Конспект урока "Игра-путешествие в страну Имя прилагательное" для 6 класса
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Глинская Надежда Александровна

Цели урока:

  1. повторить и обобщить материал об имени прилагательном; закрепить орфограммы, их условия написания и графическое обозначение;
  2. путем использования игровых и занимательных материалов привить интерес к изучаемой теме;
  3. продолжить работу по развитию творческих способностей школьников;
  4. учить умению логически мыслить и делать самостоятельно выводы;
  5. используя пословицы, воспитывать у учащихся такие качества, как вежливость, скромность, честность, любовь к природе;
  6. закрепить виды устного народного творчества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Игра-путешествие в страну «Имя прилагательное»

Цели урока:

  1. повторить и обобщить материал об имени прилагательном; закрепить орфограммы, их условия написания и графическое обозначение;
  2. путем использования игровых и занимательных материалов привить интерес к изучаемой теме;

З) продолжить работу по развитию творческих способностей школьников;

  1. учить умению логически мыслить и делать самостоятельно выводы;
  2. используя пословицы, воспитывать у учащихся такие качества, как вежливость, скромность, честность, любовь к природе;
  3. закрепить виды устного народного творчества.

Ход урока.

I Работа по теме.

1. Слово учителя.

Ребята, сегодняшний урок будет необычный. Мы совершим путешествие в сказочную страну, носящую имя одной части речи.

Угадайте, какой?

Я часть речи знаменательная,

Знаешь, чем я примечательная?

Назову признак любой

И отвечу на вопрос: чей? Какой?

Какого числа мы отправляемся в путешествие? (запись даты).

Как называется вид работы, которую мы будем выполнять? (Классная работа).  В какую страну мы отправляемся? Поскольку наше путешествие необычное, то и попасть в нее не так-то просто. Мы с вами окажемся в сказке. Закроем глаза, чуть-чуть помечтаем, вспомним сказку. Вот мы в сказке. Посмотрите и ответьте: в какой? («Царевна-лягушка»).

Отправился Иван-царевич искать свою жену в царство Кощея Бессмертного. Ох, и трудно придется ему. А уж не помочь ли нам герою сказки, Давайте отправимся вместе с ним в путь, станем царевну-лягушку выручать. Долго ли, коротко ли бредем мы лесами, лугами, полями. И вдруг видим небольшой плакат, предупреждающий нас о том, что путь предстоит долгий и трудный. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Рядом с плакатом огромный камень с надписью:

«ДОБРАЯ СОВЕСТЬ ЗЛОМУ ЧЕЛОВЕКУ НЕНАВИСТНА».

        И не шагнуть нам дальше, пока не разберем предложение.        

Задания:

  1. разобрать предложение по членам и по частям речи;
  2. дать характеристику предложению;

З) вопросы по предложению;

4) морфемный разбор: злому, ненавистна; 5) Морфологический разбор: добрая.

Исчез камень, как будто его и не было. Дорога свободна. Идем дальше, и вот мы у ворот города царства Кощея Бессмертного. Откроются ворота перед теми, кто выполнит задания.

  1. Какими словами можно сказать про солнышко?
  2. Какой может быть ручеек?
  3. Ответьте одним словом: какой осенью лист на дереве?
  4.  Какими словами можно сказать про небо?

  1. Отгадайте загадки, ответом на нее является существительное, обозначающее предмет, используемый на уроках в школе, подбери к нему подходящее прилагательное и объясни написание.
  1. Если ты его отточишь, Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж...

Что же это . . . (карандаш желтый)

  1. В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души. (Пенал красивый)

  1. То я в клетку,

То в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать...

Что такое я?...(Тетрадь рабочая).

  1. Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

(Кисточка большая)

  1. В группе однокоренных слов найти прилагательные, объяснить их написание.
  1. Ночь, ночевать, ночной.
  2. Лениться, лень, ленивый.
  3. Верить, верный, верность.
  1. Больной, боль, болеть.
  2. Почта, почтовый, почтальон.

IV. Послушайте стихотворное правило

1. С кратким прилагательным

Мягкий знак враждует,

В кратких прилагательных

Нет его нигде.

Ветер свеж, прохладен

В город с моря дует,

Хоть горяч и пылен Раскаленный день.

2. Как напишем краткие прилагательные в словосочетаниях: дуб могуч, ветер жгуч, воздух свеж, песок горяч.

3. Морфемный разбор слов: пришкольный (участок), подлесная (улица), предлинный (шнур)

4. Не с прилагательными. (Пьеса-сказка).

Прилагательное:

Я дружу с приставкой НЕ-,

Не вожусь с частицей.

Подскажите, дети, мне

Кто же НЕ- в двух лицах?

Как приставку отличить

 От частицы строгой,

Чтоб в ошибке уличить?

Ученик, попробуй!

(Не)красивый мяч, (не)навистный человек, (не)жный цветок, (не)глубокий снег, (не)ряшливый ученик, (не)вежливый ребенок.

Прилагательное:

Верно! Верно! Молодец!

Подбирал синоним.

 И сумятице конец,

И частицу гоним! Грамматика.

Ликование не в срок,

Ведь вопрос не ясен.

До конца веди урок,

Чтоб шла восвояси

Наглая частица НЕ! Прилагательное.

Эй, защитники-друзья, я смелее с вами!

Слитно Не писать нельзя

С этими словами: «Далеко, Ничуть, Совсем, Вовсе и Нисколько.

Есть они - и ясно всем:

Не - частица только!

Раскрыть скобки, объяснить написание:

(Не)совсем глубокий пруд,

(Не)высокий берег, Далеко (не)гибкий прут

 И (не)яркий вереск.

Задание.

Какую букву: О или Ё напишешь в суффиксах прилагательных: ландыш.. .вый (запах), песц.. .вый (воротник), груш.. .вый (напиток), ситц..вый (платок).

Задание. Образуй все степени сравнения прилагательных от слова красивый (цветок).

Проникли в царство. А дальше-то куда идти? Где прячет он царевну-лягушку? В каком подземелье? В каком замке? Указала нам путь-дорожку птица вещая. Пришли мы к темнице. Кажется, что и цель близка. Да не тут-то было.  Охраняет вход в темницу чудо-юдо о шести головах. Шипят эти головы по-змеиному, шепчут что-то непонятное. Прислушались внимательно. Оказывается, каждая голова произносит какие-то странные слова, видимо, хранит какие-то тайны и секреты. Усмехаются, хохочут головы, надеются, что они непобедимы. Но не такие им ребята попались. Твердят головы слова: «Форма, разряд, число, род, падеж, роль в предложении»

Выходит, что одолеть их можно не силой, а хитростью, смекалкой, и знаниями.

Кто из вас готов побороться с головой, что твердит: «Форма, форма».

  • Какие две формы имеет прилагательное? Приведите примеры прилагательных полной и краткой формы.

Отвалилась одна голова. Одержали первую победу. Потягаемся с другой.

- Какие разряды прилагательных знаете? Примеры качественных, относительных, притяжательных прилагательных.

  • Сколько падежей у имени прилагательного?
  • На какие вопросы они отвечают?

Игра «Найди свой падеж!»

В словосочетаниях и предложениях найти прилагательные и обозначить их падежа

1. Золотое перо лежало на столе.

2. В сказочном мире.

З. С небольшой возвышенности.

  1. Пунцовый закат.
  2. По неглубокому снегу.

6. Желтую листву.

  1. Бело-розовую гречиху.
  2. Золотистого поля.

Вот отлетели ещё две головы у чудо-юдо. Стало нам полегче с ним сражаться.

  • Изменяются ли прилагательные по числам и родам?
  • Какова роль прилагательного в предложении?

Задание.

Определить роль прилагательных в предложении.

  1. Красив лес зимой!
  2. В глуши лесной, в глуши зеленой

Всегда тенистый и сырой.

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студеный.

Вот и нет голов у Чудо-юда. Худо чувствует Кощей, но еще верит в свое могущество, надеется нас победить. За семью дверями прячет он царевну-лягушку, на каждой замок с секретом. Но есть у нас свои ключи - стихотворные правила, которые прислала нам царевна-лягушка, желая помочь усвоить и понять различные материалы по русскому языку.

1. Безударные гласные.

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты ее немедленно

Ставь под ударение.

2. Падежные окончания прилагательных.

Чтобы окончание

Правильно писать,

Нужно к прилагательному

Лишь вопрос задать.

  1. Звонкие и глухие согласные

Звонкий ли, глухой ли

Согласный написать?

Тут правило несложное

Необходимо знать.

Гласный звук за ним напишешь

Сразу, что писать, услышишь.

Молодцы, ребята. Распахнулись перед вами все двери. Вот мы и в темнице. Обрадовалась нам царевна-лягушка, но все же проверить нас хочет, Предлагает поработать над комплексным анализом текста.

Красив, ч. . . десен русский лес зимою Глубокие, ч. . .стые лежат (под) деревьями сугробы. Над л. . . сными тр.. .пинками кружевными бел.. .ми арками с. . .гнулись под тяжестью инея стволы м. . . лодых берез. Т. . .желыми шапками бел... го снега покрыты темно(зеленые) ветви высоких и маленьких елей., Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С в. . . селым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки (красно)грудых клестов.

 Задания:

  1. определить тему и идею текста;

2)  стиль речи, тип речи;

З) списать, выполнить виды разбора.

Понравилось царевне-лягушке, как вы работаете с текстом. А теперь в качестве отдыха предлагает нам поиграть.

Грамматическая эстафета.

  1. Что такое прилагательное?
  2. Как оно изменяется?

З. Какова роль прилагательных в предложении?

4.Привести пример прилагательных: качественных, относительных,5притяжательных (с существительными).

5.Привести пример полной и краткой формы прилагательных.

  • Реши формулу:

Прил(а)(о)гательное, к(о)(а)сательная, соб(и)(е)рательный, оч(о)(а)рованный, уд(е)(и)вительный, пол)о)(а)жительный.

  • Привести примеры прилагательных в форме мужского , женского, среднего рода.
  • назовите орфограммы, которые изучали в теме «Имя прилагательное».

Освободили мы с вами царевну-лягушку, подружились с ней. Но ведь она не только красивая, но еще и мудрая. Слышит царевна, как вы разговариваете, как порой неправильно ставите в словах ударение. Вот и предлагает провести орфоэпический диктант (на доске написаны слова, в которых необходимо поставить ударение, записать слова в тетради).

Красивее, начатый, щавель, центнер, фарфор, создал, созданный, километр, сантиметр.

А еще советует нам царевна-лягушка быть всегда вежливыми, почаще пользоваться волшебными словами. Она приготовила стихотворение С.Я.Маршака «Песенка о вежливости».

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

Вы, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме,

И помощь ей предложите

Без просьбы - то есть сами!

И ежели вы вежливы

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

На тех, кто послабее,

Вы нападать не будете,

Пред сильными робея.

Будем следовать правилам царевны-лягушки? Расставаясь с нами, она благодарит всех за хорошие и отличные ответы и думает, что стали мы после уроков во время путешествия умнее, добрее, вежливее. Она приготовила для нас необычное домашнее задание в конвертиках.

Содержимое конверта.

1, Найди и выпиши имена прилагательные из русских народных пословиц.

2. Найди в предложении прилагательное и определи его разряд.

З. Придумай и запиши семь прилагательных на ту букву, которая вложена.

V Подведение итогов, комментирование оценок, выставление отметок за урок.

VI Домашнее задание в конвертах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра "Путешествие в страну "Физика". 7 класс. Конспект урока с презентацией

Лебедева Ирина Геннадьевна учитель физикиГОУ СОШ №43г. Санкт-ПетербургУрок-игра« Путешествие в страну «Физика»7 класс АннотацияИгра проводится в конце учебного года и несет в себе по...

конспект урока "Население и страны Северной Америки"7 класс

методическая разработка урока по теме"Населеение и страны Сесерной Америки "7 класс...

Конспект урок по английскому языку в 7 классе на тему Англо-говорящие страны

Урок по английскому языку в 7 классе по УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English»Тема: «Английский язык в современном мире»Цели урока:Развитие лексических навыков по теме «Англоговорящие страны».Развитие н...

Конспект урока по английскому языку в 5 классе "Путешествие в страну английского языка""

Урок разработан по УМК "Английский язык". 5 класс, 1-й год обучения, авторы О.В.Афанасьева, И.М. Михеева в рамках повторения темы "Я, моя семья". Урок проводится с использованием оборудования лингафон...

Конспект урока по географии по теме: «Страны Европы: Северная Европа, Средняя Европа, Франция и страны Бенилюкса». 7 класс. Урок – обобщение.

УМК:  География. Страноведение.  7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И. Сиротин; под ред. О.А.Климановой. -2-е изд., стереотип.- - М.:Дрофа,20...

План-конспект урока"Государственный строй стран мира" 10 класс

В данном конспекте даны цели и задачи урока, урок расписан по этапам. В конце урока даны опорные конспекты, которые раздаются детям в начале урока....

План-конспект урока"Государственный строй стран мира" 10 класс

В данном конспекте даны цели и задачи урока, урок расписан по этапам. В конце урока даны опорные конспекты, которые раздаются детям в начале урока....