ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА «САМЫЙ УМНЫЙ»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ахмедина Гульназ Абдрахмановна

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

«САМЫЙ УМНЫЙ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons3.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Ахмедина Гульназ Абдрахмановна

Учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ с.Абзаково

        ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

«САМЫЙ УМНЫЙ»

Цель:

-популяризация детской литературы.

Задачи: 

расширить кругозор детей;

воспитывать интерес к литературному творчеству;

-в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании литературных произведений..

Слайд 1

Ведущий: Я приветствую зрителей и участников клуба «Самый умный». Да, да, не удивляйтесь – сегодня все желающие станут участниками интеллектуальной литературной игры «Самый умный». На игровой подиум выйдут все ребята, но по мере прохождения игры в ней останется только несколько участников, которые и поборются за почётное звание «Самый умный».

Вначале – несколько слов о правилах нашей игры.

Игра состоит из 5 раундов. В отборочном раунде участвуют все ребята. В первый раунд пройдут только те, кто правильно ответит на несколько моих вопросов. Таким образом, переходя из раунда в раунд, останется только один участник – «Самый умный». Следить за ходом игры будет строгое жюри.

Хочу напомнить, что все вопросы, которые вы сегодня услышите – из области литературы. Итак, мы начинаем.

ОТБОРОЧНЫЙ РАУНД.

  1. С помощью этого предмета главный герой сказки нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела).
  2. Эта героиня пришла к нам из сказки Г.-Х. Андерсена. Ее имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. Как ее зовут? (Дюймовочка).
  3. В какой сказке действуют ожившие фрукты и овощи? («Приключения Чиполлино»).
  4. Игрушка – главный герой книги и мультфильма, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола. (Чебурашка).
  5. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Игла).
  6. Назовите личный транспорт Бабы-Яги? – Ступа / Помело.
  7. Как звали отца деревянного мальчика, героя известной сказки? – Папа Карло.
  8. Волшебная скатерть, на которой сама появляется еда? – Самобранка.
  9. В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами? («Двенадцать месяцев»).
  10. У этого героя на голове зелёный хохолок, подёргав за который можно вдоволь наплакаться. (Чиполлино.)
  11. Как звали девочку-куклу, волосы которой были необычного голубого цвета? (Мальвина)
  12. Героиня этой английской книжки побежала за белым кроликом, а оказалась в необычной стране (Алиса).
  13. Эта героиня не выходила из дома без шапочки (Красная шапочка)
  14. Какое яйцо снесла курочка Ряба первым – простое или золотое? (Золотое)
  15. Отчество сказочного змея? (Горыныч)
  16. .Жених Мухи-Цокотухи? (Комар)
  17. .На чём путешествовал оловянный солдатик? (На бумажной лодке)
  18. .Куда упала стрела третьего сына в сказке «Царевна-лягушка»? (В болото)
  19. .На что не разрешала садиться Машенька медведю? (На пенёк)
  20. .Кого первым встретил колобок? (Зайца)
  21. .Какое домашнее животное помогло своему хозяину стать маркизом? (Кот)
  22. .Дом в котором жили мышка-норушка, зайчик-побегайчик и другие зверушки? (Теремок)
  23. .С помощью чего была отравлена царевна в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (С помощью яблока)
  24. .Как звали сына Салтана? (Гвидон)
  25. .Какие надо произносить слова, чтобы изба на курьих ножках повернулась? («Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом»)
  26. .Как звали телёнка друзья из Простоквашино? (Гаврюша)
  27. Кто бежит с ведром поливать кошкин дом? (Курица)
  28. У какого сказочного героя смерть находится на конце иглы? (У Кощея)

Ведущий: Сейчас жюри назовёт 6 участников сегодняшней игры. Я приглашаю их в центр нашего зала.

I РАУНД - «ВСПОМИНАЙ-КА»

(6 участников)

Ведущий: Ребятам предстоит вообразить себя героями знаменитых сказок. Ну, вообразили, что вы в сказочной стране? Я задаю вопрос по очереди каждому участнику игры, если он не отвечает, ход переходит следующему игроку. В игре останется только 5 участников.

  1. Итак, какие слова надо произнести, чтобы:
  • Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами? (Сим, Сим, откройся!)
  • Сварить кашу в волшебном горшочке? ((Раз, два, три, горшочек, вари!)
  • Исполнить повеление волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)
  • Вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)
  • Какие слова говорила Машенька из русской народной сказки «Маша и медведь», обращаясь к медведю? (Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке.)
  • Благодаря этим словам козлята отворяли дверь своей маме-козе (Козлятушки, ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка. Ваша мама пришла, молочка принесла.)

Угадай песню. Из какого мультфильма песня.

II РАУНД – «СКАЗОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

(5 участников)

Ведущий: Итак, осталось 5 участников. Я буду называть каждому участнику вопрос. Он должен на него ответить – отгадать сказочное животное, т. е. героя-животное из сказки (по 3 вопроса каждому)

  • Пудель Мальвины (Артемон)
  • Друг Винни –Пуха (Пятачок)
  • Пёс дяди Фёдора (Шарик)

  • Черепаха, которая дала Буратино золотой ключик (Тортилла)
  • Курочка, которая снесла яичко (Ряба)
  • Друг Чебурашки (крокодил Гена)

  • Кот из деревни Простоквашино (Матроскин)
  • Ослик из сказки про Вини-Пуха (Иа-Иа)
  • Конёк- …(горбунок)

  • Слепой кот из сказки «Приключения Буратино» (Базилио)
  • Пес из деревни Простоквашино (Шарик)
  • Крыса старухи Шапокляк (Лариска)

  • Подруга кота Базилио (лиса Алиса)
  • Кому попала стрела Ивана? (лягушке)
  • В кого превратился гадкий утёнок? (лебедя)

  • Кого встретила Красная шапочка в лесу? (волка)
  • В кого превратился братец Иванушка, выпив водицы из копытца? (в козлёнка)
  • От кого не удалось уйти Колобку? (от лисы)

Ведущий: Молодцы, ребята! А сейчас жюри объявит 4 участников, которые продолжат борьбу за звание «Самый умный».

III РАУНД – «ВЫБИРАЙ-КА»

(4 участника)

Слайды

Ведущий: Я предлагаю всем участникам обратить внимание на экран. В этом раунде каждому игроку нужно выбрать из предложенных вариантов правильные ответы на мои вопросы. Для этого каждый участник получает 4 карточки с буквами а, б, в, г.

Слайд 2 - 3

Какой персонаж произведения К.И. Чуковского был «умывальников начальник»?

а) Бибигон;

б) Айболит;

в) Бармалей;

г) Мойдодыр.

Слайд 4 - 5

Кто из указанных героев сказки «Приключения Буратино» является куклой из театра Карабаса-Барабаса?

а) Папа Карло;

б) Тортила;

в) Пьеро;

г) Дуремар.

Слайд 6 - 7

За какими цветами мачеха отправила в лес падчерицу в сказке «Двенадцать месяцев»?

а) ландышами;

б) тюльпанами;

в) подснежниками;

г) розами.

Слайд 8 - 9

Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка?

а) одно;

б) два;

в) три;

г) четыре.

Дополнительные задания

Слайд 10 - 11

За что Чиполлино посадили в тюрьму?

а) перешёл улицу на красный свет;

б) дёрнул Вишенку за косичку;

в) наступил на мозоль принцу Лимону;

г) рассказал плохой анекдот.

Слайд 12 - 13

Кого маленькая разбойница дала в помощь девочке Герде в сказке «Снежная королева»?

а) Жар-птицу;

б) северного оленя;

в) Сивку Бурку;

г) Конька-горбунка.

Слайд 14 - 15

Кого обманула лиса в басне Крылова?

а) ворону;

б) стрекозу;

в) волка;

г) мартышку.

Слайд 16 - 17

Кто из персонажей стихотворения А.Л. Барто всё время вздыхал?

а) зайка;

б) мишка;

в) лошадка;

г) бычок.

IV РАУНД - ДЕТЕКТИВНЫЙ

(3 участника)

(звучит музыкальная заставка композитора В. Дашкевича к телефильму «Приключения Шерлока Холмса….)

Ведущий: Вы слышали когда-нибудь эту музыку? Она звучит в детективном фильме «Приключения ….». А вы знаете, что такое детектив? Это жанр литературы, в котором описываются разные преступления и то, как сыщики их раскрывают по самым незначительным деталям, по отпечаткам пальцев и т.д. Вот и сейчас я предлагаю нашим участникам побыть в роли детективов. Объявляю следующий раунд – детективный.

Вам предстоит по описанию определить литературного героя. Ведь у каждого уважающего сыщика есть картотека, в которую он заносит приметы интересующих его людей. Такие приметы есть и у нас. Сейчас каждому участнику по очереди будут предложены приметы, по которым он должен будет определить героя и назвать произведение. Если участник отгадывает героя с первой подсказки он получает 5 баллов, если со 2-ой – 4 б., если с 3-ей – 3 б., с 4-ой – 2 б., с 5-ой – 1 б. Если кто-то из ребят так и не определит литературного героя, то ответ могут дать остальные участники игры.

Слайд 18 - 19

Подсказки:

1. Главная героиня этого произведения неожиданно разбогатела.

2. У неё появилось много друзей, для которых стали устраиваться приемы.

3. Ее попытались похитить, но неожиданно появился молодой смельчак и спас её.

4. Дело кончилось свадьбой.

5. Самым ценным достоянием главной героини был самовар.

Ответ: Муха-Цокотуха. К.И. Чуковский.

Слайд 20 - 21

Подсказки:

  1. Этот герой любит полакомится рыбкой.
  2. Этот герой достался в наследство одному бедному юноше, младшему брату, братья которого получили после смерти отца мельницу и осла.
  3. Нашему герою удалось обмануть короля, великана-людоеда.
  4. Наш герой называл всем своего бедного хозяина как Маркиза де Карабаса.
  5. Первое, что он попросил у бедного юноши – это мешок и сапоги.

Ответ: Кот в сапогах. Ш. Перро.

Слайд 22 - 23

Подсказки:

  1. Его голова набита опилками.
  2. Он любит ходить на дни рождения своих друзей, в гости, а особенно по утрам.
  3. Его увлечение - сочинять вопилки, пыхтелки и сопелки.
  4. Его любимые блюда - варенье и мёд.
  5. Самый большой его друг - Пятачок.

Ответ: Винни-Пух. «Винни-Пух и все, все, все» А. Милн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Самый умный"

 В интеллектуальной игре «Самый умный» участвуют 10 – 12 человек. Каждый участник игры, используя карточки с цифрами, даёт ответы на поставленные вопросы Iтура. Во ...

Литературная игра "Самый умный"

Литературная игра  по "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина....

Интеллектуально-познавательная игра "Самый умный"

Внеклассное мероприятие для обучающихся 8-9 классов, идеально подходит для открытого мероприятия как с участием родителей, так и среди обучающихся, полностью готово для проведения. Вопросы рассчитаны ...

Интеллектуальная игра "Самый умный"

Материал содержит вопросы по 9 тематическим блокам....

Интеллектуальная игра "Самый умный"

Цели: развитие интереса к предмету, повторение и закрепление изученного материала.Задачи: вовлечь в интересный мир физики, развить дух здорового соперничества....

Литературный вечер в форме интеллектуальной игры "Самый умный"

Литературный вечер в форме интеллектуальной игры "Самый умный" для старшеклассников...

интеллектуально-творческая игра "Самый умный"

Сценарий досугового мероприятия в формате популярной телевизионной предачи для детей среднего школьного возраста....