Урок в 5 классе по теме "Простые и сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Крюкова Наталья Васильевна

Техкарта урока по теме "Простые и сложные предложения", 5 класс, по учебнику Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx40.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по ФГОС в 5 «А» классе учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ №7»

Крюковой Натальи Васильевны

Тема урока: «Простые и сложные предложения».

Цель урока: закрепить понятие о сложных предложениях; дать понятие о видах сложных предложения; развивать навыки синтаксического разбора; проверить знания о словосочетании в предложении; развивать мотивацию к исследовательской деятельности.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся различать сложные и простые предложения, отличать средства связи в них; конструировать сложные предложения; объяснять лингвистические явления.

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование культурологической компетенции.

Регулятивные: учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему самостоятельно; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в соответствие с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по выработанным алгоритмам.

Познавательные: осознают познавательную задачу; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя её; учатся подтверждать аргументы фактами, соблюдая правила ведения диалога.

Тип урока:                урок открытия новых знаний

 Вид урока:               урок развивающего обучения

 Методы обучения: репродуктивный, поисковый, творческий, индивидуализация и дифференциация обучения.

 УМК:                        УМК Ладыженской, М.: Дрофа, 2012.

 Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • мультимедийная презентация к уроку.

Ход урока

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного  подхода, формируемые УУД.

 Организационный момент,

мотивация к учебной деятельности

 

 

Приветственное слово учителя:

- Сегодня я предлагаю вам, ребята, провести не обычный   урок, а урок-исследование. Работать вы будете в группах. Я желаю вам успехов и творческих удач!

(слайд 1)

Девизом нашего урока будут слова русского философа Александра Пятигорского:

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам» 
Запись в тетрадях:

Число, Классная работа, девиз урока

 

А что значит исследовать?

- А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению!

- Какие качества необходимы исследователю?  (умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы).

 

Приветствие учащихся.

Запись в тетрадь.

Ответы детей.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

      Актуализация

знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Постановка учебной цели.

 

I. Фронтальный опрос.

- Ребята, какие разделы науки о языке мы изучаем?  (Синтаксис и пунктуацию)

-  Мы продолжаем изучать тему «Предложение». Ответьте на вопросы:

 - Какие бывают предложения по цели высказывания?  (Повествовательные, вопросительные, побудительные).

 - По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).

 -- По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные).

-  Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое).

II. Синтаксическая зарядка.

Запишите предложение и произведите полный синтаксический разбор:

В морозном воздухе кружились снежинки. 

(Ученик разбирает предложение за доской)

III. Создание   проблемной ситуации. Постановка цели исследования. Прочитайте предложения. Спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу

Пришла долгожданная зима. Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, покрыл белый снег, и со…нце переливает(…)ся в нем сл…пящим блеском.

Вопросы:

 1.Рассмотрите схемы.

А) [ = -].

Б) [- =].       Что они означают?

 2.Соотнесите их с записанными предложениями.

3. - С какими трудностями вы столкнулись?  В чем особенность второго предложения?

4. Какова тема нашего исследования?

 (Слайд 4)

 5. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.  Используйте также опорные слова, выведенные на экран:

1) Узнать, какие предложения называются ...  ;                                                       2) учиться различать ... и ...;                                                                                   3) учиться ставить ...      (Слайд 5)

  Сегодня на уроке-исследовании по теме                « Простое и сложное предложение» мы с вами проведём ряд экспериментов, благодаря которым сможем сформулировать определение сложного предложения, научимся определять виды сложных предложений, расставлять знаки препинания в сложном предложении; решать жизненно-практические задачи   конструировать предложения и создавать собственные тексты, используя простые и сложные предложения с союзами и без них.

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Записывают   предложение и производят  полный синтаксический разбор

Анализируют предложения.

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Запись учащимися   темы урока

 

 Формулируют цель урока

     

Принцип     деятельности.

  УУД: регулятивные     (проблемная подача учебного материала).

 

  

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

1 этап исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Физминутка для глаз

 

2 этап исследования.

 

 

 

 

 Первичное закрепление знаний.

 

 

 

 

 

 Физ. минутка

 Творческое задание по группам.

 

Домашнее задание.

 

Подведение итогов. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сформулируйте   определение: сложное предложение- это…
  2. Работа в группах.                                                                                        Учащиеся работают  в группах, используя карточку-информатор.
  3.  Выводы по результатам исследовательской работы.            Выступают организаторы групп.                                                                                           1гр. – сложные бессоюзные предложения (БСП )                                                                2 гр. – сложные союзные предложения (ССП)                                                                          3 гр. - сложные союзные предложения (СПП)
  4. Работа с учебником:

 Читаем правила на С.107-108                Записываем в тетрадь для конспектов схему (Слайд   )

V.Физминутка для глаз

Анализ предложений: спишите предложения, найдите грамматические основы, расставьте знаки препинания.

Встало солнце и улыбнулось ярко и приветливо.

На землю легли голубые тени, и снег засверкал, заискрился.

Проверка выполнения задания (Слайды  )

                                                                                                                                I.Определите виды сложных предложений

 (Слайд   )

II.   Какие   это предложения? Составьте их схемы.

Прилетели в лес метели, замостил   мороз мосты.

Выпал снег, и деревья оделись белым покрывалом.

Измените (устно) последнее предложение так, чтобы получилось БСП.

  III. Тест. (Раздаточный материал)

Проверка (Слайд        )

Обучающиеся выполняют творческие дифференцированные задания.

                                                                                             

                                                                                             Написать мини-сочинение на тему: «Приход зимы» (Слайд )

 

- Ребята, вы молодцы сегодня, очень хорошо работали.  Давайте подведем итог!

 - Какие открытия вы сегодня сделали? Что нового узнали?

А теперь оцените свою работу на уроке.

(Слайд )

 

 Анализируют предложения, делают выводы о видах сложных предложений..

 

Работают с учебником.

Выполняют физкультминутку для глаз

Анализируют, сравнивают, делают выводы

Отвечают на вопросы, составляют схемы предложений

 

 Конструируют предложения

 

 Выполняют тестовые задания

 Выполняют задания творческого характера

 

 Записывают Д/з.

Отвечают на вопросы, оценивают полученные на уроке знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания обучающихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

 

УУД: регулятивные (работа с предложениями, умение выражать свою точку зрения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УУД: личностные, коммуникативные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п/п

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1.

Организационный момент

Цель - привлечь внимание учащихся к началу урока

1 мин.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, самопроверка готовности к уроку

Личностные формируются на протяжении всего урока коммуникативные: психологический настрой

2.

Мотивация

Цель - Мотивировать учащихся к учебной деятельности средствами проблемной ситуации

3 мин.

Задает проблемные вопросы

- Какой раздел в русском языке мы сейчас изучаем?

- Что изучает синтаксис?

- Для чего нам нужно изучать словосочетание и предложение?

- Какую единицу языка мы сейчас изучаем?

Продолжите предложение: Я буду изучать тему « Сложное предложение», чтобы…

Отвечают на проблемные вопросы

…синтаксис

…словосочетание и предложение

…, чтобы уметь правильно их строить  и грамотно писать и говорить

…предложение

Работа в парах.

Регулятивные:  применять знания, полученные на предыдущем уроке в рамках созданной учителем учебной ситуации, реализовывать навыки решения практической задачи индивидуальным образом.

Коммуникативные: реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности.

3.

Проверка домашнего задания

Цель – зафиксировать затруднения учащихся

3 мин.

Взаимопроверка домашнего задания в парах

Взаимопроверка домашнего упражнения

Регулятивные:

формировать и реализовывать умения включаться в разные виды учебной деятельности,

применять знания, полученные на предыдущем уроке в рамках созданной учителем учебной ситуации, реализовывать навыки решения практической задачи индивидуальным образом.

Коммуникативные:

уметь проявлять себя, аргументировать свой ответ товарищу.

4.

Актуализация  знаний

Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала

2 мин.

Организует  беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний Определение темы и целеполагание урока:  

- Что вы знаете о сложном предложении?

- Чем оно отличается от простого?

- Какова тема нашего урока?

По опорным словам и уже составленным предложениям в группах формулируют тему, и определяют, чему хотят научиться и как это сделать?

Регулятивные:  контроль, коррекция; прогнозирование.

Коммуникативные:   Различать функции языковых единиц, называть (слово,  словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст).

5

Первичное закрепление

Цель –  стимулировать интерес учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы

5мин.

Выдвигает проблему.

Посмотрите на экран.

Появились тучи, и солнце исчезло.

Из-за горизонта появились тяжёлые тучи, потому что надвигалась гроза.

Солнце исчезло, надвигалась гроза.

- Что вы видите?

- Почему?

Дайте характеристику этим примерам.

Отвечают на вопросы

- Сложные предложения.

- Каждое состоит из нескольких грамматических основ.

- первое и второе соединены разными союзами, третье – без союза.

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

выработка учащимися индивидуального маршрута преодоления зон затруднения.Волевая саморегуляция оценки – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

6.

Открытие нового знания

Цель –  организовать освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения задания

5 мин.

Организует самостоятельную работу с теоретическим материалом учебника

Читают текст учебника, выявляют главное, сравнивают с уже имеющимися знаниями, составляют алгоритм использования полученных знаний

Познавательные:

Обнаруживать общее (называть) и различное в функциях слова и словосочетания. Коммуникативные:

различать функции языковых единиц, наблюдать над условиями связи разных частей речи предложении регулятивные: анализ, синтез, выбор основания для сравнения.

7.

Динамическая пауза

Цель  – сменить вид деятельности

1мин.

Делают вместе с учителем гимнастику для глаз

Личностные: сохранение здоровья. Коммуникативные: создание доброжелательной атмосферы сотрудничества.

8.

 

Закрепление изученного материала

Цель – определение степени  освоения содержания учебной темы

7 мин.

Организует индивидуальная самостоятельная работа:

 Запишите предложения, подчеркните грамматические основы.

 Как называются такие предложения?

- посмотрите в учебнике

Какие предложения называются сложными? Каковы их отличительные признаки

Организовывает работу

Работа по учебнику.

Прочитайте задание.

- Как построите свою работу?

Записывают предложения, подчеркивают члены предложения

Осуществляют взаимопроверку

Списывают  предложения, подчёркивают основу, характеризуют.

Осуществляют взаимопроверку

Регулятивные:

формирование и реализация навыков составления лингвистического высказывания, прогнозирование.

Личностные:

формирование умений к самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности.

9.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 6 мин.

На экране вы видите 10 предложений, укажите № сложных предложений № простых

Проверяем!

сложные: 1,2,4, 7.

простые: 3,5,6,8,9,10.

- Какие предложения вызвали затруднения? Почему?

Учащиеся записывают № предложений, распределяя в 2 группы, проверяют по эталону.

Простые предложения, осложненные однородными членами

Предложения, в определении вида которых возникли затруднения, записывают, объясняют.

Познавательные:

формирование умения применять полученные знания на практике.

Регулятивные:

формирование и реализация навыков решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом.

Личностные:

уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их

10.

Включение нового знания в систему знаний и повторение – 4 мин.

Организовывает беседу с элементами самостоятельной работы

 Какое предложение вы видите на экране? Почему?

Осень пришла и украсила наш сквер.

Перестройте так предложение, чтобы получилось сложное.

Что вы должны сделать?

Отвечают на вопросы

- простое с однородными  членами предложения.

- Вставить вторую грамматическую основу

Работают в парах, осуществляют взаимопроверку

Коммуникативные: умение аргументированно доказывать свою точку зрения, уважительно относясь к однокласснику

11.

Закрепление – 4 мин.

Контролирует выполнение заданий на выбор:

1. Выполнить упражнение  

2. Работа по карточкам. В предложенных предложениях подчеркнуть главные члены, составить схемы.

Учитель: напоминает о правилах взаимодействия в группе, предлагает соседям по парте обменяться выполненными работами.

Выполняют самостоятельную  работу

формирование умения применять полученные знания на практике,  уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их

12.

Рефлексия

Цель  – оценить результаты собственной деятельности

3 мин.

Побуждает к высказыванию своего мнения

 Что сегодня на уроке повторили? Что узнали нового?

- какие предложения вам больше всего нравятся? Почему?

Оцените свои знания по теме, значками на полях:

+ - всё понятно

+  - не уверен в своих знаниях

! – необходимо повторить.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Осуществляют самооценку

Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

прогнозирование.

13.

Домашнее задание

 2 мин.

Учитель поясняет, как нужно выполнить

д/з.  Задание на экране на выбор:

 1) подготовить опорный конспект по теме;

2) выполнить упр. по алгоритму;

3) составить текст, используя только сложные предложения

Записывают  в дневниках задание по выбору

14.

Подведение итогов.

2 мин.

Учитель объявляет отметки обучающимся

Личностные:

формирование умений к самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности.

Познавательные: умение структурировать знания;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок презентация "Поверь, не так и сложное предложение сложное"

ØЧто такое предложение? •ØБез чего не может    существовать    предложение: -без однородных членов -без второстепенных членов -без грамматической основы ? ...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."...

Урок русского языка в 9-м классе на тему: Виды сложных предложений( урок-обобщение)

Данный урок- обобщение по теме " Виды сложных предложений" разработан в форме деловой игры  на тему Зимних Олимпийских игр  в Сочи. Необычная форма урока побуждает учащихся к активной работе...

Урок русского языка в 9 классе. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП».

Представленная модель урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное  сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП» является уроком изучени...