Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Простые и составные предлоги.

Морфологический разбор предлога.

Цели:

Образовательные: дать понятие о простых и составных предлогах, сформировать знания, умения, навыки различать простые и составные предлоги; проверить знания учащихся по теме «Предлог»

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, память; формировать направленность личности на рефлексию собственной деятельности; развивать грамотную и образную речь, умение анализировать, формулировать вопросы.

Воспитывающие: воспитывать интерес к изучению русского языка, к родной природе, Родине.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Используемые технологии: проблемная технология, информационно- коммуникативная, здоровьесберегающая.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Планируемые результаты:

1.Предметные: знать, какие предлоги являются простыми, какие составными; уметь находить простые и составные предлоги; группировать словосочетания с простыми и составными предлогами, выполнять морфологический разбор предлога.

2.Метапредметные: осознание целей учебной деятельности и умение их пояснить; анализировать и извлекать необходимую информацию, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

3.Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, критически оценивать свой результат, творчески относиться к учебному процессу.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Упр. 340.

III. Синтаксический разбор предложения.

 Солнце перед  закатом вышло из-за туч, покрывающих небо.

Предложение повествовательное,  невосклицательное, простое, распространенное, двусоставное, осложнено причастным оборотом.

IV. Лингвистическая разминка.

Исправьте речевые ошибки.

Ты любишь пирожки с капусты? Согласно приказа вы приняты на работу с завтрашнего дня. По истечению срока договора выплачивается зарплата и премия.

/Ты любишь пирожки из капусты? Согласно приказу вы приняты на работу с завтрашнего дня. По истечении срока договора выплачивается зарплата и премия.

Предлог по в значении «после чего-либо» употребляется с именем существительным только в форме предложного падежа.

V. Фронтальный опрос.

Что такое предлог?

Предлог – служебная часть речи, которая используется для связи слов в словосочетании и предложении.

Можно ли обойтись без предлогов?

Какие предлоги называются производными?

Какие предлоги называются непроизводными?

Как отличить производный предлог от другой части речи?

- к предлогу нельзя поставить вопрос;

- у предлога нет самостоятельной роли.

Вследствие усталости переход длился дольше.

В следствии использованы показания свидетелей.

VI. Формулирование учащимися темы и цели урока. Изучение нового материала

Столбики предлогов:

В                                       В течение

На                                     В продолжение

Благодаря                        В силу

При                                  В отличие от

Через                                В связи с

Вокруг                             Несмотря на

- Чем отличаются предлоги?

- В одном столбике предлоги простые, в другом составные.

- Кто попробует сказать, в чём отличие простых предлогов от составных?

1-й столбик — это предлоги, состоящие из одного слова.

- Назовите предлог, состоящий из двух слов.

2-й столбик — это предлог, состоящий из двух слов.

- Скажите, какие из этих предлогов называются простыми, а какие — составными?

Предлоги, состоящие из одного слова, называются про¬стыми, а состоящие из двух слов — составными.

Простые (состоят из одного слова): в, с, к, у, над, на, перед, при и другие;

составные (состоят из нескольких слов): несмотря на, в отличие от, в связи с и другие;

Мы познакомились с простыми и составными предлога¬ми. Значит, тема сегодняшнего урока:

Простые и состав¬ные предлоги.

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

- Как вы думаете, каковы цели нашего урока?

( 1) познакомиться с простыми и составными предлогами, научиться различать простые и составные предлоги.

Замечание учителя: не надо принимать предлоги из-за, из-под за составные. Они состоят из одного слова, образовались путем соединения двух непроизводных предлогов.

Разряды предлогов по составу: простые (состоят из одного слова):при, через, среди, вокруг. Составные (состоят из двух-трех слов):несмотря на, невзирая на, по мере, в течение, в продолжение, в связи с..

Простые предлоги

ввиду (= «по причине»)

вследствие (= «из-за»)

наподобие, вроде(= «подобно»)

насчёт (= «о»)

вместо

внутри

вслед

навстречу

          Составные предлоги

в деле            в силу

в области       в смысле

в отношении       по мере

в меру        по поводу

в течение        по причине

в продолжение        в виде

в отличие         за исключением

в заключение       за счёт

в связи       в целях

вдоль по      по случаю

Задание. Определите простой или составной предлог в словосочетании используется:

Растет вдоль забора, катались на коньках, рос над водой, закрыть в связи с морозами, жить у моря, показалось из-за туч

VII. Цифровой диктант.(Работа в парах)

Если в словосочетании простой предлог, вы должны поставить цифру -1, составной – 2.

Рос на маленькой полянке, бочки из-под дёгтя, находился в течение двадцати лет, усиливается по мере приближения, будет в следующем году, уйти по причине вашего отсутствия, растёт вблизи леса.

Производим взаимопроверку. Код:1,1,2,2,1, 2, 1.

Критерии оценки:

«5»- 7 правильных ответов

«4»-6 правильных ответов

«3»-5-4 правильных ответов

«2»- меньше четырёх правильных ответов

VIII. Закрепление темы «Простые и составные предлоги»     Выполнение упр. 344.

IX. Изучение темы «Морфологический разбор предлога»

 Слово учителя.

План морфологического разбора предлога несложен. Во-пер¬вых, как и в любой части речи, надо определить часть речи и общее значение.

Во-вторых, необходимо указать морфологические признаки предлога. Набор этих признаков невелик: предлоги бывают про¬изводные и непроизводные, простые и составные. Общий признак предлога - неизменяемость. Чтение учебника. C. 142. Письменный разбор запишите в тетрадь.

Образец письменного разбора.        Образец устного разбора.

Дождь шёл в течение часа.

 

I.В течение (часа) – предлог, служит для соединения слов в словосочетании (шёл в течение часа).

II.Составной, производный, неизменяемый.        Дождь шёл в течение часа.

 

I.В течение (часа) – предлог, служит для соединения слов в словосочетании (шёл в течение часа).

 

II.Составной (состоит из двух слов), производный (образован путём перехода предлога+ сущ.), неизменяемый.

Запишите предложение:

Чайки летали вокруг скалистого острова, высматривая рыбу у поверхности воды.

- Выполните:

- морфологический разбор предлогов;

Вокруг - предлог.

1. Летали вокруг острова.

2. Морф. призн.: прост., пр., неизм.

У - предлог.

1. Высматривая у поверхности.

2. Морф. призн.: прост., непр., неизм.

Книга лежала на столе. Предлог НА служит для связи главного слова лежала с зависимым существительным столе в предложном падеже.

Несмотря на мороз, мы пошли на каток. Предлог несмотря на служит для связи главного слова пошли с зависимым существительным мороз в винительном падеже.

Итак, чтобы указать часть речи и ее общее значение, мы указываем, например, что НА – предлог, обозначаем главное слово, а над зависимым проставляем падеж.

X. Занимательная лингвистика

В каких значениях употреблено слово предлог в стихотворе¬

нии А. Шибаева?

Нет предлога

Чудесный выдался денек,

 А я учу предлоги...

Я должен твердо знать урок:

 У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

 Скрестив под стулом ноги:

 «Что значит - «по»?

«Что значит - «за»?

И «за», и «по» - предлоги...»

 А хорошо бы - ЗА порог

И - мчаться ПО дороге!..

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

ПРЕДЛО́Г1, -а, м. Повод к чему-л., вымышленная причина.

ПРЕДЛО́Г2, -а, м. Грамм. Служебная часть речи, которая используется для связи слов в словосочетании и в предложении.

XI «Лови ошибку!» («+» «- « в тетрадь)

Предлог – это служебная часть речи.(+)

Предлоги бывают простыми и составными.(+)

Предлоги могут  употребляться как с одним падежом, так и с несколькими.(+)

В предложении предлог является дополнением.(-)

Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.(+)

Предлог благодаря является производным. (+)

Предлоги из-за, из-под  пишутся через дефис. (+)

По происхождению предлоги могут быть производными и непроизводными. (+)

VI.Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке?

Продолжите:

- Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

VII.Подведение итогов урока.

Какие предлоги называются простыми, а какие составными?

Домашнее задание.

1. параграфы 55-56.

2. упражнение 347 .

Задание. Запишите и выполните морфологический разбор предлогов.

В течение всех каникул мы путешествовали.

          В течении некоторых рек бывают опасные места.

Задание. Выпишите предлоги из предложений в два столбика:

                  простые       и        составные

1.        В течение всего дня шел дождь.

2.        В заключение вечера был концерт.

3.        Река в течении своем делает много поворотов.

4.        В продолжение повести мы узнали о судьбе героев.

5.        Из-за болезни я не мог посещать школу.

6.        Говорил тихо, несмотря на друзей.

7.        Я хотел поговорить с вами насчет квартиры.

8.        Подложили цепи под колеса вместо тормозов.

9.        Прилагательное согласуется с существительным в роде.

10.        В отличие от одноклассников он не собирался в институт.

11.        Над морем становится по-прежнему тихо.

12.        Антон приехал к нам из города.

Карточка № 1

Определите часть речи выделенного слова в каждом предложении

 1) Струящаяся зелень берёз, как неохватная, необозримая зелёная река в неровно шевелящихся солнечных пятнах, стремилась, текла в одном направлении СОГЛАСНО и ровно. (Проскурин П.)

2) Где-то в отдалении, внизу, стучали и перекатывались шаги торопливо расходившихся, СОГЛАСНО приказу, новоявленных артиллеристов. (Булгаков М.)

3) Хор пел СОГЛАСНО и чинно. (Нагишкин Д.)

4) Оба моряка СОГЛАСНО кивнули головами. (Тренев В.)

5) В кабинете робко гремели стулья, приглашённые рассаживались ВДОЛЬ стен. (Дудинцев В.)

6) Был там, например, деревянный сундучок, сработанный сельским плотником лет сто назад. Крышка его, треснутая ВДОЛЬ, грозила развалиться. (Дудинцев В.)

7) И мы увидели первую звезду, пробивавшуюся ВДОЛЬ Млечного Пути. (Бабель И.)

8) Струи вод этой священной реки проходили ВДОЛЬ берега. (Воскобойников В.)

Карточка №2

 Определите часть речи выделенного слова в каждом предложении

1) Офицеры, стоявшие ВОКРУГ, засмеялись. (Рысс Е.)

2) От орудийной стрельбы гудело все ВОКРУГ, вздрагивала земля от взрывов. (Толстой А.)

3) Динка тщетно оглядывается ВОКРУГ и, неторопливо постукивая пальцами о прилавок, ждёт. (Осеева В.)

4) ВОКРУГ небольшого озера с глинистыми берегами росли кусты, в них и устраивал засаду охотник. (Воскобойников В.)

5) ВНУТРИ, если войти с улицы, был маленький полутёмный дворик. (Белых Г.)

6) Орехи были еще зелёные, ВНУТРИ них, словно в вате, лежали маленькие ядрышки. (Осеева В.)

7) Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен ВНУТРИ и величественен снаружи. (Грин А.)

8) Двери распахнуты, ВНУТРИ ни души. (Иванов В.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме:"Союзы и предлоги"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Сладковского района «Александровская средняя общеобразовательная школа» Конспект урока по русскому языку в 7 классеЗакрепление и обобщение ...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Морфологический разбор имени числительного"

Работа представляет собой технологическую карту урока с использованием системно-деятельностного подхода.  Урок построен в форме тематической олимпиады, сопровождается презентацией. К уроку прилагаются...

План-конспект урока по русскому языку "Синтаксическая роль глагола. Составное глагольное сказуемое"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №240 г.Борзи»       Конспект урока русского языка в 6 классе...

Разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Морфологический разбор наречия"

Данный урок является 5 уроком по разделу «Наречия». Познакомившись с наречием как частью речи, мы изучаем морфологический разбор, обобщая изученные признаки части речи. В принципе, изучение каждой час...

Конспект урока по русскому языку на тему "Повторение и обобщение по теме "Предлог"

Конспект урока по русскому языку для 7 класса можно использовать как повторительно-обобщительный материал перед контрольным диктантом по теме "Предлог"....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами."

Данный урок по типу является уроком изучения новой темы. На этапе повторения изученного материала ребята списывают текст со слайда, расставляя знаки препинания, это позволяет проверить, как ребята усв...