Разработка заданий
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Разработка заданий по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.

УМК Русский язык, 5 класс, УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.

Класс 5

Тема урока: Текст

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: познакомить с признаками текста и его функционально-смысловыми типами;

Планируемые результаты: активизировать умение определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности; умение  строить текст по его признакам.

Задание 1. Найдите границы предложений. Расставьте знаки препинания.

Отсинели июльские ночи отгремели августовские грозы проплыла паутинка бабьего лета и закружились в воздухе желтые листья минул сентябрьский березовый листопад беззащитным стало лесное государство и в нем опять поселился страх.

На что направлено задание.

Работа по редактированию текста.

На каком этапе урока применяется задание.

Этап закрепления полученных знаний

На формирование каких действий направлено задание.

Учатся применять полученные знания на практике.

Формированию каких планируемых результатов способствует задание.

Читают с экрана вслух. Развивают орфографическую зоркость, читательские компетенции. Повторяют правила знаков завершения.

Задание 2. Прочитайте высказывание и определите его основную мысль.

                  Духовное богатство        

Язык — духовное богатство народа. «Сколько я знаю языков, столько раз я человек», — говорит народная мудрость. Но богатство остаётся для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал её красоты. Чем глубже человек познаёт родной язык, тем больше подготовлен к овладению языками других народов.(В. Сухомлинский)

На что направлено задание.

проявление интереса к познанию русского языка ;

ценностное отношение к русскому языку

овладение языковой и читательской культурой,

На каком этапе урока применяется задание.

Этап актуализации знаний

На формирование каких действий направлено задание.

Осознавать богатство и выразительность русского языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом.

Формированию каких планируемых результатов способствует задание.

Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.

Понимать содержание  прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 150 слов: устно и письменно формулировать  главную мысль текста

Задание 3. Представьте себе: утром вы идете по своей улице в школу. Какие звуки окружают вас? Напишите об этом небольшое сочинение, озаглавьте его. (Какие звуки слышу я на улице? Какими звуками встречает меня школа (лес, улица)?

На что направлено задание.

Создание текста.

На каком этапе урока применяется задание.

Домашнее задание.

На формирование каких действий направлено задание.

Учатся применять полученные знания на практике.

Формированию каких планируемых результатов способствует задание.

Такие задания являются основой осмысления и понимания текста и представляют собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста, формируют у учащихся способности к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Таким образом, сформированность метапредметных УУД обеспечивает овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Своевременно сформированные метапредметные УУД  являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом.

Тема урока: Фонетика

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: добиться осознанного понимания предмета изучения фонетики, успешного применения знаний на практике

Планируемые результаты: организовать деятельность учащихся для повторения и систематизации знаний по теме «Фонетика», учить понимать, какую роль играют звуки в речи

Задание 4. Укажите, где допущена ошибка в фонетическом разборе.

Сеять – 2 слога, 1-ый ударный

С – [ с’]- согласный, глухой, мягкий

Е - [ э] - гласный, ударный

Я - [й’] - согласный, твердый, мягкий

[ и ] – гласный, безударный

Т - [т’]- согласный, глухой, мягкий

Ь - [ ]

5 букв, 5 звуков

На что направлено задание.

Повторение и систематизация знаний

На каком этапе урока применяется задание.

Закрепление изученного

На формирование каких действий направлено задание.

Учатся применять полученные знания на практике.

Формированию каких планируемых результатов способствует задание.

знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся  звуки речи, иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной функции звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу их образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.

способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание вопроса.

осознавать эстетическую ценность русского языка на основе культуры своего народа.

Задание 5. Догадайтесь, какая пословица записана этими буквами. Какие звуки обозначают буквы в первом и во втором случае? Что лучше передает смысл слов? Проверьте свои догадки, загадав другие слова по образцу этого задания. Какие слова угадывать легче?

а) аы у уе оы у б) стрй дрг лчш нвх двх

На что направлено задание.

Воспроизведение текста.

На каком этапе урока применяется задание.

Закрепление узученного

На формирование каких действий направлено задание.

Развитие логики мыслительных операций (анализ, обобщение и др.). Развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Развитие творческих способностей учащихся в письменной речи на основе комплексного восприятия (изображение, музыка, опорные слова).

Формированию каких планируемых результатов способствует задание.

Познавательные:  объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова как фонетической единицы.

Регулятивные:  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества,  осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Коммуникативные:  использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых  высказываний с целью планирования, контроля и самооценки,  определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений,  формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Тема урока: Имя прилагательное

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: добиться осознанного понимания предмета изучения фонетики, успешного применения знаний на практике

Планируемые результаты: организовать деятельность учащихся для повторения и систематизации знаний по теме «Фонетика», учить понимать, какую роль играют звуки в речи

Задание 6

ДВЕРЬ – ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ? Герой пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» Митрофан утверждает, что дверь – это не существительное, а прилагательное, поскольку она прилагается. Оцените, прав ли Митрофан. На основе знаний по морфологии докажите свою точку зрения, представив доказательства в таблице.

ДВЕРЬ

Часть речи

Имя прилагательное

(другая часть речи)

Доказательства

Вывод

На что направлено задание.

Отличать имена прилагательные от имен существительных. Делать вывод

На каком этапе урока применяется задание.

Актуализация новых знаний

На формирование каких действий направлено задание.

актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи

Формированию каких планируемых результатов способствует задание.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя  как индивидуальности и одновременно как члена общества

Задание 7 Прочитайте отрывок из поэмы А, Пушкина «Полтава», в котором описывается начало битвы царя Петра со шведами. От выделенных подлежащих поставьте вопрос каков? (каковы?) к сказуемым, которые выражены краткими прилагательными. Подчеркните подлежащие и сказуемые.

Из шатра, толпой любимцев окружённый,

Выходит Пётр. Его глаза сияют.

Лик его ужасен. Движенья быстры.

Он прекрасен. Он весь как божия гроза.

Идёт. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

На что направлено задание.

определять синтаксическую роль имени прилагательного

На каком этапе урока применяется задание.

Закрепление новых знаний

На формирование каких действий направлено задание.

извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения

Формированию каких планируемых результатов способствует задание.

предметные: добиться от учащихся осмысления понятия «признак» применительно к имени прилагательному, определять синтаксическую роль имени прилагательного.

метапредметные: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;

личностные: формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Задание 8. Составьте 5 предложений по теме «Поздней осенью в лесу (поле, степи, горах)». В которых сказуемыми были бы имена прилагательные, например, ненастная, серое, свеж, голы, тих, мрачен.

На что направлено задание.

Создание текста.

На каком этапе урока применяется задание.

Домашнее задание.

На формирование каких действий направлено задание.

Учатся применять полученные знания на практике.

Формированию каких планируемых результатов способствует задание.

Такие задания являются основой осмысления и понимания текста и представляют собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста, формируют у учащихся способности к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Таким образом, сформированность метапредметных УУД обеспечивает овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Своевременно сформированные метапредметные УУД  являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом.

Задание 9. Подготовьтесь к изложению. Озаглавьте его.

На окраине небольшого курортного города люди наблюдали необычную дружбу между серым жаворонком и 30 золотыми рыбками.

Однажды на край бассейна с золотыми рыбками прилетел жаворонок. Его гнездо было недалеко. В клюве жаворонок держал большого червя. Мимо проплывала золотая рыбка и увидела червя. Она высунулась из воды.

Жаворонок не испугался. Он опустил голову и сунул червя в открытый рот рыбы. После этого птичка прилетала по нескольку раз в день. Золотые рыбки привыкли к птичке и плыли к ней за червями.

Учёные говорят, что у жаворонка, наверное, погибли птенцы — дети. Раскрытые рты рыбы напоминали жаворонку раскрытые клювы голодных птенцов.

(Из журнала «Оный натуралист»)

На что направлено задание.

Воспроизведение текста.

На каком этапе урока применяется задание.

Урок развития речи.

На формирование каких действий направлено задание.

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Формированию каких планируемых результатов способствует задание.

-формируют умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-коррекция;

-оценка.

Тема урока: Правописание приставок

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: добиться осознанного понимания предмета изучения фонетики, успешного применения знаний на практике

Планируемые результаты: организовать деятельность учащихся для повторения и систематизации знаний по теме «Фонетика», учить понимать, какую роль играют звуки в речи

Задание 10. Разделите слова на группы по разным основаниям. Объясните, по каким признакам вы объединили слова в группы. Запишите, указав общий признак каждой группы слов.

Добрый, доброта, мерить, подбор, измерять, сборный, мерный, добряк, мерка, подобреть, сборник, добродушный, мера, задобрить, сбор, добренький, померить, сборщик.

На что направлено задание.

проявление интереса к познанию русского языка ;

ценностное отношение к русскому языку, поиск информации, вывод.

На каком этапе урока применяется задание.

Актуализация новых знаний

На формирование каких действий направлено задание.

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Формированию каких планируемых результатов способствует задание.

-формируют умения объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

-коррекция;

-оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки заданий для школьного тура олимпиады по английскому языку 7-8 классов

Разработки заданий для школьного тура олимпиады по английскому языку 7-8 классов...

Разработка задания по типу ГИА для 8 класса (УМК В.П.Кузовлева)

Данное упражнение может быть использовано как в теме «Спорт», так и отдельно, в отрыве от темы, для подготовки учащихся к выполнению заданий ЕГЭ в части «Грамматика»....

Методическая разработка заданий по произведению Ф. Фицджеральда "Великий Гэтсби".

Данное пособие содержит ряд лексико-грамматических упражнений, а также упражнения, направленные на развитие различных видов чтения у учащихся....

Разработки заданий по шахматам для групп начальной подготовки

Решение задач и этюдов помогает шахматисту развивать свои комбинационные способности, позволяет легче ориентироваться в острых позициях, развивает фантазию и остроумие, приучает к точности и тер...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Задания для проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике (7 класс)

Умение решать задачи, особенно олимпиадные, всегда считалось одним из показателей хорошей математической подготовленности ученика...

Методическая разработка заданий по курсу общей биологии к учебнику Сивоглазова В.И., Агафоновой И.Б. Общая биология. Базовый уровень. 10 -11 класс

Методические материалы содержат разнообразные задания по курсу биологии 10-11 класса по теме клетка. Могут быть использованы учителем при повторении тем, организации контроля, подготовке к ЕГЭ....

Методическая разработка «Разработка заданий по читательской грамотности» (на примере урока по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и содержит задания трёх уровней по формированию читательской грамотности. Может пригодиться при проведении у...