Мальцева Т.В. Методические рекомендации. Русский народный танец как средство нравственно-эстетического воспитания детей.
методическая разработка по теме

Мальцева  Татьяна Владимировна

Одним из средств развития и формирования двигательных навыков у детей выступает занятие хореографией. Хореография способствует не только развитию навыков здорового образа жизни ребенка, но и позволяет формировать творческие способности воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Нравственно - эстетическое воспитание детей актуально во все времена, а в современном мире проблема формирования нравственных установок и духовных ценностей выходит на первый план. Среда, в которую часто сегодня вовлечен ребенок с её разговорным сленгом, музыкальными пристрастиями, потребительской психологией, оказывает мощное влияние на формирование подрастающего поколения. Важное значение в системе воспитания, особенно в условиях школы-интерната, приобретает необходимость объединить усилия учителей общеобразовательных дисциплин и педагогов дополнительного образования.

Народные танцы как элемент духовной культуры этноса обладают огромным потенциалом для развития нравственно-эстетического воспитания детей школьного возраста. Танец имеет огромное значение и как средство воспитания национального самосознания. Изучение народной культуры, прикосновение к творчеству своего народа через знакомство с основами танцевальных и песенных традиций – все это становится сущностью национального характера, воспитывает у младших школьников любовь к своему краю, своей Родине.

Русский народный танец очень разнообразен, и в то же время всем жанрам свойственны общие черты: жизнерадостность, скромность и простота, поэтичность, удаль и широта движений в сочетании с чувством собственного достоинства в танце.

Выявлению особенностей процесса нравственно-эстетического воспитания учащихся посвящены работы В.Г. Асеевой, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева. Изучением роли танца в развитии и воспитании ребенка занимались А.А. Алферов, А.И. Борисов, Г.В. Бурцева, Ю.А. Герасимова, И.Е. Ересько. В настоящее время проблемами хореографии разных народов России занимаются такие ученые, как О.Б. Буксикова, А.Г. Бурнаев, Е.И. Григорьева, О.Л. Ефимова-Соколова, О.В. Ромах.

Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников лучше всего осуществляется в процессе творческого знакомства с художественной культурой своего народа. По мнению Б.М. Неменского, искусство осуществляет гигантскую работу по нравственно-эстетическому формированию личности, приобщает ребенка к системе общечеловеческих ценностей.

Народное творчество является ярким воплощением характера, чаяний и надежд народа. Через народную песню и танец можно узнать историю и мечты народа, его надежды на будущее.

Танец – это одно из древнейших искусств. Через танец человек выражает свое эмоциональное состояние. Движения тела под определенным образом применяемый ритм выражали радость и печаль как в древние времена, так и в настоящее время.

Народному танцу свойственен демократизм. Чтобы выразить свои эмоции и чувства при помощи движений тела, человеку не обязательно быть профессионалом в области танца: народный танец доступен всем и носит анонимный характер, т.е. как у любого фольклорного произведения у него нет конкретного автора. Движения и музыка передаются из поколения в поколение, видоизменяясь с течением времени.

Эстетические вкусы народа, его духовные идеалы, повседневные бытовые заботы человека - все это раскрывает и выражает специфическая художественная форма русского народного танца. Народ создает красивейшие по рисунку и красоте танцы, содержание которых является очень разнообразным.

Хороводы, кадрили, пляски и переплясы – все это огромное разнообразие русского народного танца говорит о богатстве и большом многообразии русского национального характера. Русский танец имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа. [7]

Русский народный танец в каждом регионе отличается своей лексикой, приемами, манерой исполнения, свойственной именно этому району. В русском народном танце территориальный колорит лексики позволяет определить, какому региону, области, иногда и району принадлежит танец.

Содержание русского народного танца – особое. Танцевальная культура возникает на основе трудовой деятельности русского человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, слитность движений присуща как песенному, так и танцевальному творчеству. Но также русский танец всегда предполагал и виртуозную технику исполнителей, мастерство соревнующихся партнеров. Существуют как медленные, отражающие грусть и раздумья человека, так и быстрые танцы: кадрили, ручейки, игровые танцы, брызжущие весельем и озорством.

Русский народный танец, отличающийся строгой соразмерностью мелодической линии, благородством пропорций, выразительностью способствует развитию у детей тонкого музыкального вкуса, учит умению красиво танцевать, слаженно взаимодействовать с другими участниками танца, помогает формировать у младшего школьника нравственно-эстетические ценности и воспитывать чувство патриотического отношения к своей Родине.

Формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России складывается у человека постепенно, начиная с детского возраста. Понимание культуры и искусства своего народа и мировой художественной культуры начинается у ребенка со знакомства с родной песней и народным танцем, с бережного отношения к родной природе, с внимательного проникновения в смысл родной речи.

Педагог, занимаясь со школьниками освоением русского народного танца, приобщает детей к художественно-творческой деятельности, формирует самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эстетической деятельности в системе должны быть направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков. Нравственно-эстетическое воспитание детей в процессе освоения русского народного танца «должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей школьников». [2]

Русский народный танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственно-эстетического воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю, танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Ребенок имеет право на творчество, на получение дополнительного образования, право на знакомство с другими видами искусства, развивающими личность, как художественного, так и прикладного направления. Творчество детей и подростков - это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого.

Большое значение имеет также и формирование чувства ответственности за свое исполнительское искусство, особенно в ситуациях выступлений перед ветеранами труда, участниками Великой Отечественной войны, пенсионерами, а также во время фестивалей, конкурсов и концертов. Цель, направленная на воспитание культурной, духовно развитой личности в процессе освоения русского народного танца, требует решения определенных учебных задач.

  1. Бочаров А.И., Лопунов А.В., Ширяев А.В. Основы характерного танца. - М.: Искусство, 2010.
  2. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. - М.: ВНМЦНТИКПР, 2003.
  3. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. - М.: Искусство, 1964.
  4. Гусев Г.Л. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка). - М.: Искусство, 2002.
  5. Иноземцева Г.В. Народный танец. - М., Знание, 1978.
  6. Климов А.А. Основы русского народного танца. - М.: Искусство, 1981.
  7. Надеждина Н.С. Русские танцы. - М.: Знание, 1951.
  8. Ткаченко Т.С. Народный танец. - М.: Искусство, 1997.
  9. Устинова Т.А. Русский народный танец. - М.: Искусство, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственно-эстетического отношения у детей к окружающему миру средствами музыки

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3616333","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: "Декоративно-прикладное направление как средство нравственно-эстетического воспитания школьников".

Воспитание духовно-нравственных, эстетических  начал личности – важнейшая задача педагогики. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономичес...

Мастер–класс «Изготовление новогодней игрушки» в Региональном семинаре-практикуме «Декоративно-прикладное творчество, как средство нравственно-эстетического воспитания школьников»

Проведение мастер-класса"Изготовление новогодней игрушки" в Региональном семинаре-практикуме «Декоративно-прикладное творчество, как средство нравственно-эстетического воспитания школьников» в "Детско...

«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры, приобщению детей и подростков к отечественным ценностям во многом способствуют занятия русским народным танцем. Ве...

П Л А Н Воспитателя по самообразованию «Русская народная сказка – средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 22 «Город детства»П Л А НВоспитателя по самообразованию«Русская народная сказка – средство ду...


 

Комментарии

Козукова Зарина Исаковна

Татьяна Владимировна Мальцева показала свой профессионализм, грамотный и творческий подход в проведении занятия. Преподаватель владеет методикой обучения учащихся, умеет применять различные приёмы и способы работы. Было показательно построено обучение лексике танца от её простых форм к более сложным и их дальнейшая сборка в комбинации, которые были интересны, в меру сложные, с выразительными позами. Благодарю за предоставленный материал! Ваш опыт работы и рекомендации,прозвучавшие на занятии, Татьяна Владимировна, буду применять в своей практике.