Статья "Игровая технология как инструмент повышения качества образования"
статья по русскому языку

Бодагова Дарья Геннадьевна

Статья, представленная на педагогических чтениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая технология на уроках русского языка, как инструмент повышения качества образования

«Игра - это искра,

                                     зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                                                                В.А. Сухомлинский

 Всем известно еще с момента получения профессии, что такое «игровая технология» и что нужно играть с детьми. Почему-то существует мнение, что играть нужно с младшими школьниками, в крайнем случае 5-6 класс, а с 7 класса нужно говорить с детьми серьезно. Но ведь это не так. Даже если посмотреть на нас, взрослых людей, то мы тоже любим играть. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что игровая педагогическая технология актуально для любого возраста, в любом классе. Леонтьев Алексей Николаевич утверждал, что задача в игре не выиграть, а важен сам процесс игры, полученные эмоции в игре всегда памятны. Поэтому игровая технология актуальна с точки зрения мотивации учащихся к предмету, потому что на уроках русского языка или любом другом предмете именно эмоция сохраняет знания и память о предмете, о теоретической части предмета. Цель игры - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Кроме того, игра формирует активизацию познавательной, мыслительной деятельности, стимулирует речевую деятельность, потому что в игре возникает коммуникация.

Основоположником игровой технологии является Ф. Шиллер. - американский философ-прагматик, психолог и педагог.

В нашей стране наибольший вклад в разработку игровой технологии внесли И.Е. Берлянд, Л.С. Выгодский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, И.Б. Первин, В.К. Дьяченко) и др.        

Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд

Игры - упражнения близки к обычным упражнениям. Материалом для них служат не развлекательные шарады и загадки, а обычные учебные упражнения, только преподносимые особым образом. Обычно дети получают задания довольно трудные и скучные, но необходимые для закрепления знаний по грамматике, для выработки прочных орфографических навыков.   И здесь игровая форма работы помогает им преодолеть трудности.

Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся на уроках русского языка, позволяют:

- проводить уроки в нетрадиционной форме;

- раскрывать креативные способности учащихся;

- дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;

- развивать коммуникативные навыки учащихся;

- обеспечивать свободный обмен мнениями;

- учитывать возрастные психологические особенности школьников;

- организовывать процесс обучения в форме состязания;

- облегчать решение учебной задачи;

- вовлекать всех учащихся в учебный процесс;

- ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;

- практически закреплять полученные знания;

- формировать мотивационную сферу учащихся;

- расширять кругозор детей; формировать навык совместной деятельности.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде с четко выраженной учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

По характеру педагогического процесса можно выделить следующие группы игр:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные.

Результатом каждой игры должно стать либо приобретение новых знаний, либо улучшение качества уже существующих. Игра универсальна, т. к. возможна на любом этапе урока, при любой его форме

Чаще всего классификация дидактических игр по русскому языку основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам лингвистики.

а) Фонетические игры: фонемное различение слов.

б) Лексико-фразеологические игры: на значение слов.

в) Игры по морфемике и словообразованию: игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования.

г) Морфологические игры: способствуют освоению морфологии.

д) Синтаксические игры: способствуют освоению синтаксиса и пунктуации.

е) Игры по орфографии: закрепляют правила орфографии.

В своей работе я часто использую разнообразные дидактические игры.

Игра-конкурс «Строители»

  Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например, обы(чай)ка.

МЕ( )ОЛАД    ФОР( )НИК     ЖЕЛ( )СИН    ТАМ( )КА    ВАМ( )АТ ДРА( )УРА КИШ( )ЕЙ

КАР( )ЕМЕЦ    ВАМ( )АМИДА    ВОС( )АРЬ   ВОК( )ЕЖЬ   ПО( )ОТОК У( )ОВА

ГОР( )ОЛАД   НА( )НЯ   ЗА( )ЕЦ   СВИР( )НИК   КАР( )НА ПО( )АТКА  АМ( )АК

         «Мягкая посадка»

При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.

Как проходит игра? Например, изучается тема «Наклонение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет наклонение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.

Диктант - шутка

Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» большую сложность вызывают слова-исключения. Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их.

* По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у пего было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу. Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все, конечно, были шокированы происшедшим.

           Конкурс «Пожелание».

 На экране помещаются буквы. Из каждого ряда необходимо удалить повторяющиеся буквы. Задача участников- правильно и быстро собрать пожелание соперникам.

АОБООУАДА

ИПЬРТПЕИР

ЭПВФЭСФПЕ

ВЮЛГВДЛАЮ

ЖЗСУУЧЖАЗ

ОАСАОТАЛО

ГЦИДВГЦЫД

(Будьте всегда счастливы)

 «Спринт»

Эта игра может использоваться при закреплении знаний, приобретённых в процессе изучения фонетики, орфографии и т.д.

Условия игры: за определённое время играющие должны справиться с конкретным заданием. Например:

  • Написать как можно больше слов любой части речи, состоящих из 1 (2,3, и т.д.) слогов.
  • Записать наибольшее количество слов с безударными гласными.

          Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально –координированная, подчиненная известным правилам система:

2) игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни;

3) игра позволяет не заставлять ребенка учиться, а вовлекать в совместную деятельность с учителем;

4) игра помогает ребенку по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению интереса, а, следовательно, делает процесс обучения более эффективным;

5) неся в себе огромный эмоциональный разряд, игра позволяет решать не только общеучебные задачи, но и воспитывать в ребенке инициативу, настойчивость, умение находить правильное решение в нестандартной ситуации;

6) коллективный командный дух, желание одержать победу, позволяет каждому ребенку раскрыть себя, а иногда показать себя с неожиданной стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ИНФОРМАЦИ-ОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Cтремительное развитие информационного общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ в школе. Современные средства информационных и ко...

Мониторинг как инструмент повышения качества образования

В данной работе мониторинг иллюстрируется как один из способов повышения качества образовния....

Презентация проекта:"Модель учета личностных достижений школьников как инструмент повышения качества образования"

Презентация проекта по формированию системы учета личностных достижений учащихся....

Система дистанционного обучения Moodle как инструмент повышения качества образования в средней школе

Век цифровых технологий диктует нам свои условия. Образование уже не может оставаться в рамках школьных стен. Правительством РФ введено инклюзивное и дистанционно обучение, и педагогам необходимо осва...

Формирование профессиональной компетенции педагога как инструмент повышения качества образования.

выступление на педагогическом совете по теме "Формирование профессиональной компетенции педагога как инструмент повышения качества образования"...

Приемы рефлексии как инструмент повышения качества образования в условиях ФГОС

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока в начальных классах.Важность рефлексии в конце урока проявляется в следующем: какие цели до...

«Техники формирующего оценивания как инструмент повышения качества образования»

доклад на тему «Техники формирующего оценивания как инструмент повышения качества образования»...