Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: « Что такое лексика» с использованием ИКТ - технологий
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кожушко Наталья Андреевна

Конспект урока русского языка в 5 классе по диалектной лексике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme.docx769.57 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект  урока русского языка в 5 классе по теме: « Что такое лексика»

с использованием ИКТ - технологий, проведенного учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ 6 г.Георгиевска  Ставропольского края Кожушко Н.А.

Технологическая карта урока

Цели для ученика:

  • Иметь представление о разнообразии диалектной лексики Знать определения «слово», «лексика», «лексическое значение».
  • Уметь  формулировать и излагать собственную точку зрения.

Цели для учителя:

  • Учить анализировать предложенный материал, делать выводы.
  • Заинтересовать учащихся темой.
  • Организовать активную работу учащихся с целью получения новых знаний.

Форма проведения: урок (групповая работа)

Опорные понятия, термины: «слово», «лексика», «лексическое значение», «грамматическое значение», «лексикология», «диалектизм».

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1.Целевой

3 минуты

Учитель предлагает дать толкование словам:

- Отгадайте, что это?

Турлук

Бурак

Кочет

Учитель задаёт вопрос:

- О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о диалектных словах)

Активное слушание,  объяснение, определение темы

Беседа

Учебно-организационные: определение учебных задач, постановка целей

Определение темы урока

2. Актуализация знаний

5 минут

Учитель организует работу учащихся в группах

1) - Что вы знаете о диалектных словах? Обсудите ответ в группе Учитель предлагает представителям каждой группы выступить с сообщением. Высказывания учащихся обобщает.

2) - Продолжаем работать в группах. Задание: изучить оглавление учебника по теме «Диалектная лексика», обсудить, что уже знаете, что предстоит узнать .

Учитель предлагает представителя каждой группы рассказать, что знают по данной теме и что   предстоит узнать, изучая диалектные слова.

Активные формы: обсуждение

Исследуют оглавление, обсуждают, договариваются

беседа

Учебно-информационные:

работа с оглавлением.

Учебно-интеллектуальные: оперирование понятиями

Определили, что уже знают по данной теме, исходя их изученного в начальной школе

Выявили, что предстоит изучить в 5 классе

3.Содержательный

7 минут

Учитель предлагает группам выполнить следующие задания:

Прочитать текст казачьей песни

Записать в тетрадях непонятные слова

Дать определение найденным словам по тексту

Деятельностные формы:

Читают, выбирают материал, спорят над значениями, договариваются

Отчет представителей групп о проделанной работе

Групповая работа

Работа с текстом

Учебно-коммуникативные: выслушивание мнения других;

организация совместной деятельности;

владение культурой речи;

Учебно-интеллектуальные:

оперирование понятиями; классификация информации

Конкретизировали понятия «слово», «диалектизм», поработали с лексическим значением диалектных слов.

4. Операционно-деятельностный

15 минут

7 минут

Учитель предлагает каждой группе выполнить упражнения

1 гр. Выбрать 5 диалектных слов из толкового словаря, записать их толкование, придумать небольшую историю, включив в нее найденные слова

2 гр. Определить слова по их лексическому значению, составить словосочетания или предложения.

3 гр. Выписать по два существительных, прилагательных, глаголов, указать их грамматическое значение.

Отчет групп о выполненной работе.

Активно-деятельностные формы: работают со словарем, записывают словосочетания или предложения в тетрадях;

определяют слова по лексическому значению, составляют и записывают предложения в тетрадях;

выписывают слова, определяют грамматическое значение

Групповая работа

Выполнение упражнений

Учебно-коммуникативные:

выслушивание мнения других;

оценка разных точек зрения;

организация совместной деятельности;

владение культурой речи;

Учебно-интеллектуальные: оперирование понятиями;

Расширение словаря учащихся;

развитие речи;

опыт работы со словарем;

закрепление грамматических понятий;

5. Рефлексивный

8 минут

Оцените работу своей группы: ставим плюс, если отвечаем «Да», минус «Нет»(отвечает каждый ученик)

1.Я знаю, как называется единица языка.

2.Диалектизмы – это слова, бытующие в границах определенной местности.

3.Нет диалектных слов, не имеющих синонима в литературном языке.

4. На территории станицы тоже встречаются диалектные слова.

5. Диалектизмы могут быть разных тематических групп и частей речи.

 Спикеры групп оценивают работу группы (У каждого учащегося по 4 плюса- оценка группе «5» и т.д.)

Д.З.1) Составить план параграфа и пересказать по этому плану.

2) исследовать:

- какие словари предлагает Интернет?

- какие словари есть в домашней библиотеке?

Рефлексия и самооценка своей работы и работы группы

Учебно-коммуникативные:

организация совместной деятельности;

Учебно-интеллектуальные: оперирование понятиями;

Развитие аналитических способностей, самооценка

Исследовательские навыки

 

 

 

 

 

2.6. Аспектный анализ урока по теме: «Диалектная лексика» с применением мультимедийного сопровождения, проведенного учителем русского языка и литературы  МБОУ СОШ№20 станицы Подгорной Шаповаловой В.В.

Параметры анализа 

Урок: содержание и выводы 

Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ 

1

ФИО учителя

Шаповалова В.В.

2

Предмет

Русский язык

3

Класс

5 «А»

4

Обучающихся по списку

25

5

Обучающихся по факту

23

6

Своевременность явки учителя на урок.

Учитель начал урок вовремя

7

Готовность учителя к началу урока.

Учитель готов к началу урока

8

Готовность учащихся к началу урока. Организация класса.

Обучающиеся готовы к началу урока

9

Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика

Урок оснащен наглядными пособиями, компьютерная презентация; Учебник Ладыженская «Русский язык 5»

10

Санитарное состояние класса

Температурный режим

Проветривание

Освещение

Соответствуют санитарным нормам

11

Наличие технологической карты урока.

Технологическая карта урока в наличии

12

Соответствие темы урока календарно-тематическому планированию

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию

Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные)

1

Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний. Результативность урока: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.

«Открытие» нового знания»

Цель урока: Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия диалект.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

2

Организация проверки домашнего задания:

– полнота и глубина проверки;

– методика повторения, дифференциация заданий;

– охват учащихся проверкой, занятость класса;

– объективность оценки, аргументация отметки.

Весь класс активно работает при проверке домашнего задания

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ 

1

Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

Урок спланирован в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся

2

Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска

1.Обучающиеся выполняют диктант.

2.Взаимопроверка диктанта

3.Решают задачу

3

Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа.

Выполняют задания слайда в парах.

Осуществляют самопроверку.

Записывают результаты, работают в парах

4

Соотношение нагрузки на память и мышление обучающихся

Нагрузка на память и мышление учащихся соответствует возрастным особенностям обучающихся

5

Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы обучающихся.

Актуализация знаний о лексике; используется проблемный метод обучения

6

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

Используется метод самооценки

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1

Методы обучения (методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся)

Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов

На уроке используется проблемный метод обучения.

На уроке используются формы работы: Индивидуальная,

Фронтальная,

Парная.

Используемый метод целесообразен и обоснован

2

Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности

Актуализация знаний о словах ограниченного употребления

3

Использование установок в форме убеждения, внушения

Подвожу учащихся к открытию нового понятия

4

Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых

Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний;

1. Обучающиеся решают задачи

2.Обсуждают проблему и приходят к мнению, что им необходимы новые знания .

3.Формулируют тему и цель урока

5

Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся

Открытие нового понятия

Диалектная лексика ;

Обучающиеся самостоятельно работают со словарями

6

Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы

1.Обучающиеся выполняют диктант.

2.Взаимопроверка диктанта

3.Решают задачу

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке

7

Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы)

Подготовка к изучению литературы, истории, МХК

8

Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары

Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия

9

Включение в содержание урока упражнений творческого характера

Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем

Организую обсуждение: Какова была тема урока? Какие задачи ставили? Что применяли?

10

Деятельность обучающихся:

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностные: понимают, что такое диалектизм, умеют дать толкование словам

Познавательные: передают содержание информации в развернутом виде, осознанно и произвольно строят речевые высказывания

Коммуникативные: умеют оформлять мысль в устной и письменной речи с учетом ситуаций

11

Планирование задания на дом:

– объем, характер материала, его посильность;

– наличие и характер инструктажа;

- своевременность окончания урока.

Обсуждение задаваемого домашнего задания;

Объем и характер дом. Задания соответствует норме;

Урок закончен вовремя

Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА 

Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

1

Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

Эмоциональность урока на высоком уровне

2

Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность

Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность

3

Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными)

Темп урока оптимальный, все действия на уроке завершены

4

Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда

Атмосфера на уроке доброжелательная, способствующая активному творческому труду

5

Смена видов деятельности обучающихся, сочетание различных методов и приемов обучения

7 раз на уроке менялись виды деятельности; сочетались различные методы и приемы обучения

6

Соблюдение единого орфографического режима

Учитель следил за тем, чтобы обучающиеся соблюдали единый  орфографический режим

7

Обеспечение активного учения каждого школьника

На уроке обеспечивалось активное участие каждого ученика

8

Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с обучающимися.

Педагогическое поведение учителя на уроке было на высоком уровне, соблюдался педагогический такт и самообладание; корректное взаимоотношение с обучающимися

9

Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины

Учитель умело организовывал класс на учебную деятельность

10

Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

На уроке учитель владел голосом, правильностью речи, дикцией. Использовал артистическое умение, педагогическую технику исполнительского мастерства

11

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств)

Учитель рационально использовал средства обучения

12

Результаты урока:

– ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;– подведение итога урока;

– выполнение намеченного плана урока;

– достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока;

– качество знаний, умений, навыков обучающихся – достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных).

Обеспечение осознания обучающимися своей учебной деятельности на уроке.

Организую обсуждение: Какова была тема урока? Какие задачи ставили? Что применяли?

Обучащиеся проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Русский язык" 6 класс, по темам: "Лексика","Морфемика,"Морфология,"Синтаксис".

Закрепление изученного материала за курс 6 класса по основным разделам русского языка.К тестам прилагаются ответы....

Обобщение опыта по теме " Обучение русскому языку и литературе путем интеграции предметов гуманитарного цикла с использованием компьютерных технологий"

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА УЧИТЕЛЯРУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ и МХКМУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ –СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №63ПРИВОКЗАЛЬНОГО РАЙОНА г. ТУЛЫ...

План-конспект урока по немецкому языку (6 класс) на тему: "Работа с лексикой по теме: «За окнами - листопад»"

Цель урока: Познакомить учащихся с новой лексикой по теме «За окнами – листопад» и тренировать в её употреблении, повторить ранее изученную лексику....

Тест по русскому языку 5 класс по теме "Лексика"

Данный тест позволяет проверить знания учеников; развивать орфографические и пунктуационные навыки, навыки работы с тестами; формируется навык самоконтроля и самоанализа....

Программа профессионального самообразования преподавателя Русского языка и литературы «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках».

Программа профессионального самообразования преподавателя Русского языка и литературы «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологи...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Что такое текст-повествование, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Что такое текст-повествованиеЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представление о «тексте-повествовании», его отличительных признаках...