Формы и методы реализации краеведческого компонента в школе
методическая разработка по краеведению по теме

Небольшая статья о формах и методах реализации краеведческого компонента в МКОУ "СОШ №6 г.Карабаша" в соавторстве с мужем учителем краеведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карабашский городской округ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 г.Карабаша»

Доклад на августовский педагогический совет

Формы и методы реализации краеведческого образования  в  современной школе.

Авторы Петухов С.Ю. и Петухова Г.В.

Педагоги дополнительного образования

Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. Краеведческие знания, реализуемые через различные формы и методы учебной и воспитательной работы в школе имеют свои определенные  задачи:

Образовательные задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала как опорного края России;

- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта);

Воспитательные задачи:

  1. развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  2. формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
  1. укрепление семейных связей:

заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;

наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;

совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

  1.  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
  2. стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, национально-культурных центров, вузов, МОиН ЧО, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
  3. адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
  4. ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  5. формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;
  1. стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы. Краеведческие знания имеют свое определенное место в образовательном пространстве  современной школы. К основным формам краеведения следует отнести:
  2. уроки краеведения, как самостоятельного предмета в основной школе
  3. факультативные курсы
  4. элективные курсы
  5. работы клубов во внеурочное время
  6. реализация межпредметных знаний

Поясним это на примере реализации БУП в МОУ «СОШ № 6 г. Карабаша»

        

        

      Содержание краеведческих знаний на современном этапе развития образования отражает комплексно-системный подход к родному краю как некоей целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. 

    Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим методам:

В общей направленности:

  1. признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края (региона), города, села, рачительных хозяев;
  2. выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.

В содержании:

- изложение содержания с территориально-хронологических позиций;

- понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край (регион) как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.

Следовательно, краеведческие знания должны  быть интегративными, вбирающими  в себя:

  1. географические,
  2. биологические,
  3. экологические,
  4. хозяйственно-экономические,
  5. социально-политические,
  6. правовые,
  7. конфессиональные,
  8. этнографические,
  9. лингвистические,
  10. исторические,
  11. культурологические компоненты.

Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов (на их национально-региональные компоненты), краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;

- несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (география, история и т.п.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края (региона) как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;

- принципиальное различение содержания национально-регионального и краеведческого компонента для каждого конкретного населенного пункта;

- пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, микрорайона, улицы, дома;

- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона (в единстве соотношения Челябинской области как части географического и исторического целого - Южный Урал и Урал, и как части субъекта Российской Федерации — УрФО);

- обращение к реалиям повседневной жизни южноуральцев, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.

В организации:

- реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения - гор, озер, лесов, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.; опора на богатейшие возможности преподавания краеведения при использовании социокультурного пространства Челябинска и других крупных городов региона;

  1. придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа, мультимедийных технологий;
  2. вовлечение в практическую деятельность по изучению края (населенного пункта) через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, экологические, геологические, этнографические, фольклорные и археографические и т.п.), экскурсии и туристические походы.

     Таким образом, краеведческие знания должны реализовываться через оптимальное и рациональное сочетание эвристических, практических, коммуникативных и проектных методов обучения, через различные формы учебной и внеклассной деятельности.

Базисный

Учебный

План

Инвариантная  составляющая БУП

Вариативная составляющая БУП

Направления   вариативного образования

Информатизация

Экологизации

Углубленное изучения предметов инвариантной части БУП

Краеведение

Здоровьесбережении (физическая культура  и ОБЖ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и методы организации процесса обучения в школе на современном этапе

В статье рассматриваются инновационные формы организации процесса обучения, такие как активные методы обучения, обучение через игру,  ролевая игра, кейс-стади, портфолио, кросс-оценка....

Презентация на тему: "Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики"

Введение культурологического компонента математического образования требует и нестандартных подходов к формам урока. Встреча с культурой прошлого должна быть яркой, запоминающейся. О том, какие формы ...

Конспект занятия на тему "Краеведческая работа в походе. Формы и методы сбора краеведческого материала в походе"

Конспект занятия на тему "Формы и методы сбора краеведческого материала в походе" содержит полную таблицу, где дается классификация краеведческих исследований, форм и методов сбора краеведческого мате...

Формы и методы профессионального самоопределения обучающихся основной школы

Доклад на тему "Формы и методы профессионального самоопределения обучающихся основной школы", основанный на проводимой работе в данном направлении в МБОУ "СОШ №42" города Братска Иркутской области....

Формы и методы профессионального самоопределения обучающихся основной школы

Презентационный материал по теме "Формы и методы профессионального самоопределения обучающихся основной школы"...

Презентация по теме: "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"

Обобщение опыта по теме: "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"...

Обобщение опыта работы по теме "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"

Обобщение опыта по теме: "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"...