Конспект занятия на тему "Краеведческая работа в походе. Формы и методы сбора краеведческого материала в походе"
план-конспект по краеведению на тему

Павлова Галина Зиновьевна

Конспект занятия на тему "Формы и методы сбора краеведческого материала в походе" содержит полную таблицу, где дается классификация краеведческих исследований, форм и методов сбора краеведческого материала в походе,перечень необходимых приборов и оборудования для проведения краеведческих исследований. данный материал является хорошим методическим дополнением для работы учителей - краеведов и педагогв туристско -краеведческой направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2_sbor_kraeved._mater.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия на тему "Краеведческая работа в походе. Формы и методы сбора краеведческого материала в походе"

Дата проведения: 12.12.2015 г                                                                                                                 Раздел программы: «Краеведческая работа в походе. Сбор краеведческого материала.»                                                                                                                    Тип занятия – изучение нового материала

Цель занятия: Познакомить учащихся с основными направлениями краеведческой исследовательской работы в походе и  с формами и методами сбора краеведческого материала .

Задачи:

Образовательные: Познакомить учащихся с основными направлениями краеведческой исследовательской работы в походе и  с формами и методами сбора краеведческого материала .

Развивающие: развивать у учащихся навыки поисково-исследовательской деятельности, умение работать в команде, прививать им чувство коллективизма и взаимопомощи.

Воспитательные: повысить интерес к изучению малой Родины, воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: осуществление потребности в творческой деятельности, проявление интереса к новому.

Регулятивные УДД: определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью педагога.

Познавательные УДД: ориентация в своей системе знаний: - умение отличать новое от уже известного; формирование умения добывать новые знания – находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную на занятии информацию; формирование умения перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других – грамотно выражать свою мысль в устной или письменной речи, слушать и понимать речь других; использование навыков взаимодействия в команде.

Форма работы: индивидуальная и групповая - перед началом занятия учащиеся делятся на 3 группы по 4 человека.

Методы: Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, деятельностный  метод – поисково – исследовательская работа учащихся.  

Материал и оборудование: наборы карточек, книги...

Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор.

Этапы урока:

  1. Оргмомент. Определение  темы занятия. Вступительная беседа "Краеведческая работа в походе"
  2. Изучение нового материала.
  1. Классификация основных направлений исследовательской работы в походе.
  2. Ознакомление с формами и методами  сбора краеведческого материала в походе, специальным снаряжением и оборудованием.
  3. Ознакомление с требованиями к выполнению краеведческих заданий.
  4. Просмотр презентации "Краеведческие исследования в походе".

III.  Групповая работа учащихся

IV.  Подведение итогов занятия. Рефлексия. Домашнее задание.

Ход    занятия.

I этап - Оргмомент. Приветствие. Вступительная беседа"Краеведческая работа в походе". Создание проблемной ситуации. Определение темы занятия.  

Вопросы для беседы:

- Кто такие туристы-краеведы? (Туристы-краеведы изучают свой край в непосредственно  в походах и путешествиях.)

Туризма без краеведения не бывает, т.к. невозможно не узнать что - то новое про местность, по которой путешествуешь. При подготовке похода всегда необходимо заранее планировать его краеведческое содержание, краеведческую работу участников похода.

- Что должен уметь делать каждый турист - краевед? (Уметь наблюдать и исследовать окружающий мир, фиксировать и обрабатывать исследования, рассказывать о своих наблюдениях, выполнять общественно - полезную работу

 - Какую краеведческую работу можем выполнять мы с вами в походе? (Посещение достопримечательностей района путешествия и их описание, изучение местной флоры и фауны, интересных природных объектов и т.д.)

 - Какую общественно - полезную работу мы можем выполнить? (Убирать мусор,  чистить и благоустраивать родники, проводить природоохранную работу, высаживать деревья и т.д.)

- А что нужно знать и уметь для выполнения краеведческой работы в походе? (Знать основные направления краеведческих исследований, методы и формы исследования  родного края)

Определение темы занятия.

 - Тема сегодняшнего занятия: Краеведческая работа в походе. Формы и методы сбора краеведческого материала в походе.

II этап.  Изучение нового материала

  1. Классификация основных направлений исследовательской работы в походе.

Вступительное слово учителя:  - В зависимости от исследуемых объектов, краеведческие  исследования  можно разделить на основные группы. На какие группы они разделяются, мы узнаем из  следующей таблицы.

На экране через проектор демонстрируется таблица " Краеведческая работа в походе ". Рассматривается и разбирается  первая колонка таблицы "Классификация краеведческих исследований"

Краеведческая работа в походе

Классификация краеведческих исследований

Формы и методы сбора краеведческого материала в походе

Специальное снаряжение, приборы и оборудование для исследований

  • топографические (маршрутная схема)
  • геоморфологические (участки рельефа)
  • геологические (геологические карты, коллекции минералов)
  • гидрологические (изучение родников, рек, озер)
  • метеорологические (изучение погодных явлений)
  • ботанические (изучение флоры)
  • зоологические (изучение фауны)
  • археологические (изучение дольменов, курганов)
  • топонимические (происхождение названий объектов)
  • изучение литературных и  интернетисточников
  • визуальный осмотр
  • наблюдение
  • опрос местного населения, беседа
  • фотографирование
  • видеосъемка
  • зарисовка
  • топографическая глазомерная съемка
  • составление маршрутной схемы
  • описание, составление паспортов объектов
  • сбор коллекции материала
  • сбор гербарий
  • измерения с помощью технических средств, спец. снаряжения

  • Блокнот,альбом
  • планшет
  • ручка, карандаши
  • фотоаппарат
  • видеокамера
  • компас
  • курвиметр
  • рулетка
  • бинокль
  • лупа
  • термометры
  • анемометр динамический
  • гигрометр
  • секундомер
  • барометр
  • высотомер (альтиметр)
  • саперная лопатка
  • геологический молоток
  • тонкая веревка
  • ботаническая папка
  • GPS - навигатор

  1.   Ознакомление с формами и методами  сбора краеведческого материала в походе, специальным снаряжением и оборудованием    

 - Как, с помощью каких методов  мы можем проводить различные краеведческие исследования в походе?   (Выслушиваются ответы учащихся, корректируются, подводится итог) 

Рассматривается второй столбец таблицы   "Формы и методы сбора краеведческого материала в походе "                                                      

 - Какими приборами, техническими средствами могут пользоваться краеведы в походе? (Выслушиваются ответы учащихся, корректируются, подводится итог) 

Рассматривается второй столбец таблицы "Специальное снаряжение, приборы и оборудование для исследований".

  1. Ознакомление с требованиями к выполнению краеведческих заданий.

Сообщение учителя: Накопленные факты об окружающей местности должны быть приведены в порядок, систематизированы и подвергнуты первичной обработке. Только тогда  сбор материалов, исследование каких - то объектов становится краеведением. После похода составляется отчет по выполненному краеведческому заданию, оформляются паспорта объектов, анкеты, описания. составляются гербарии, коллекции и т.д. На основе проделанной работы готовятся рефераты, доклады, сочинения, с которыми нужно выступать на конференциях, участвовать в конкурсах... Собранные коллекции материалов, экспонаты передаются в музеи, географические кабинеты. Краеведческая работа в походе должна быть общественно - полезной.

4. Просмотр презентации "Краеведческие исследования в походе".

Физкультминутка под песню "У похода есть начало"(ходьба на месте в темпе марша с упражнениями для рук)

III.  Групповая работа учащихся

1. Разработка в  группах методики одного из направлений исследовательской работы по выбору с использованием литературных источников и интернет ресурсов. Для составления методики учащиеся должны ответить на поставленные вопросы, демонстрируемые на экране:

  • Каковы цель  и объекты данного краеведческого исследования?
  • Какие методы сбора краеведческого материала используются?
  • Какие приборы, технические средства и оборудование необходимо для проведения исследований?
  • Как оформляется выполненное исследование, какие имеются требования к оформлению?
  • Какую пользу приносят результаты проведенной исследовательской работы? Где они размещаются?

2. Рассказ каждой группы о своей методике проведения краеведческого исследования.

IV.  Подведение итогов занятия. Рефлексия. Домашнее задание.

Подведение итогов

Педагог: На сегодняшнем занятии мы познакомились с классификацией основных направлений исследовательской работы в походе, ознакомились с формами и методами  сбора краеведческого материала в походе, специальным снаряжением и оборудованием.

 - Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

- Захотелось ли  провести  какое-нибудь краеведческое исследование в походе?

Рефлексия. Прием "Плюс - минус - интересно"

+

-

?

В графу "+" учащиеся записывают все, что понравилось на занятии, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу "-" записывают все, что не понравилось, показалось скучным, осталось непонятным. в графу "?" (интересно  вписать интересные факты, о которых узнали на занятии и о чем бы еще хотелось узнать по данной теме.

Задание на дом : Подготовить  методику проведения понравившегося краеведческого исследования.

Прощание с учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"

в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...

Формы и методы использования страноведческого материала на уроках английского языка

Использование страноведческого и лингвострановедческого материала на уроках английского  языка При овладении иностранным языком учащиеся испытывают трудности, связанные с интерференцие...

Активные формы и методы изучения учебного материала на уроках физической культуры

Программы физического воспитания ориентируют учителей на учет индивидуальных особенностей детей:-       Преимущественное развитие «отстающих» двигательных качеств.-...

Анкеты опроса для сбора краеведческого материала

Для сбора краеведческого материала о жителях села пригодится анкета. Одинаковые вопросы на которые отвечают несколько человек дает возможность уточнить знания о определенном периоде времени, разнообра...

Презентация выступления "Формы и методы объяснения нового материала"

Презентация к выступлению на городском методическом объединении словесников...

Формы и методы реализации краеведческого компонента в школе

Небольшая статья о формах и методах реализации краеведческого компонента в МКОУ "СОШ №6 г.Карабаша" в соавторстве с мужем учителем краеведения....

Курсовая работа по теме "Формы и методы рефлексий на уроке."

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач школы является формирование у ...