«Простые и составные предлоги»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostye_i_sostavnye_predlogi.docx157.29 КБ
Файл prostye_i_sostavnye_predlogi.pptx630.76 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект открытого урока

по русскому языку

по теме « Простые и составные предлоги».

7 класс

Предмет: русский язык

Класс: 7

Учитель русского языка: Лореш Наталья Валерьевна

Учебник: Русский язык. Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2019

Цели:

Образовательные: дать понятие о простых и составных предлогах, сформировать знания, умения, навыки различать простые и составные предлоги; проверить знания учащихся по теме «Предлог»

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, память; формировать направленность личности на рефлексию собственной деятельности; развивать грамотную и образную речь, умение анализировать, формулировать вопросы.

Воспитывающие: воспитывать интерес к изучению русского языка, к родной природе, Родине.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Используемые технологии: проблемная технология, информационно- коммуникативная, здоровьесберегающая.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Планируемые результаты:

1.Предметные: знать, какие предлоги являются простыми, какие составными; уметь находить простые и составные предлоги; группировать словосочетания с простыми и составными предлогами.

2.Метопредметные: осознание целей учебной деятельности и умение их пояснить; анализировать и извлекать необходимую информацию, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

3.Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, критически оценивать свой результат, творчески относиться к учебному процессу.

Оборудование: компьютер, проектор.

Методическое обеспечение урока: презентация к уроку «Простые и составные предлоги»; раздаточный материал.


Ход урока

I.Организационный момент.

Добрый день, ребята!

Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи и постарайтесь сохранить хорошее настроение на весь день.

Присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

II. Актуализация знаний

Мотивация.

-Ребята, прослушайте отрывок из стихотворения и ответьте на вопрос.

- Какова тема данного поэтического отрывка?

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

(Е.А. Баратынский)

Слайд 3.Найдите в отрывке словосочетания с предлогом, дайте характеристику предлогов.

1)«Четвертое лишнее»

А) вокруг, около, у, мимо                      а)на,  через, вдоль, над

Б) в течение, из-за, вследствие,          б) благодаря, с, под, из-под

в продолжение

-Какими по своему происхождению являются предлоги в 1 колонке?

- ….во 2 колонке?

III.) Постановка учебной проблемы

-Чем отличаются предлоги 1 и 2 колонок? Ребята, мы можем ответить на этот вопрос?

 (Мы не знаем. Возникла проблема.)

 -Что можете сказать о предлогах с точки зрения их  строения?

-Назовите предлоги, состоящие из одного слова. (Отвечают)

- Назовите предлоги, состоящие из двух слов.

-Скажите, какие из этих предлогов называются простыми, а какие — составными?

(Ребята отвечают)

Слайд 4. Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми, а состоящие из двух слов — составными.

Значит, тема сегодняшнего урока: (дети отвечают) Простые и составные предлоги. (Запись числа и темы в тетрадь. )

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

Цель урока: познакомиться с простыми и составными предлогами, научиться различать простые и составные предлоги.

III. Изучение нового материала

  1. Работа с учебником.

- Ребята, откройте учебник, проверьте, правильно ли мы рассуждаем? Прочитайте материал на стр. 141.

Перескажите друг другу(работа в парах)

- Ребята, вернёмся к нашей проблеме. На какой вопрос мы не могли ответить? Как мы теперь на него ответим?

2.Цифровой диктант.(Работа в парах)

2.1. Цифровой диктант

Предлог – это служебная часть речи.(1)

Предлоги бывают простыми и составными.(1)

Предлоги могут употребляться как с одним падежом, так и с несколькими.(1)

В предложении предлог является дополнением.(0)

Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.(1)

Предлог благодаря является производным. (1)

Предлоги из-за, из-под пишутся раздельно. (0)

По происхождению предлоги могут быть производными и непроизводными. (1)

Слайд 5.2.2.Перед вами слайд с простыми и составными предлогами. Если в словосочетании простой предлог, вы должны поставить цифру -1, составной – 2.

На маленькой полянке, бочки из-под дёгтя, в течение двадцати лет, шорох усиливается по мере приближения, в следующем году, по причине вашего отсутствия, растёт вблизи леса.

Слайд 6.Производим взаимопроверку. Код:1,1,2,2,1, 2, 1.

Слайд 7.Критерии оценки:

«5»- 7 правильных ответов

«4»-6 правильных ответов

«3»-5-4 правильных ответов

«2»- меньше четырёх правильных ответов

Физкультминутка.

Ребята, встали, мы отправляемся с вами в лес на прогулку.

Посмотрели вперёд, видна ли эта поющая птица?

Повернулись направо, нет ли опасности?

А что это там, внизу?

Нет, показалось.

Может быть, опасность ждёт нас слева? Нет.

Высоко ли солнце? Успеем ли мы вернуться обратно?

Посмотрите по сторонам, никто не отстал в пути?

Замечательно. Передохнули?

3.Работа с текстом (в группах).

Карточка №1

Задание: -Определите стиль текста, тему, главную мысль.

- определите лексическое значение слова половодье (см. толковые словари)

- выписать словосочетания с простыми (1 вар.) и составными (2 вар) предлогами

Волга вследствие малого падения имеет медленное течение и извилиста. Она так же, как и все реки Русской равнины, питается водой неравномерно. Главная масса воды поступает весной во время таяния снегов. Уровень воды в течение весеннего половодья поднимается местами на 11-20 метров против летнего. Летом все приходит в норму.

Карточка №2

Задание: подчеркните словосочетания с предлогом, дайте характеристику предлогов. Определите стиль текста, тему, главную мысль.

В богатствах календаря русской природы март числится первым месяцем весны.

Почти неслышной и невидной жизнью, доступной лишь зоркому глазу и чуткому уху, живет в эту пору едва пробудившийся лес. Прозрачно и чисто небо с высокими легкими облаками. По – весеннему пахнет воздух. Вот почти над самой головой послышалась трель дятла. Вот, уронив обгрызенную шишку, метнулась на вершину дерева легкая белка. Прыгая с сучка на сучок, над самым сугробом по – весеннему тенькает синица.

С каждым днем сильнее греет солнце. Бегут под снегом весенние ручейки. Март – праздник света и воды. ( по Соколову- Микитову)

Карточка №3.

Работа по картине И.Левитана «Март». Работа с текстом. Задание: вставьте в текст определения в соответствии с изображенным на картине. Предлоги возьмите в прямоугольник.



C:\Users\1\Desktop\_Kopiya.Mart - копия (2).jpg

«Март» - один из лучших пейзажей И. Левитана____день. Справа виднеется стена ____дома. Дом освещён ___лучами весеннего солнца, и поэтому он кажется оранжевым в тех местах, куда прямо падают солнечные лучи.

Возле дома стоят____берёзки. Их верхушки тонким узором рисуются на фоне ____неба. Слева темнеют ___ели., подчеркивая белизну стволов берёз. Лучи солнца озаряют верхушки деревьев. От деревьев на снег падают ____тени. Снег на картине имеет множество цветовых оттенков: около деревьев - ___, на дороге - ___.

___пятном выделяется лошадь, пригревшаяся на солнце. Хочется подышать____воздухом..

Обобщение

-Какой темой объединены тексты, прозвучавшие на уроке?

Слайд 8.-Тексты каких стилей были представлены

IV.Самостоятельная работа с самопроверкой. 

Тест

1)Найдите неправильное утверждение:

А)Предлог- это служебная часть речи.

Б)Предлоги бывают производными и непроизводными.

В)Предлоги являются членами предложения.

2. Укажите словосочетание с предлогом.

А) Распустилась под окном;
Б) Саша и Даша;
В) Не было никого

3. Укажите словосочетания с производными предлогами

А) Из далекой страны;    
Б) находился в течение дня
В) благодаря выпавшему снегу

4. Укажите словосочетания с простыми предлогами.

А) Из далекой страны;    
Б) находился в течение дня;
В) благодаря выпавшему снегу

5.Укажите предложение с составным предлогом.

А) О новых приключениях ребят мы узнаем в продолжении рассказа.

Б) В продолжение ночи я не спал ни минуты.

В) Сзади шли вязальщицы.

Самопроверка теста. 1 в 2 а 3 б ,в 4.а в 5.б

Слайд 10.Выпишите предлоги из предложений в два столбика: 

                  простые       и        составные

  1. В течение всего дня шел дождь.
  2. В заключение вечера был концерт.
  3. Река в течении своем делает много поворотов.
  4. В продолжение повести мы узнали о судьбе героев.
  5. Из-за болезни я не мог посещать школу.
  6. Говорил тихо, несмотря на друзей.
  7. Я хотел поговорить с вами насчет квартиры.
  8. Подложили цепи под колеса вместо тормозов.
  9. Прилагательное согласуется с существительным в роде.
  10. В отличие от одноклассников он не собирался в институт.
  11. Над морем становится по-прежнему тихо.
  12. Антон приехал к нам из города.

V.Повторение.

Слайд 11.

-Составьте «Кластер» по теме «Предлог»

(дети выходят к доске по цепочке, записывают по одному понятию).

Слайд 12. VI.Рефлексия

-Какова цель нашего урока?

Продолжите:

- Я узнал…

Я научился…

Я понял, что могу…

Мне понравилось…

VII.Подведение итогов урока.

Слайд 13.Домашнее задание.

1.Выучить материал параграфа 55.

2. Выполнить упражнение 345 , обозначить графически в своей работе предлоги.

Выставление отметок.

Ребята, мы на уроке сегодня оценивали 2 вида деятельности, посчитайте, сколько баллов вы набрали, посмотрите критерии оценивания и поставьте за работу на уроке отметку.

Мне очень понравилось работать с вами. Вы были активны, любознательны, настойчивы в добывании знаний. Молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОГИ Открытый рок русского языка в 7 классе Выполнила: Лореш Н.В., учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Цели: Образовательные: дать понятие о простых и составных предлогах, сформировать знания, умения, навыки различать простые и составные предлоги; проверить знания учащихся по теме «Предлог» Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, память; формировать направленность личности на рефлексию собственной деятельности; развивать грамотную и образную речь, умение анализировать, формулировать вопросы. Воспитывающие: воспитывать интерес к изучению русского языка, к родной природе, Родине.

Слайд 3

«Четвертое лишнее» А) вокруг, около, у, мимо а)на, через, вдоль, над Б) в течение, из-за, вследствие, б) благодаря, с, под, из-под в продолжение

Слайд 5

На маленькой полянке, бочки из-под дёгтя, в течение двадцати лет, шорох усиливается по мере приближения, в следующем году, по причине вашего отсутствия, растёт вблизи леса.

Слайд 6

Взаимопроверка Код: 1,1,2,2,1, 2, 1.

Слайд 7

Критерии оценки: «5»- 7 правильных ответов «4»-6 правильных ответов «3»-5-4 правильных ответов «2»- меньше четырёх правильных ответов

Слайд 9

Самопроверка теста. 1 в 2 а 3 б ,в 4.а ,в 5.б

Слайд 10

В течение всего дня шел дождь. В заключение вечера был концерт. Река в течении своем делает много поворотов. В продолжение повести мы узнали о судьбе героев. Из-за болезни я не мог посещать школу. Говорил тихо, несмотря на друзей. Я хотел поговорить с вами насчет квартиры. Подложили цепи под колеса вместо тормозов. Прилагательное согласуется с существительным в роде. В отличие от одноклассников он не собирался в институт. Над морем становится по-прежнему тихо. Антон приехал к нам из города.

Слайд 12

-Какова цель нашего урока? Продолжите: - Я узнал… Я научился… Я понял, что могу… Мне понравилось…

Слайд 13

Домашнее задание. 1.Выучить материал параграфа 55. 2. Выполнить упражнение 345 , обозначить графически в своей работе предлоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Производные и непроизводные, простые и составные предлоги. Правописание предлогов.

Данная презентация предназначена для закрепления знаний по теме "Предлог". Ею можно воспользоваться в 8 - 11 классах  при повторении и подготовке к экзаменам. Предлоги: производные, непроизводные...

Простые и составные предлоги 7 класс

Урок изучения нового материала....

Конспект урока "Простые и составные предлоги" (7 класс)

На уроке обучающиеся знакомятся с новой темой и закрепляют ранее изученный материал....

Урок русского языка по теме: «Простые и составные предлоги» (7 класс)

Презентация к уроку русского языка по теме «Простые и составные  предлоги» (7 класс)....

Простые и составные предлоги

Методические материалы по теме "Простые и составные предлоги"...

Урок для 7 класса. Предлог как часть речи. Простые и составные предлоги

Урок для 7 класса. Предлог как часть речи. Простые и составные предлоги с презентацией...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога"...