Сочинение по картине Маковского "Дети, бегущие от грозы"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Сочинение по картине Маковского "Дети, бегущие от грозы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

Сочинение по картине

К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Цели:

Обучающая: Рассмотреть выразительные возможности причастий и деепричастий. Совершенствовать умения использовать причастия в тексте описательного характера.

Развивающая: Умение писать сочинение по картине. Развивать речевые и коммуникативные умения, диалогическое, монологическое высказывание.

Воспитывающая: Продолжить эстетическое воспитание.

Задачи:

1. Развитие познавательного интереса учащихся к изучению причастий и деепричастий.

2. Воспитывать любовь к художественной литературе, формировать духовно-нравственных качества  личности.

3. Формирование навыков коллективной мыслительноcти и умение презентовать и оценивать работу.

4. Внедрить новые интерактивные формы воспитательного воздействия.

Содержание учебного процесса:

Обобщение и закрепление пройденного материала.

Технология и организация учебного

процесса

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Форма: Урок закрепления полученных знаний. Урок – практикум.

Средства: Репродукция картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Презентация в программе Power Point, мультимедиа-проектор, экран, индивидуальные карточки.

Приёмы: Проверка домашнего задания, вопросно-ответная беседа,  выборочно – распределительное письмо, устное рисование, работа в группах, выразительное чтение стихотворения.

Контроль: Запись в тетрадях.

Оценка: Выставление и комментирование баллов.

Ожидаемый результат

Учитель

Ученик

Выполнение целей и задач урока

Учение применять полученные знания на практике, умение писать сочинение по картине.

Перспектива

Учитель

Ученик

Более эффективно использовать наглядные пособия и мультимедиа

Написание сочинения по картине.

Умение самостоятельно работать с текстами русских классиков.

Урок русского языка в 7 классе.

Тема: Контрольная работа. Сочинение по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Цели: 1. Обучающая: Рассмотреть выразительные возможности причастий и деепричастий. Совершенствовать умения использовать причастия в тексте описательного характера.
2. Развивающая: Умение писать сочинение по картине. Развивать речевые и коммуникативные умения, диалогическое, монологическое высказывание.
3. Воспитывающая: Продолжить эстетическое воспитание.
Методы обучения:
 объяснительно-иллюстративный.
Оборудование:
 Репродукция картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Презентация в программе Power Point, мультимедиа-проектор, экран, индивидуальные карточки.

Ход урока: I. Организационный момент.

Организация  учебной деятельности. Подведение к восприятию темы; внесение эмоционального настроя.

- Сегодня вам предстоит описать картину К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Постарайтесь так описать картину, чтобы читателю захотелось ее увидеть.

II. Повторение пройденной темы.

Вопросно-ответная беседа.

- Назовите части речи, с которыми вы познакомились на предыдущих уроках? (Причастие и деепричастие).

- Чем интересно название картины? (В названии употреблен причастный оборот).

Почему, по-вашему, сегодняшний урок следует за темой «Деепричастие и причастие как особые формы глагола»?

(Очевидно, эти части речи помогут ярче и выразительнее описать предложенную картину).

III. Объяснение новой темы.

     1)  Сообщение темы урока. Постановка цели.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами известная картина замечательного русского художника-передвижника. (Слайд 2)

Это репродукция  картины «Дети, бегущие от грозы» замечательного русского художника Константина Егоровича Маковского». Это полотно находится в Третьяковской галерее.

      2) Мотивация учебной деятельности, целевая установка.

- С чем у вас  ассоциируется слово «гроза»? (Небо, тучи,   ливень, молния, непогода, гром, рокот.  Гроза у меня ассоциируется с тревогой. Гроза – явление природы. Во время грозы я испытываю страх).  

- Обратимся к толковому словарю Даля и узнаем, какое значение имеет слово «гроза» («Гроза – гром и молния, а также опасность, беда, бедствие») (Слайд 3-5)

- А какова «Весенняя гроза» у Федора Ивановича Тютчева? Давайте послушаем это замечательное стихотворение. (Слайд 6-7)

Подготовленный ученик читает стихотворение   Федора Тютчева «Весенняя гроза».  

- Ваше восприятие тютчевской грозы?

(В стихотворении Ф. И. Тютчева  встречаются слова, обозначающие различные звуки.  Причём очень часто они  сопровождаются ярко  окрашенными словами. Показана мощь грозы в стихотворении (грохочет,  как бы резвяся и играя,  гремят раскаты молодые, повисли перлы дождевые.    Грозе Тютчева  сопутствует «птичий гам», «шум нагорный», что усиливает наше  восприятие грозы).

- А сейчас давайте окунёмся в мир природы  и прослушаем звуки  грозы.  

Звучит запись звуков грозы.

- Когда вы смотрите на репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», вы слышите эти звуки?

    3) Вводное слово учителя о художнике К.Е. Маковском. (Слайды 8-11)

- Маковский Константинович (20.06.1839 - 30.09.1915), русский художник. Действительный член петербургской Академии художеств (слайды 6-8)  

К. Маковский был старшим сыном в семье известного  московского художественного деятеля и художника – любителя Егора Ивановича Маковского. Все дети в этой семье, а их было четверо, воспитаны в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали художниками (кроме сестры Марии – артистка).  «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя  не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу», - писал на склоне лет К. Маковский.

     Учился в Московском училище живописи и ваяния (1851-1858) у С. К. Зарянко и в Академии художеств (с 1858).

      В Московском училище живописи и ваяния он учился легко и успешно, получая всевозможные награды.

В своем творчестве художник обращался к самым различным темам. Встречаются у него и портреты, и жанровая живопись, и изображение исторических событий. Но особенно притягательными, на мой взгляд, являются полотна, изображающие явления природы и события народной жизни, самих людей из народа. Одна из них — «Дети, бегущие от грозы», сочетающая в себе и зарисовку картин природы, и изображение внешности сельских ребятишек, и отражение человеческих чувств и эмоций.

    Картины Константина Маковского имели огромный успех в высшем свете. Он был одним из самых высоко ценимых художников того времени.

Художник оставил огромное художественное наследие.

      4) Знакомство с картиной К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» (слайды 12-19).

- Какое впечатление производит картина? (И страшно, и интересно одновременно: успеют дети добежать до начала грозы?)

- Какова композиция картины? (На переднем плане – испуганные дети, на втором – мрачная природа, на заднем – небо, затянутое темными, грозными тучами).

- Кто является героями картины? Как автор смог показать, что эти герои – главные?

( Девочка и её младший братишка, они являются центром произведения. Автор использовал теплые тона и светлую гамму красок для описания детей: розовый, оранжевый, светло-жёлтый).

- Замечательно. Я с вами согласна. Поговорим о действующих лицах картины – детях. Что вы заметили? (Они из небогатой семьи – одеты довольно скромно, босиком, не бросают, несмотря на страх, грибы. Дети очень испуганны. Их жалко, хочется им помочь).

– Проанализируем колористику картины. Какие краски преобладают? Какое впечатление они вызывают? (Краски тёмные, холодные: серая, тёмно-синяя, темно-зелёная. Есть светлые: через черные тучи ещё проблескивает солнце, освещая жёлтым светом поле. Художник использовал эти краски, чтобы передать страх детей).

- Какая деталь в данной картине позволяет надеяться на благополучное завершение приключения детей? (Полосы света, пробивающиеся через тучи и окрашивающие поле в желтый цвет, и дети, при описании которых тоже использованы тёплые тона).

– Я рада тому, что вы так много увидели на картине. Но вспомним задачу нашего урока: подготовиться к созданию сочинения с использованием причастий. Прежде напомним сами себе, какая часть речи называется причастием. (Дети дают формулировку правила).

Итак, ваша задача: создать как можно больше причастий и причастных оборотов, которые помогли бы вам написать сочинение.

IV. Закрепление.

    1) Работа с группами.        Словарно-стилистическая и орфографическая работа. (Слайды 20-23)

Работаем по группам (дети озвучивают написанные  словосочетания).

1 группа – описание неба.

Предлагаемые слова учителем: нахмурившееся, затянутое тучами небо; быстро бегущие тучи; проникающие лучи; разорванные ветром облака; сгустившиеся тучи; образовавшие тёмную полосу на горизонте; пугающие тучи; чернеющие на горизонте.

2 группа – описание пейзажа.

Предлагаемые слова учителем: дующий ветер, согнувший деревья, сгибающий деревья, встрёпанная ветром трава, желтеющее поле; угасающие лучи солнца, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая через луг, мостик, переброшенный через речку.

3 группа – описание детей.

Предлагаемые слова учителем: испуганные лица, напряжённое ожидание, растрепанные волосы, сбившийся платок, собранные грибы, высоко подвязанный фартук, перепуганный малыш, крепко вцепившийся в сестру, озирающиеся назад, спешащие домой.

4 группа - Словарная работа.  Прочитайте предложенные ниже словарные материалы. Прочитайте сначала ссч с причастиями, затем – с  деепричастиями.

Спешащие домой девочки; надвигающаяся гроза; разбушевавшаяся природа; заволокли небо; скрыли солнце; не пробивается сквозь тучи; сгибают травы, прибивая к земле; разлито в воздухе; предчувствие грозы; заросшая осокой и кувшинками речка; тяжёлое предгрозовое небо; тревожно смотрит; нагоняет тучи; разметались от сильного ветра; сполз с головы (платок); ступает, не глядя; трудятся наравне со взрослыми; прижалась всем телом; придерживает обеими руками; обхватила за шею, переплетя пухлые пальчики; прижалась к спине, свесив босые ножки; сильно испугана, но не плачет; раскраснелась от волнения и быстрого бега; стриженые волосы; выгорели от солнца; надета поверх платьица; одета в сарафан.

       2) Составление плана сочинения.        

Примерный план сочинения. (Слайд 29)

1. Вступление.

2. Основная часть.

А) Сюжет картины К. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Б) Пейзаж, изображенный на картине.

В) Описание главных героев.

Г) Чувства, которые испытывают дети.

Д) Внешний вид детей.

3. Заключение. Мое впечатление от картины. Мое отношение к картине.

      3)  Обобщение  полученных на уроке сведений, защита собственного текста.        

- Итак, вы подобрали рабочие материалы, которые станут основой вашей  работы. Теперь ваша задача - обобщить собранные впечатления и написать сочинение.

 

- А теперь послушаем  описание картины. Выступления желающих учеников.

    Перед нами репродукция картины известного русского живописца Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы». Здесь мы видим и зарисовку картин природы, и изображение внешности сельских ребятишек, и отражение человеческих чувств и эмоций. Рассматривая это произведение, начинаешь сопереживать его героям, будто вместе с ними попадаешь на этот луг во время грозы.

    На полотне изображены дети, которые решили сходить за грибами, но их настигла внезапно гроза.

   Дети из простой крестьянской семьи. Позади них виднеется темный лес, из которого они бегут, под ногами у старшей девочки шаткий мостик, но она, не боясь потерять равновесие, стремительно бежит вперед, крепко прижимая к себе братишку, такого же напуганного и надеющегося на чудо.

Все вокруг говорит о том, что надвигается гроза: пригнувшаяся к земле трава, растрепанные волосы у детей. Мрачное предгрозовое небо немного нагнетает атмосферу, и детей становится жаль. Маленький братишка у девочки лет десяти на спине от страха очень сильно вжался,  видно, как крепко он держится за шею сестры.

    Но не столько старшенькая девочка боится грозы, сколько того, что младшенький может испугаться. Поэтому бежит со всех ног, не оглядываясь на то, что происходит сзади. Она смела и упряма, решительными действиями стремительно вырывается вперед, гордо неся братишку в укрытие.

Все еще золотыми слитками лежит трава, залитая солнечным лучом, который скоро спрячет гроза, цвета картины яркие и разнообразные. Оттенки выделяют важные детали, показывая нам всю прелесть надвигающейся непогоды.

      4) Написание сочинения.

- А теперь вы приступаете к написанию сочинения.

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Май «Белые ночи».

V. Оценивание уч-ся.

Рефлексия.        

- Был ли урок интересным? Если нет, то почему? Что понравилось? Не понравилось?

VI. Домашнее задание. Найдите в произведениях русских писателей и поэтов описание грозы.

«О, как безумно за окном…» Александр Блок.

«Бирюк» И.С. Тургенев.

«Степь» А.П. Чехов.

«Ревёт гроза, дымятся тучи»    Михаил Юрьевич Лермонтов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация по развитию речи в 6 классе по теме: "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом бору"

Разрабатка урока и презентация по теме: "Урок развития речи по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору"....

Сочинение по картине

презентация с детскими работами...

УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)

Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....

Рабочий лист. Подготовка к сочинению. Маковский "Дети, бегущие от грозы"

Рабочий лист предназначен для подготовки к сочинению по картине Маковского "Дети, бегущие от грозы". Сделайте Ваш урок увлекательным, ребята могут работать с листом как на уроке, так и дома....

Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся,...