Урок-игра "Лингвистический поход"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Белешева Наталья Васильевна

урок– игра "Лингвистический поход"  в 7 классе

Тема: Правописание приставки не- и частицы не с различными частями речи.

Цель: обобщение и систематизация знаний о написании не с различными частями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt_urok.docx164.68 КБ
Office presentation icon urok_lingvisticheskiy_pohod.ppt2.7 МБ
Файл teoriya.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – игра "Лингвистический поход"  в 7 классе

Тема: Правописание приставки не- и частицы не с различными частями речи.

Цель: обобщение и систематизация знаний о написании не с различными частями речи.

Задачи:

образовательная:

- - формирование умения систематизировать изученные правила;

- формирование навыка написания частиц НЕ,  с различными частями речи в составе предложения;

- повторение опорных знаний, по морфологии, фонетике, лексике, синтаксису;

развивающая:

- способствовать развитию личностно-смыслового отношения к предмету;

- - содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

- содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль учебной деятельности.

воспитательная:

- создать условия для воспитания  коммуникативной культуры.

  Форма работы на уроке: групповая

Оборудование:

Распечатанный материал, карточки, мультимедийная презентация.

                                                        Ход урока

Музыка звучит звуки природы

-Ребята, урок у нас с вами необычный. В конце учебного года вы с классом отправляетесь куда? А кто любит походы? Мы с вами отправимся в лингвистический турпоход. Не будем дожидаться лета, а прямо сейчас сами устроим себе поход. Если мы с вами идем в турпоход, то кто мы? (туристы) 

Кто шагает с рюкзаком?  Это я, это я, это все мои друзья
Кто со скукой не знаком?
Кто задору, солнцу рад?

Кто шагает дружно в ряд?

Чтобы у нас поход был удачным, как вы думаете, что от нас требуется в походе? (ответы учащихся)

-Самое главное в походе, все делать дружно. Наш девиз: Не унывать!
Все пройти и все узнать!

Но поход конечно непростой, а лингвистический, т.е. связанный с русским языком.

Посмотрите на доску и скажите, а именно с какой темой будет связан наш поход. Сделайте вывод:

  • (Не) беда ошибиться, беда (не) исправиться.
  • (Не) бросай товарища в (не)счастье.
  • (Не) давши слова – крепись, а давши – держись
  • (Не) стыдно не знать, стыдно (не) учиться.
  • (Не)долго той земле стоять, где начнут уставы ломать.
  • Плохой друг- что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в (не)настный  не найдешь.

 

А цель у нас с вами одна. Как вы думаете, какая? 
- Правильно, наша цель — закрепить навыки правописания частицы не с разными частями речи. 
- Чтобы начать наше веселое путешествие, необходимо подготовить рюкзаки. У каждой команды свой рюкзак, нужно его наполнить нужными знаниями, которые пригодятся вам в пути. Выберите правильные утверждения, которые касаются правописания частицы не с разными частями речи.
IV. Актуализация знаний. Повторение темы «Правописание не- с разными частями речи».
Учитель: Итак, рассмотрим правописание не- с разными частями речи.

Рюкзаки готовы, но нам еще что-то нужно? (карта)

Задание №2. Карта и маршрут

Чтоб проложить маршрут нашего похода проведем графический диктант. Если вы правильно все сделаете, то у вас должен получиться рисунок.

1

2

3

4

5

Без НЕ не употребляется

Есть противопоставление с союзом А

 Можно подобрать синоним без НЕ

1.Чувствовать (не)приязнь

2. (Не)друг, а всего лишь знакомый

3. (Не)друг злорадствует

4. (Не)погода помешала, а опоздание на поезд.

5. Бросается в глаза (не)уклюжесть

- Перенесите данный графический рисунок на свою карту.

Задание №3. Речка

 Ребята, вы должны восстановить пословицы, обсудить и написать слова с НЕ. (Работа в парах) (слайд 9)

1. Кто мать сыру землю любит, ...тот голоден (не) будет.

2. Дело лени …(не боится).

3. Без труда …(не) вынешь) и рыбки из пруда.

4. После драки кулаками …(не) машут.

5. В бездонную бочку воды …(не) натаскаешь.

6. Невспаханный пласт урожая …(не) даст.

7. (Не) ошибается тот,.. кто ничего (не) делает.

(Учитель с учениками проверяет правильные ответы)

О чём эти пословицы? Какой общей темой они объединены?

Задание №4. Лес (звук леса)

Тест. Выписать номера предложений, в которых наречия с НЕ пишутся слитно

  1. Он долгие часы лежал (не)подвижно, как раненый зверь.
  2. Солнце грело (не)жарко, а ласково.
  3. Пришлось (не)ожиданно познакомиться с ней.
  4. (Не)обыкновенно суровы зимы в Якутии.
  5. Вглядываясь в окружающий нас мир, мы делаем (не)необыкновенно интересные открытия.
  6. Надо только помнить, что если мы будем (не)бережно относиться к этому миру, то погибнем сами.

Ответ: 1 3 4 5 6

Привал (физминутка) Под веселую песню

Задание №5. Болото.

Выполнение задания с 1 слайда. Объяснить условия написания слов с НЕ

  • (Не) беда ошибиться, а беда (не) исправиться.
  • (Не) бросай товарища в (не)счастье.
  • (Не) давши слова – крепись, а давши – держись.
  • (Не) стыдно не знать, стыдно (не) учиться.
  • (Не)долго той земле стоять, где начнут уставы ломать.
  • Плохой друг- что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в (не)настный  не найдешь.

Задание №6. Гора.

 Задание: на слайде появляется слова, каждый учащийся,  определяет, слитно или раздельно пишется слово, определяют часть речи.

1.Говорил (не)правду(сущ.)

 2. (не)навистный враг (прил.)

3. (не)глубокая речонка (прил.)

4. (не)трудно поговорить (нар.)

5. (не)дотепа (сущ.)

6.( не)удача, а знания помогли (сущ.)

7. (не) боясь правды (деепр.)

8. (не)плохая погода (прил.)

9. (не)взрачный человек (прил.)

10. (не)годовать (глаг.)

11.( не) прикасаться (глаг.)

12. ушел (не)далеко (нареч.)

13. вовсе (не) интересно слушать (нареч)

14. (не) изучая местность (деепр)

Вот и добрались мы с вами до вершины горы. Трудно ли было? Какое правило мы с вами повторили?

V. Домашнее задание.
Выписать из текстов художественной литературы по предложению, демонстрирующему каждое правило правописание не с разными частями речи.

Рефлексия:

Кому понравился поход, покажите зеленые флажки

Кому было трудно и неинтересно - красные

1

2

3

4

5

Без НЕ не употребляется

Есть противопоставление с союзом А

 Можно подобрать синоним без НЕ

1

2

3

4

5

Без НЕ не употребляется

Есть противопоставление с союзом А

 Можно подобрать синоним без НЕ

1

2

3

4

5

Без НЕ не употребляется

Есть противопоставление с союзом А

 Можно подобрать синоним без НЕ

1

2

3

4

5

Без НЕ не употребляется

Есть противопоставление с союзом А

 Можно подобрать синоним без НЕ

1

2

3

4

5

Без НЕ не употребляется

Есть противопоставление с союзом А

 Можно подобрать синоним без НЕ

http://heliograph.ru/images/826555_rukzak-turisticheskii-png.jpg

http://i.istockimg.com/file_thumbview_approve/29229416/3/stock-illustration-29229416-vector-green-flag.jpghttps://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=06cb872a26998b8bb7b904840cbc364f&n=33&h=215&w=215


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Наш девиз: Не унывать! Все пройти и все узнать!

Слайд 4

(Не) беда ошибиться, беда (не) исправиться. (Не) бросай товарища в (не)счастье. (Не) давши слова – крепись, а давши – держись (Не) стыдно не знать, стыдно (не) учиться. (Не)долго той земле стоять, где начнут уставы ломать. Плохой друг- что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в (не)настный не найдешь.

Слайд 5

«Правописание НЕ- с разными частями речи».

Слайд 6

Цель: -повторить -тренироваться -…

Слайд 9

Задание №2 1.Чувствовать (не)приязнь 2. (Не)друг, а всего лишь знакомый 3. (Не)друг злорадствует 4. (Не)погода помешала, а опоздание на поезд. 5. Бросается в глаза (не)уклюжесть 1 2 3 4 5 Без НЕ не употребляется * * Есть противопоставление с союзом А * * Можно подобрать синоним без НЕ *

Слайд 11

Задание №3

Слайд 12

1. Кто мать сыру землю любит, тот голоден не будет 2. Дело лени (не боится). 3. Без труда (не) вынешь, и рыбки из пруда. 4. После драки кулаками (не) машут. 5. В бездонную бочку воды (не) натаскаешь. 6. Невспаханный пласт урожая (не) даст. 7. (Не) ошибается тот, кто ничего (не) делает.

Слайд 13

Хвойный лес Задание №4

Слайд 14

Тест. Выписать номера предложений, в которых наречия с НЕ пишутся слитно Он долгие часы лежал (не)подвижно, как раненый зверь. Солнце грело (не)жарко, а ласково. Пришлось (не)ожиданно познакомиться с ней. (Не)обыкновенно суровы зимы в Якутии. Вглядываясь в окружающий нас мир, мы делаем (не)необыкновенно интересные открытия. Надо только помнить, что если мы будем (не)бережно относиться к этому миру, то погибнем сами. Ответ: 1 3 4 5 6

Слайд 16

Леса России

Слайд 18

ВОЛГА

Слайд 22

Уральский лес

Слайд 23

Задание №5

Слайд 24

(Не) беда ошибиться, а беда (не) исправиться. (Не) бросай товарища в (не)счастье. (Не) давши слова – крепись, а давши – держись. (Не) стыдно не знать, стыдно (не) учиться. (Не)долго той земле стоять, где начнут уставы ломать. Плохой друг- что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в (не)настный не найдешь.

Слайд 25

1.Говорил (не)правду 2. (не)навистный враг 3. (не)глубокая речонка 4. (не)трудно поговорить 5. (не)дотепа 6.( не)удача, а знания помогли 7. (не) боясь правды 8. (не)плохая погода 9. (не)взрачный человек 10. (не)годовать 11.( не) прикасаться 12. ушел (не)далеко 13. вовсе (не) интересно слушать 14. (не) изучая местность

Слайд 26

Все понятно, было интересно Было трудно, неинтересно

Слайд 27

Леса России

Слайд 28

ТАЙГА



Предварительный просмотр:

Правописание НЕ с __________________________________________

Слитно                

Раздельно

1.Если без Не не употребляется (невежа, невзгода);

1. Если есть или подразумевается противопоставление (не друг, а враг), 

2. Если можно подобрать синоним без не (неправда - ложь, недруг - друг)

 Правописание Не с ________________________________и ___________________________

                 

1. Если без НЕ не употребляется

небрежный, невзрачный;

небрежно, невзрачно

1. Если есть или подразумевается противопоставление с союзом а 

не большой, а  маленький

не трудно, а легко

2. если можно подобрать синоним без не (немаленький - большой);

Немаленький - большой, невысокий-низкий

Невысоко- низко, нетрудно-легко


2. если не входит в группу усилительных отрицаний:

вовсе не…  отнюдь не…

ничуть не… далеко не…

никогда не… ничто не…

                            нисколько не…

вовсе не правдивый рассказ;

вовсе не высоко

Правописание НЕ с _________________ и __________________________

                 

1. Если не употребляются без НЕ ( ненавидеть, негодуя );

2. НЕДО… ( в значении выполнено меньше нормы):

недобрать баллов, недостаёт красок 

недобрав

1.С частицей НЕ пишется всегда раздельно  (не было, не мог ).

Правописание НЕ с _________________ и __________________________

                 

1. Если не употребляются без НЕ ( ненавидеть, негодуя );

2. НЕДО… ( в значении выполнено меньше нормы):

недобрать баллов, недостаёт красок 

недобрав

1.С частицей НЕ пишется всегда раздельно  (не было, не мог ).

 Кто мать сыру землю любит, ...            тот голоден (не) будет.

 

Дело лени …                                            (не) боится.

 

Без труда (не) вынешь...                       и рыбки из пруда.

После драки кулаками …                      (не) машут.

 

В бездонную бочку ...                            воды  (не) натаскаешь.

Невспаханный пласт ...                        урожая (не) даст.

 (Не) ошибается тот,..                         кто ничего (не) делает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет об однодневном учебно-тренировочном походе.

Совместное мероприятие  с учителями ОБЖ и географии. Изучение родников своей местности: обЪем выхода воды,  описание состояния родника и близлежащей территории. Прохождение элементов техни...

Презентация к уроку истории в 6 классе «Крестовые походы. Причины и участники крестовых походов, их последствия».

План изучения нового материала: •Причины и участники крестовых походов.•Первый крестовый поход и образование государств крестоносцев.•Последующие походы и их результаты.•Духовно-рыцарские о...

Конспект занятия на тему "Краеведческая работа в походе. Формы и методы сбора краеведческого материала в походе"

Конспект занятия на тему "Формы и методы сбора краеведческого материала в походе" содержит полную таблицу, где дается классификация краеведческих исследований, форм и методов сбора краеведческого мате...

Сценарий похода "Кто куда, а мы в поход!"

Методическая разработка...

Пора в поход. (Роль похода в активном отдыхе детей)

В статье рассматривается поход как основная форма активного отдыха детей. Поход как средство физического, эстетического, трудового, морально-нравственного, патриотического воспитания подрастающего пок...

Методическая разработка занятия ОДОД «Правила движения в походе. Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий.

В методической разработке занятия ОДОД рассматриваются правила движения учащихся в походе, о технике безопасности при проведении туристических походов . занятий. Занятие проводится с использованием пр...