Статья "Формирование метапредметных УУД, влияющих на повышение учебной мотивации ребенка"
статья по русскому языку

Голубева Наталья Николаевна

    Изучение материала направлено на формирование умений, способствующих качественному усвоению той темы, которой посвящен урок.

      Умения - это способность учащегося применять на практике то или иное знание. Умения делятся на языковые (умение оперировать с языковыми единицами - от опознания до полного разбора), речевые (умение строить связную речь) и орфографико-пунктуационные. Умения и навыки по русскому языку формируются с помощью упражнений, поэтому виды упражнений тесно связаны с типами и видами умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных УУД,

влияющих на повышение учебной мотивации ребенка

Изучение материала направлено на формирование умений, способствующих качественному усвоению той темы, которой посвящен урок.

Умения – это способность учащегося применить на практике то или иное знание. Умения делятся на языковые (умение оперировать с языковыми единицами – от опознания до полного разбора), речевые (умение строить связную речь) и орфографико-пунктуационные. Умения и навыки по русскому языку формируются с помощью упражнений, поэтому виды упражнений тесно связаны с типами и видами умений. Не всякое упражнение может быть использовано для формирования того или иного умения.

Упражнения, формирующие учебно-языковые умения. М.Т. Баранов в статье «Выбор упражнений для формирования умений и навыков» (1,36) отмечает, что учебно-языковые умения – это мыслительные действия с изучаемым языковым материалом.

В учебных целях, работая с языковым и речевым материалом, учащиеся опознают звуки, буквы, части слова, морфемы, части речи и т.д., группируют их, устанавливают логические связи, производят анализ, т.е. указывают изученные признаки.

Действия по опознанию языкового и речевого материала – это опознавательное учебно-языковое умение; действие по группировке – это классификационное учебно-языковое умение; действия по выявлению всех изученных признаков – это аналитическое учебно-языковое умение (Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева (4,78) называют это умение синтетическим).

Выбор упражнений в первую очередь связан с видом того учебно-языкового умения, которое мы хотим сформировать.

Опознавательное умение формируется с помощью следующих упражнений:

  1. Доказательство принадлежности языкового явления к указываемому разряду.

Это упражнение изначальное. Оно состоит в обосновании отнесения языкового факта к той или иной категории. Для данного упражнения даётся задание доказать, что то или иное явление является таким, какое в данный момент рассматривается.

  1. Узнавание в данном дидактическом материале изучаемого языкового явления.

При выполнении этого упражнения никаких ориентиров для поиска не даётся. Ученик должен, используя свои знания об изучаемом явлении, либо устно назвать его, либо подчеркнуть в письменной работе, либо выписать (при выборочной записи). Выполнению перечисленных заданий предшествует работа по выяснению признаков, которые помогут дать правильный ответ. Одни из них имеют зрительную основу для запоминания и поэтому обеспечивают более лёгкое решение задачи (например, наличие шипящих, стечение согласных); для других требуется мыслительный анализ (например, при определении рода имён существительных - подстановка местоимения он, она, оно).

  1. Подбор примеров.

Это упражнение является опознавательным потому, что  также связано с узнаванием учеником соответствующих языковых явлений. Его выполнение предполагает большую самостоятельность учащихся: им придётся мысленно держать в уме нужные признаки и подбирать эти явления или выбирать из какого-то источника.

Классификационное умение формируется с помощью следующих упражнений:

  1. Определение основы группировки языковых явлений.

Среди классификационных данное упражнение является ведущим. Не умея определять основу группировки языковых явлений, ученик не может выполнить классификационные упражнения. Приводим примеры упражнений, направленных на развитие умения определять основу группировки языковых явлений.

а) Определите, какое фонетическое явление лежит в основе деления слов на две группы. Обратите внимание на выделенные буквы.

камень                            вагон

писать                        плот

синий                         красный

б) По какому признаку эти слова разделены на две группы:

умывающийся                занесённый

увядший                        постелённый

признавший                вымытый

в) Заполнение готовой таблицы примерами.

Перед выполнением этого упражнения необходимо изучить таблицу, т.е. выяснить суть названий граф и основу деления языковых явлений на группы.

     Действительные причастия

     Страдательные причастия

настоящего    времени

прошедшего  времени

настоящего    времени

прошедшего  времени

г) Распределение языковых явлений на группы по данной основе.

Для формирования данного умения используются списывание (в том числе выборочное) с группировкой и диктант (в том числе выборочный) с группировкой. Учащимся предлагается записать слова, словосочетания в две – три колонки. По группировке словосочетаний и предложений удобнее их писать не в столбик, а в строку.

д) Группировка языковых явлений, данных вперемешку.

е) Составление таблиц и заполнение их примерами.

Упражнение выполняется на основе знания темы таблицы и ясного представления учащимися возможных групп, на которые членится изучаемый языковый материал.

ж) Нахождение и исправление ошибок в группировках.

Для выполнения данного упражнения необходим специальный дидактический материал, содержащий ошибки в группировке слов, словосочетаний, предложений.

Аналитические (синтетические) упражнения представляют собой полный или частичный разбор слов, словосочетаний, предложений и текстов в соответствии с их грамматическими и семантическими признаками.

Для этой цели используются различные виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический и стилистический.

Упражнения, формирующие правописные (орфографические и пунктуационные) умения и навыки.

Основных орфографических и пунктуационных умений четыре:

1. Нахождение в словах орфограмм и пунктуационно-смысловых отрезков:

- нахождение в словах опознавательных признаков орфограмм, а в предложениях - пунктуационно-смысловых отрезков. Умение видеть указанные единицы письма опирается на знание их примет;

- называние (подчёркивание) всех орфограмм в словах (в какой-либо части слова), пунктуационно-смысловых отрезков в простом (сложном) предложении. Выполнение данного упражнения при обучении орфографии связано с различением двух видов написаний: написаний по произношению (дом, шум) и написаний не по произношению, а в соответствии с правилами и традицией письма (дома, топор, сучок) нахождение в словах опознавательных признаков орфограмм, а в предложениях - пунктуационно-смысловых отрезков. Умение видеть указанные единицы письма опирается на знание их примет.

2. Правильное написание слов с изученными орфограммами и правильная расстановка знаков препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами.

Для формирования этого умения имеются две группы упражнений:

- специальные – списывание и диктант.

а) Списывание опирается при обучении орфографии на зрительную и моторную виды орфографической памяти, а при обучении пунктуации – на семантико-грамматический и интонационный анализ предложения. При формировании орфографических умений важную роль во время списывания играет проговаривание во внутренней речи переписываемого, поэтому необходимо приучить учащихся проговаривать слова по слогам (т.е. прибегать к послоговому орфографическому проговариванию).

При списывании слов с пропусками букв учащиеся должны действовать по алгоритму:

  • В какой части слова сделан пропуск;
  • Проверяется ли орфограмма правилом;
  • Какой это вид орфограммы;
  • От каких условий зависит выбор данной орфограммы.

При формировании пунктуационных умений во время списывания с пропуском знаков препинания учащиеся должны следовать по следующему алгоритму:

  • Выявить особенности грамматической структуры предложения;
  • Выяснить, есть ли отрезок, который несёт дополнительную смысловую информацию;
  • Определить, каким пунктуационным правилом надо руководствоваться;
  • Выбрать соответствующие знаки препинания.

б) Диктант при обучении орфографии основывается на слуховой и речедвигательной орфографической памяти, а при обучении пунктуации – на смысловом и интонационном анализе предложения, мысленно проводимом учащимися.

- неспециальные правописные упражнения – творческий и свободный диктанты, конструирование, подбор слов на ту или иную смысловую тему, изложение и сочинение.

Основное назначение этих упражнений – это формирование либо учебно-языковых, либо речевых умений – некоммуникативных и коммуникативных. Орфографические и пунктуационные задачи при выполнении этих упражнений решаются после реализации основной цели. Попутная работа по орфографии и пунктуации выражается в предупреждении возможных ошибок.

Умение обосновывать выбор орфограмм в словах и знаков препинания в предложениях имеет решающее значение для овладения орфографическими и пунктуационными нормами. Опирается оно на знание детьми условий выбора орфограмм и знаков препинания и сформированное умение видеть «точки» применения орфографических и пунктуационных правил, обоснование выбора орфограмм и знаков препинания заключается в определении вида орфограммы и вида пунктуационно-смыслового отрезка и в перечислении условий, от которых зависит данное написание и постановка данных знаков препинания;

4. Нахождение и объяснение орфографических и пунктуационных ошибок.

Возникновение ошибок – закономерный этап освоения как орфографической, так и пунктуационной нормы учащимися, поэтому полностью исключить их появление нельзя. Важно научить учащихся умению находить ошибки и исправлять их.

При обучении орфографии используются следующие упражнения для обучения детей нахождению ошибок:

- послоговое чтение написанного (оно позволяет обнаружить искажения слов и нередко собственно орфографические ошибки);

- нахождение ошибок по их условным обозначениям, сделанным учителем в тетради ученика (условные значки корня, суффикса, приставки, подчёркивание слова);

- самостоятельное нахождение ошибки в словах (или в слове) на строке по знаку орфографической ошибки на полях тетради.

Упражнения, формирующие речевые умения.

К речевым относятся умения, связанные, во-первых, с подготовкой к работе над текстом, во-вторых, с работой над созданием текста. Умения, готовящие учащихся к работе над текстом, связаны с произношением, с обогащением словарного и грамматического запаса и обучением выбору слов и синтаксических конструкций при создании текста. Эти умения называются некоммуникативными. Они непосредственно не создают коммуникативную единицу – текст. Умения, непосредственно отражающие работу над текстом, связаны с осмыслением темы текста и с отбором содержания по теме, с планом расположения отобранного материала, с выбором языковых средств, с созданием самого текста и его редактированием. Эти умения называются коммуникативными.

  1. Некоммуникативные упражнения. С их помощью развиваются произносительные, лексические, формообразующие, синтаксические и речеведческие умения. Для работы используются следующие упражнения:

- имитация, или подражание, используется для формирования произносительных умений – правильного произношения звуков и правильной постановки ударения в словах;

- образование форм слова. Данное упражнение предназначено для усвоения нормы и предупреждения морфологических ошибок в речи школьника. Норма сообщается учителем, проговаривается учащимися;

- составление словосочетаний и предложений. Это упражнение используется для овладения нормами согласования, управления, нормами построения предложений разных видов и обогащение речи школьников синтаксическими конструкциями. Для придания этой работе  большей эффективности целесообразно проводить специальную предварительную рассредоточенную подготовку учащихся к изложениям и сочинениям. Применительно к пересказам она заключается в выборе из исходных текстов интересующих преподавателя словосочетаний и предложений и использовании их в качестве дидактического материала на уроках грамматики. При подготовке учащихся к сочинениям преподаватель, ориентируясь на смысл темы будущего высказывания, составляет возможные словосочетания и определяет конструкции предложений, которые могут использовать учащиеся в своих сочинениях. Составленные словосочетания и предложения также рассредоточенно включаются в уроки грамматики в качестве дидактического материала.

- переконструирование (или замена одних конструкций другими). Данное упражнение обучает детей умению выражать свои мысли в связном высказывании разнообразными способами. Опирается эта работа на знание учащимися синтаксических синонимов и целей их использования в тексте;

- составление словосочетаний и предложений со словами в определённом значении – важнейшее лексико-семантическое и лексико-стилистическое упражнение;

- подбор синонимов к данному слову обеспечивает усвоение как их семантики, так и их отличий в употреблении. Сопровождается данная работа составлением словосочетаний и предложений, а также анализом текстов, в которых употреблены слова-синонимы;

-  слов на ту или иную смысловую тему. Это упражнение используется как для введения в словарный запас новых слов, так и для подготовки к сочинениям на заданную тему. Элементы данного упражнения включаются в творческие диктанты, в сочинения по опорным словам;

- лексический эксперимент в качестве специального упражнения способствует выработке у школьников умения выбирать слова в соответствии с их лексическими значениями и стилистическими свойствами. Дидактическим материалом для такого упражнения служат незавершённые предложения. При списывании этого предложения учащиеся должны из материала для справок выбрать подходящее по смыслу слово.

2. Коммуникативные упражнения формируют коммуникативные  умения, а именно:

- создавать текст на заданную с учётом адресата, цели и стиля тему;

- ограничивать текст от нетекста;

- собирать материал в соответствии с темой;

- систематизировать  его, создавая рабочие материалы;

- отбирать языковые средства, соответствующие теме, адресату и стилю будущего текста;

- связно излагать мысли в форме того или иного типа речи;

- редактировать (улучшать) написанное.

Мы перечислили основные виды упражнений. Все они тесно связаны с умениями: каждое умение формируется определёнными видами упражнений. При обучении учащихся это обстоятельство необходимо соблюдать, выбирая для урока те упражнения, которые формируют соответствующие умения. Преобладать должны умения общеучебные.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет программу развития личности ребенка через формирование универсальных учебных действий (УУД). На первый план в процессе обучения выходят личностные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные) умения, которые, будучи подкреплены учебной мотивацией ребенка (личностные УУД), приводят учащегося путем применения общеучебных способов действия (метапредметные УУД) к умению учиться, т.е. к успешному усвоению новых знаний (самостоятельное овладение предметными умениями).    

Следовательно, при составлении учебно-дидактического материала по теме урока учитель будет использовать те упражнения, которые помогут формировать общеучебные умения (метапредметные), влиять на повышение учебной мотивации ребенка (личностные УУД)  и приведут к самостоятельному открытию нового знания учеником (предметные УУД), т. е. обеспечат формирование важнейшей компетенции личности – умения учиться.  

Литература:

  1. Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков. // РЯШ. – 1993, № 3;
  2. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010;
  3. Диктанты с заданиями для старшеклассников. - М.: Чистые пруды, 2005;
  4. Литневская Е.И., Багрянцева В.А.Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проект, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности познавательного процесса

Вопрос о повышении учебной мотивации стоит сейчас очень остро. Каждый учитель старается соответствовать современным требованиям преподавания своего предмета....

Родительское собрание по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»

Родительское собрание по теме«Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»...

Выступление на тему «Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».

Выступление на тему«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности учебной деятельности».Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения м...

Диагностика мотивации к учению. Повышение учебной мотивации у обучающихся. (опыт представлен в ОУ 2023г. и в 2024г.)

С помощью каких методик я исследую уровень мотивации к учению?При поступлении в 1 класс (возраст до 8 лет) используется методика – «Беседа о школе» Т.А. Нежновой (исследо...

Диагностика мотивации к учению. Повышение учебной мотивации у обучающихся с помощью чисел и цифр.

Диагностика мотивации к учению. Повышение учебной мотивации у обучающихся с помощью чисел и цифр....