Открытый урок по теме "Правописание Не с прилагательными"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Юлия Аясовна Болат

Правописание Не с именами прилагательными

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русский язык39.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

НЕ с прилагательными (5 класс)

Цель урока: продолжить изучение темы «Прилагательное как часть речи»; формирование у обучающихся навыков правописания не и именами прилагательными; обобщение и систематизация знаний о правописании  не с именами существительными.

Планируемые

Образовательные  результаты: 1.  предметные:правильно писать не с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний ( устно) и обозначать их графически, сравнивать написание не с прилагательными и существительными.2. метапредметные: (приобретенная компетентность) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.3. личностные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять контроль и самоконтроль, строить рассуждения.

Формируемые УУД:

- личностные (создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для оценки собственной учебной деятельности: своих достижений, причин неудач);

- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция);

- познавательные(самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);

- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи).

Тип урока: Урок «открытия» нового знания (в основе системно-деятельностный подход)

Методические приёмы: повторение, тренировочные упражнения, исследование, формулировка выводов, обобщение,объяснительно-иллюстративный, ИКТ

Технология: проблемный диалог, здоровьесбережение, индивидуальная, групповая, фронтальная работа на уроке

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Приветственное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята!

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: Личностные :самоопределение; регулятивные : : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

.

Актуализация

знаний  и пробное учебное действие

Выявление места и причины затруднения

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

Орфографическая пятиминутка

Посмотрите на слова на слайде. Ваша задача распределить данные слова на 2 группы: слитное и раздельное написание. Объяснить орфограмму.

  • (не)правильность речи
  • (Не)настье;
  • (не)друг, а враг;
  • (не)брежный;
  • (не)решительность;
  • (не)правда;
  • (не)годование;
  •  (не)веселый.
  • Ничуть (не)признак
  • Далеко( не) интересный

-Все ли слова смогли объяснить?

-В каких словах вы почувствовали затруднения при выполнении данной работы?

- А данные слова являются какой частью речи?

- А почему вы испытали затруднения в данных словах?

Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?

-Почему так решили? Для чего нам это нужно знать?

Выполняют задание, вспоминают правило, объясняют орфограммы

Фиксируют затруднения

Принцип деятельности.Коммуникативные :

Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения 

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Физкультминутка

Попробуйте сформулировать тему урока. Запишите ее в тетрадь

Попытайтесь сформулировать задачи, стоящие перед нами на уроке 

Давайте вернемся к нашим прилагательным из орфографического практикума. С какой частью речи тесно сотрудничает имя прилагательное?

Соответственно, может быть, мы можем предположить ,что при написании не с прилагательными мы можем воспользоваться уже известными правилами?

-Но это только гипотеза, попробуем её проверить.

Чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, вам придется поработать в группах, провести сравнительный анализ правописания Не с именами существительными и прилагательными и сделать соответствующие выводы.  Проведем исследовательскую работу и попробуем сформулировать правило

1 группа. Задание: образовать от имен существительных имена прилагательные, сравнить, сделать вывод

Не с именами существительными

Не с именами прилагательными

Неряха

Неряшливый

Нелепость

Нелепый

Ненастье

Ненастный

Имена прилагательные пишутся с НЕ ………,  так как …

2 группа

Не с именами существительными

Не с именами прилагательными

Нерешительность

Нерешительный (осторожный)

Невежливость

Невежливый человек (грубый)

Неправильность

Неправильный поступок (ошибочный)

Имена прилагательные пишутся с НЕ …...., так  как…….

3 группа

Не с именами существительными

Не с именами прилагательными

Не правда, а ложь.

Не правдивый, а лживый

Не богатство, а бедность

Не богатый,  а бедный

Не веселье, а грусть

Не веселый, а грустный

Имена прилагательные пишутся с НЕ …….., так как …..

4 группа

Не с именами существительными

Не с именами прилагательными

Не кирпич

Дом не кирпичный

Не сталь

Нож не стальной

не тигр

Не тигриный след

Имена прилагательные пишутся с НЕ ……., так как …..

5 группа. Задание: Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное 

Не с именами существительными

Не с именами прилагательными

Вовсе не борщ

Вовсе не вкусный борщ

Далеко не фильм

Далеко не интересный фильм

Ничуть не признак

Ничуть не смешной признак

Имена прилагательные пишутся с НЕ …….., так   как

6 группа

Задание: Найдите словосочетание с полным прилагательным. Образуйте от полных прилагательных краткие прилагательные. Сравните правописание Не с полными и краткими прилагательными. Сделайте вывод.

Не с полными прилагательными

Не с краткими прилагательными

Дорога нелёгкая

Дорога нелегка

День не прохладный, а жаркий

День не прохладен, а жарок.

Вид неряшливый

Вид неряшлив

Краткие имена прилагательные  с НЕ пишутся ….., как и

По ходу выступления групп заполняем таблицу в тетради.

Правила правописания НЕ с прилагательными  

Слитно, если:

Раздельно, если:

- без не не употребляется

- можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением

- есть противопоставление с союзом а

- есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не

- Отрицание(нельзя подобрать синоним)

- с кратким прилагательным

-Есть ли какая-то новая информация по данной теме? То чего мы не знали? Доказали мы или опровергли свою гипотезу? Есть ли сходства в написание НЕ с именами прилагательными и существительными?.

Алгоритм действий

Вернемся к нашим прилагательным из орфографического практикума. Теперь мы знаем правило. Как напишем данные слова.

Дети, прямо все вставайте,

 Руки вверх все поднимайте.

Их немножко потрясите,

Медленно вниз опустите.

Плечи прямо вы держите,

А головку поверните

То налево, то направо…

Ох, как здорово, как браво!

Формулируют и записывают тему урока

Формулируют цель урока

Работа в группах

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные :целеполагание; осознают недостаточность своих знаний коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

УУД: регулятивные (работа с предложениями словосочетания).

Закрепление изученного материала

Самостоятельная работа с самопроверкой

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

В правилах нет никакого толку, если мы их не умеем применять.

  Распределительный диктант. Запишите в тетради примеры в два столбика и обоснуйте условия выбора изученной орфограммы.

(Не)высокое дерево; далеко( не) удачный ответ;( не) обрывистый, а пологий берег; (не)строгий человек; не мягкий, а твёрдый; (не)глубокая, но рыбная река; (не)опытный юноша,(не)лепый вид ,(не)смел, а труслив, (не)высокий кустарник, нисколько (не)смешной фильм, очень (не)красивый шарф, это сок (не)лимонный

Проверьте друга

Задание: К данным существительным подобрать по 3 прилагательных, которые с НЕ пишутся  слитно и раздельно: задача, рассказ, погода.

ТЕСТ (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Работа в парах

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение

Рефлексия

ЦЕЛЬ: Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса Обобщить, сделать выводы, самооценка

  • Что было известным, а что узнали нового?
  • Что было самым трудным, а что легким?
  • Расскажите правило написания НЕ с именами прилагательными.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок

Подводят итоги урока. Оценивают свою деятельность на уроке.

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

 выучить правило, составить карточку по теме (10 слов)

Запись учащимися задания в дневники.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

1 группа. Задание: образовать от имен существительных имена прилагательные, сравнить, сделать вывод

Не с именами существительными

Не с именами прилагательными

Неряха

Нелепость

Ненастье

Имена прилагательные пишутся с НЕ ………,  так как …

2 группа

Не с именами существительными

Не с именами прилагательными

Нерешительность

Невежливость

Неправильность

Имена прилагательные пишутся с НЕ …...., так  как…….

3 группа

Не с именами существительными

Не с именами прилагательными

Не правда, а ложь.

Не богатство, а бедность

Не веселье, а грусть

Имена прилагательные пишутся с НЕ …….., так как …..

4 группа

Не с именами существительными

Не с именами прилагательными

Не кирпич

Не сталь

не тигр

Имена прилагательные пишутся с НЕ ……., так как …..

5 группа. Задание: Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное 

Не с именами существительными

Не с именами прилагательными

Вовсе не борщ

Далеко не фильм

Ничуть не признак

Имена прилагательные пишутся с НЕ …….., так   как

6 группа

Задание: Найдите словосочетание с полным прилагательным. Образуйте от полных прилагательных краткие прилагательные. Сравните правописание Не с полными и краткими прилагательными. Сделайте вывод.

Не с полными прилагательными

Не с краткими прилагательными

Дорога нелёгкая

Дорога нелегка

День не прохладный, а жаркий

День не прохладен, а жарок.

Вид неряшливый

Вид неряшлив

Краткие имена прилагательные  с НЕ пишутся ….., как и

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест по теме «Правописание не с именами прилагательными»

Задание: отметьте номера правильных ответов.

l. He с полными и краткими прилагательными пишется слитно:

А). если слово не употребляется без не-;

Б). если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-;

В). Если в предложении есть противопоставление с союзом а.

2. Слово не употребляется без не- в предложении:

А). Его(не)ряшливый вид всегда отпугивал.

Б). В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.

В). День выдался (не)жаркий.

3.Слово с не- можно заменить синонимом в преложении:

А). Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.

Б). Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.

В). (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.

4. Слово с не пишется слитно в предложении:

А). (Не)приятельская армия отступила.

Б). Эта книга далеко (не)проста.

В). Нам продали (не)вкусное мороженое.

5. Слово с не- пишется раздельно:

А). Посетитель был вовсе (не)скучен.

Б). Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.

В). Её (не)годующий взгляд остановил нас.

6.Допущена ошибка в написании не- в предложении:

А). Не широкая речонка поблескивала на горизонте.

Б). Океан был совсем не спокойным.

В). В лесу мы увидели не глубокое, а очень широкое озеро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»

Открытый урок по теме "Употребление имен прилагательных в речи"Цели:    1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в...

Открытый урок - обобщение на тему "Имя прилагательное"

Тип: урок обобщающего повторенияЦели: Обучающая – повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»;Развивающая – развитие умения определять разряды прилагательн...

Открытый урок на тему: "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе"

Открытый урок по русскому языку  разработан для учащихся 5 класса...

Открытый урок по теме : Разряды имён прилагательных

Формирование УУД:Предметные:  знать разряды прилагательных, их отличительные признаки;-  уметь различать прилагательные по значению.-Познавательные:  воспроизводить по памяти информацию...

Открытый урок в 6 классе "Имя прилагательное"

Повторение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное"...