следует различать глаголы изъявительного и повелительного наклонения:

Изъявительное  наклонение.

I спр. -ЕТЕ: Завтра вы пишЕТЕ (писАть) диктант; Вы прыгнЕТЕ (прыгнУТЬ) выше полутора метров?

 II спр. -ИТЕ: Вы меня этим расстроИТЕ (расстроИТЬ)

Повелительное наклонение -  -ИТЕ (пишИТЕ аккуратно; сидИТЕ тихо; скорее прыгнИТЕ со ступеньки)

Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

 документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2023 г.;

 открытый банк заданий ЕГЭ;

Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ (fipi.ru);

 Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;

 Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет (2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 гг.);

Методические рекомендации для учителей школ с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности (fipi.ru);

 журнал «Педагогические измерения»;

 Youtube-канал Рособрнадзора (видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 гг.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации учителям начальных классов

Рекомендации при возникновении напряжения в общении, при работе с гиперактивными, капризными и упрямыми детьми....

Методические рекомендации к мастер-классу "Народная кукла Сорока"

Методические рекомендации по изготовлению традиционной народной кукле "Сорока" могут быть полезны педагогам дополнительного образования, учителям технологии, учителям начальной школы и классным руково...

Мальцева Т.В. Методические рекомендации. Русский народный танец как средство нравственно-эстетического воспитания детей.

Одним из средств развития и формирования двигательных навыков у детей выступает занятие хореографией. Хореография способствует не только развитию навыков здорового образа жизни ребенка, но и позволяет...

Методическая разработка. Русский язык 5 класс. Развитие речи. Описание предмета

Представлена технологическая карта урока.Задачи урока: - формировать представление об описании как о функционально-смысловом типе речи,- знакомиться со структурой текста типа «описание», с...

Методические рекомендации "Иностранный язык для детей с ОВЗ, обучающихся по программе VII вида"

Данная разработка может быть использована учителями иностранных языков, работающие с детьми с ОВЗ по программе VII вида.Цель изучения иностранного языка для детей с ОВЗ - развивающая. На уроках иностр...

Методические рекомендации в 5 классе по русскому языку и литературе

Методические рекомендации в 5 классе по русскому языку и литературе...

Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях ФГОС»

Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в...